Всполохи

Александр Туляк
   В воскресенье утром  низкие  чёрные тучи не прибавляют  надежды   на пляж.
Вечером намечали с Леонидом,завтра пойдём на пляж,а потом на танцы.
- Естественно,остограмимся в американке и к девчонкам на танцули,-
пообещал Леонид, отирая руки.
Американка, ывшую деревянную парикмахерскую на углу  улиц Коммунаров и Первомайской перестроили в закусочную.
 В зале ни одного стула,столы высотой метра полтора.
 Курить запрещено.
Водки, ортвейны,сухие вина, пиво бочковое жигулёвское и мартовское в бутылках. акусок-меню во весь лист.
Даже копеечный бутерброд  кусочек чёрного хлеба и три хамсички.
Около заводов были позорные рыгаловки,антисанитария,обсчёты,водку и пиво разбавляли водой и недоливали.
Хозяева рыгаловок грозили сжечь "цирюльню."
 Дядя Миша заказывал три по сто самой дешёвой  водки  и бутерброд с хамсичками.
В американке играл на скрипке парень.Лицом и по одежде цыган,а по паспорту  русский -Матвей Вадимович Петровский.Он выполнял заказы посетителей.
Дядя Миша прежде чем приступить к употреблению просил Матвея:
"Милок,сыграй плясовую." Брал стакан,чокался с двумя другими и
поочередно выпивал.
Выйдет на улицу,закурит и ни к кому не обращаясь говорит:"Везде
угощают пойлом,а здесь обманывают честно,здесь  уважают человека!
Все воруют,но ты сукин сын не делай из меня дурака!" Пошатываясь,
  трёс указательным пальцем: "Ишь,ты сволочь!"
Матвей рассказывал про здоровенного мужика,он то пропадал ,то неожиданно появлялся,заказывал:"Наденька,мне в накат,-
означало граненый стакан   250 грамм,- прицеп /кружку пиво/
и подавиться салат из огурцов,пяток сосисек,яишницу из пяти яиц со шкварками и стакан мадеры  в накат .
 Просит меня:" Когда начну пить, играй  марш "Прощание славянки".
 Надя  выходила из-за стойки ,ставила  стакан  на стол,наливала из
бутылки в стакан до краёв,когда  весь заказ был на столе,он командовал: "Мора,играй !"
Я играю,он  перекрестится и говорит:"Поплыли!"
 Наклоняется и начинает пить,не отрываясь берёт стакан
и выпивает.Поцелует  дно ,ставит стакан   на стол кверху дном,вытрет ладонью губы, крестится  и радостный сообщает:"Слава те Господи, приплыли!"
Днём  ко мне прибежал Павлик : " Братуха  с отцом уехали в Алексин."
 "Буду слушать Матвея,-решил я."
Пришел чуточку позже,чем обычно,Матвей торопит:"У  Лили день
рожденья,она ждёт нас." 
 Идём,Матвей  почти  бежит.
-Слава тебе господи,приплыли,-сказала Лиля встречая нас.
Старенькая цыганка,в ярком платье  на руках перстни,на шее крупные бусы.
-Извини,мы немножечко задержались,- оправдывается Матвей.
-Судьба злодейка, не везёт мне в жизни,отравиться чтоли,чем нибудь вкусненьким,- притворно сказала она и  показала на стол заставленный
вкуснятиной.
-Мальчики открывайте шампанское!
Матвей раскрутил бутылку,пробка ударилась в люстру и упала на стол.
Матвей наполнил пенистым напитком  фужеры.
 Лилиана Михайловна выслушала  поздравления сына и мои,
 отпила шампанское из фужера несколько глотков,вышла из-за стола,
 тряхнула плечами и запела:"Берюзовые нэ колечки распустились да по лужку,ты ушёл  нэ,твои плечики,скрылися в ночную тьму."
"Чудо голос ,почему она ушла из театра,-подумалось мне?"
Она присела на диван возле  сына.
Закурила и  заговорила .
-Моими поклонниками были знаменитые  столичные мужчины.
  На спектакли с моим  участием и на периферии всегда  был аншлаг!
 -Теперь  Лиля  гадает на дому,-дополняет Матвей.
 "Курит "Казбек"одну за одной,в  маленькой комнатушке хоть топор вешай."
-Из всех моих поклонников полюбила поручика Вадима Петровского,
мальчики,вы не видели,как он ухаживал за мной,я за ним в огонь и воду.
Он  с 1917-го по 1918-й лежал в госпитале,я не знала погиб он или жив,ушла из Малого театра его искать и нашла.
-Вот это да,-воскликнул я!
-Захочет горы свернёт!   Матвей обнял и поцеловал матушку.
-Мальчишки,позвольте мне сегодня расслабиться,а вы угощайтесь
и слушайте.Вадимчик,буду рассказывать о твоём папе.
Она засмеялась,вышла из комнаты и почти тут же вернулась.
-Простите ,сегодня я сумашедьшая,в голове кошмары,конечно Матвей,
а не Вадим.
Нашла я его  устроилась в госпиталь санитаркой и потом тридцать лет мы были , за редким исключением ,неразлучны.Вадим навещал родных
В Москве,уезжал на два -три дня.

Его  поместье большевики заняли под приют для безпризорников. На что тогда мы жили?  Лиля начала гадать людям.Ни одного дня не было,чтобы Лиля не думала,чтобы не мечтала о театре.
 Выступала перед Вадимом,все песни какие только знала
пела ему одному и танцевала. Было счастливое время!
Только бедные по настоящему бывают счастливы,для нас тогда
малюсенькая удача казалась божьим даром,таким даром оказалась
вот эта комната,её выделила бывшая повариха в имении Петровских,нередко её скромное угощение вызывало у нас восторг.
Старенькая женщина до сей поры готовит Лиле.Теперь всё реже.
 На её взгляд,нонешние пролетарии противней бывших помещиков,пото му она прислуживает жене барчука .В своё время была няней Матвея.
Вадим смотрел на меня,его большие глаза  возбуждали во мне нечеловеческие страсти,я готова была петь и плясать бесконечно.
По чьему то навету Вадим был арестован.
Арестовали  на улице , Вадим шёл купить мне молоко,я приболела.
Шёл по городу в офицерской одежде, без погон,другой  одежды у него  просто не было.
Вадим никогда не жаловался, день-два дня  были без пищи,я вспоминала театр,он рассказывал о войне,как однажды встретился
с бывшим гимназистом-лейтенантом немецкой армии,оба могли стрелять,но не стреляли,Питер сказал по немецки:" Проваливай,свинья!"
Вадим ответил,простите мальчишки,так мне сказал Вадим :"Беги пока   цел рахит вонючий!"
Так в гимназии  дразнили Питера.Какой-то умник из младшего класса брякнул в сердцах . Во время  НЭПа Вадим встретил Питера в Москве.
Питер работал в посольстве Германии.Обошлись без рукопожатия,  улыбнулись,вспомнили гимназию, Питер догадался по одежде  и по лицу,что человек нуждается,предложил деньги ,Вадим поблагодарил , но от помощи отказался.


Далеко заполночь Матвей проводил меня до дома,я  незаметно по немножку перебрал, интересно рассказывала артистка.
Она предлагала выпить то за одно,то за другое……
Сама не пила,если глоточек,а то просто дотронется губами до рюмки.
 Много курила,она волновалась,воспоминанья торопили её.

В начале сентября меня и   Леонида отправили от завода в  подшефный
колхоз на уборку урожая.
Мы с  другом жили у старушки,забавная бабуся,вкусно готовила
и любила рассказывать о своей жизни. Электричества в деревне не было.
У  хозяйки керосиновая лампа. Мы ужинаем,она   постелит на полатях,сядет за стол и рассказывает про свою Мартыновку,как во время
войны работали,про своего мужа,гармониста и очень весёлого человека..
Было,мы за столом засыпали.Работали с 8 утра и до пока стемнеет.
Вечером чувствовали усталость.Деревенские часам к 23-м собирались
возле клуба,пели,танцевали и плясали. Недели через две мы тоже стали
ходить к клубу.Ночью,с местными ребятами ходили по соседним деревням лазили по садам.
Зачем,в своих садах всего полно,плоды на земле валяются.
-Дело предков  нельзя забывать,-объяснил один парень,- мы в их,а они  в наши сады лазают.

За неделю до возвращения в город меня назначили возить на двуколке молоко на переработку на молокозавод.
Два раза в день 6 км туда,потом обратно и ещё раз. На заводе одни девчонки Задавали вопросы,от которых я краснел,они хохотали.Я отказался  возить молоко.Председатель сердится :
"В чём дело,у нас людей не хватает,я бы сменил,но кого вместо
тебя,давай ищи."
Просил Леонида вместо меня возить молоко, он  отказался.
 Девчонки  давали поллитровую банку сметаны,творог,
я снабжал заодских.Нам бабушка готовила топлёное молоко,ряженку.

Иван,наш старший страмил:"Эээх,дурень,девок застеснялся,они шутят над тобой любя,ты им понравился,эва какая рожа!"
У Ивана  лицо краснея знамени.
Мне советовали быть смелей,девчонки любят смелых,будто председатель специально назначил меня молоко возить,девчонки
 просили председателя назначить меня.
-Мужик ты или баба,-куражится Иван.
Наш старший только с виду грозный,на самом деле свой,вместе
с нами по садам лазил,ему  уже 27,ещё не женат.
-Это правда,-забурел я,- они обступят меня и давай щекотать.
-Во,видишь,а то стеснятся,они сами к тебе набиваются.
Вечером бабушка,когда я ей  рассказал ,тоже смеялась.Одна из девчонок её внучка,председатель её крёсный.
-Ах,вот оно что,-догадался я
-Уж больно ты робок,ты им нравишься,когда  девчонки вместе,они хулиганки,останется одна с  парнем и робкой становится.
Через месяц  мы вернулись из деревни домой  Радуюсь,увижу
Матвея,услышу его скрипку,услышу любимые мелодии.
  Пришёл вечером  в американку.
Надя увидела меня и заплакала.Пьяный за рулём  грузовика сбил друга.
Матвея  похоронили.Она провела меня в подсобку мы с ней помянули
парня.Надя призналась,что любила его,они собирались пожениться.
На другой день сходил на могилу,после кладбища зашёл к его
матушке. Комната открыта,никакого признака жизни, где Лиля?
Сижу на диванчике,вспоминаю.Вон на комоде лежит футляр от
 скрипки.
 Матвей играл чардаш Брамса. Показал на мужчину  :" Вон тот ,всегда
заказывает одно и то же."
-Мне нравится чардаш, мелодия,очень красивая,-ответил я .
Нравилось исполнение  Матвеем полонеза Огинского и всё,что
исполнял Матвей,музыкант от Бога и человек от  Бога.
Сижу вспоминаю  тот вечер ,Матвей был в ударе,подмаргивал мне,
 мол:"  Даю гастроли!" Это его любимая фраза.
 А потом увлёкся,  меня не видел.
Надя вместе со всеми плясала барыню.После небольшой паузы
зазвучала  цыганочка .
Посетители  ходили кругами,выделывали сложные коленца и друг друга подбадривали:"А ну,давай,давай!"
Плясали все и я тоже  увлёкся.
Когда Матвей перестал играть мужчины посмеивались,шутили,
продолжили выпивать ,угощали друг друга.
Вдруг  зазвучивали   траурные мелодии.Может быть через минуту или две минутки  ,кто ещё недавно хохотал вытирали слезы
Я не дождался матушки Матвея.Не знаю,как шёл,как ехал в трамвае,
 дома,что- то говорила  мама.
В  тот вечер, когда машина сбила Матвея, над городом были всполохи.
"Там у нас льёт дождь,-думалось мне."
 Когда  узнал о гениальном Паганини  подумал,Матвей был таким же
искусным скрипачом,как итальянец.