Телега

Наиль Мустафин 2
Телега – она и в космосе телега.

- Вот, это последний кусок хлеба. Больше муки нет даже блины печь. Что же мне, по соседям идти за мукой? Сколько можно ждать, чтобы пшеницу обмолотили? Неужели я сама должна ехать на мельницу? Что ты молчишь? Абдулла!
- Хватит меня упрекать. Ты уже целую телегу упрёков на мою голову свалила за эту неделю. Вот же на столе всё есть. Каймак, мёд, яйца, молоко, чай. Если даже без хлеба посидишь, еда всегда есть. Ты же сама прекрасно знаешь, что мельница не работала. Я тебе уже говорил, что обещали пустить мельницу. Дай спокойно поесть. Ведь, сегодня же, еду на мельницу.
- Дедушка. Я тоже поеду с тобой. Я хочу посмотреть, как наше зерно будут молоть.
- Ты посмотри на улицу. Сегодня холодно. Вот-вот дождь начнётся. Лучше уж с бабушкой оставайся.
- Нет! Я хочу с тобой. Ты же обещал брать меня с тобой, – насупился Наиль.
- Возьми его с собой. Что он будет у меня под ногами путаться. У меня и без него по дому делов много. Одену его потеплее, не замёрзнет.
- А! Разве с вами можно разговаривать. Ладно. Спасибо. Я наелся. Слава Аллаху, милостивому и милосердному. Аминь.
Дедушка встал и пошёл на улицу.
- Я тоже наелся. Спасибо бабушка. Я пойду во двор.
- Иди, иди. Только близко к лошади не подходи.
Малыш вышел из-за стола, с трудом открыл тяжёлую дверь и вышел в сени.
- Дверь за собой закрой.
Пришлось вернуться, и, прикладывая значительное усилие, закрыть непослушную дверь.
Дедушка уже выводит лошадь из амбара и ведёт к телеге, которая стоит у погреба.
- Сейчас напоим лошадку водой… Пей, пей, звёздочка.
Дедушка легко посвистывает, поглаживая свою светло-коричневую лошадь с белым пятнышком на лбу. Когда Звёздочка выпила воду, дедушка взял ведро, выплеснул остатки воды и повесил пустое ведро на один из кольев, плетёной из тонких веток, изгороди.
Дедушка взял Звёздочку под уздцы и стал заводить между оглоблями телеги. Лошадь заупрямилась, но властный окрик и твёрдая рука заставила его подчинится. Пока дедушка одевал на лошадь хомут, дугу, подводил постромки, цеплял оглобли, Наиль всё время лез ему под руку, путался под ногами.
- Стой подальше. Ведь у меня на спине глаз нет. Наступлю ненароком… Не лезь к лошади, не дай бог лягнет, – слышал он от деда.
Наконец лошадь впряжена, и дедушка подвёл её к крыльцу. Из чулана вынес и положил на телегу два мешка с зерном.
- Дедушка дай мне лошадью управлять.
- А ты что же, Так поедешь? Иди скажи бабушке, пусть оденет потеплее.
А она уже сама несёт шаль. Сложила эту шаль треугольником, накинула на спину мальчика, скрещивая два конца на груди, и завязала узел на спине.
- Ну вот, теперь не замёрзнешь – дедушка поднял внука и посадил на мешок с зерном.
- Я хочу сидеть впереди.  – Заупрямился внук и полез на передок. – Дедушка дай мне вожжи.
- Подожди. Выедем на улицу, тогда и возьмёшь.
- Нет! Я сейчас хочу. Я сам хочу выехать со двора. – Настаивал малыш.
Дедушка не выдержал, отдал вожжи в руки малыша.
- Только не дёргай прежде времени. Когда выедем полностью из ворот, тяни левую вожжу.
Не спеша, лошадь вышла за ворота, передние колёса выехали за створ ворот. Малыш, сидящий на передке, почувствовав себя уже на улице, стал тянуть левую вожжу.
- Рано ещё. Не дёргай вожжи. Ворота сшибёшь.
Но малышу показалось, что сейчас лошадь наедет на сруб колодца, стоящего напротив ворот посередине улицы. С высокого «журавля» над колодцем свисало ведро на железной цепи, что усиливало чувство близости колодца.
Лошадь первые понукания влево не послушала, видимо уже зная сама, когда ей поворачивать. Но мальчик стал дёргать сильнее и настойчиво. Лошадь нехотя пошла влево. Телега своими задними колёсами сразу упёрлась в левый столб от ворот и остановилась, чуть не выдернув столб из земли.
- Что ты делаешь? Проказник. Больше ни разу не дам тебе вожжи. Слазь с телеги. Останешься дома.
Мальчик заплакал.
- Нет. Я поеду с тобой. Я же правильно сделал. Дёрнул, когда вышел из ворот. Иначе в колодец бы наехал.
- Ты ещё оправдываешься. Надо ведь чтобы вся телега выехала, только потом поворачивать.
- Что ты кричишь, старый дурак. Первый раз дал ему вожжи, да ещё в воротах. О чём сам думал?
- Ладно. Ты что встреваешь? Иди в дом. Сами разберёмся.
Дедушка оттянул телегу назад, приподняв заднюю часть, сдвинул вправо. Взял вожжи в руки, и легонько телега выехала на улицу. Дедушка сел на передок рядом с внуком.
- Ладно. Сиди уж. Только держись, не упади.
Утро всё ещё хмурилось сонливо-серыми облаками. Казалось, что вот-вот заморосит дождь. Дед свернул самокрутку, закурил. Взял в руки вожжи.
- Но-о! Звёздочка. Надо поспешать. Слышно уже, что мельницу запустили. Значит, завтра свежий хлеб будем есть, и бабушка немного успокоится.
2011г.