Пойдём за Синей птицей

Евгений Михайлович Барыкин
                Актриса Изольда Фролова

     Историк МХАТа, вздумай он описать первое представление восстановленного
спектакля «Синяя птица», обнаружил бы парадоксальный факт: в сказочную
страну Метерлинка вереницу героев ведёт Тиль-Тиль, которого  исполняет
Изольда Фролова – актриса, приглашённая на эту роль из Театра на Таганке,
театра по эстетической системе, противоположного системе Станиславского.
     Маститые критики могут спорить о случайности или закономерности
подобного эксперимента, но своим прочтением образа Тиль-Тиля актриса
словно сомкнула два времени отечественного театра – прошлое и настоящее,
высекая из них устремлённость в будущее. Для самой Изольды Фроловой
странствие её маленького героя оказалось своего рода символическим
отражением личной творческой судьбы – актрисы необычайного амплуа.
     Уже в театральной студии  при Саратовском ТЮЗе эта маленькая девочка
с живыми блестящими глазами озадачивала педагогов. На приёмных экзаменах
она читала трагический отрывок из Гюго – гибель Гавроша на баррикадах.
Во время учёбы играла сцены из детства «Слепого музыканта» русского
писателя Короленко, в художественном  чтении тяготела  к острым
драматическим ситуациям «Матео Фальконе» и «Маугли». Играла она также 
и современных мальчишек и девчонок, так что мастера не знали, как
оценивать студентку Фролову – как драматическую актрису или как травести?
     Первый сезон ТЮЗа в Воронеже открывался пьесой «Вовка на планете Ялмез». 
Изольда играла главную роль – мальчишку,  мечтающего о космосе. Тогда же 
рядом с ним на планете Изольды Фроловой поселился еще один герой – Джельсомино 
из сказки Джанни Родари.
     - С Джельсомино мы продолжили нашу дружбу и в Ленинграде, - рассказывает
Изольда. – Правда, встретились мы с ним в этом городе не сразу.
    В театре на Литейном, куда пригласили актрису, в театре сугубо для
взрослых, Изольда оставлась верной детской аудитории. По воскресеньям и
в дни школьных каникул она играла в детских спектаклях.  Уже тогда,
в 1971 году, на когородском конкрсе ей присуждают первую премию за роль
девочки Саши в пьесе «Влюблённые и я…» Премией отмечают и роль Трутня
в сказке «Недотрога». Она играет и романтического беспризорника Жигана
в «РВС» по Гайдару, лирических братьев в сказке Е.Шварца «Два клёна».
Маленькие зрительницы шлют ей письма, как своей близкой подружке,
мальчишки считают её своим парнем.
     И снова встреча с героем Родари – на сцене Ленинградского ТЮЗа.
Нужно было спасать премьеру  спектакля «Джельсомино в стране лжецов»  -
заболела ведущая исполнительница. Приглашают Изольду. Она ставит условие:
петь будет она сама, а не фонограмма. Играя человека, восставшего против
царства лжи, актриса не могла принять фонограммы вместо живого голоса.
И она пела – «с весельем и отвагой», так что потом юные зрители
предпочитали спектакли с поющим Джельсомино.
     Эта роль стала утверждением жизнеспособности амплуа травести,
девальвированного подлинностью  кинематографа. Изольда считает, что в этом
амплуа кроются атомы истинного театра, живущего перевоплощением.
«Но одного перевоплощения мало, - говорит актриса.  – Выдающиеся травести
всегда были выше бытового подражания ужимкам и повадкам детей. «Травести» -
символ детства человечества, образ пути в мир взрослого… Меня всегда
настораживает, когда со сцены не говорят правды детям.  Душа их должна
испытывать серьёзность будущего жизненного пути…»
     Обретя подобный камертон с Джельсомино, актриса почувствовала, как
сковывают её рамки только психологического театра. И во время случайного
показа в театре на Таганке (она подыгрывала подруге-актрисе) происходит
закономерное: её берут в труппу этого театра, известного своей острой
формой, публицистичностью и документальностью.
     Здесь она играет самые разные роли. Окрашенные сарказмом –
старуха-революционерка, в прошлом террористка ((«Обмен» Трифонова) и
странница Феклуша с надсадными пророчествами о «последних временах» («Бенефис»
по пьесам русского классика Н.Островского). В её репертуаре появляются роли,
наполненные болью за судьбы, искалеченные войной – детдомовка Галя Четвертак
(«А зори здесь тихие»), мальчик Митя – трагическое и суровое обвинение
бесчеловечности в «Перекрёстке» и еврейская девочка Бася, с отроческим
достоинством разделившая участь приговорённых к смерти (тот же спектакль,
в котором Изольда играет сразу две роли). Зная способность актрисы мгновенно
менять сценические облики, ей также поручают две роли в спектакле «Ревизская
сказка» по «Мёртвым душам» Гоголя. Зрители, поджидающие актрису после
спектакля со словами благодарности, редко её узнают – такова над ней
власть перевоплощения.
      Когда в 1977 году МХАТ приступал к возобновлению «Синей птицы»,
идущей в этом театре с 1909 года, главный режиссер театра Олег Ефремов
на роль Тиль-Тиля приглашает Изольду. Для актрисы это было большой честью,
но не было неожиданностью.
     - К роли Тиль-Тиля я сознательно готовилась пять лет. С точки
зрения формы меня интересовало открыть «четвёртую стену» в спектакле
Станиславского - вести диалог с залом, сделать зрителя не созерцателем, но
собеседником. Это «таганское горючее» я стремлюсь использовать. Я постоянно
делаю записи, пишу о театре, фиксирую жизнь своего театра, поэтому мне
хотелось на практике проверить, в чём был прав Станиславский, а в чём
право время другого театрального поколения. И спектакль «Синяя птица» даёт
огромную амплитуду психологических и творческих задач для актёра. Мне
хотелось изменить смысл и ритм устремлений Тиль-Тиля. Ведь у Метерлинка
не рождественская сказочка, а притча о человечестве, живущем мечтой.
Но мечта – не пряник, а живое участие в жизни, отсюда – путешествие
Тиль-Тиля за открытием себя. Мой герой говорит современному зрительному
залу взрослых и детей, что мечта – это труд, движение к человеку,
к творчеству…


=================================

    ФРОЛОВА Изольда Ядовна.
 
    Родилась 21 сентября 1940 года в Саратове.
    В школьные годы была участницей драматического коллектива
при окружном Доме Офицеров (руководители:  М.Ю.Ралль, позже -
Народный театр, гл. реж. А.В.Филистович), где в 1957-1959 -
играла в спектаклях: "Именем оеволюции", "Барабанщица" и др.
     В 1963 окончила театральную студию при Саратовском ТЮЗе
(мастерская  В.И.Давыдова).
     В 1963-1964 - актриса Воронежского ТЮЗа, в 1964-1967 -
Лениградского театра школьного зрителя (при Ленконцерте),
в 1967-1972 - театра Драмы и Комедии на Литейном. В эти годы
сыграла в спектаклях: "Гражданин республики" (Тимошка; диплом
1-й степени), "РВС" (Жиган), "Влюбленные и я" (девочка Сашка),
"Недотрога" (Трутень), В Ленинградском ТЮЗе играла главную
роль в спектакле "Джельсомино в стране лжецов".
     С 1972 - актриса Московского театра Драмы и Комедии
на Таганке; в репертуаре: "Перекрёсток", "Обмен", "Добрый
человек из Сезуана", "Дом на набережной", "А зори здесь
тихие" и др. Будучи актрисой этого театра, играла на сцене
МХАТ роль Тиль-Тиля в спектакле "Синяя птица".
     В 1987 окончила факультет критики Литературного института
им. М.Горького, её статьи-портреты об А.Баяновой, А.Бердыевой,
Н.Дорлиак печатались в журнале "Театр", в газетах "Советская
культура"  и  "Московские новости"; в 1991 году вышел в свет
сборник "Москва. Город и человек" (вып. 2-й), в котором
опубликованы её воспоминания о М.И.Бабановой ("Поздняя
встреча").
     Диплом и звание лауреата 1-го конкурса творческой
молодёжи Москвы (1975 г. - за исполнение рассказа Ч.Айтматова
"Солдатёнок").
     Умерла 26 августа 1990 года в Москве.

     Фильмография:
     1966 - Перекрёстки; документальный
     1976 - Трын-трава (киоскёр)

      Сведения: Евгений Барыкин "Саратовский кинословарь",
Москва, 1996 год

См. также:
      http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/sov/236038/bio/