Иван, у тебя энцефалит!

Иван Бахтин
       (1986 год. Сихотэ-Алинь, бассейн реки Кафэн. Геологический отряд.)

Осень. Я заболел. Слабость, круглые сутки температура. Михалевский Александр дает таблетки, но температура не снижается от их действия. Идут дни, а мне все хуже и хуже. Я уже кое-как поднимаюсь с нар, в палатке.
- Иван, у тебя энцефалит! – говорит Александр, сидя рядом со мной на нарах,- тебе нужно выбираться в город.
-Как? Я же еле-как встаю. А если встаю, то меня шатает,- глядя в глаза старшему геологу отряда, полушепотом говорю я.- Может это простуда?
-Прошло уже десять дней. Я вначале то- же надеялся, что у тебя простуда. Но все признаки, что все же у тебя энцефалит. Таблетки, которые ты пьешь от температуры, никак не снижают ее,- разъясняет мне Михалевский,- завтра нужно выходить, будем надеяться, что к реке подъедут рыбаки и довезут до Солонцового. А от поселка уже помогут уехать Рочевы.
 В восемь утра я в сопровождении двоих рабочих, если можно так сказать, вышел с базы, и мы двинулись вверх по течению по старому, заросшему волоку с глубокими колеями и грязью. Идти нужно до места, куда возможен подъезд автомобилей, в 10 км. от нашей базы, по тропе и волоку. 
 Кое-как плетусь несколько метров и почти падая, сажусь. Сил, кажется, совсем нет. Но я понимаю, что их и не будет, а дойти нужно до темноты. И так вот, напрягая себя, поднимаюсь, качаясь, медленно, с трудом прохожу немного и снова, как мешок валюсь. С восьми утра до восьми вечера, за двенадцать часов, где раньше проходил за два, я доплелся до места, где есть подъезд для автомобилей. Мне повезло, две машины прорисовываются сквозь кусты на берегу. Но мне уже все равно, я рухнул под дерево и замер, расслабляясь. Сопровождающие меня ребята пошли к водителям узнать, когда те планируют уезжать. Вскоре подошли все посмотреть на умирающего.
-Привет, Иван,- обратился ко мне один из солонцовских водителей,- тебе че, совсем плохо?
-Угу,- промямлил я, не поднимаясь.
-Да, видок у тебя тоскливый,- поддержал разговор тот же водитель,- ну, что ж, тогда сейчас и поедем.
Я все силы израсходовал, поставив цель дойти до этого места. А вот когда дошел, подняться уже не могу. Меня, загрузили в будку вахтовки на сиденье и машина тронулась. Рядом сидящий пассажир поддерживал меня, когда я мешком пытался упасть на пол. О-х, как мне стало дурно! На каждой кочке, кажется, голова расколется. Хочется взять и выпрыгнуть из машины. Но, сдерживаешь себя, опять же понимая, что другого выхода нет. Сорок километров по гравийной, лесовозной дороге окончательно вымотали меня и, когда приехали в Солонцовый к Рочевым, я уже не то, что выпрыгнуть, держаться на седушке не мог. Выгрузили. Теть Люда и Костя суетятся, не знают, как мне помочь. А мне уже не нужна помощь, мне бы упасть и чтоб никто не трогал.
 -Ваня, потерпи, я сходила, узнала, завтра в Долми пойдет вахтовка, - присев около меня, жалостливым, материнским тоном начала объяснять мне Рочева тетя Люда,- договорились, тебя возьмут.
 Утро не принесло ничего нового: слабость, температура.
 Загрузили, посадили даже на сиденье в будку вахтовки. Меня передали сестре Кости, чтоб присматривала. Через пару километров я попросил, чтобы помогли лечь на пол. Так стало лучше. От Солонцового до Долми, по гравийно-лесовозной дороге 56 километров. Приехали. Ну, то есть я приехал, так как мне направо, а остальным налево. Только автобусы здесь не ходят. Осталась позаботиться обо мне сестра Кости Рочева. Лежу на обочине и мне уже все равно. Но вот девушка с кем-то договорилась, и меня уже запихивают в кабину. Не помню как, но меня довезли до Переяславки, до автовокзала. Водитель походил, потолкал меня и, пошел сам договариваться. На какой-то машине меня часам к пяти вечера привезли на Корфовскую (в 30км от Хабаровска), к павильону у трассы, где продают на проходящие автобусы билеты. Выгрузили, подняли на ноги, поддержали, довели до двери, дождались, когда я ухвачусь за ручку и, отпустили.
 Мне удалось не упасть и, шатаясь войти внутрь. Повезло то, что рядом была скамейка. Удалось приземлиться, что никто и не заметил меня. Я осмотрелся: в очереди три женщины. Они о чем-то спорят с кассиршей.
-На проходящий автобус билетов нет, вам как еще объяснять?- втолковывает бестолковым пассажирам она.
Я глянул в зеркало и понял, что нужно доигрывать, иначе так и буду здесь загибаться. Я еще, конечно, мог из последних сил посидеть. Но, а дальше? И, я упал на пол. Пассажирки  устремили свои взоры на меня и запричитали:
-Ой, да он же совсем белый!
 Выбежала кассирша и наклонилась надо мной.
 Я, скосив на нее взгляд, собрал последние силы для предложения:
-У меня энцефалит!- прошептал я и, передохнув, продолжил.- Отправляйте, как хотите: или вызывайте скорую или садите на автобус.
 Она попыталась что-то возражать, но у меня уже не было сил слушать. Я прикрыл в безразличии глаза и уронил голову на пол. Женщина, запричитала и вышла на улицу. Вошел водитель автобуса, посмотреть, что это за пассажир тут придуривается.
-Встать сам можешь?- присев, спросил он.
 Я приоткрыл глаза, прошептал:
-Помоги встать.
Меня с помощью пассажиров загрузили на пол автобуса и я продолжил путь до автовокзала. Ехал я как «заяц», билет никто не попросил покупать. Предлагали, честно сказать, присесть, но я отказался. Мне сейчас лежа лучше.
 Как я от автовокзала добрался до общежития на Льва Толстого, не помню. Помню, что обрадовались девчата, Валя Рыжинская и Оля Черникова, увидев меня.
-Ванечка, мы сейчас пирожков напечем,…
 Но, никакие пирожки меня не интересовали. Я упал на какую-то кровать и, отключился. Включился я ближе к обеду следующего дня. Оказалось, что суббота. Силы, вроде, немного вернулись. По крайней мере, встал сам.
-Иван, тебе в больницу надо,- с жалостливыми лицами, советуют девчата.
Побрел. В больнице кого-то не оказалось. Я расслабился и, прилег на сиденья. Прошла раз, другой,  врач какой-то другой специализации, не той с которой можно мне помочь и посоветовала:
-Давайте я вам температуру замерю.
-Не надо, я и так знаю, что около сорока,- вялым голосом, возразил я,- лучше скажите, где врач?
-Его сегодня не будет. Идите домой, приходите в понедельник или вызывайте скорую.
 Я поплелся к себе на 5/25. В квартире-общежитии никого не было, и я до понедельника провалялся. Приходили Валя с Олей, попроведовали, посочувствовали, спросили, не нужно ли вызвать скорую.
-Нет, немного лучше стало, в понедельник пойду в поликлинику.
Проснулся утром, в понедельник, и мне стало стыдно: «приду к врачу, скажу, что болел, а он не поверит, скажет - симулянт». Действительно, как будто никогда не болел. Но деваться некуда, пошел. Народу оказалось как грязи и я, пожурив себя, минут с двадцать: «какой я бессовестный, здоровый пришел», покинул медицинское заведение. Первый раз за все это время попил чая, чего-то пожевал и поехал. Вначале на автобусе, до Князе-Волконского, а далее на попутных, до Солонцового. Рочевы очень обрадовались, увидев меня здоровым. Здесь наконец-то, с аппетитом я поел и выехал на своем велосипеде к Кафэну. Велосипед, как обычно, спрятал в карьерчике.  Десять километров налегке я почти добежал до базы отряда. Мне было стыдно, а вдруг подумают, что я симулировал! Сотрудники геологического отряда встретили с радостью, никто и не подумал плохо. Ох, как здорово не болеть! Жаль, что понимаешь это, когда становится плохо. Жизнь продолжается!
Написано: август 2011