Золото партии

Юрий Овтин
Юрий Овтин

ЗОЛОТО ПАРТИИ

Рассказ

…В те годы служба в советской армии была обязательна и почетна для каждого мужчины.
Отслужив после окончания института положенные два года в инженерно-технических войсках, я вернулся на свой родной механический завод.
Директор предложил мне должность начальника одного из цехов и я с головой окунулся в работу, быстро позабыв о нелегком ратном труде в армии.
Однако армия меня не забыла.
Примерно через год, меня вызвали для беседы в военкомат и спустя некоторое время мне было присвоено очередное воинское звание: старший лейтенант запаса и изменена военно-учетная специальность – я стал числиться заместителем командира разведроты воздушно-десантной бригады.
С этого дня началась моя неспокойная жизнь.
В ночное время суток мог вдруг зазвонить телефон. Подняв трубку я слышал бесстрастный, «металлический» голос произносивший несколько раз одну и ту же фразу: «Контрольное время три часа ноль-ноль минут».
Периодически меня забирали на военные сборы с обязательными стрельбами, а однажды даже заставили сделать прыжок с парашютом. Такая активность военного комиссариата понемногу становилась мне в тягость и я начинал подумывать над тем, как бы поменять военно-учетную специальность на более спокойную.
Тем временем в нашем заводском комитете профсоюза распределялись туристические путевки в двухнедельную поездку по Испании и Португалии. Будучи в хороших отношениях с председателем завкома, я оказался обладателем заветной путевки, а директор предоставил отпуск без содержания и выделил  материальную помощь.
Надо сказать, что я был большим любителем путешествий и использовал любую предоставлявшуюся возможность, чтоб поехать куда-либо за границу, будь то служебная командировка или туристическая поездка.
В тот день когда пришла открытка из «Интуриста», в которой сообщалось, что я зачислен в тургруппу, а точнее часов в шесть вечера, ко мне нарочным привезли повестку из райвоенкомата, которой предписывалось в течение тридцати минут прибыть к военкому. Нарочный был водителем такси, который и отвез меня в комиссариат.
Военком, бравый полковник лет сорока с двумя орденскими планками, сообщил мне, что назавтра к десяти утра я должен прибыть по такому-то адресу для встречи с офицером Главного разведывательного управления.
На следующий день в назначенное время я явился по указанному адресу.
В однокомнатной квартире, обставленной под офис, меня ожидал приятный молодой человек, представившийся Виктором Петровичем. Предложив кофе, он спросил, когда я уезжаю в турпоездку.
– А ведь, наверное, путевка не из дешевых? – полюбопытствовал он, как будто не знал, что почем в нашей действительности.
– Опыт таких поездок подсказывает, что сколько бы она не стоила, всегда с лихвой окупается, плюс незабываемые впечатления, к тому же еще и кой-какое барахлишко в семью привезешь, – откровенно ответил я ему.
– Это да, – без тени должностного лицемерия улыбнулся Виктор Петрович. – А вот если бы вы согласились помочь нам в одном деле,  мы сумели бы вас оформить за половинную стоимость пропагандистом группы. При этом выполнили бы свой патриотический долг.
– А какого рода помощь? – осторожно поинтересовался я.
– В вашей группе будет ехать с заданием в Португалию наш офицер, а ваша задача обеспечить ему прикрытие.
– Наверное я для этой цели не гожусь, – возразил я, –  человек я сугубо штатский, к тому же дома беременная жена, маленький ребенок, и оказаться в португальской тюрьме при такой ситуации у меня нет никакого желания. Да к тому же с меня толку как с боевика, что с козла молока.
– Вы меня не совсем правильно поняли, – возразил Виктор Петрович, – никаких боевых действий вам вести не придется. Наш офицер повезет в Португалию пакет с документами особой важности и ваша задача будет состоять в том, чтобы ни на минуту не выпускать его из виду. Если же сложится какая-нибудь нештатная ситуация, ну, например, его самого или пакет попытаются захватить – вам, исходя из происходящего, нужно будет либо поднять шум, привлекая полицию, либо взять такси и проследить по какому адресу его отвезут. Но я уверен, что этого не понадобится, – продолжал Виктор Петрович, – просто мы должны подстраховаться. Ну, а вам помимо прочего, за причиненные волнения и неудобства, будут выплачены командировочные, из расчета двадцать западногерманских марок за сутки пребывания за границей. Так что еще раз подумайте, не принимайте опрометчивого решения.
Упоминание о командировочных радикально изменило мое отношение к показавшемуся мне вначале опасным предложению. Что-что, а деньги, которых постоянно не хватало, считать я умел.
На две страны, в те приснопамятные времена, нам меняли всего пятьдесят долларов, кое-что каждый турист брал с собой для продажи, а тут такая уникальная возможность – за плевое задание получить сразу триста марок – около двухсот долларов. И я не колеблясь дал согласие...
Майор ГРУ Сергей Иванович Щеглов оказался на редкость симпатичным человеком. Это был настоящий русский супермен. Высокий, плечистый с мощными бицепсами, с крупными, но правильными чертами лица, он производил впечатление спокойного и уверенного в себе человека. Весь его багаж составляла небольшая довольно потрепанная спортивная сумка. Для испанских таможенников мы не представляли абсолютно никакого интереса.
Правда, Испанию я практически не увидел, так как большую часть времени мы с Сергеем Ивановичем провели в гостиничном номере. Номер был прекрасный, за дополнительную плату нам включили канал с эротической телепрограммой. Сережа постоянно заказывал в номер разнообразные бутылки соспиртным, дорогие сигареты, по вечерам к нам захаживали представительницы слабой половины тургруппы – все это делало наше затворничество не таким уж трагическим...
В Лиссабонском аэропорту прямо у трапа самолета Сергея Ивановича встречали второй секретарь посольства и военно-морской атташе.
...Встретились мы снова в аэропорту, но уже перед отлетом в Москву. Его провожала та же компания. Багаж Сергея Ивановича увеличился на две большие сумки, сам он был весел и слегка пьян. Увидев меня, познакомил со своими спутниками и пригласил в бар.
...Щеглова я потом встречал много раз. То после Анголы, где он принимал участие в боевых действиях между правительственными войсками и сепаратистами, то после Афганистана, где он на протяжении полутора лет выполнял особое задание.
Как-то на военном параде я видел его в новой полковничьей форме. Вместе со многими медалями его грудь украшали три ордена Боевого Красного Знамени и два ордена Красной Звезды.


...Прошло много лет.
И вот как-то мы столкнулись со Щегловым посреди улицы. Обнялись, как старые друзья, и зашли выпить в ближайший бар. Сергей Иванович уже три года как вышел в отставку, но выглядел все таким же молодцеватым и спортивным, несмотря на свои пятьдесят восемь лет. Разговорились, вспомнили как когда-то неплохо провели вместе время.
– Сергей Иванович, – обратился я к нему, – удовлетвори мое любопытство. За давностью лет, наверное, здесь уже нет никакой тайны. Что за документы ты тогда вез в Португалию?
Щеглов с сожалением поморщился.
– Да, много воды утекло с тех пор. Страны, которой я присягал на верность, уже не существует. Да и какой я тебе выдам секрет, когда десятки наших лучших разведчиков, переметнулись на сторону врага, ставшего сегодня деловым партнером... В Португалию я тогда вез около миллиона долларов для братской коммунистической партии. Только проку от этого, как видишь, никакого не вышло. Уж если наш народ отвернулся от коммунизма, то высокоразвитой Португалии он и подавно не нужен. Так что будем строить светлое капиталистическое будущее. Вот и я сейчас работаю в совместном предприятии. Жизнь, как видишь, продолжается.
– А что за фирма? – поинтересовался я. – Что вы производите?
– Купи-продай, – пошутил Сергей Иванович. Захочешь новый «мерседес» или «вольво» купить – приходи к нам. Да ты там половину ребят знаешь. Директором – Толя Бычков, бывший секретарь обкома.
И со словами: – Вот тебе моя визитка – Сергей Иванович пожал на прощанье руку.
Я с интересом оглядел визитную карточку.
На прекрасном тисненом картоне золотыми буквами было отпечатано:

                ЩЕГЛОВ
                СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ
                Старший эксперт
                Украинско-Португальского СП
                «Пиренеи».