Каштан-долгожитель

Генадий Леонов
 

           «Не знаю, как у них на Западе…», а в Баку осень всегда  приходила неожиданно, с неожиданным холодным северным ветром и запахом жареных каштанов. Как правило, ветру предшествовали прекрасное теплое утро и солнечная  первая половина дня. Но после обеда, ближе к вечеру суровый хазри заставлял всех вспомнить, наконец,  о календаре, о неизбежном прощании с летом… 

            Затем, одетых уже по осени людей начинал будоражить запах жареных каштанов, исходивший из специальных, невесть где хранившихся весь год жаровень-пароварок.  Тут же, на улице приготовленные каштаны и продавались. 

            Но герой этой миниатюры вовсе не извлечен из бумажного кулька, в котором продавались «жареные» на пару съедобные каштаны с длинным прямым носиком. 

            Он почти в два раза крупнее своих съедобных собратьев, отличается от них более темной блестящей скорлупой и практически незаметным носиком. 

            Пересеклись наши с ним пути совершенно неожиданно и так давно, что точную эту дату и не помню. Но было это утром и  не меньше четверти века назад. 

            Спешу как-то к станции метро наискосок через Площадь. Мы всегда так ходили, вначале по протоптанной нами тропинке между деревьями, а потом, когда с нами устали бороться, по той же тропинке, но уже замощенной плиткой.   

            Сад имени 26-ти Бакинских Комиссаров, именуемый всеми жителями окружающих его домов, как Площадь, многократно менял свой облик. Неизменными после реконструкций оставались величавые кипарисы, как символы вечной печали. Высаженные давным-давно моим дядей Пашей в период его работы у главного агронома города Барякина. 

            А с 1970 года со стороны проспекта Кирова, откуда начинала свой марш очередная смена Почетного караула у Вечного огня, Площадь встречала нас ослепительно белыми свечками каштанов и нежно-розовыми пушистыми гроздьями японской мимозы. 

            Привыкшие к этим редким для Баку деревьям, мы зачастую и не замечали их, занятые своими текущими делами и проблемами. 

            Но не в этот раз! Один из каштанов решил напомнить мне о себе и запустил в меня свой зелено-колючий плод – «ежик». Пронесшийся рядом с головой  «ежик» смачно шлепнулся о бетонную плиту, заставив меня остановиться и обернуться. Сквозь лопнувшую кожуру темнелась темно-коричневая кожура каштана.  Выковырял я его из лопнувшей колючей кожуры, полюбовался им  и засунул в карман. В течение дня еще несколько раз рассматривал находку. А потом… забыл о ней. 

            Вспомнил я о каштане через пару месяцев, найдя его в своем «командировочном» портфеле. Находясь, конечно же, в командировке… И снова отправился каштан «на хранение», на этот раз в карман пиджака… 

            И вот уже много лет я периодически нахожу его в одном из карманов или где-либо в сумке и снова перекладываю его на очередное место хранения.

            Вот и сейчас, попозировав перед камерой, долгожитель отправился на новое место хранения.

           До следующего раза...


Upgrade (29 июля 2012)

           Благодаря стараниям Микаила Алескерова, выложившего в ЮТУБе более сотни высококачественных роликов о Баку, место, где росли каштаны, подарившие мне каштан-долгожитель,  можно увидеть на этом видео

           На 14.09 – 14.14 видны фигурные фонари и зеленые, на парижский манер подстриженные пирамидки какого-то неизвестного мне куста. А раньше вместо них росли каштаны… Между ними к метро (над которым сейчас высится угловая десятиэтажка) и пролегал мой ежедневный маршрут от дома…

           Который также виден на этом же видео. На 15.53 – 16.04 слева в кадре – бывший наш пятиэтажный серый дом. Единственный жилой дом на этой стороне квартала…



Upgrade (26 февраля 2013)

           Нынче случайно узнал из ТВ-астропрогноза, что каштан - мое дерево...

           Так что, падение каштана не было случайным...