Записки Прогдиггера 56 Кул и Уэст-коаст джаз

Андрей Фко
Следующим после бибопа шагом в эволюции джаза стало появления кул-джаза. Существуют разные мнения по поводу его возникновения и соотношения с так называемым джазом Западного побережья, но мне представляется наиболее обоснованной мысль, что кул – это результат адаптации уэст-коаст джазом идей бибопа. Хотя с этими двумя направлениями все несколько запутано.

Принято считать, что первой записью кула был знаменитый альбом Birth of the Cool Майлза Дэвиса, и именно с него начинается как развитие самого кула, так и джаза Западного побережья. Однако, сам альбом, хотя и был записан в 1949-1950 годах, вышел в законченном виде только в 1957-м, поэтому идеи, выраженные Майлзом, долгое время жили самостоятельной жизнью, развиваясь немного по-разному в Нью-Йорке и на западе, в Калифорнии.

Общим для обоих направлений было смягчение бопового саунда, особое внимание к мелодии,  привлечение европейских классических музыкальных идей и использование академических инструментов, таких, например, как виброфон, арфа и флейта.

Отличием же было то, что нью-йоркская ветвь нового стиля (кул) развивалась в основном под влиянием бибопа и силами боповых же музыкантов. Соответственно, для кула была характерна форма малых составов (комбо), в основном квартеты и квинтеты, а также отточенность исполнения и подчеркнутая "холодность" музыки. Калифорнийские же музыканты находились больше под влиянием Стэна Кэнтона, основной фигуры так называемого прогрессивного джаза – формы оркестрового джаза, наиболее сблизившегося с академической музыкой того времени. Поэтому джаз Западного побережья был более "горячим" (отголоски свинга) и масштабнее по составам (преимущественно, малые оркестры). Тем не менее, непрерывная миграция исполнителей между  обоими центрами привела к тому, что сейчас многие предпочитают не разделять понятия кул и уэст-коаст джаз. Чаще всего, это действительно трудно сделать, но есть ряд музыкантов, которые прочно ассоциируются с определенным направлением. Например, MJQ или Брубек – это, точно, кул и никак не уэст-коаст джаз.

01 - WEST COAST JAZZ

- Toots Thielemans (harmonica)
- West Coast Jazz (4CD)
Art Pepper - 1956 - The Art Pepper Quartet
Barney Kessel with Shelly Manne and Ray Brown - 1957 - The Poll Winners
Gary McFarland - 1963 - Point of Departure
Herb Ellis Trio with Hendrik Meurkens - Burnin'
Joe Albany & Warne Marsh - 1957 - The Right Combination
Kora Jazz Trio
Toots Sweet - 1955 - Conte Candoli Quintet

02 - COOL

- Chet Baker (trumpet)
- Dorothy Ashby (harp)
- Gary Burton (vibrophone)
- George Shearing (piano)
- Gerry Mulligan (sax)
- Herbie Mann (flute)
- John Lewis (piano)
- Lee Konitz (piano)
- Lennie Tristano (piano)
- Miles Davis & Gil Evans
- Milt Jackson (vibrophone)
- Paul Desmond (alt sax)
- Shelly Manne (drams)
- Stan Getz (sax)
- The Modern Jazz Quartet
- Yusef Lateef (winds)
- Zoot Sims (sax)
Ahmad Jamal - (1951-1955) - Poinciana
Archie Shepp & Chet Baker - 1988 - In Memory Of
B.Evans Trio Featuring S.Getz - 1974 - But Beautiful
Barney Kessel with Shelly Manne and Ray Brown - 1957 - The Poll Winners
Bill Evans & Jim Hall - 1962 - Undercurrent
Chet Baker & Paul Desmond - Together
Dave Pike - 1961 - It's Time For Dave Pike
Gary Burton & Makoto Ozone - 2002 - Virtuosi
Gary Burton and Chick Corea - 1979 - Duet
Gene Bianco - 1958 - Harp, Skip & Jump
Gerry Mulligan and Chet Baker - 1974 - Carnegie Hall Concert Vol. 1 - 2
Herbie Mann & Bill Evans - 1961 - Nirvana
John Lewis & Albert Mangelsdorff - 1962 - Animal Dance
John Lewis & Hank Jones - 1979 - An Evening With Two Grand Pianos
John Lewis & Sacha Distel - 1957 - Afternoon In Paris
Kenny Barron Trio - 2009 - Minor Blues
Lars Gullin - 1976 - Fabodjazz
Lee Konitz & the Brazilian Band - 1996 - Brazilian Rhapsody
Lee Konitz with Gerry Mulligan - 1953 - Konitz Meets Mulligan
Marian McPartland's Piano Jazz - 1993 - With Dave Brubeck
Miles Davis & Milt Jackson - 1955 - Quintet & Sextet
Milt Jackson & Hubert Laws - 1973 - Goodbye
Milt Jackson & John Coltrane - 1959 - Bags & Trane
Milt Jackson & Ray Braun Jam -1977- Montreux '77
Milt Jackson and  Ray Charles - 1958-Soul Brothers
Paul Desmond & Gerry Mulligan - 1962 - Two of a Mind
Stan Getz & Chet Baker - 1958 -  Stan Getz Meets Chet Baker
Teddy Charles - 1955 - New Directions
Teo Macero - 1957 - With the Prestige Jazz Quartet
The John Dankworth Big Band - 1972 - Full Circle