Беспомощность

Гадаев Алексей Вениаминович
Беспомощность - состояние, когда человек не может справиться с ситуацией, не имеет для этого сил, знаний и умений. Среди причин этого может быть и обычная невоспитанность, когда человек просто не знает, как в этой ситуации вести себя правильно.
Беспомощность бывает ситуативная и общая, временная и стабильная, функциональная и личностная, реальная и выученная.
Выученная беспомощность
Феномен выученной беспомощности связан с пассивным, неадаптивным поведе­нием человека. Выученная беспомощность — это нарушение мотивации в резуль­тате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т. е. независимости ре­зультата от прилагаемых усилий («сколько ни старайся, все равно без толку»). Феномен выученной беспомощности был впервые описан американскими психо­логами М.Зелигманом [ Seligman, 1975] и С.Майером [ Maier , 1967] на основании экспериментов на собаках при их раздражении электрическим током.

Собак, подвергавшихся вначале слабым ударам тока ( чего они не могли избежать ), поме­щали затем в другие клетки , где их активность уже могла бы помочь им избежать неприят­ных воздействий . Однако , вопреки предсказаниям бихевиористской теории научения , со­ баки не хотели учиться таким , казалось бы , простым вещам и были пассивны . Суть открытия состояла в том , что эта пассивность , или беспомощность , имеет своим источником вос­принимаемую животным независимость результатов ( исходов ) от его действий ( усилий ). Опыт убеждал , что их действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желатель­ным результатам , что порождало ожидание неподконтрольности результатов собственных действий , ощущение неспособности контролировать события ( ситуацию ) и соответствен­но бессмысленность усилий .

Гордеева Т . О . Психология мотивации достижения . М ., 2006. С . 81

Затем многочисленные исследования обнаружили существование этого фено­мена и у людей. Хирото [ Hiroto , 1974] повторил эксперимент с воздействием на испытуемых неприятного громкого звука, который можно было прервать, по­добрав комбинацию клавиш на пульте управления. По данным Хирото, выявились две крайние группы людей. Одна группа (в которую вошел каждый третий) вооб­ще не впадала в состояние выученной беспомощности. Другая группа (в нее во­шел каждый десятый испытуемый) не пыталась ничего противопоставить нарас­тающему шуму, испытуемые сидели возле пульта неподвижно, несмотря на то, что были обучены тому, как можно прекратить действие звука.

М. Зелигман [1997] отмечает, что выученная беспомощность формируется к восьми годам и отражает веру человека в степень эффективности его действий.

Исследователь указал на три источника формирования беспомощности:

    Опыт переживания неблагоприятных событий, т. е. отсутствие возможнос­ти контролировать события собственной жизни; при этом приобретенный в одной ситуации отрицательный опыт начинает переноситься и на другие ситуации, когда возможность контроля реально существует. К неконтроли­руемым событиям Зелигман относил обиды, наносимые родителями (мож­но добавить, и учителями, и воспитателями детских учреждений), смерть любимого человека и животного, серьезную болезнь, развод родителей или скандалы, потерю работы.
    Опыт наблюдения беспомощных людей (например, телевизионные сюже­ты о беззащитных жертвах).
    Отсутствие самостоятельности в детстве, готовность родителей все делать вместо ребенка.

Относительная устойчивость выученной беспомощности подтверждена Ф. Финхам с соавторами [ Fincham et al ., 1989] и М. Бёрнс и М. Зелигманом [ Burns , Seligman , 1989], причем последние из названных авторов считали, что беспомощность оста­ется на всю жизнь.

Выученная беспомощность характеризуется проявлением дефицита в трех областях — мотивационной , когнитивной и эмоциональной . Мотивационный дефицит проявляется в неспо­собности действовать , активно вмешиваясь в ситуацию , когнитивный — в неспособности в последующем обучаться тому , что в аналогичных ситуациях действие может оказаться впол­ не эффективным , и эмоциональный — в подавленном или даже депрессивном состоянии , возникающем из - за бесплодности собственных действий .

Гордеева Т . О . Психология мотивации достижения . М ., 2006. С . 93

В дальнейшем свой бихевиоральный подход к выученной беспомощности Зелигман переформулировал в когнитивно-бихевиоральный. При этом он исхо­дил из взглядов Б. Вайнера [ Weiner et al ., 1971], показавшего, что настойчивость субъекта перед лицом неудачи зависит от того, как он интерпретирует эту пере­живаемую неудачу — просто как результат недостатка своих усилий или как ре­зультат обстоятельств, над которыми он не имеет власти или контроля. Зелигман с коллегами [ Abramson , Seligman , Teasdale , 1978] распространили эти взгляды на объяснение того, почему одни люди впадают в беспомощность, а другие — нет. Это зависит от того, какой стиль объяснения неудачи имеется у человека: опти­мистический или пессимистический.

По данным И. О. Девятовской [2005], формированию «выученной беспомощ­ности» у подростков способствуют высокий уровень мотивации к избеганию не­удач (это совпадает с данными Н. Боровской в отношении ленивых) и контроль за действием по типу ориентации на состояние (по Ю. Кулю).

 Согласно Дэвид Майерсу беспомощные угнетенные люди часто воспринимают контроль снаружи, что может усилить чувство покорности. Как раз это и обнаружил Мартин Селигман(1975,1991) и другие учёные в экспериментах с животными и людьми. Сталкиваясь с постоянными болезненными событиями, контролировать которые нет возможности, люди также начинаю чувствовать себя беспомощными, безнадежными и подавленными. Такая пассивная покорность называется выученной беспомощностью.
Неконтролируемые отрицательные события + Воспринятое ощущение невозможности контроля = Генерализованное поведение (беспомощность).
Выученная беспомощность - беспомощность и пассивность, освоенная в результате повторяющихся отрицательных воздействий при невозможности их избежания.
И, наоборот, животные, люди, которые могут избежать неудачи, боли, приобретают чувство личного контроля и легко набегают их в новой ситуации.
В школе дети с ограниченным контролем ощущают аналогичное снижение морального состояния и увеличение стресса. частично переживание шока в незнакомой культуре - это ощущение ограниченного контроля, когда мы не уверены, как отреагируют люди в новой среде (Triandis, 1994). Меры направленные на увеличение контроля - разрешение участвовать в принятии решений и иметь выбор в отношении их среды, - заметным образом способствует улучшению здоровья и морального состояния детей и взрослых. Позволить детям проявлять больший контроль над стрессовой ситуацией увеличивает энергетику, активность и удовлетворенность выполняемым заданием. Эллен Лангер  сделала вывод, что "ощущение контроля является основным для человеческого функционирования". "И для молодых, и для пожилых в равной степени", как она утверждает, нужно создавать такую среду, которая способствовала бы ощущению контроля и личной пользы. Перефразируя римского философа Сенеку, можно сказать, что счастливы те, кто выбирает собственный путь[c.603-605].

Dweck, Кэрол, и Элейн Эллиотт полагают, что педагоги и родители  чаще всего видят  пассивных детей с выученной беспомощностью. Пассивным детям усилия  кажутся бесполезными для продолжения выполнения  целевого задания, и поэтому они отказываются от попыток продолжать целенаправленное поведение. Такие дети считают, что все обреченно на провал  и все их деяния в конечном итоге ведут к  неудаче. В результате они откладывают всё для них трудное на потом, и с радостью решают только задачи, которые не требуют особых усилий. Такие дети находятся в депрессии и в гневе. Они чувствуют, что они "слишком глупы", чтобы узнать, почему же это происходит. Такие дети научились беспомощности.

Концепция выученной беспомощности объединяет образовательные и психологические

исследования приемлемого решения. Она предлагает ответ на разочарование с которым

сталкивается ребенок, родитель, и педагог. Выученная беспомощность

создает три основные дефицита в ребенке – дефицит  познавательной, эмоциональной и мотивационной сферы личности. Все это, уничтожает желание ребенка учиться. Мотивационный дефицит ведет к прерыванию  инициирования произвольных действий. Слишком часто мы говорим, что дети даже не пытаются выполнять приемлемые решения, но исследования показывают, что такие дети научились быть беспомощными в обучении. Но это не моральный выбор.

Беспомощный ребенка считает, что он / она не имеет контроля над процессом обучения или выполнения действий, и, после многих неудач, ребенок отказывается попробовать обучаться, поскольку он чувствует боль от слишком большого количества   проб. Этот когнитивный дефицит превращается   в условный рефлекс.  Он не может управлять своим обучением и действиями так как не видит результата своих попыток и отсюда возникает синдром выученной беспомощности. При каждом своём действии ребенок становится уверен, что провал неизбежен. Кроме того, у ребенка возникают когнитивные истощения,  со снижением логического восприятия и мышления. Эмоциональный дефицит приводит к депрессии и снижению самооценки. Депрессии у детей могут выражаться в проблемном поведении. Всё это дети выражают через гнев, агрессию, побегах из дома, через воровство, прогулы и другие мятежные действия.

Выученная беспомощность является условным рефлексом.

Первое, что нужно сделать, чтобы изменить разрушительные автоматические мысли, которые вы говорите себе во время неудач в жизни. Чтобы научиться распознавать  их в себе надо сначала отследить свои автоматические мысли, которые проходят через наше сознание,  когда мы чувствуем себя плохо при неудачах. Это верно для и взрослых, и для детей. Дети не знают о своих автоматических мыслях, потому что они стали для них привычными. Если ребенок смотрит конкретно и честно на них он / она  сможет оспорить их. Мы учим детей быть "детективами своих автоматических  мыслей."

 Эти автоматические мысли должны быть изменены. Дети с выученной беспомощностью, должны научиться распознавать эти свои негативные автоматические мысли, когда они возникают, и оспаривать их. При тренинге   дети меняют свой внутренний диалог, и поэтому их стиль объяснения, с помощью психологических методов, учит их видеть в своих действиях только провал усилий, а не свою неспособность выполнить задание. Ребенок в результате тренинга убеждается в своих способностях, навыках  и умениях. Это называется когнитивно-поведенческая подготовка.

Этот процесс не простой и требует времени и терпения, но помогает изменить

жизнь ребенка..

Список литературы:

1. Комиссия по Чтение национального доклада. 1992 год. США Отдел образования.

Dweck, Кэрол, и Элейн Эллиотта. 1988 год. «Цели: подход к мотивации и

Достижение "Журнал Личность и социальная психология 54.
2. Майерс,Д. Психология. Мн.:"Попурри, 2006.


 Беспомощность
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/bespomoschnost
Беспомощность - состояние, когда человек не может справиться с ситуацией, не имеет для этого сил, знаний и умений. Среди причин этого может быть и обычная невоспитанность, когда человек просто не знает, как в этой ситуации вести себя правильно.
Виды беспомощности
Беспомощность бывает ситуативная и общая, временная и стабильная, функциональная и личностная, реальная и выученная.
• Ситуативная и общая
Сильный и уверенный в себе мужчина может оказаться беспомощным на кухне. Ну, по крайней мере перед пультом ядерного реактора. А его пожилая мама, страдающая синильным психозом, уже в целом беспомощна.
• Временная и стабильная
Усталый человек может быть временно беспомощен, невежественный - беспомощен стабильно.
• Функциональная и личностная
Если у девушки недоразвиты мозговые структуры, отвечающие за различение право и лево, это функциональная беспомощность. Если девушка делает беспомощное лицо и отказывается думать - это личностная беспомощность.
Личностная беспомощность, имеющая стабильный и не ситуативный, а общий характер - выученная беспомощность.
Личностная беспомощность - когда в ситуации объективной беспомощности человек опускает руки, переходит в позицию Жертвы… В этом случае он обычно снижается до негативных шаблонов видения и поведения. Кроме того, в ситуации личностной беспомощности обычно включается психологическая защита.
Когда человек себя не любит, ругает, испытывает чувство вины (состояние Я не О`Кей), у него в порядке психологической защиты становятся плохими и другие, возникает негативная установка. Когда ребенка не любят, ругают, формируют у него чувство вины - он, чтобы уменьшить свое неблагополучие, в порядке защиты зачеркивает негативом мир и людей.
Личностная беспомощность
Личностная беспомощность - ощущение и внутреннее состояние, когда в трудной ситуации вместо того, чтобы собраться и предпринять необходимые действия, человек переходит в позицию Жертвы, опускает руки, демонстрируя невозможность что-либо предпринять.
Личностная беспомощность может быть как чертой личности, так и ситуативным состоянием. Личностная беспомощность - проявление инфантилизма. Случайные, редкие проявления личностной беспомощности бывают у многих, хотя более характерны для женского поведения. Личностная беспомощность - один из распространенных вариантов как демонстрации несостоятельности, так и проявления страха неудачи, и нередко носит игровой, а то и манипулятивный характер.
Как манипулятивная межличностная игра, личностная беспомощность имеет своей целью привлечение к себе внимания и снятия с себя ответственности. Иногда - навесить ответственность на окружающих.
Игровой характер личностной беспомощности особенно ярко виден в тех ситуациях, когда беспомощность вдруг становится явно невыгодной. Тогда "беспомощный человек" вдруг резко преображается, беспомощность резко уходит, "спадает", и человек мгновенно превращается во вполне состоятельного, разумного и состоятельного. Стало нужно - пришел в себя.
Смотри видео из фильма "Джули и Джулия": Джули разрешила себе психануть и расстроиться до демонстрации полной беспомощности, но когда вдруг раздался долгожданный звонок из редакции, в течении мгновений она поднялась и привела себя в порядок. Истерика прошла мгновенно.
Каковы истоки личностной беспомощности? Личностная беспомощность - состояние не врожденное, оно обычно находится или выучивается в раннем детстве, обычно еще до школы. У многих закрепляется выученная беспомощность - привычное поведение, или необдуманно скопированное с окружающих, или воспроизводимое в силу условной или реальной выгоды. Воспитанные и ответственные люди обычно не допускают у себя личностной беспомощности, поскольку понимают: если трудную ситуацию не буду решать я, ее нужно будет решать кому-то другому. А перекладывать свои трудности на плечи окружающих воспитанные люди считают недостойным.
Личностная беспомощность обычно сопровождается "букетом" дополнительных проблем. Во-первых, в состоянии личностной беспомощности человек нередко разрешает себе превратиться до капризного, не способного ни на что ребенка, демонстрирующего свой протест и устраивающего истерики. Ранее позитивные люди вдруг превращаются в негативистов, которым все плохо, которые ни видят никаких возможностей и готовых ругать всех и вся, особенно начиная с себя. Кроме негативных шаблонов видения и поведения, в состоянии личностной беспомощности обычно включаются разнообразные психологические защиты.
Предупреждение и прекращение личностной беспомощности
Личностная беспомощность сочетает в себе моменты и состояния Жертвы, и эмоциональной истерики, соответственно средства предупреждения и прекращения личностной беспомощности берем и оттуда, и оттуда.
Чтобы не расстраивать себя и не провоцировать состояние Жертвы,
• отработайте упражнение Ошибочка.
• послушайте свою внутреннюю и внешнюю речь и уберите из своего лексиконасловарь Жертвы.
Попросите своих друзей или близких обращать внимание на ваше лицо и интонации - когда они заменят характерные для переживания Жертвы и беспомощности выражения лица или соответствующие несчастные и беспомощные интонации, пусть они вам говорят, а вы это прекращаете и меняете с выражением им благодарности.
Если человек уже отыграл истерику с состоянием личностной беспомощности (как в случае с Джули на видео), критиковать его и стыдить за это обычно бесполезно - человек сам себя за это ругает и одновременно оправдывает (а что я еще могла сделать? Я же расстроилась!). Тем не менее, ситуацию можно на будущее предупреждать. За происшедшую истерику навесить на человеку усиленный режим словаря Жертвы и Ошибочки и отругать за другое: "Почему не позвала меня, когда тебе было трудно и тебе потребовалась помощь? Я же был рядом! Ты должна мне пообещать, что в следующий раз в трудной ситуации, когда я рядом, ты не будет психовать и расстраиваться, а позовешь меня. Договорились?" - и добиваться, чтобы эта договоренность помнилась и выполнялась.
Выученная беспомощность
Выученная беспомощность — личностная беспомощность, имеющая стабильный и не ситуативный, а общий характер. Чаще возникает у детей и подростков на фоне неправильного воспитания и трудных жизненных обстоятельств.
Внутренняя картина:
• Установка: "Это в принципе возможно, даже для любого другого возможно - но не для меня".
• Установка "мои успехи из-за вас, мои неудачи - из-за меня"
Например, их неудачи определяются их собственными неисправимыми недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если они и случаются, зависят от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей.
• Генерализация, общий характер установки.
Их неудачи относятся не только к данным конкретным обстоятельствам, но и характерны для любых других жизненных ситуаций, причем не только в настоящем, но и в будущем. Будучи выработанной в одной конкретной ситуации, выученная беспомощность распространяется на многие другие, так что субъект перестает предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые поддаются решению.
Проявления
У животных выученная беспомощность проявляется торможением моторного поведения, ослаблением биологических мотиваций, нарушением способности к обучению новым навыкам, а также появлением разнообразных соматических расстройств (выпадение волос, повышение артериального давления, изъязвление слизистой желудочно-кишечного тракта, снижение общей резистентности организма, в том числе к злокачественным опухолям и т. п.).
У человека выученная беспомощность проявляется эмоциональными расстройствами (депрессия или невротическая тревога); на этом фоне возможно возникновение психосоматических расстройств.
Отчего возникает
Объективные причины: выученная беспомощность чаще возникает после более или менее длительного негативного, вызывающего протест воздействия, избежать которого не удается.
В экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям предъявляется серия нерешаемых задач, либо в процесс их деятельности вводятся неустранимые помехи.
Субъективные причины: выученная беспомощность чаще возникает у лиц, склонных к позиции Жертвы.
За ним обычно стоят четыре причины проблемного поведения: демонстрация беспомощности ("Я вообще ничего не могу, ко мне никаких претензий!"), привлечение внимания ("Неужели не поможете такому беспомощному?"), месть ("Раз ты жизнь - такая, то я тебе отомщу - стану совсем беспомощным") и борьба за власть ("Я отказываюсь играть в ваши игры по вашим правилам!").
Что делать?
Переживать на эту тему можно долго. Если же человек захочет это изменить, он это сделает. И даже быстро.
Если удается показать, что с такой задачей не смог бы справиться никто, - это человека успокаивает и выученную беспомощность снижает.
Если удается показать, что задача не решается только здесь и сейчас - от беспомощности отказаться уже легче.
Если удается показать, что успехи - это его успехи, а неудачи - из-за чужой вины, ситуация облегчается.
Если трудно сразу, можно постепенно: это лечение позитивным опытом.
Делайте постепенно и понемножку то, что получаться будет. "Выученная беспомощность" лечится "выученной успешностью" - позитивным опытом.
Цель поведения ребенка — уклонение
Родители Энджи заметили, что она все больше и больше отходит от семейных дел. Голос у нее стал каким-то жалобным, и по малейшему поводу она тут же начинала плакать. Если ее просили что-нибудь сделать, она хныкала и говорила: «Я не умею». Она также начала невразумительно бормотать что-то себе под нос, и, таким образом, трудно было понять, что она хочет. Родители были чрезвычайно обеспокоены ее поведением дома и в школе. Энджи стала демонстрировать своим поведением уклонение, или, другими словами, показную неполноценность.

Три типа беспомощности
Материал 1. Беспомощность от непосильной задачи
Этот тип беспомощности возникает, если родители требуют, чтобы ребенок выполнил непосильную задачу. Преувеличенные родительские требования, которых ребенок не может оправдать, создают чувство беспомощности и замешательства. Они становятся стратегией, которую ребенок применяет, чтобы справиться с ситуацией. Например, родители требуют от трехлетнего ребенка, чтобы он сам сделал себе бутерброд. Наблюдатель создает беспомощность, которая затем возникает в любой ситуации, когда от ребенка чего-то требует. Через много лет он чувствует замешательство, если его просят сделать какую-то работу. Внутренний ребенок постоянно ощущает себя некомпетентным и неадекватным под давлением непосильных требований безупречного совершенства. Наблюдатель спит, а внутренний ребенок снова и снова связывает любую задачу с беспомощностью.
2. Сверхобобщение
«При этом способе искаженного мышления человек делает обобщение на основе единственного происшествия. Один-единственный отказ на танцах приводит к выводу: «Никто никогда не захочет танцевать со мной». Вы создаете обобщения, употребляя слова: все, каждый, никто, никогда, всегда».
Мак-Кей
В примере с бутербродом ребенок обобщает: «Я никогда не сумею ничего приготовить». Вместо того, чтобы учиться готовить, внутренний ребенок избегает приготовления пищи и требует от супруги, чтобы она готовила всегда. Это ограничивает возможности взрослого здесь и сейчас.
3. Беспомощность в отношениях
Сверхобобщение часто проявляется в отношениях. Ребенок обнаруживает, что беспомощность — прекрасный способ избавиться от людей с их требованиями или заставить их заботиться о себе. Предположим, что ребенок, которого просят сделать что-то, ведет себя так, словно не в состоянии выполнить просьбу. Папа показывает ему, как надо это сделать. Затем мама просит ребенка заменить перегоревшую лампочку. Ребенок выглядит растерянным и беспомощным. Мама заменяет лампочку сама. Комик Билл Косби шутил, что папа знает, как вести себя по-дурацки, чтобы мама спасла его. На самом деле это внутренний ребенок в душе взрослого знает, как вести себя по-дурацки, чтобы мама все сделала вместо него.
Через какое-то время ребенок научается вести себя, выглядеть и ощущать себя беспомощным, чтобы другие позаботились о нем. Это состояние становится автоматическим и поддерживается социумом или семьей.

Энтони Роббинс  (1960 г. р.)- неустойчивое эмоциональное состояние губит.
Энтони Роббинс - американский психолог, занимающийся темой личностного роста считает, что эмоции являются вдохновляющими, мощным средством способным помочь человеку достичь наивысшего потенциала и разбудить в себе всемогущество над любой жизненной ситуацией. "Эмоции , по Энтони Роббинс, являются не только вдохновляющими, но и расслабляющими. которые можно использовать каждому себе во благо, так, чтобы они  - ваши эмоции - стали не помехой, а мощным средством в достижении управления своей жизнью" [28].
По мнению Роббинс бессознательное эмоциональное состояние, которое мы испытываем "здесь и сейчас" выработано нами с годами с помощью средств массовой информации, нашими родителями, воспитателями, учителями и культурой общества в целом и это навязывает нам уровень успеха или счастья. Это состояние определяет то, что делает почти каждый из нас. Энтони в своей книге "Разбуди в себе исполина" заявляет, что "эмоциональное состояние ", определяет почему вы делаете то, что делаете, и почему не делаете того, что, как вы знаете, необходимо сделать. Изменяя свое эмоциональное состояние - вы можете немедленно произвести существенное изменение в своей жизни" [28].  Мы педагоги-психологи, можем развивая эмоциональное состояние школьника персонализировать систему научения и обучения. В школе есть ученики обучающиеся "быстро" и "медленно" и нам психологам в школе необходимо, чтобы ученики почувствовали свои силы, чтобы они добивались реального, осязаемого успеха, то есть помочь овладеть своим эмоциональным состоянием для "быстрых" навыков обучения. Овладение навыками "быстрого" научения это кредит успеха. За ошибками ученика не должно быть эмоционального наказания, а лишь повышения эмоциональной мотивации к обучению. Мы педагоги-психологи, должны помочь ученику преодолеть его опасения за неправильные решения, и учиться на них, а так же использовать свои уроки для принятия лучших решений в будущем.
Роббинс пишет о причинах не успеха детей, - "дети учась в школе  с трудом удерживают внимание, чтобы что-то обдумать или запомнить, и получают лишь частичное образование, потому, что у них выработалось привыкание к немедленному удовольствию..."[28.c54]. Получение немедленного удовольствия   благодаря постоянному увлечению видео-играми, телевизионными передачами - приучает ребенка к нетерпимости. Современные данные говорят о том, что проявление нетерпимости чаще всего наблюдается у детей младшего возраста (младших школьников), а мы педагоги-психологи знаем, что дети не рождаются нетерпимыми они учатся нетерпимому поведению.
Учиться с удовольствием это творческое приключение, без удовольствия учеба превращается в борьбу за выживание. Творческий подход к обучению это - нахождение новых, необычных, изобретательных решений разнообразных ситуаций, возникающих на каждом уроке любого "быстрого" или "медленного" научения.