За шишкой в тайгу

Владимир Усанов


   Вот и осень, моя первая осень в Западной Сибири…
Буйство красок – это штамп газетный. То, что я видел трудно передать на бумаге. Тайга в своём осеннем убранстве стоит торжественная, величавая. Тёмные кедры с коричнево-сиреневыми шишками покачивают своими высоченными шапками-макушками…
Берёзы, жёлтые берёзы,
Распустили косы,
Опустив на красноту рябин.
А в траве под ними винный,
Брусничный светится рубин…
Белки и кедровки
Щёлкают орешки.
Полосатый, юркий бурундук
На зиму тащит
Орешки в собственный сундук…
   Красота, лепота! Все заняты своими делами.
Вот и мы: Фаррахыч, Николаич и Витёк, да я к ним в придачу решили заняться делом – заготовить орехов кедровых на зиму. Витёк привёз нас на «газушке» на гривку. Гривка это небольшой холм среди болот, поросший тайгой. Да, а «газушка» это болотоход «ГАЗ-71», он и плавать обучен.
   Выгрузились мы на гривке за 121Р  - разведочной нефтяной скважиной. Мешки, топор, каски и колот. Колот это здоровенная деревянная кувалда. Метра четыре-пять длинной у неё ручка, а вместо металла брёвнышко с метр.
   В. И. Ленин в одной из своих работ говорил, что любая, даже самая маленькая работа, должна начинаться с подготовки рабочего места. У нас всё началось с длительного перекура. На столике – куске фанеры, появились колбаска, рыбка, хлебушек, кружки и, конечно, пузырёк водочки. Николаич отошёл в сторонку на минутку, побродил и приносит горсть ягод. А горсть у Николаича с лошадиное копыто. Отсыпал мне часть и говорит: на закусь вместо запивки. Расплескали по кружкам, выпили за нас нефтяников, за нефть, чтобы она не кончалась. Зажевал я горячительную влагу ягодами и так мне стало приятственно – не едал я закусей таких никогда! На гривках в это время есть полно всяких ягод: брусника, малина, смородина, голубика,  недозревшая клюква, перезревшая черника, и кое-где встречается княженика – реликтовая ягода. Сказать вкусно – значит не сказать ничего. Прелестно и необыкновенно!
   Посидели, покурили, послушал я всяких рассказов. Николаич тут и говорит: рысь появилась в этих местах, поосторожней, мол, надо. Показал мне задиры на кедрах, оставленные когтями рыси.
   Надели мы каски на головы, рукавицы на руки и начали эту тяжёлую работу. Упёршись в комель кедра, нужно поднять колот, прижать его к стволу. А затем колотить по стволу, чтобы кедр задрожал и шишки кедровые посыпались на землю. Кедры высоченные, толстенные и заставить его вздрогнуть работа не из лёгких. Я через пять-шесть ударов по стволу задохнулся, а упало всего-то пару шишек.
   Из мешка шишек получается одно ведра орехов. А вот как насбивать столько шишек? Ничего, потихоньку помаленьку стал приноравливаться. Николаич – слон. Он как лупанёт несколько раз по кедру – шишки дождём валятся на землю, стучат по каске. Вот бы без неё по башке настучало! Я тут и про страхи свои забыл, про рысь забыл. Припёрло мне тут, в кусты сбегать надо и страхи вернулись, оглядываюсь по сторонам.
Фаррахыч: что, Володя, домой повезёшь добро-то, если чё в «газушку» не пустим. Ржут все, весело им, а я в тайге в первый раз, может, а тут рысь ещё… Но всё обошлось – не тронула меня рысь.
   Наколотили мы шишек, собрали в мешки. Получилось по три мешка на брата. На промысле у нас рушка стоит. Сыпешь туда шишки, вертишь ручку, рушишь шишки. Они высыпаются на сито, просеиваются. Орехи высыпаешь в корыто с водой.
Хорошие, налитые орехи тонут в воде, а весь мусор плавает поверху. Вот такой цикл получается. Высушишь орешки, подкалишь на сковородке или в духовке – кайф просто пошелкать, только язык порой побаливает.
   Сели после загрузки за столик свой таёжный, плеснули в кружки с устатку, выпили за добрый труд и удачу. Я говорю:
Николаич, а рысь-то где прячется, или она только по ночам вылезает на охоту? Какая рысь, Володя, здесь их отродясь не было, медведь заходит иногда. А следы? - спрашиваю я.
Так это тут энергетики пытались на кошках на кедры лазить – спокойно сказал Николаич…
Заржала вся команда. Конечно по-доброму, по-дружески.
Выпили ещё, за жизнь поговорили и поехали усталые и довольные домой.
Кошки – это приспособления по столбам лазить, применяются в энергетике.