О пушкинистах. 1. Котляревский Н. А. Продолжение 1

Владимир Блеклов
                О ПУШКИНИСТАХ. 1. Котляревский Н.А. 
                1.
                По предложенной мною, в статье «Пушкина – заговорили!», теме что-то говорить -  сложно, а вести разговор о работе Пушкинского дома  – ещё сложнее. Поэтому поступим так. Сразу же специально выделю, что разговор о работе  научных учреждений, каким является и Пушкинский дом в Петербурге, специфичен и сам по себе. Ибо в каждом научном учреждении постоянно идёт борьба мнений, взглядов в самой среде ученых (или в том или в другом коллективе научных сотрудников). А люди есть люди! В этом отношении - даже масоны могут быть не причём! Особенно это чувствовалось, замечу, в советское время. Причем, по многим направлениям.
                Примеры-факты, тому: разные, там, академики типа знаменитого академика Лысенко, задержавшего развитие генетики, в нашей стране, на многие десятилетия. Значительно пострадали, при таких научных псевдо авторитетах – их даже можно назвать и «культами той или другой фигуры» в научном мире - и многие научные дисциплины, приведшие потом Мир: к телеграфу, к радио, к телевидению, к интернету, к мощным ЭВМ, к космонавтике, к мобильному телефону, и прочее. Не был большим секретом и тот факт, что велась жесткая борьба, к примеру, между разными КБ в авиации. Или, тоже в качестве факта, кукурузная эпопея и целина при Н. Хрущеве. Поворот рек при Советской власти. И так далее.
                Говоря о жесткой борьбе, я имею в виду и жестокую борьбу, приводившую к трагедиям. Так тот же академик Лысенко купался в лучах славы, а Вернадский, истинный ученый, погиб от голода. И так далее. И это – первое, что хотелось бы – непременно выделить.
                Второе, тоже характеризующее, в общем-то, как научные коллективы, так и советскую эпоху в целом. Это обязательно образующаяся, при этом, некая «накатанность» так называемого исследовательского пути. Накатанность (то есть не тернистый путь поиска!), при которой в советское время образовывалась легкость получения научными сотрудниками, того или другого научного коллектива, ученых званий: кандидат наук, доктор наук, академик РАН, и прочее. Схема была отработана, в этом отношении, до блеска! После защиты диссертации – обязательный ресторан! Хотя сама диссертация часто была, если говорить мягко, без важных, для той или иной научной дисциплине,  открытий.
                Пример-факт, тому, защита диссертации Раисой Горбачевой, жены М.С. Горбачева. Да и многими другими «деятелями» от науки. Что продолжается, - пожалуй, с большим размахом - и в наши дни. Ибо в борьбу вступил и золотой телец. Однако пора перейти к пушкиниане. Выделю, к пушкиниане как тоже сложной научной дисциплине. 
                Пожалуй, начну со статьи «Помощь Николая II по творчеству Пушкина», опубликованной, мною, на обоих порталах Российского Литературного клуба. Со статьи, в которой я выделил, что Пушкинский дом был создан 15 декабря 1905 года и что первым директором Пушкинского дома был Н. А. Котляревский. Он проработал в этом качестве:  1910—1925 годы. Названную же статью вы можете прочитать по сноске:
http://www.proza.ru/2011/01/27/1079  . А сама история создания Пушкинского дома такова:
                «Пушкинский дом создан 15 декабря 1905 по инициативе ряда деятелей русской культуры. В 1899 году при Академии наук была создана Комиссия по подготовке празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина, которая изначально планировала поставить памятник поэту, однако постепенно идея трансформировалась в создание музея. Основной фонд Пушкинского Дома собрал Б.Л. Модзалевский. Ему же принадлежал проект «Положения о Пушкинском Доме», утверждённый императором Николаем II в 1907 году. В апреле 1906 на приобретение библиотеки Пушкина были выделены правительственные средства, и она была передана Пушкинскому Дому, став началом огромной коллекции книг, рукописей и предметов, связанных с именем великого русского поэта. Значительная часть коллекции была приобретена от парижского музея-собрания А.Ф. Онегина (Отто). Собрание Онегина было приобретено Императорской Академией Наук 15 мая 1909 года, но оставалась в пожизненном пользовании парижского коллекционера. В 1922 году коллекция Пушкинского Дома пополнилась фамильными реликвиями и документами, хранившимися в семье Ганнибал, их передала музею троюродная сестра Пушкина, Анна Ганнибал. В 1925 году Онегин скончался, а в 1928 году его коллекция также была перевезена в Пушкинский Дом. С 1995 года Пушкинский Дом входит в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия».
                А сейчас попытаюсь поговорить именно о Н.А. Котляревском, как о первом директоре Пушкинского дома. Да и как о филологе, пушкинисте и просто человеке (и личности!), в ведении которого и находилось такое научное учреждение как Пушкинский дом в Петербурге. Пожалуй, начну разговор, о нём, со следующего.
                2.
          Продлжение следует