Зачем детям ходить в школу

Ирина Дорошенко
Недавно я взяла в руки знаменитый бестселлер Спока и с удивлением обнаружила в нём главу «Школа». Глава эта начиналась так:

«Главное, чему учит школа, - как найти своё место в жизни. Различные предметы, которые дети проходят в школе, являются лишь средствами для достижения этой цели» (1).

Оказывается, велосипед давно изобретён, рецепт благополучной школьной жизни открыт! Не нужно ничего изобретать! Знания сами по себе – не цель, а средство.

Проблема одна: как открыть глаза на этот рецепт тем, кто составляет программы, тем, кто  учит ребёнка в школе, и тем, кто его туда водит.

*

Недавно я вступила в спор с двумя мамами, которые решали, отдавать ли им ребёнка в школу нового типа. Школа нового типа, по их мнению, - это та школа, в которой сложная программа, и английский с первого класса. Я сказала, что, по моему мнению, школа нового типа – это та, куда ребёнок ходит с радостью. «А где вы видели такие школы?» - спросили меня.

Поскольку меня тоже занимал вопрос выбора школы, я задумалась и вывела для себя три составляющих, три принципа успешного обучения: комфорт, авторитет учителя, интерес.

Комфорт.

Комфорт включает в себя и желание ребёнка идти в школу, и здоровый моральный микроклимат, и физическую безопасность, и хорошее питание, и весёленькие занавески на окнах; но у разных родителей разные требования к комфорту. Для кого-то важнее занавески, для кого-то – безопасность. Практика показывает, что обычно в школе с симпатичными занавесками и с безопасностью всё в порядке, но бывают и другие варианты. Посещая школу, не лишне обратить внимание на состояние туалетов, на перила и ступеньки, на наличие в школе охраны, на состояние школьного дворика, на то, отделена ли средняя школа от начальной, побеседовать с дежурным, который сидит школьном вестибюле, и так далее. Конечно, школа – это храм знаний, но это ещё и дом, в котором ребёнку должно быть удобно; очень часто взрослые недооценивают те страдания, которые приходится испытывать ребёнку в неудобном туалете или при общении с грубой тётей, которая встречает их «на вахте».

Но комфортные условия пребывания всё же мало связаны с обучением. Сейчас появились частные школы, которые, делая пребывание там детей достаточно комфортным, тем не менее, не могут гарантировать им высокий уровень знаний. По крайней мере, статистика моего города показывает, что по результатам независимого тестирования, выпускники частных школ стабильно оказываются на последних местах. То же самое происходит во многих «обычных» среднеобразовательных школах: не предъявляя ученику слишком высоких требований, школа приучает их к тому, что безделье и отсутствие дополнительных нагрузок – это норма, и ребёнок очень болезненно реагирует на попытки родителей перевести его в школу более высокого уровня.

Авторитет учителя.

Дети есть дети, они ещё мало способны к сознательной дисциплине и самоорганизации, то есть им нужен Вожак. К сожалению, истинных Лидеров сейчас в школах мало, и поэтому дети сбиваются в стаю. Причин падения авторитета школьного учителя несколько. Это и низкая зарплата, и пренебрежение роли учителя обществом, и «отсталость» учителей, не знакомых с новыми методиками, с новинками техники, и т. д. Но главное в том, что люди по-настоящему позитивные и успешные сейчас редко идут работать в школу. Вспоминая свои школьные годы, я с удивлением отмечаю, что наибольший след в душе оставили не самые умные и знающие (предмет можно было выучить и по книжке), а интересные, увлекающиеся, с нестандартным подходом учителя. К сожалению, они в школе обычно долго не задерживались. Школа приучает к порядку ради самого порядка, но именно нестандартность мышления движет прогрессом.

Поэтому очень многие родители ищут не школу, а Учителя. Учитель в уравнении с тремя неизвестными – самая важная величина.

Интерес.

Многие родители, заставляя детей учиться, прибегают к следующей мотивации:

1)Нужно ходить в школу, потому что все ходят в школу.

2)Нужно ходить в школу, потому что это хорошая школа, за которую я плачу деньги.

3)Если ты будешь хорошо учиться, ты станешь большим человеком.

Проблема в том, что многие родители сами не знают, зачем ребёнку ходить в школу. Они ходили в школу без интереса и побуждают так же ходить своих детей: так нужно. Но 11 лет в жизни ребёнка – это огромный срок, и побуждать ребёнка 11 лет учиться без интереса –  по меньшей мере негуманно.

Когда мой ребёнок учился читать, я заметила, что ему неинтересно читать про какую-то незнакомую Машу, которая не съела кашу, но когда я вместо Маши подставила в текст его подружку Маринку, дело пошло значительно веселей. Ребёнок был совершенно безразличен к тому, что какая-то Маша сидит голодной, иное дело – Маринка. За Маринку он очень переживал. Раз школа не в состоянии сделать интересной школьную программу, придётся взяться за это нам с вами. Но в любом случае не стоит говорить ребёнку, что нужно учиться ради самой учёбы, такая постановка вопроса детям совершенно непонятна. Не нужно также говорить, что, не выучив урок, ребёнок не получит прогулки, компьютерной игры, шоколадки, что он подведёт учителя, маму и папу… этот вариант работает до определённых пределов, а учиться 11 лет, не забывайте. Нужно постараться совместить школьную программу с практическими интересами ребёнка. Поэтому школа «с уклоном» - это хороший вариант, при условии, что «уклоны» школы и ребёнка совпадают.

*

Выслушав все советы по взаимодействию ребёнка и школы, родители задавали Споку резонный вопрос: где же нам найти те школы, о которых вы говорите? Разве они есть у нас? Тот же вопрос задали мне две споривших мамы. Что можно ответить? Школам нынче очень трудно, и приходится им помогать. Но не деньгами, нет. В первую очередь им нужно помогать своим интересом и активной жизненной позицией, неравнодушием к интересам ребёнка. Нужно регулярно интересоваться успехами своих детей, задавать вопросы, теребить директора, методиста, психолога; аргументированно спорить, отстаивая свои взгляды на обучение. Ребёнок должен видеть, что он нужен, что к его судьбе неравнодушны.  Нужно организовывать «боеспособные» родительские комитеты, которые будут не только контролировать расход денег, но и (допустим) организовывать посещение выставок и музеев (тех, которые интересны детям!), собирать родителей на лекцию психолога, организовывать 5-10-минутное совместное обсуждение волнующих тем и, может быть, даже совместные игры с детьми – если хватит задора.  Поскольку всё равно нам с вами придётся выполнять большую часть домашних заданий, нужно проявить интерес к этим занятиям, подумать над тем, как увязать их с вашими реальными делами. Ну а для начала нужно просто взять в руки книгу Спока и перечитать главу «Школа». Слов в ней немного, но каждое, уверяю вас, достойно того, чтобы быть услышанным.

*

«Некоторым людям, - писал Спок, - не нравится мысль, что школьную программу можно сделать интересной. Они считают, что ребёнок должен научиться делать неприятное и трудное. Но если вы оглянетесь вокруг, вы увидите, что наиболее преуспевают в жизни те, кто любит свою работу…» (1).

Эти слова было бы неплохо написать большими буквами и повесить в каждом доме и в каждом классе, причём так, чтобы их видели не только ученики, но и учителя. Возможно, некоторые учителя, вникнув в смысл этих слов, заберут свои вещи и уйдут из школы тотчас же. Может, так поступят и те дети, которым родители навязали свой выбор «хорошей школы», но у ребёнка к ней душа не лежит.  Тем лучше. «Наиболее преуспевают в жизни те, кто любит свою работу…»



Советую прочитать:

1) Бенджамин Спок «Ребёнок и уход за ним» - любое издание.

 

Фото Игоря Губарева: http://www.fotodeti.ru