Как будет начисляться ЕДК ветеранам труда?

Владимир Леонов
http://gatchinka.ru/Default.aspx?tabid=63&ID=1128
Интернет-газета «Гатчинка» 06 сентября сообщила положительную весть: прокуратура Ленинградской области защитила права педагогов — им возвращены обязательные компенсационные выплаты, которых они, в ряде случаев, были лишены из-за несоответствия областного законодательства федеральному. И законодательное собрание Ленинградской области, избирательная кампания по выборам депутатов которого уже началась, было вынуждено внести в закон изменения.
А вот по очень похожей ситуации в нашей области с частью ветеранов труда – прокуратура промолчала. Но давайте по порядку.
Житель Гатчины ветеран труда В.Ф.Васильев обратился в июле этого года в областной суд с требованием отменить положения областных законов Ленинградской области, изменивших с 11 июня 2011 года порядок начисления ежемесячной денежной компенсации (ЕДК) части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в связи с, якобы, «совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки». Ранее для ветеранов труда ЕДК устанавливалась в размере 50% оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах социальных норм площади жилья и норм потребления коммунальных услуг, то есть ЕДК не была постоянной и рассчитывалась индивидуально. Процедура «совершенствования» свелась к тому, что с целью упрощения и отмены индивидуальных расчетов ЕДК теперь стала фиксированной, то есть равной для всех ветеранов (в данном муниципальном районе) вне зависимости от того, что они реально платят. И определяться ЕДК стала очень просто: сумма, предусмотренная для этих целей в областном бюджете, делится на всех ветеранов. В Гатчинском муниципальном районе ЕДК теперь будет составлять 639 рублей.
Казалось бы, не только просто, но и справедливо. Поскольку у тех, кто живет в худших условиях, ЕДК повысится. Но произойдет это, естественно, за счет тех, кто живет в лучших условиях. А это – уже нарушение и Конституции РФ и федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004, который предписывает при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации обеспечивать сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.
Но, например, В.Васильеву в июне 2011 года ЕДК был начислен на 239 рублей меньше, а с июля будет начисляться на 367 рублей меньше, чем в январе – мае (стоимость услуг у нас теперь распределена равномерно по всем месяцам). Получается, что лично его права нарушены.
Представляют определенный интерес возражения, поданные в суд представителем Губернатора Ленинградской области Н.Н.Яковлевой и представителем Законодательного собрания Д.В.Малкиным.
Они посчитали требования В.Васильева необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку, якобы, данные областные законы «не устанавливают размер ЕДК» в денежном исчислении (?). Мол, в ранее действовавшей редакции предусматривалась ЕДК в размере 50% от стоимости услуг в пределах социальной нормы, а новая редакция предусматривает начисление «в размере, установленном областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год». Кроме того, предложили В.Васильеву… обосновать нарушение его прав «в части установления размера ЕДК применительно к остальным категориям граждан», среди которых, как мы уже выяснили, найдутся те, которые в этой ситуации выиграли.
Более того, Законодательное собрание объявило упомянутое требование ФЗ №122 неприменимым в данном случае, поскольку, мол, оно касается только момента, когда происходит замена натуральных льгот на денежные компенсации. А это произошло ранее. Конечно, чрезвычайно странно такое слышать от законодателей. Ведь по их логике получается, что в момент замены льгот требование выполнить необходимо, но на следующий год его можно и нарушить.
Как мы видим, возражения Губернатора и Законодательного собрания были сугубо формальны.
И вот 29 августа объявлено решение областного суда. Васильеву было отказано. Причем, свое решение судья Е.В.Шадрина вынесла на основании аргументов, не соответствующих действительности. Судите сами.
Первое. В решении суда, в частности,  утверждается, что «довод Васильева В.Ф. о снижении ранее достигнутого им уровня социальной поддержки не может быть положен в основу удовлетворения его заявления, поскольку федеральное законодательство не предусматривает в качестве обязательного критерия при изменении субъектами Российской Федерации порядка предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда учет материального положения отдельно взятого ветерана труда, его конкретные расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг».
Данное утверждение не соответствует законодательству.
Рассмотрим, о чем говорит ФЗ-122, на который ссылается решение суда. Преамбула закона (о ней уже шла речь): «При замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств».
Статья 153 закона: «При изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены».
Ясно видно, что преамбула закона гарантирует сохранение достигнутого уровня соцзащиты гражданам, а не категориям граждан. А ст.153 не допускает уменьшение совокупного объема финансирования отдельных категорий граждан. И только. Что не противоречит преамбуле. То есть, по существу данный закон в своей преамбуле «предусматривает в качестве обязательного критерия при изменении субъектами Российской Федерации порядка предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда учет материального положения отдельно взятого ветерана труда, его конкретные расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг».
Кстати, можно также сослаться и на п.2 ст.55 Конституции РФ: «В Российской федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». И здесь речь также идет о гражданине, а не о категориях граждан.
Решение суда устанавливает, что «в результате принятия областного закона от 15 июня 2011 года № 39-оз … в Ленинградской области улучшилось положение 40875 ветеранов труда, а ухудшилось у 73816…. При таких обстоятельствах имеются основания считать, что оспариваемые положения областного закона … направлены на выравнивание степени социальной защищенности среди ветеранов труда». Конец цитаты. С данным выводом мы согласны, но данное «выравнивание» не является требованием законодательства и не может оправдать нарушение закона.
Второе. В решении суда утверждается, что «областной закон от 1декабря 1994 года № 106-оз …, как до внесения в него изменений, так и после, не устанавливает конкретный (в денежном выражении) размер компенсационной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг. Мера социальной поддержки ветеранов труда по оплате жилищно-коммунальных услуг сохранена на территории Ленинградской области, следовательно, положение ветеранов не ухудшено».
В данном случае это также не соответствует действительности.
Во-первых, непосредственно денежное выражение в данном законе действительно не устанавливалось, но критерий его расчета для каждого ветерана (а не для категории ветеранов) в этом законе был ранее установлен, что фиксирует и данное решение суда - «50 % оплаты за жилое помещение». И переход к единой мере для всех ветеранов изменил принцип расчета этой меры, заложенный в предыдущей редакции закона, что привело к нарушению прав 73816 ветеранов труда (их большей части). Что было зафиксировано в решении суда.
Наконец, третье. Являются несостоятельными и обстоятельства, с которыми соглашается суд, что в настоящее время правительство Ленинградской области готовит подзаконные акты, при принятии которых будет «разрешен вопрос перерасчета размера ЕДК в том случае, если новый ЕДК, установленный с 11 июня 2011 года, ниже размера ранее предоставленной им ЕДК…. Следовательно, после принятия … указанного постановления у Васильева В.Ф. возникнет право перерасчета ЕДК». Конец цитаты.
Для принятия указанного дополнительного постановления правительства Ленинградской области (оно до сих пор не принято, в результате чего нарушаются права ветеранов) в оспариваемых законах нет никаких для этого указаний. Именно эти указания и должны в конечном итоге появиться в данных законах в результате решения суда, на котором Васильев настаивал.
Таким образом, данное решение суда основано на ошибочных аргументах, и его необходимо отменить, поскольку оспариваемые областные законопроекты противоречат Конституции РФ и федеральному закону.
Васильев направил кассацию в Верховный Суд. Зная, в каком состоянии находится вся наша правоохранительная система, я уверен, что кассация будет отклонена, и, как обычно, на её аргументы Верховный Суд не обратит ни малейшего внимания.
Но хотя бы можно надеяться, что в ближайшее время будет принят представленный суду проект постановления правительства Ленинградской области, обеспечивающий устранение отмеченного нарушения закона в результате перерасчёта. А деньги на это уже, оказывается, предусмотрены законопроектом, внесённым в законодательное собрание 19.08.2011.
Надеюсь, что депутаты законодательного собрания Ленобласти, опрометчиво принявшие недоработанные законы, не соответствующие федеральному законодательству, проконтролируют принятие правительством Ленобласти данного постановления.