Хонда рвется на север!

Иван Бахтин
(12 апреля – 2 мая 1996 года.)
                Предыстория:
В апреле 1995 года Виктор Лаврик пригласил меня в качестве пассажира участвовать в перегоне автомобилей из Хабаровска в Аяно - Майский район. Из тысячи с небольшим,  800 км.  по зимнику. Выехали. Я все время смотрел в окно и думал: «вот на японке бы по переметам, глубоким колеям, наледям проехать!»… «А ведь по зимникам можно добраться до Ледовитого океана!» - такой был мой итоговый эмоциональный вывод.
 Эти мысли запали в душу. Когда наступает такой эмоциональный период, то я часто открываю всевозможные карты, атласы - планирую, мечтаю, фантазирую. Но фантазии мои, как правило, реалистичны.
 Я решил на своем переднеприводном автомобиле японского производства «Хонда-Аккорд» доехать  до берега Ледовитого океана.  Почему  до него? А дальше него сам океан, на машине не поедешь. Хотя в фантазиях (я в этот момент отделяю от самого путешествия, зная про себя, что это именно фантазии) я еду, используя лыжи, коньки, колеса с шипами по льду океана. …Сама же подготовка идет по реальному плану. Нашел на шиномонтаже  четыре одинаковых колеса одного диаметра, со стертыми протекторами. Проще сказать – «лысые» покрышки. Замерил рулеткой окружность покрышки, разметил зигзагом, предполагаемые места для дырок, просверлил дрелью и прикрутил заранее изготовленные из шестигранника болты с гайками. Болты были выточены токарем и оканчивались шипами, длиною в сантиметр. Выехал на лед Амура, попробовал. Машина идет как трактор, впиваясь шипами в лед.  OK! (англ.)
 Поделился мыслями с Валерой Цыганковым. Валерий Эдуардович Цыганков наделен природой и генами  - золотыми руками и творческим подходом. И вот мы в очередной раз сидим у него дома, но уже втроем: я - Иван Бахтин, Валерий Цыганков, Виктор Муравьев. Виктор работал раньше на заводе, по словам Валеры, выделялся творчеством, новаторством. В семидесятых они одни из первых в городе начали, используя чертежи «Моделиста конструктора», строить дельтаплан. Конечно, у Виктора зачастую предложения не реалистичные, больше смахивающие на фантазии. Но, иногда, он просто гений. Поспорили, иногда, не дослушивая и перебивая, друг друга, и Виктор предложил изготовить «лестницы». Вначале он просто предложил изготовить жесткие лесенки, но в процессе критики почти одновременно Валера и Виктор воскликнули:
- Пусть они гнутся!
 Мы все рассмеялись. Это идея! Теперь мы не придумываем неизвестно что. Идея есть. Работаем над ней. … Виктор Муравьев взял листок бумаги и схематично начиркал на нем лесенки - дорожки:
- Берем и изготавливаем дощечки, полметра длиной, пять см. шириной и 2 см. толщиной. Между дощечками 5см. А чтобы они не соединялись, режем шланг по 5 см. длиной и вставляем между дощечками. Их просверливаем в 2-х местах и нанизываем на тросики,- в глазах Виктора, как обычно, дерзость, эмоции, и резкие возгласы. - Таких дорожек будет четыре, по 4 м. длиной,- Виктор обводит нас взглядом победителя, мы, улыбаясь, переглядываемся.- На две наехал, две другие притащил, пристегнул и поехал на них, отстегиваешь задние, несешь вперед. И так, пока не съедешь с глубокого снега.
- Мужики, нужно все время регулировать ширину…- не успел вставить я, но, тут не дослушав меня, встрял с уже готовым решением Валера:
- Между колесами 1,5м. Укладываем дорожки так, чтобы машина шла по их середине,- Валера  аккуратно вычерчивает в масштабе дорожки,- сделаем тросики с карабинчиками и будем соединять – отсоединять дорожки. Ширина постоянна, водитель должен смотреть только на одну дорожку. Ну, а если, Иван, соскользнешь – домкрать.
 Через две недели Виктор сам изготовил все четыре дорожки, используя на дощечки сухую лиственницу. Выехали вдвоем на «Воронеж» (пригород Хабаровска). Я подъехал к сугробу, зашли в него, прокопали лопатой до мерзлой земли, замерили глубину – местами более метра. Растянули две дорожки, соединили их между собой. Машина зашла спокойно, глубина снега пока на середине около 30 см., а дорожки провалились на 5 см. Перетаскиваем одни, наезжаем на другие. Смотрю в открытое окно, чтобы наезжать на середину правой дорожки. Глубина снежного покрова  практически не имеет значения, дорожки под машиной проседают от 5 до 15 см. в зависимости от рыхлости снега (примечание: если снег слишком рыхлый и глубокий – дорожки ложатся под углом и машина соскальзывает с них, нужно домкратить, ставить на поднятую высоту упоры, а затем выставлять вновь дорожки). Да, не разгонишься! Но ведь такая задача и не ставится, главное – двигаться вперед. Но вот начался пологий подъем и Хонда каждый раз соскальзывает. Вращающиеся колеса работают как коньки. Достаю из багажника лебедку, привязываем выше по склону двумя веревками к деревьям и тянем машину по дорожкам. OK! (англ.)
 Меня понесло. Когда ночами долго не спится, мысли о том, что еще можно придумать, для того, чтобы преодолеть на Хонде природные препятствия – сами лезут в голову. Некоторые идеи не реальны. Но вот на двух из этого множества я решил остановиться и изготовить:
1. Я обратился к Козыреву Юрию (я познакомился с ним через Валеру Цыганкова, когда он был главным конструктором снегохода «Лайка», на заводе «Промсвязь»).
-Иван, что конкретно ты хочешь?- спросил меня Юрий.
-Я хочу, чтобы вы к двум дискам колес приварили лыжи от снегохода.
Козырев внимательно меня выслушал, через пару дней я забрал изделие.
2. Я перелез через забор «Станкостроительного» завода и проник в механический цех. Подошел к токарю (свою трудовую деятельность я начинал токарем на металлургическом заводе, так, что возможности токаря  знаю).
 После короткого представления и рассказа, что я хочу изготовить, договорились в цене и токарь взялся за заказ.
 А идея моя такая: нужно выточить четыре цилиндра-втулки, с помощью которых удлиняю оси, выношу колеса за пределы автомобиля. А значит, могу поставить большие колеса. Я купил для этого четыре самых больших колеса для джипа на 16, вместе с дисками. Длина выноса должна равняться 30-ти см. Конечно, задние колеса можно было бы поставить вплотную к кузову машины, то тогда будет в снегу нарезаться две колеи. А это лишнее сопротивление. Поэтому колеса  пойдут по одной колее, с каждой стороны в 30см. У меня возникали вопросы о толщине изделий, радиусах в углах. Поэтому я обратился предварительно к Комаровскому Виктору, изучавшему сопромат в институте. Он посоветовал для горизонтальной части изделия выбрать толщину – 8 мм., для вертикальной  ее части – 5 мм. Чтобы не было концентратора напряжения в угловой части не делать резкого перехода, а выточить радиус, миллиметра 2. Ну, это я и сам понимаю.
 
 
Токарь завода, за символическое вознаграждение изготовил мне переходники.
В гараже я собрал все это. Пришлось от Депо-2 до Полярной ехать по главной дороге – улице Тихоокеанской. Я думал, что если остановят сотрудники ГАИ – будут проблемы. Нет. Одна машина этого ведомства пристроилась сзади, обошла, но не остановилась. Я видел, что люди в форме улыбаются. Водители встречных машин сигналили, показывали большой палец, мол, молодец. Правда, нашлись двое, которые покрутили у виска. С Виктором Беляевым выехали от Полярной к пустырю, у обрыва Амура. Я давил полный газ в сугробах, до 60 см. (замерял глубину снежного покрова рулеткой специально). Машина идет. Останавливаюсь в сугробе, трогаюсь – идет!   OK!
   Из-за громоздкости (иначе придется специально брать прицеп, чтобы все это доставить до проблемного места) решил взять с собой только «лесенки», два колеса с шипами. Ну, а также всевозможные приспособления и полезные вещи, как то: лебедку, лопаты, лом, дощечки, два домкрата, …
  На работе не удалось решить дела раньше. Думалось выехать в середине марта, когда нет шальных уже морозов, и не тает зимник. Но, удалось только в середине апреля. В Хабаровске в это время уже днем +10+15 градусов, совсем нет снега.
  Андрей Аркадьевич Пухарев на мое предложение «прокатиться до Певека», с удовольствием согласился. Он сказал, что «в молодости хотел поработать геологом на Чукотке, не удалось, хоть сейчас увидеть эти места».
                Начало  путешествия
  Наступило 12 апреля (1996 года), все готово, пора, а то зимники растают.
 Ледовая переправа уже закрыта, зато перевозят автомобили на вертолете МИ-8, через Амур. Перелетели и мы с правого берега, на левый. Настроение приподнятое. Едем вдвоем.  Я за рулем.
 В районе Тельмана асфальтированная дорога извивается зигзагами между болотами и автомобиль «Хонда-Аккорд» на поворотах повизгивает. А скорость держим приличную: 90-120 км/час. Но вот проскочили мимо Приамурской и дорога выровнялась.
  Летят километры, первые их сотни. Едем между Райчихинском и Завитинском.  И, вдруг я увидел, что стрелка топливная просто упала! Глянул в стекло заднего вида - асфальт позади нас мокрый. Резко затормозил. Мы выскочили и устремили взоры под машину. Через пару минут Андрей вынес вердикт: «все, приехали, бак разорван пополам!». Я добавил: «повезло, что на воздух не взлетели!» Водители подсказали, что рядом в поселке на дому ремонтируют машины. Развернули свой авто, привязали веревку и махнули водителю грузовика. Он нас и дотянул до «автосервиса». В гараже нашелся и подъемник. Когда Хонда поднялась на достаточную высоту – сделали замер разрыва в баке: 18 сантиметров в длину. Двое мужиков оказались специалистами. Решили, что заварить бак будет проблематично, они предложили поставить бак от уазика прямо в багажник. После нашего согласия, они блестяще справились со своей задачей.
 Остановились, съехав чуть в сторону от дороги, где-то в полночь. Я занялся приготовлением еды на газовой микро-плите, Андрей-разведением спирта в полуторалитровой пластмассовой бутылке. Нужно сказать, что я взял полную двадцатилитровую канистру (на всякий случай) его с собой. Еда у нас в большой коробке. Там: крупы, консервы, лук, специи, приправы, хлеб, мука, масло, чай, сахар. Сегодня я сварил сардельки и картофель.
 Уселись на передних седеньях поудобней и начали трапезничать. Когда допили половину – встал вопрос: «половино- это сейчас отпито или еще немного можно?» Решили, что можно. А затем обнаружилось, что «нет, теперь точно меньше половины»
-И как теперь быть?- поинтересовался Андрей.
  Мне, честно говоря, хотелось выпить. Долго я мечтал об этой поездке, да и с Андреем не выпивали вот-так спокойно, не торопясь и, я внес предложение:
-Ну, как же завтра? Ведь меньше половины не красиво, давай допьем сегодня.
  Ответом было бульканье.
-Но завтра разведем и выпьем только половину,- сказал Андрей, сомневаясь сам.
-Конечно!- согласился я, улыбаясь.
 Ледовая переправа через реку Бурея официально закрыта. Но, пацаны показывают направления, где якобы можно проехать. Выглядит место это подозрительно. Под углом от берега к берегу глубокий водный канал: шириной метра четыре и длиной метров по 50-100, а между ними колеи в воде. Пацану-то что, если провалишься – с него никакой ответственности. А если нет - денег дашь. Посмотрели с Андреем друг на друга, вышли из машины, прошлись. Я померил палкой глубину, постучал по дну, нет ли явных промоин. И, поехал, открыв стекло двери. Ух! Проехал, не провалился. Отдали подростку его «заслуженный» червонец и поехали к трассе.
  На большем протяжении, пока, асфальт. Пусть не высокого качества, частенько. Но, тем не менее. Но это, до Шимановска. А дальше все. Вышли на гравийку окончательно. Дорога то узкая вдоль железной дороги, то резко отходит в сторону на строящуюся федеральную трассу Москва-Владивосток (Чита-Хабаровск), здесь она значительно шире.
 Интересно, сколько приходилось проезжать по Амурской области, только в одном населенном пункте люди выделяются массово своей коммерческой активностью. Это – Сиваки. Здесь круглый год люди стоят на обочинах, продают горячие пирожки, прочие закуски. Зимой жгут костры, но торгуют чуть ли не круглые сутки. И судя по щитам на дороге, предлагается отдых в домах (ночевка и питание).
 В Сиваках же первый раз увидели припорошенные обочины.
В районе Талдана выехали на отсыпанную остроугольными глыбами, дорогу. Местами не знаешь, между какими камнями проехать. Постоянно слышен скрежет днища об камни…. Оказалось, что прямого проезда до Большого Невера нет, свернули по полевой, полу отсыпанной дороге, на Соловьевск. Собственно нам сюда в итоге и нужно. Проехав населенный пункт, машина заглохла. В итоге разрядился аккумулятор, понесли его на зарядку, а затем стали думать - в чем проблема. Достал мешок с запчастями, извлек из него топливный насос и решили для начала начать с него. Хорошо, что топливный насос находится не в баке, а под задним колесом. Так меняя несколько раз местами два насоса, разряжая и вновь заряжая аккумулятор, простояли на обочине дороги трое суток. Один раз пришли местные. Ну, мы соответственно их угостили, не забыв и про себя. Когда утром проснулись, оказалось, что гостей нет, нам же не хватило сил залезть в машину. Спали у костра. У Андрея оказались прогоревшими ватные брюки, у меня - телогрейка. Кругом снег, но морозов больших ночами нет, так что благодаря костру - не замерзли. Днем все-таки нашли причину. Когда нам меняли топливный бак и поставили его в багажник – одну трубку провели под нишей колеса. Из-за намерзшей грязи мы сразу не обнаружили, что трубка эта протерлась и забилась грязью. А как итог - замерзла. Отпилили ее, поставили резиновый шланг на соединение и, через пару часов поехали вновь.
 В районе Тынды попали в небольшую пургу. Чувствуется, что мы вновь в зиме. Спим, нагнувши максимально передние седушки, выгрузив предварительно из салона снаряжение, и накрыв его тентом на улице. Двигатель не глушим. Перед ночевкой лишь пытаемся поставить автомобиль против ветра, чтобы ветром сдувало газы.
 Идут дни, линией на карте ложатся пройденные километры, уже первые тысячи. Я еду до упора, обычно до двух - трех часов ночи. Андрей вначале боялся засыпать, но я его успокоил, что меня его сон не подкосит. Иногда, выскочу на мороз, попрыгаю, пробегусь чуть и, дальше. Утром, просыпаюсь и сразу трогаюсь. Андрей жалуется, что не привык утром без завтрака. Но позже останавливаемся и перекусываем.
 Напротив Якутска, в Нижнем Бестяхе нас обыскали ОМОНовцы. Собственно, большой проблемы нет, но как они ведут себя по-хамски! Вот это бесит. Они - жлобы с автоматами, при власти,  а ты - жалкая овца, беззащитная перед ними! В данном случае и позже я убедился, что нельзя говорить правду. Когда я рассказываю, что едем ради приключения, чтобы повидать новые места, проехаться по зимникам и после испытать от этого наслаждение – на тебя смотрят как на идиота, и начинаются подозрения, шмоны, досмотры, подковыристые вопросы. Лучше сказать, что едешь заработать в артели денег или продать подороже свой автомобиль. Вот тогда все нормально, так оказались здесь все, с кем они сталкиваются.
 Наконец-то проехав по Колымской трассе, хорошо отсыпанной, перед Хандыгой – уперлись в зимник. Зимой по замерзшей почве бульдозер сдирает деревья, кустарник, кочкарник и получается достаточно ровное направление. Но летом все растает и зимник до новой зимы закрывается. Сейчас межсезонье: ночью еще морозы, днем подтаивает и тяжелые машины, в основном Уралы, продавливают колею. После первого дня, елозанья по колеям, решили, что лучше ехать ночами, а днем отдыхать. Но и ночью не подарок. Колеи глубокие, переплетаются между собой. Чтобы реже застревать, пытаюсь ехать достаточно быстро. То и дело колеса зависают, скользим на днище, но за счет инерции, иногда не застреваем. Оторвали глушитель, пришлось его прикрепить на крышу. Теперь спим на холодную, так как боимся задохнуться. Не снимаем унты, ватные брюки и телогрейки, а поверх, с головой накрываемся байковыми одеялами. При закрытых дверях даже тепло.
 Но вот на третий день такой езды Хонда встала. Что мы только не пробовали: меняли все свечи, топливный насос, проверяли не раз шланги, идущие в бак, пробовали десятки раз завезтись на буксире за тяжёлыми машинами. Но, все бесполезно - даже не схватывает. Достали двуручную пилу, напилили и натаскали бревен сухой лиственницы. Все время нодья или большой «пионерский» костер. А с машинами, чтоб подзарядить аккумулятор или попробовать буксировать – проблем нет. У нас КАНИСТРА СПИРТА! Все время кто-нибудь останавливается, угощаем. В принципе, на северных трассах и зимниках действует закон: увидел стоящий автомобиль, спроси, не нужна ли помощь. Это и понятно, ведь с каждым из них такое может случиться. А зимой за минус пятьдесят это норма, в этом районе, вокруг Оймякона, морозы отмечались до минут 76 градусов! И если оказаться без помощи в холодной машине замерзнешь.  Ну, а наличие алкоголя сближает, тем более сидим у жаркого костра. Некоторые провели около нас по паре ночей. И вот, когда мы уже и не знали, что дальше делать, на четвертые сутки вынужденной остановки, в пять утра, услышали очередной подходящий автомобиль. Надежды, что с буксира заведемся, нет ни какой, да и ночью на мороз выходить зря не хочется. Я пересилил себя, приподнял руку. Из Уазика вышел водитель, он уже слышал о нас, поздоровались. Я без энтузиазма предложил, чтобы он попробовал нас дернуть. И, она, Хонда, завелась! Мы убрали веревку и чтобы не застревать, я помчался по колеям. Вернее пытаюсь держать колеи между колесами, но они же постоянно соединяются, переплетаются. Промчавшись так километров пять-шесть, все же на вылете задом не слетели с бугра. Газанув пару раз, решил, что подождем Уаза. Через минут двадцать водитель, подъехав, вышел и, упав на колени, стал ржать, вытирая слезы. Мы переглянулись, не понимая. Водитель встал и изрек: «не, ну я такого еще не видел, вы летели как мяч по полю, подпрыгивая, ха-ха-ха» и он присев, вновь засмеялся.
 Как-то днем, во время движения, машина пошла боком. Встали. Оказывается, переломилась тяга заднего колеса. Я достал набор ключей – открутил ее. На следующее утро Андрей уехал с ней на попутке в артель, прихватив полуторалитровую бутылку спирта.  А затем на попутке вернулся. Я установил сваренную тягу и вновь едем.
 В итоге мы три раза рвали и ремонтировали  (в приисках, артелях) глушитель. Без него конечно повыше, но спать приходится на холодную, заглушив двигатель. Один раз, на Бадранском перевале, пробил поддон. Масло вытекло. На буксире нас дотащили до гаража артели. Из крупных покрышек и нескольких досок, соорудили эстакаду. Я скрутил поддон. Пока сварщик, по моему заказу, варил его из металла толщиной в три миллиметра, мы в тепле сами из резины делали прокладку. Конечно, расчет у нас с собой. Мужики довольны и нам хорошо, не на халяву делаем.
 Нужно переправиться через реку Алдан, по официально закрытой переправе. Искали вдоль заезженного берега, это место. Знаки все сняты. Нашли какой-то съезд к реке. Поехали. На реке проблем не было. Проблема стала на выезде: вначале колея вдоль берега, затем крутой, более 90 градусов разворот, грязный подъем в гору. Разогнаться не могу, и машина ползет все время со склона. Пригодилась лебедка (трос длиной 30м, диаметром 8мм и длинная удобная ручка). Андрей привязал ее к дереву и, сантиметр за сантиметром машина пошла вверх по склону. Перед тем как отцеплять лебедку, подъехал милицейский уазик. Поздоровались. О нас сотрудники  уже слышали. Спросили, нет ли у нас запрещенных предметов и, уехали.
 Встали. Перед автомобилем препятствие в виде «лужи», шириной метров шесть, до десяти и длиной тридцать. Обулся в болотные сапоги и пошел изучать дно. А оно скользкое, неровное. Но это мелочи, плохо, что кое-где нащупываются бугры, на которых машина может повиснуть. Отмечаю камешками на берегу направления для объезда. Вернулся, осторожно еду. Глубина местами по верхний край колес. Повезло, машина не заглохла. Проехав немного, столкнулись с подобной ситуацией. Затем еще и еще. На каком-то промежутке преодолели таких «луж» более двадцати.
 Как-то раз, перед Кюбюме, остановились на живописном месте. Слева скала, впереди узкая дорога, справа-внизу река. Лед на ней зеленый. Сзади приблизились два Урала, водители подошли. Они обрадовались, увидев нас.
-А мы думали, что уже не заведетесь. Переживали, как же вы выбираться будете, ведь скоро все растает и зимник закроется.
 Стоим на пятачке для разъездов. Солнечно, тепло. Пообщавшись, минут с пять, они нам предложили:
-Скоро будет отворот на метеостанцию, там можно натопить баню и попариться, давайте там встретимся.
 Нарисовав схему, где нужно свернуть, разъехались. Причем мы ушли первые, на случай, если вдруг где понадобится нас выдернуть.
 Метеостанцию «Восточная» нашли без проблем. Оказалось, что у одного из двоих сотрудников сегодня день рождения. Мы развели спирт, на столе появилась нога горного барана. Я попробовал строганину: макал мерзлые кусочки мяса в соль - очень понравилось. Вшестером пошли на реку. Надолбили льда, навозили ваннами в баню. Вечером парились и обливались холодной водой. За столом были деликатесы: строганина, вареное большими кусками мясо, самодельный свежий хлеб. А также разведённый спирт. Пообщались от души! На следующий день, выспавшись в теплом помещении, слегка опохмелились, закусили и, водители Уралов начали демонстрировать свою технику. Они ехали по целине, взбирались по склону. Да, впечатляет. Дизельный Урал – это техника!
 Весна все быстрее догоняет нас. Уже и ночью хорошо не подмораживает, правда и настоящий зимник закончился. Движемся по горному району. Красота! Пересекли очень длинный перевал, кажется «Яблоневый». Началась Магаданская область. Хорошая гравийная трасса, имеющая свое название – Колымская, периодически проходит через населенные пункты. Если это районный центр или здесь базируется артель – жизнь кипит. А если нет – все дома брошены. Только следы лис видны по сторонам. Тоска! А ведь это богатейшая золотодобывающая область. Проехали Сусуман, Ягодное.
 Как-то еще после зимника обратил внимание, что правое заднее колесо стоит боком. Присмотрелся - амортизатор обломан. И вот в районе Сеймчана оторвалось колесо вместе с диском и, улетело со склона. Вначале наступила растерянность, но пройдясь по дороге, нашел проволоку «шестерку». Спилили бревно, затесали топором, чтоб было наподобие лыжи, и примотали проволокой. Понятно, что до Певека нам теперь точно не доехать, но, сколько сможем – все наше. Однако проехать, таким образом, удалось километров пять. Три раза проволока перетиралась, рвалась и, все, встали. Теперь уже понятно, что это конечная точка нашего путешествия на Хонде-Аккорд. Поставили машину на краю дороги, чтоб не мешать проезду, выставили в ряд на обочине ценные вещи: лебедка, канистры, наборы ключей, домкраты, запасные колеса,.. Стоим сутки, вторые. Слегка припорошило и машины накатали колею, объезжая нас. Понятно, что наша машина не движется уже не один день. Стали останавливаться водители, спрашивать «чем помочь?».
-Да вот купите, за сколько дадите, что-нибудь из ценных вещей, а то жалко бросать,- отвечаем мы.
  Так за трое суток продали треть. На вторые сутки остановился парень, подошел, поздоровался:
-Извините, ребята, видел, что нуждаетесь, но не остановился, срочно нужно было поспеть к самолету,- извиняясь, начал он.
-Да, все нормально, вот остатки раздадим, и будем выбираться,- ответили мы.
-Чем я могу помочь вам? Может продуктов привезти?- не унимался он.
-Продукты у нас еще есть. Ничего не надо.
-Слушайте, а вы когда определитесь с машиной, заезжайте ко мне в Оротукан. Правда, и жена будет в курсе. Если меня не будет, она вас встретит. Хоть помоетесь, в тепле выспитесь. Обещайте, я буду ждать, запишите адрес.
 Так встретился на нашем пути прекрасный человек, как позже оказалось и такая же его замечательная жена. Мы попадем к ним как раз 1 мая. Видно, что с деньгами туговато, но на стол выставят все, что есть, как для самых долгожданных гостей, займут денег и купят по бутылке шампанского и водки.
 Ну, а мы, раздав, что не покупали, оставили автомобиль на трассе. Я написал записку «автомобиль оставлен хозяином, пользуйтесь, возможно, вам он принесет удачу» и указал, на всякий случай свой телефон. В замке зажигания оставил запасной ключ, а тем, что пользовался, забрал на память.
   Теперь наш путь на юг, в Магадан.
  Андрей вспомнил, что в этом городе живут его сокурсники, муж с женой (Яранцевы Алексей и Лиля). Искали не долго, нашли. Нас встретили тепло, сходили на лыжах в бухту Нагаева, посидели у костра.
  На один билет не хватает денег. Учитывая, что финансовое положение у сокурсников Андрея сложное, позвонили в аэропорт, узнали точную цену, чтобы не занимать лишнего.
 Идет регистрация на рейс. Встали в хвосте очереди, поставили рюкзаки, я побежал в кассу.
-С вас еще тридцать рублей, кассовый сбор,- сказала кассирша, ошарашив меня.
  Посоветовались с Андреем. Что еще остается делать? Пошел с начала очереди и стал объяснять: «не хватает всего тридцать рублей, в Хабаровске нас встретят, сразу отдам. Займите!»
Никто не занял! И это в очереди на ТУ-154! Вспомнились сразу те замечательные люди, которые готовы помочь бесплатно, отдав практически последнее. Да, не занял никто. А я подошел ко всем. Крайний в очереди тоже отказал. Но он допустил оплошность, обронив несколько фраз:
-Я лечу сразу в Николаевск и ты все-равно не успеешь отдать,- как-бы извиняясь, подвел итог, после отказа, парень моих лет.
-А ты Комаровского Виктора знаешь?
-Я сидел с ним за одной партой,- удивленно произнес незнакомец.
-Дак вот знай, я передам Виктору, что ты не занял всего тридцать рублей! Понял?- резко с напором высказал я.
-А откуда ты его знаешь?- физиономия продолжала производить удивление.
-Я увлекаюсь дельтапланами в Хабаровске, а он в Николаевске возглавляет секцию. Я часто бываю у вас, летаем на «бабьем пупу».
 Он стоит ошарашенный и медленно протягивает деньги. Вдруг увидев это, закричала, рядом с ним стоящая женщина:
-Не отдавай! Он же не вернет!
 Я вырвал у него из рук бумажки. Мне не до церемоний, объявили об окончании регистрации – помчался в кассу.
В Хабаровском аэропорту Юрий Мурзин встретил нас. Я сразу взял у него деньги и, догнав благодетелей, вернул им долг. Нужно было видеть удивленное, с округлившимися глазами, лицо той женщины. Как же бывают мелки люди? Она была уверена полностью, что ее на несчастные копейки «кинули». Эх, цивилизация! Зацивилизованность.
P.S.
 Через пару месяцев зазвонил телефон:
-Здравствуйте! Я подобрал вашу машину и хочу ее восстановить. За сколько вы можете ее продать?
-А вы просмотрели ее? Знаете, к примеру, что в поддоне нет сливного отверстия?
-Да, я все знаю. Я практически ее уже отремонтировал. Мне нужны на нее документы.
-Хорошо, на днях вышлю. Вас устроит симвалическая цена, примерно в три тысячи рублей?
-Да, конечно.
  Я выслал документы.
  Несколько раз звонила мать парня, рассказывала, что деньгами на прииске не дают и сын пока не может рассчитаться. Но, он честный и обязательно вышлет.
  Прошел год, я уже и забыл, поступили деньги. Не ахти какие, главное люди оказались честные.

 P.S.
В 1999 году я поеду вновь к той же цели. Но на дизельном японском автомобиле: «микроавтобус Лит-Айс». Только путь будет пролегать по зимникам вниз по реке Колыма, по Якутии.  И как-то случайно ночью я подъехал к группе остановившихся на ночевку водителей дальнобойщиков. Произошла приятная встреча с одним из водителей Урала, с которым мы парились на метеостанции. Он заправил все имеющиеся у нас емкости дизтопливом, повспоминали, приятно пообщались.
P.S.   
Многим тем, кто бескорыстно помогал нам, там, в Якутии, Магаданской области, сочувствовал, чьих имен я уже и не помню. Но, помню  их поступки. Спасибо Вам!!!


                22 августа 2011 г