Записки Прогдиггера 57 Третье течение. Истоки

Андрей Фко
Джазу всегда была присуща тяга к европейской музыке. Как только начали формироваться первые оркестры и биг-бэнды, сразу встали вопросы об организации и комплектации, о записи, о композиторских техниках и исполнительских приемах и так далее. Естественно, что ответы на все эти вопросы уже давно были в академической музыкальной традиции. Тем не менее, джаз некоторое время оставался самобытным явлением, пока некоторые руководители джазовых оркестров не приступили к более интенсивному сближению с европейской музыкой.

Первой формой такого сближения стал так называемый симфо-джаз. Несмотря на свое название, симфо-джаз ориентировался не столько на симфоническую музыку академической традиции, сколько на европейскую эстрадную музыку, опперету и мюзик-холл. Тем не менее, здесь уже появляются и струнные аранжировки, и серьезные композиции, в значительной степени использующие симфонические приемы, как, например, одно из самых известных и самых первых произведений такого рода – Rhapsody in blue Гершвина, написанная по заказу Пола Уайтмана, Короля Джаза двадцатых годов. Если говорить о серьезной музыке, то симфо-джаз более всего тяготел к позднему романтизму и импрессионизму.

Следующей фазой сближения джаза и классики стал прогрессивный джаз, который усилил как джазовые, так и академические тенденции. С одной стороны, прогрессивный джаз опирался на окончательно сформировавшийся свинг, делая упор на пульсирующий ритм и всплески оркестрового звучания между партиями солистов. С другой стороны, композиции все больше приобретали не импровизационный характер: заранее расписывалась не только партия оркестра, но зачастую и партии солистов. Композиции приобрели более сложные структуры, своеобычной стала полиритмия и даже авангардные и атональные фрагменты. В практику вошло заказывать пьесы академическим композиторам, а некоторые композиторы сами писали пьесы специально под конкретный джазовый коллектив. Самый известный пример – Эбони-концерт Стравинского, написанный для Вуди Германа.

Самой известной фигурой прогрессивного джаза был и остается Стэн Кентон. Собственно, с его именем более всего и ассоциируется прогрессивный джаз. Однако, дань этому направлению отдали и многие другие великие бэнд-лидеры, в частности, Дюк Эллингтон записал целую серию восхитительных сюит, в том числе Nutcracker Suite и Swinging Suites.

В целом, прогрессивный джаз ориентировался уже на более сложную и эмоциональную академическую музыку, преимущественно, на модернистов и экспрессионистов. Это было серьезное искусство, а следовательно, весьма прохладно принятое публикой, все еще сохраняющей стереотипное представление о джазе как о развлекательном жанрне.

01 - SYMPHONIC & PROGRESSIVE JAZZ

- Boyd Raeburn
- George Gershwin
- Paul Whiteman
- Pete Rugolo
- Stan Kenton
Buddy de Franco & Oscar Peterson - 1954 - Play George Gershwin
Clifford Brown - 1955 - With Strings
Gene Howard - 1945 - With Stan Kenton
JohnnyRichards - Mosaic Select
Lee Konitz - 1996 - Lee Konitz Meets Jimmy Giuffre
Oscar Peterson & Nelson Riddle - 1990 - The Silver Collection