Первые уроки

Наиль Мустафин 2
Первые уроки труда.

Наилю уже пять лет. Этим летом он уже не застал деда в живых. Ещё в прошлом году, под осень, он за три дня скончался от крупозного воспаления легких. Бабушка осталась жить только с сыном. Но он уже работал в колхозе  и с Наилем встречался редко.
Бабушка часто ходила к родственникам и знакомым, жившим по соседству. Обычно, каждый из родственников долго объяснял мальчику, в каком родстве они состояли. Оказалось, что в деревне живёт сводная сестра матери с сыном и дочерьми, дедушкина сестра в семье своей дочери, двоюродный брат дедушки в семье своего сына.
К знакомым бабушки относились соседи. Через переулок жили двое старушек в хорошем доме. Через дорогу, напротив колодца, жила женщина с маленькой дочкой в крошечном домике с земляными полами. Левее от этого домика – добротный дом, усадьба которого огорожена сплошным аккуратным забором. Из-за забора выглядывают кусты сирени. Хозяева были люди добрые и красивые, но не любители общения с соседями. У них был сын и маленькая дочка. Справа от маленького домика есть ещё три хороших дома. Но там хозяева несколько грубоваты. Рядом с бабушкиным домом есть уже не новый, но аккуратный домик. Там живёт старушка с детьми и внучатами. А дальше уже начинается поле, отделяющееся от деревни ручейком, проделавшим глубокую канаву-русло.
Вся остальная деревня тянется в сторону клуба. Там домов много.
Сегодня после утреннего чая Наиль всё крутился возле бабушки и порядком надоел ей своими расспросами о соседях и родственниках.
Бабушка велела ему идти в дом сестры дедушки, посмотреть, как там старый дедушка делает кирпичи. Сестра дедушки жила левее добрых необщительных соседей, наискосок через улицу.
Наиль вышел из калитки и медленно побрёл по дороге, шлёпая босыми ногами по успевшей согреться пыли, но только с поверхности, снизу пыль сохранила еще ночной холодок, от которого по всему телу пробегает щекочущий озноб,- и, думая, как уговорить старого деда показать изготовление кирпичей. Ближе к сплошному забору землю устилают мягкие, но прохладные травы. Они ещё в тени, поэтому здесь холодно и даже ветерок холодит. Название этих трав мальчик уже знает. Это «гусиная травка» и «кошачий горошек». У «кошачьего горошка» уже появляются зелёные пуговки-горошки. Они приятные на вкус. Но их надо очищать от зелёной оболочки. Съев несколько горошков, малыш увидел растущую у забора мелкую, темно-зеленую, узорчатую крапиву с приятным пряным ароматом. Ему уже известно о жгучести этой травы, но любопытство заставляет его сорвать один из кустиков. Руку сильно обожгло. Захотелось плакать. Траву выкинул и стал тереть обожженное место, поплёвывая на руку. Боль немного прошла, но зуд ещё долго держался.
Вот и забор с редкими решётками. Наиль прошёл у ворот, состоящих всего из трёх жердей, и вошел через комнату во двор. Дом здесь совсем новый, ещё чувствуется лесной дух и вкус пакли в воздухе. Справа от дома сарайчик, примыкающий к амбару.
Наиль завернул за угол дома. Здесь к дому пристроена веранда. У порога лежат две пары колош. Двери открыты. В сени вышла молодая женщина – дочь дедушкиной сестры.
- Смотрите-ка, кто к нам пришёл! Ты один что ли?
- Здравствуйте. Я к дедушке, посмотреть, как кирпичи делает.
- Проходи, проходи. Дедушка пока чай пьёт. Иди тоже к столу.
- Я уже пил. Я здесь подожду.
- Ничего. Это дома пил. А сейчас у нас попьёшь. Иди, иди. Вон дедушка тебя зовёт.
Несколько стесняясь, малыш прошёл в зал к дедушке. Дедушка уже старенький, с морщинистым лицом, с седыми усами и бородкой.
После расспросов о родителях, старик налил чай в блюдце и дал кусочек сахара с ломтиком хлеба, заставлял брать ложечкой каймак и мёд. Сам дедушка ел не торопясь, смакуя каждый кусочек и каждый глоток.
- Спасибо большое. Я наелся. – поблагодарил малыш деда.
- Расти большой, сынок. Идём, я тоже выйду во двор. – Старик взял тросточку, сделанную из простой палки и вышел из-за стола.
Во дворе он свернул «козью ножку», закурил, и пригласил малыша в сарай.
- Вот. Смотри моё убежище. Вот здесь глина для кирпичей. Она всегда должна быть чуть влажной. Для этого я обрызгиваю её водой и укрываю, чтобы не сохла.
- Дедушка. А почему ты с палкой ходишь? Ноги болят, да?
- Да. Болят. Это у меня на  память о гражданской войне. Меня тогда поймали в плен и заставляли ходить по остриям сабель. Сам удивляюсь, как я тогда остался жив.
- А дедушкин брат тоже с палкой ходит.
- Да. Ему тоже не очень повезло в жизни. На войне ему оторвало ступню. Он хоть с войны-то вернулся. Многие из нашей деревни так и остались там, на чужой земле.
Старик докурил, погасил окурок и сел возле глиняной кучи на широкую длинную лавку. Взял деревянную форму, смочил его изнутри водой. Смочил водой поверхность доски перед собой и положил форму на это место. Рядом с доской лежат совок, деревянный молоток, пестик-толкушка, деревянная линейка и деревянный брусок.
- Теперь смотри и запоминай. Потом я дам тебе самому делать кирпичи. У меня ещё одна форма есть. Будешь помогать.
Дедушка посыпал в форму глину, утрамбовал её пестиком-толкушкой, добавил ещё глины и стал стучать деревянным молотком. Молоток этот интересный. Он похож на большую толкушку, разрезанную вдоль пополам. Её плоской стороной и трамбуется глина в форме. Когда горочка глины над формочкой почти вся осела внутрь формы, дедушка взял деревянную линейку и срезал лишнюю глину, оставляя ровную поверхность вровень с бортами формы. Слегка сбрызнул водой оставшуюся глину  в форме. Положил на смоченную поверхность деревянный брусок, и форму с бруском перевернул. Легонько постучал толкушкой по краям формы. Форма сдвинулась и уперлась в доску. Тогда дедушка взял форму с двух сторон и поднял её вверх. На деревянном бруске остался готовый кирпич. Осторожно взяв кирпич вместе с бруском, положил кирпич в стопку уже готовых кирпичей, справа от себя.
- Красивый кирпич получился, дедушка. Так и хочется поиграть с ним.
- Нет. Ты уж об этом забудь. Трогать их нельзя, рассыплется. Они должны подсохнуть сначала здесь в тени. А потом вынесу на солнце. Там они будут готовы. Такие кирпичи называются не калёные, сырые. Но для печки они годятся. Вот тебе, сынок, ещё одна форма. Наполняй её глиной и трамбуй вот этой толкушкой.
Дедушка смочил новую форму водой и дал Наилю. Малыш стал наполнять глиной форму и трамбовать пестиком-толкушкой. Пока он проделывал всё это, дедушка сделал уже ещё пару кирпичей.
- Я смотрю, и ты свою работу сделал. Дай мне свою форму, я её доработаю. А ты пока работай с моей формой… Вот. Так и научишься работать.
Наиль наполнил и отдал дедушке ещё несколько  наполовину утрамбованных форм.
- Дедушка, дай мне и молотком постучать.
- Вот тебе другой молоток. Заполняй свою форму с горочкой и стучи.
Малыш начал обстукивать глину в своей формочке. Эта работа оказалась очень тяжёлой. В руках дедушки молоток кажется таким лёгким. Он стучит им, словно играет. А малышу приходится напрягать силы и после каждых трёх-пяти ударов отдыхать. Но вот немного утрамбовал уже целую форму.
- Вот молодец. Ты у меня настоящий помощником стал. Дай я твою форму доработаю. А ты новую начинай.
Дедушка добавил немного глины в форму, взятую у малыша, и утрамбовал её молотком.
- Вот смотри. Считай, что этот кирпич ты сделал.
- Нет. Я сам до конца хочу сделать. Тогда и будет мой кирпич.
- Ну, тогда старайся, работай.
 Следующую форму малыш трамбовал, прикладывая все свои силы.
- Всё дедушка. Дай мне линейку.
- На, возьми.
Дедушка посмеивается себе в бороду, смотрит, как старается малыш. А он кое-как убрал лишнюю глину и побрызгал водой поверхность глины, что осталась в форме. Встал на ноги, стал поднимать форму с глиной. Когда переворачивал, брусок отлетел в сторону.
- Дай я тебе помогу. Для тебя это ещё тяжело.
Дедушка приложил брусок к форме и положил на брусок перевёрнутую форму.
- Теперь стучи по краю, только осторожно.
Малыш взял толкушку и стал обстукивать форму. Наконец она села на доску. Малыш встал над формой и попытался вытолкнуть её. Но форма не идёт.
- Дедушка. Она не выходит.
- Дай я тебе помогу.
Дедушка приподнял форму. Кирпич оказался рыхлым, некрасивым.
- Придется переделывать. Этот рассыпится. А тебе ещё нужно много работать, чтобы руки стали сильнее. Слабенький ты ещё.
Дедушка приподнял брусок с кирпичом. Кирпич сразу сломался на несколько частей.
- Вот видишь, как получается, если сил не хватает. Будешь пока помогать мне. Я буду доделывать. Глядишь, там и у тебя силёнки прибавится.
Дедушка убрал сломанный кирпич, смёл с доски глину. Достал махорку с бумагой, свернул «козью ножку» и закурил.
Увлечённый работой, малыш и не заметил, сколько прошло времени. Забыл, что бабушка не велела долго задерживаться. Вспомнил об этом, когда бабушка сама появилась вдруг в дверях сарая.
- А-а! вот оказывается ты где! А я его жду и жду. Забеспокоилась уже. Куда думаю пропал. Так-то ты бабушку слушаешь. Сколько уже времени прошло?
- Да не ругай ты его. Он у меня хороший помощник. Пусть приходит, помогает мне. Заодно и сам научится. В жизни это может пригодится.
- Он ещё мал для этого. Тоже мне помощника нашёл.
- Ты не сердись. Пусть приходит. Мне с ним веселее работать – улыбаясь, сказал дедушка.
- Придёт, придёт. Что ему ещё делать. Я ему кушать приготовила. Накормлю, и пусть идёт.
Бабушка взяла малыша за руку и повела его домой, отряхивая по пути от налипшей глины.


1995---2011г.г.