Мёд и пчёлы

Наиль Мустафин 2
Мёд в космос посылают без пчёл. Это правильно?.. .Или не очень.

В гости к бабушке приехали трое её дочерей. Ещё две старших дочери жили далеко и имели уже маленьких детей, видно, поэтому их не было.  Из приехавших тёток, двое младших работали учителями русского языка и литературы, и ещё продолжали учиться сами. Они приехали на каникулы из тех сел, куда были направлены после училища. Одна,Таскира, жила в соседней деревне, работала в колхозе.
С приездом тёток двор и дом наполнились шумом, суетой, смехом, перебранками, громкими разговорами. То, что бабушка делала одна, спокойно и не суетясь, тётки делали сразу все вместе, меняя друг друга, стараясь командовать над другими. Они бегали из дома во двор, со двора в дом, на ходу о чём-то громко разговаривая, и похоже не очень слушая то, о чём говорят другие.
Вот одна из них вынесла во двор самовар.
- Марьям! Настрогай щепок, разожги самовар. Таскира! Сходи за водой. Чай сейчас приготовим.
- Ты сама начала, так и делай. Что ты всё командуешь? Видишь, я двор подметаю. А Таскира полы мыть собирается.
- Правильно. Ты, Наиля, сама уж за самоваром посмотри. Приготовишь чай, позовёшь нас кушать.
- Правильно. Сами раскомандовались на меня же сваливают. Ладно. Я чаем займусь. Только вы побыстрее заканчивайте свое дело, а то к чаю не успеете. Мама! А где у тебя нож. Мне нужно щепки нарезать.
- В доме, на кухне. Только смотри, не затупи мне его.
Бабушка даёт корм курам и цыплятам, а сама говорит как будто сама с собой.
- Вот ждала, ждала, когда приедут. Приехали. И с разу всё вверх тормашками перевернули. Ваши голоса, наверное, на другом конце деревни слышат. Как будто нельзя делать дело без крика. И Ранис куда-то делся. Обещал привезти сепаратор для откачки мёда. А где шляется? Не знаю. Пока все вместе, надо бы мёд откачать. Соты уже полные. Одной мне с этим не управиться. Ведь Абдуллы нет, царствие ему небесное. Он ведь сам всё делал. Теперь всё на моей шее осталось.
Наиль недавно проснулся и ещё не помывшись, бегает по двору, удивляясь непривычному шуму. Марьям и Таскира кончили свои дела. Наиля заметила это.
- Марьям! Займитесь мальчиком, а то он так и старается самовар свалить или ножом порезаться. Его надо помыть и одеть. Бегает в одних трусиках. Утро ведь прохладное.
Марьям взяла за руку  Наиля и повела мыть к умывальнику, обращаясь к сестре.
- Таскира! Приготовь мальчику новые трусики и рубашку.
- А где его вещи?
- У мамы спроси.
Когда на малыша стали надевать новенькую белую рубашку, он заупрямился.
- Я не хочу рубашку. Мне без неё лучше.
-  Холодно на улице. Одевайся – настаивает Таскира.
- Не холодно. Солнышко, вон какое, даже жарко.
- Ладно. Не упрямься. Сегодня же как праздник. Вот Ранис сепаратор привезёт, мёд будем откачивать – уговаривает Марьям.
Вдвоём сёстры всё же одели малыша. К дому подъехал на лошади Ранис.
- Эй, там! Откройте ворота.
Сёстры побежали из сеней на улицу.
- Ты чего же так долго ходишь? Наверное, часа два уже прошло – стала упрекать бабушка  своего сына.
- Сама бы съездила. Ты говорила что договорилась, а они сами сегодня мёд решили откачивать. Пришлось по селу поездить, искать. Вот нашёл. Да и то, они велели к вечеру вернуть. – Голос у Раниса не по летам грубоватый, резкий.
- Ладно. Что грубишь. Берите сепаратор и ставьте в сенях у кровати. Там удобное место – стала командовать бабушка.
Сёстры помогли Ранису установить сепаратор на крепкую табуретку, сделанную из толстых брусков и досок.
- Ладно. Я пойду. Я итак опоздал. Наверное, и бригадир сейчас будет ругаться. – Ранис вывел лошадь со двора и уехал.
- Ну вот. Нет чтобы отпроситься и помочь матери. Работа в колхозе никогда не кончится – проворчала бабушка вслед Ранису.
- Ладно, дочки. Готовьте дымовушку. Она в чулане. Трут тоже там. Наиля! Помоги вытащить ящик для рамок.
В доме опять началась суета. Разжигали трут в дымовушке, доставали рамы с новыми вощинами и складывали в ящик, искали халат, рукавицы. Одевали бабушку для работы сразу все сёстры. Они бранились.
- Отойдите. Я сама знаю, как одеваться. Лучше возьмите ящик и несите к ульям. Где дымовушка?
- Вот она. Кажется задымила.
Бабушка взяла нож, гусиное крылышко, дымовушку и пошла из дома. Сёстры понесли ящик.
В заднем дворе бабушка надела на голову башлык с сеткой и велела всем выйти от ульев.
- Не мешайте мне. А то пчёл распугаете. Идите, пока своими делами занимайтесь. – Сказала она и принялась за работу.
Тётки увели Наиля от заднего двора и сами тоже пошли в дом. В сенях они стали чистить сепаратор. Малыш вертелся возле них, старался потрогать блестящий металлический бочонок, поиграть с краником. Залезал на кровать и заглядывал внутрь бочонка.
- Не вертись под ногами.
- Не трогай кран, сломаешь.
- Слезь с кровати. Куда лезешь? Уронишь сепаратор и сам свалишься – старались тётки отогнать малыша от новой «игрушки». Когда он им  изрядно надоел, тётки отослали его к соседям, чтобы позвал соседних детей попробовать новый мёд.
Когда Наиль вернулся, первая партия рамок с мёдом уже закладывалась в сепаратор.
- Я уже пришёл.
- Ты всех позвал?
- Да. Они уже идут.
- Тогда иди, позови бабушку. Пусть сама начнёт откачивать мёд. А то ещё поломаем машину, ругаться будет.
 В заднем дворе бабушка открывала очередной улей. Крышка уже снята. На крышку положила темную подушку, сняла доску и прислонила к крышке. Стала дымом отгонять пчёл от рамок, выбирать из улья рамку, осматривать соты. С помощью дыма и гусиного крылышка смахивает пчёл с рамки, и убирает раму с полными сотами в переносной ящик. Из этого же ящика берёт рамку с ярко-жёлтой, тонкой вощиной и закладывает её в улей.
Малыш заворожено смотрит за работой бабушки, забыв позвать её в дом.
Когда из улья были выбраны все полные рамки (неготовые бабушка оставляла в улье) и на их место поставлены рамки с вощиной, подошла тётка Марьям.
- Ты что же не зовёшь бабушку?
- Она же работает.
- Мама. Идём. Мы без тебя не хотим начинать.
- Подождёте. Сейчас закрою этот улей и пойду. А ты Наиль, что стоишь. Иди домой. Сейчас пчёлы злые. Могут ужалить.
- Я ведь давно здесь стою. Они меня не трогают.
- Марьям. Уведи его отсюда. Потом сама приходи. Поможешь ящик домой унести.
Тётка берёт малыша за руки и уводит в дом.
- Посмотрите за ним, я пойду помогу маме – говорит она сёстрам и уходит.
Вскоре она с бабушкой приносят в сени ящик. Бабушка снимает с себя башлык, халат и идёт мыть руки.
- Вы, похоже, уже заложили рамки в сепаратор. Зачем меня не подождали? – По-хозяйски возмущается бабушка. Она осматривает сепаратор. Вытаскивает оттуда рамки.
- Разве можно так закладывать? Они же слетят и весь сепаратор сломают. Рамки должны укрепляться ровно, без перекосов. А вы что наделали.
Бабушка вынимает все рамки и сама заново укрепляет их внутри  сепаратора.
- Слава богу. Кажись всё правильно сделала. Во имя Аллаха, милостивого и милосердного. Начнём с божьей помощью.
Бабушка осторожно начала вращать ручку сепаратора. Сначала медленно- медленно, постепенно увеличивая скорость. Машина стала издавать странный гул, всё более усиливающийся. В сенях стало страшно находиться, казалось, сейчас с сепаратором что-то случится, или  разлетится на части, или полетит как самолёт. Но вот машина набрала обороты. Гул стал равномерным, более спокойным. Через несколько минут бабушка дала ручку тётке Наиле.
- Крути. Но только не дёргай. Ни медленнее, ни быстрее. Я посмотрю, как мёд идёт.
Она открыла кран, подставила под носик крана ведро. Из носика появилась светло-коричневая, тягучая, тяжёлая струя.
- Таскира. Принеси из дома стакан и ложку. Сейчас на вкус попробуем.
Таскира вынесла посуду.
- Закрой дверь в дом. Видишь сколько пчёл. Весь дом заполнят – сказала ей бабушка. Сама подставила под струйку стакан. Когда стакан наполнился, вышла со стаканом на крыльцо и посмотрела мёд на свету. Солнечные лучи заиграли в янтарном лакомстве.
- Мёд чистый, хороший. Наиль, на попробуй первым.
Бабушка дала мёд в деревянной ложке мальчику. Он взял в рот ещё тёплую ароматную, сладкую до приторности, тягущую и липкую, янтарем сверкающую жидкость.
- Ну? Что скажешь?
- Вкусно! Она тёплая!
- Теперь вы попробуйте, дочки.
Бабушка стала угощать тёток. Попробовала и сама.
- Ложкой попробовали. Если кто хочет, попейте из стакана. Свежий мёд полезный.
Тётки по очереди стали отпивать мёд из стакана и хвалить его аромат и вкус.
- Можно и я из стакана попью. – Попросил Наиль.
- Дайте. Ему полезно будет. – Сказала бабушка. – Только не  измажься. Иначе пчёлы искусают.
Мальчик отпил из стакана несколько глотков
- Всё. Больше не могу. Очень сладкий.
- О! Вон и гости к нам идут – сказала бабушка.
Вот уже от ворот послышались голоса девочек из соседнего дома.
- Бал-няняй. Мы пришли мёд пробовать.
- Проходите, проходите. Вот молодцы, что пришли.
Бабушка вынесла стакан с мёдом и стала ложкой давать мёд девочкам. Их двое. Одна постарше, другая младше Наиля.
Пришли троюродные братья Наиля – Ринат и Фарит. Они старше на несколько лет. У них есть и ещё старшие братья. Они уже совсем взрослые, как Ранис.
Из маленького дома, что за колодцем напротив, пришла женщина со своей маленькой дочкой.
Бабушка и тётки вынесли ещё один стакан. Давали пить мёд из стакана.
По двору и без того уже летали потревоженные пчёлы. Запах мёда привлёк их ещё. Девочки, а за ними и мальчики стали благодарить и уходить со двора, стараясь не быть ужаленными.
Через некоторое время после их ухода, в гости пришла тётя Зайтуна с сыном лет десяти и двумя маленькими девочками. Тётя Зайтуна – это сводная сестра остальных тёток и матери Наиля. Жила она через 5-6 домов на противоположной стороне улицы. Она самая старшая из всех сестёр. Они родились от одной матери,а отцы разные. Дедушка Абдулла взял в жены Сабиру,-родную бабушку Наиля,- с дочерью от первого  мужа. Она родила от  дедушки пятерых дочерей. Когда бог призвал ее к себе,- дедушка взял в жены нынешнюю бабушку,- Шамсинур, которая родила дедушке сына Раниса.
Вместе со всеми,и на этот раз, Наиль опять попил мёд из стакана. Стакан уже липкий. Руки и лицо вымазались в мёде.
Когда и эти гости ушли, бабушка помыла руки и лицо Наиля ,и сказала:
- Больше не мажься мёдом. Видишь, как пчёлы разлетались. Иди лучше в дом.
- Они меня не тронут. Я здесь побегаю – возразил мальчик.
- Самовар давно вскипел. Идёмте в дом. Я сейчас на стол соберу. – Позвала Марьям. Она взяла самовар и понесла в дом.
В это время появилась какая-то очень уж злая пчела. Она жужжала громче всех. Стала кружиться возле малыша с явным намерением ужалить. Тётки видно почувствовали это.
- Наиль. Стой на месте, не шевелись, – стали они учить мальчика. Он и сам знал об этом. Но эта пчела была назойлива, всё старалась сесть на лицо. Видно на лице осталось немного мёда.
Мальчик вначале стоял спокойно. Но когда тётки стали кричать  (видно они сами больше испугались):
- Не шевелись. Не дёргай руками, - пчела ещё больше озлобилась и готова была впиться в лицо. Малыш стал отмахиваться рукой. Когда пчела чуть отлетела в сторону, малыш побежал на улицу к колодцу. Но убежать не удалось. Пчела полетела за ним. Мальчик упал на землю и закрыл голову руками. Пчела покружила, и казалось, улетела. Мальчик облегчённо вздохнул и начал вставать. И в это время пчела стремительно атаковала откуда-то сверху ,и прилипла к щеке мальчика. От боли и неожиданности нападения мальчик заплакал. Смахнул с лица всё ещё жужжащую пчелу. К малышу подбежали тётки.
- Зачем побежал?
- Почему нас не слушал?
- Смотрите  на него. Шлёпнулся в самую грязь. Были новенькие и чистые трусики и рубашка, а сейчас как трубочист.
Тётки сняли с него грязную одежду. Помыли под умывальником и одели новые трусики и рубашку.
- Хватит уже плакать. До свадьбы заживёт, ничего не останется. – Утешали они племянника.
- Говорят пчелиный укус полезен для здоровья. Не плачь. Давно уж всё прошло. Идём чай пить. Боль сразу пройдёт.
- Смотрите, сразу какой жирный стал, – стали уже смеяться тётки.
Мальчик и сам чувствовал, как щека стала тяжёлой, плотной. Он трогал её рукой. На ощупь щека горячая. Тётки уже смеются над ним. Он и сам уже не знает плакать или смеяться.
Подошла бабушка.
- Ладно. Тоже нашли над кем смеяться. Идёмте в дом. А то и вас пчёлы покусают. Пусть пчёлы немного успокоются. Да и самовар вас давно ждёт.
Тётки  вошли в дом, закрыв за собой двери в сени. Пили чай с новым мёдом, с каймаком, со свежим хлебом, с яйцами, сваренными вкрутую,- и с шутками над племянником.

1995-2011г.г.