Потомки воеводы Ивана Грозного...

Николай Бутылин
Этим рассказом начинается серия автобиографических публикаций
-----------------------

Наряду с положительными сторонами, у Великой Октябрьской революции, была и отрицательная сторона, к которой можно отнести братоубийственную бойню. А в связи с образованием новой политической системы в государстве – появился невосполнимый разрыв связи между новым и старым поколением.

Некоторые граждане новой России, были вынуждены, тщательно скрывать свое происхождение, и, из элиты царского периода, превращались в рабочих и крестьян, дабы своим новым пролетарским образом избежать преследования властей.

Новое время позволило отдельным гражданам не стесняться своего происхождения, но старые люди, которые могли бы передать какие-то сведения из истории наших предков, уже ушли в мир иной и спросить, как я уже писал, не у кого. А ведь многое могли поведать ушедшие, о родословных корнях своей фамилии!

Находясь на заслуженной, но незаслуженно мизерной пенсии по старости, у меня появилась временная возможность обратиться к архивам. Там и узнал я о нашей фамилии, которая упоминалась еще почти пять веков назад, в период царствование Ивана 1V...

…Во время Казанского похода Ивана Грозного, в 1552 году, взятия Казани и падении Казанского ханства, в войске царя был воевода по фамилии Бутылин (имени история не сохранила). Этот воевода у реки Ушны, Владимирской области, в жестокой, кровопролитной битве, разбил многочисленные отряды татар. В честь воеводы Бутылина на месте сражения, по приказу царя, поставили крест с надписью «Здесь был воевода Бутылин».

Также, в честь этого воеводы, село, где происходило сражение, государь приказал назвать Бутылицы. Крестьяне этого села, ранее занимались изготовлением и поставкой стеклянной посуды на российский рынок.

Не исключено, что стеклянную посуду, которую крестьяне изготавливали, называлась прежде «пузырями», или еще как-то. Но после переименования этого села в новое название, в честь воеводы Бутылина, изменилось и название выпускаемой продукции на «бутылицы». К тому же эти бутылицы стали поставляться непосредственно к царскому двору на Москве.

В истории утверждается, что после описанных событий, в этом селе явился чудотворный образ Николая Угодника (оплечного). На месте обретения образа Иван Грозный приказал основать Никольский - Муромский монастырь, или Николо-Бутылицкую мужскую пустынь, которая впервые упоминается в 1566 году.

После подавления бунта Стеньки Разина в 1571 году, сюда на покаяние была сослана группа бунтовщиков, а они образовали «слободу» на противоположном берегу реки Ушны…

Вот какой «кусок» истории удалось «выудить» из архивов! Есть ли связь нашей семейной фамилии с тем героем-воеводой Ивана Грозного, по фамилии Бутылин, еще требует уточнения, но надежда достаточно приличная имеется. Эта фамилия не очень распространена сегодня, а в то время носители этой фамилии, я думаю, были только ближайшие родственники...

…Родители начали обживаться на новом месте. Трудностей они не боялись, и им казалось, что всё наладится, стоит только приложить свои силы: трудиться, но не быть зависимыми в своем труде, от руководителей разного рода; не бояться разнарядок из района и жить в стороне от завистливых или осуждающих взглядов соседей.

Иными словами жить так, как жили единоличники-хуторяне, надеясь только на свои мозолистые руки. (О единоличниках и «кулаках» отец отзывался не иначе как о «цвете» русского крестьянства).

Работа в лесничестве нравилась Константину Васильевичу, хлопоты в своем хозяйстве не казалась ему обузой, четверо детей, подрастали, а жена Александра была хорошей женой, матерью и хозяйкой.

Жить бы, да поживать в этом тихом, лесном краю нашей семье – но не тут-то было!


-----------------------------