Новые золушки

Алия Али
 
 Рассветало. Сафура лежала на расшатаной раскладушке  под дырявым одеялом  и в  унынии глядела в потолок. 
« Какой адский холод! – думала она. – Почему мне всегда так холодно, особенно по утрам, когда я просыпаюсь? Руки, ноги, ну прямо, как лед. А все потому, что я голодная. Разве это по-божески три дня ничего горяченького не есть?»

  - Пора вставать! –  раздался над ней  хриплый голос хозяйки. -  Нечего залеживаться.  Уже месяц  не платишь мне. Думаешь,  не нашелся бы другой, кто платил бы мне  за это помещение? Подвалы теперь в цене. А все моя  доброта.

 - Вы правы, – преувеличенно ласковым голосом сказала Сафура. -  Я вам так благодарна,  что разрешили мне пожить...

 -  Нечего благодарить меня, - досадливо прервала ее хозяйка. -  Работать не думаешь, вот что.

 - Как это не думаю? – воскликнула Сафура. –С утра до вечера  ищу. Возьмут же куда-нибудь.

 - Хм,_куда -нибудь!  А зачем надо было искать, если была работа?

 - Я же говорила, что хозяин приставал ко мне, говорил, что если не буду с ним спать…

 - Ну  и спала бы! – снова  прервала ее  хозяйка. - Подумаешь! 

 - У него жена, дети. Как же можно?

 - Ну, как знаешь! Только ты должна мне сегодня же вечером заплатить. Понятно?

 - Понятно. - угасшим голосом сказала Сафура. - Я постараюсь.
 
 Хозяйка ушла. Дверь захлопнулась и Сафура  начала натягивать на себя платье.

  « Хвастается, добротой. Хоть бы стакан горячего чая дала. Вот устроюсь работать, уйду из этой крысиной дыры»

  Она достала из сумочки зеркальце.

 - Ну что, красавица, - прошептала она, - тянулась в город? Спала и видела себя  богатой и счастливой?

 Лицо в зеркале состроило ей  безобразную рожицу.

 - Дура несчастная, – выбранила Сафура самое  себя. -  Нечего теперь по начам плакать.   

  Она  швырнула зеркальце в сторону,  порылась в сумке, потрясла ее и вывернула наизнанку.

 - Даже на стакан чая нет. Хоть умри!

 Внутри у нее все сжалось в комок.

  Она поспешила на улицу.

 У кондитерского магазина  Сафура остановилась.  Никогда она не лакомилась пирожными. Без денег можно только помечтать об этих красивых штучках с розочками посередине.

 Совешенно непроизвольно, она ласково провела рукой по стеклу витрины и она пошла дальше.

 У обувного магазина Сафура снова остановилась. Здесь она  загляделась на выставленные в окне роскошные сапожки из черной замши с блестящей отделкой. Она  живо представила их на своих ногах и умиленно заулыбалась. Но испугавшись, что кто-то наблюдает за ней, обернулась и увидела, как  из магазина выкатилась   круглая как бочонок, женщина  в норковой  шубе до пят. Она  держала в руках три коробки. Было видно, что без помощи ей не справиться со своей ношей.

  -  Давайте, ханум, я помогу. Куда вам? – обратилась к ней  Сафура.

  -  Держи, - сказала  та, отдавая ей две коробки. - А ты не сбежишь с ними? – вгляделась она в лицо Сафуры и чуть было не выронила из рук третью коробку. 

  -  Боже мой! – воскликнула она – Да это же ты, Сафура. Не узнаешь меня?

 Сафура боязливо посмотрела на нее и опустила глаза.

  - Ты чего?  Это  я, Дильгуш.  Мы же с тобой землячки, из одной деревни. Помнишь, по соседству жили?

  -  Помню,  - пролепетала Сафура. –  Конечно, помню.  Простите, ханум,  но я…    -  она скользнула  взглядом по шубе на женщине и перевела взор на свое старенькое, потертое в швах пальтишко. Но та в этот момент смотрела в другую сторону, отыскивая кого-то глазами. 

  - Куда ты провалился, растяпа? -– возмущенно обратилась она к  замаячившему перед ней, мужчине. - Сказала  тебе, чтобы не отходил никуда.

  -  Простите, ханум, я только за сигаретами...

  -  Отвези  эти коробки домой. Скажи, чтобы положили  в мою спальню. Езжай без меня.

  -  Слушаюсь, ханум.

  -  Это мой шофер,  - повернулась она к Сафуре, когда тот удалился. - Придется  нанять другого, что бы… -  прервав себя, она вдруг  с ног до головы оглядела Сафуру.

  -  Ты что, бродяжничаешь? –поморщилась она. 

  -  Нет, что вы,  ханум,– смущенно пролепетала Сафура. - Я ищу работу.

  -  М-да!  Но у тебя такой вид! 

  -  Просто я… я  не ела с самого утра, – запинаясь сказала Сафура.

  -  Так ты  голодная? Ну так, давай зайдем  в кафе.   Нет, в кафе не надо. Я не могу там с тобой показаться, что  подумают люди?  Пойдем ко мне домой, я покормлю тебя.

  -  Мне бы…мне только стакан горячего чая,  - нерешительно протянула  Сафура.    

  -  Хорошо, получишь горячий чай, - усмехнулась  женщина – Пошли, я возьму такси.      …

 

  Машина остановилась возле огромного особняка.

 Перед раскрывшейся дверью, хозяйка сделала рукой жест похожий на объятье, приглашая Сафуру войти.

  Подскочившая  прислуга помогла хозяйке снять шубу.

  По мраморной лестнице  они поднялись наверх.

  -  Ну вот! Это моя спальня, – сказала хозяйка,  когда они вошли в огромную комнату, где  шторы были спущены, а в камине пылал огонь, бросая отблески на великолепную полированную мебель, цвета слоновой кости,  синий ковер и золотистые покрывала с  подушками.

 Сафура стояла, не смея двинуться. 

  - Не стой так. –сказала хозяйка – Сними пальто и шапку.

 Сафура заставила себя дышать ровно. Она сняла пальто и шапочку и огляделась, не зная, куда их деть.

 Подметив, жозяйка взяла их  кончиками пальцев и  бросила  на пол.

  - А теперь садись сюда.  – сказала она, подтолкнув  Сафуру в мягкие объятия кресла. –  Вижу, ты совсем продрогла.

  -  Спасибо,  Дильгуш ханум,  - прошептала Сафура.

  -  Обойдемся без «ханум» -  сказала та -  Здесь только ты и я, нас никто не слышит.  Мне хочется  поболтать с тобой о нашей бедной деревне. Нам  повезло, что мы смогли оттуда выбраться. Верно?   

  -  Кому как.- пожала плечами Сафура.  Заметив неодобрительный взгляд Дильгуш, она   стыдливо опустила глаза и плотнее вжалась в  спинку кресла.

  -  Простите меня, – выдохнула она.

  -  Ничего.  -  равнодушным  голосом сказала Дильгуш.

  Воцарилось  молчание.

Казалось, что каждая была уязвлена -– одна в чувстве гордости за свое богатство и благополучие, другая в своей бедности и  стыдливости.

  - Ну, рассказывай, -  нарушила молчание  Дильгуш. -  Расскажи,  все  с самого начала, как приехала в город.

  - Разве вам  это интересно? – замялась  Сафура.

  - Не задавай глупых вопросов,  -строгим тоном сказала Дильгуш. - Ты не в деревне.

  - Не знаю как начать? -– поежилась Сафура.  – Когда приехала, я хотела попасть в институт, провалилась на первом же экзамене. Какая там учеба у нас в деревне, сами знаете.

  - Еще бы, не знать!  - ухмыльнулась–Дильгуш. - Как рабов,  сгоняли нас собирать хлопок, горбить спины.  Хорошо, я после пятого класса бросила школу.

  - А как  ваши братья и сестры? Они в деревне? - осторожно произнесла Сафура.

 - Что ты, что ты, – замахала  руками Дильгуш. - Я их  перетащила в город. Муж им купил  квартиры,  братьев устроил на работу, а сестричек в институт. Так, что они отлично здесь устроены.

  -  Ну да,  ну да,- прощебетала Сафура, чуть не добавив: «А как могло быть иначе», но сообразив, промолчала.

  - Да, такова жизнь, - гордо выпрямилась на кресле Дильгуш. -  Ну хорошо, рассказывай дальше, что у тебя было, когда ты не попала в институт?

  - Вышла замуж, но через год разошлась.

  - Почему? Он был бедным?

  - Нет, не бедным, правда, не таким богатым, как… - Сафура осеклась, увидев. как Дильгуш  нервозно забарабанила пальцами по ручке кресла.

  - Понятно. – усмехнулась  она. -– Все не могут быть генералами, как мой муж. – Скользнув взглядом по валявшимся на полу пальто и шапке, она  добавила: - Кому, что!

 Промолчав, Сафура продолжала:

  - Я тоже, как вы, когда приехали, пошла работать  прислугой в богатую семью, но ушла... - Тут Сафура подняла на Дильгуш глаза и замерла. С ужасом она увидела, как та приложив палец к губам, гневно косится на дверь.
 
  - Ради Бога, простите меня. - рухнула она на колени.
 
  - Встань, глупая! Прикуси свой язык, – ледяным голосом сказала Дильгущ. – Не смей  рассказывать об этом никому. Поняла?

 Сафура лихорадочно закивала головой. Она и не рассказывала никому. Да и зачем ей было рассказывать?   Что касается пресловутого замужества Дильгуш, разрушившей семью генерала и устроившей все так, что она стала его женой - давно никто не упоминает. Даму  «высшего общества» теперь почитают все, а в деревне так и вовсе боготворят и даже  мужья не ругают жен, если  родилась  дочь, а не сын.

  - Ну, ладно, - раздраженно произнесла она. - Почему ты ушла? Тебе, что, мало платили?

 - Нет, платили хорошо, -   смущенно протянула Сафура, - только… только хозяин стал приставать ко мне. Я не вынесла и ушла. И теперь…- Она снова умолкла, не зная, как и о чем говорить.

   - И теперь сидишь на мели, – выпалила за нее Дильгуш. – Ну и дура! Ничего с тобой не стало бы.  Как говорится, тебе платят,  делай, что требуют. Могла бы сейчас иметь квартиру и деньги.   

   - Ничего мне не надо, -  вздохнула Сафура. – Обойдусь и так.

   -  Ну, знаешь, - засмеялась Дильгуш, - никто и не подумает тебе платить,   если будешь строить из себя недотрогу.  Не смеши меня. И поверь, дорогая, если он обольстился тобой, то никак не из-за отсутствия у него выбора. Могла бы стать его женой, он бы тебе...
   -  Не надо мне ничего. - устало  прервала ее Сафура. -  Мне бы только стакан горячего чая. 

   - Ах, да, - спохватилась Дильгуш. - Скажу, чтобы принесли.

  В эту минуту зазвонил телефон. Дильгуш нехотя подняла трубку.

  - Да я дома….  Нет, просто прогулялась по магазинам… Купила … придешь, увидишь.

 Бросив трубку, она взволнованно заторопилась.

  - Муж едет домой. Извини, Сафура, но тебе надо уйти. Я дам тебе денег, сколько смогу, зайди в кафе и попей там чай. Поторопись, пожалуйста, я провожу тебя через черный ход.

  Она  порылась в сумке достала из кошелька  две бумажки  по манату каждая и  сунула их в карман Сафуры.

 Возле двери она  отрывисто бросила:

 - Извини Сафура, сама понимаешь. 



   Дул  пронзительный бакинский  ветер Ежась от холода, Сафура шла не разбирая дороги.   «Теперь сидишь на мели.  Делай, что говорят. Могла бы иметь деньги и квартиру" - беззвучно шепали ее губы. 
 Что это было? – спрашивала она  себя.  – Насмешка? Выставила, как собаченку за дверь.
   - Ну чтож, может когда - нибудь я... -всхлипывала она.
  Приостановившись, она  достала  из сумочки зеркальце, чтобы вытереть выступившие на глазах слезы.
 Зеркальце снова  состроило ей  отвратительную гримасу.
   - О, нет, - простонала Сафура. -  Только не это! Пора покончить  с этим!
 Она сунула руку в карман и нащупала деньги. Чтож, пожалуй на стакан чая с сахаром хватит.
 Она  направилась в ближайшее кафе.

 В кафе было сумрачно. За белыми мраморными столиками сидели одни мужчины. Сафура прошла в глубь зала.
Не успела она сесть, как к ее столику подошел мужчина в дорогом твидовом палупальто,  клетчатом кепи на голове и таком же клетчатом шарфе на шее.

  - Можно  присесть? – спросил он и, не дожидаясь ответа, сел на стул напротив Сафуры.

  - Ужасная погода. – сказал он.

  - Да, паршивый ветер.- сказала Сафура.

 Он пальцем поманил  официанта.

  - Принеси мне виски, сыр и минеральную воду. - И повернувшись к Сафуре: - А вам что?

  - Я возьму себе стакан  крепкого чая с сахаром.

  - Принеси ханум  что-нибудь вкусненькое  поесть, –сказал он официанту и, обращаясь к Сафуре: - Какое вино любите?

  - Я не пью, но если можно, пиво. -  протянула Сафура.

Официант кивнул.

 Мужчина устремил на Сафуру пристальный и в то же время отсутствующий  взор, как кот, который не мигая смотрит в одну точку, но, кажется, видит что-то  совсем иное.
 
  - Вы всегда такая грустная? - наклонившись к ней, тихо произнес он.

  - А вам не все равно? - нахмурилась Сафура.

  - Я художник, люблю грустных женщин. Они прекрасно позируют. – сказал он.

  - Вот как! -  рассмеялась Сафура, дав место молчанию, не столько  удивлению, сколько замешательству.

 Официант принес заказ.

 Спустя полчаса, мужчина поднялся.

  - Ну так,  как? Пойдем со мной? –спросил он

  - Что ж, пойдем, – пожала плечами Сафура.

 И они вместе вышли из кафе.


 Спустя время в салоне живописи была выставлена работа известного художника- молодая женщина со взором устремленным в безоблачную даль. Внизу рамы этикетка: "Жена художника Сафура"