Формула любви - христианский брак

Юлия Комарова
     Каждому знакома сказочная формула любви: "Они жили долго и счастливо и умерли в один день". Каждому знакома, но не все знают, что на самом деле именно православие в одном из семи своих таинств - в таинстве венчания - раскрывает любящим врата в мир, который можно назвать сказочным: в этом мире не действуют законы математики, а точнее, действуют только частично - разделённое с любимым горе уменьшается наполовину, как и положено по законам естества, но зато разделённая радость - вдвое увеличивается! А жить долго и счастливо и  умереть в один день, как мы увидим далее, вовсе не невозможно.
     Чин Таинства складывается из двух частей - обручения и венчания, первая из которых предваряет вторую, подобно тому, как Крещению предшествует оглашение и как Литургии верных предшествует Литургия оглашенных. Это деление имеет свой смысл: первая часть как бы готовит принимающих Таинство к его второй тайносовершительной части.При этом обручение как бы отражает тот естественный брак, который был до Христа, брак между Адамом и Евой, брак с целью деторождения. Обручение свидетельствует признание Церковью тех взаимных намерений и чувств жениха и невесты, которые они удостоверяют в храме перед всеми там стоящими. Ведь кольцо - это не только символ доверия между женихом и невестой(мы знаем, что в древности кольцом- "печаткой" скрепляли любые сделки и договоры), но и символ вечности, бесконечности(круг), который подчёркивает неразрушимость этого союза.
     Затем священник  ведёт новобрачных к алтарю и ставит их на белоснежное полотенце. "Как я понимаю, это – ковёр-самолёт, или облако, ибо браки заключаются на Небесах. Вся суть союза двух людей заключается в том, что они становятся гражданами Неба, и законы мира Небесного стремятся привнести на Землю.., - сказал мне в личной беседе один батюшка - И в этом смысле брак есть начало небесного бытия, ибо, "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф 18:20)."
     Затем читаются три умилительных молитвы, в которых вспоминаются благословенные браки ветхозаветных праведников и призывается благословение на новобрачных.
И вот наступает самый торжественный момент, с которым люди даже далекие от церкви связывают представление о венчании. На головы жениха и невесты возлагаются венцы – знаки царской власти. Они получают благословение стать родоначальниками, как бы князьями дома. Не случайно в древнерусских обрядах новобрачные обычно так и назывались князем и княгинею. Венцы – очень древний элемент христианских браков. О них известно уже в 4 веке. Они могли быть из цветов и растений, дерева и металла. Форма их похожа на царскую корону и менялась вместе с ней. Когда венчались мы с мужем, батюшка в своём слове после таинства сказал - и это запомнилось на всю жизнь! - что это ещё и мученические венцы, по двум причинам: во-первых, семейная жизнь никогда не бывает без боли и скорбей, и к этому любящие люди должны быть готовы, но, во-вторых, мученичество - это высокая степень святости, выше царской! Добавлю ещё, что "мученик" в переводе с греческого - "свидетель". О чём же должны свидетельствовать своей совместной жизнью венчанные пары? О любви, верности, взаимном терпении и своей "неразделимости"! "Выше, чище и главнее друг друга для новобрачных, кроме Господа Бога, в этом мире нет никого. Они действительно очень близки. В этот момент в молитвах вспоминается вопль Адама на весь мир, на всю Вселенную, о своей жене, как кости от костей. Столь же тесно спаянными друг с другом должны стать и молодые. Венчание и происходит в эту единую плоть, поэтому супруги и называются половинками, и здесь необходима их вера в то, что Господь так скрепит их брак, так сопоставит их в полное единомыслие, что они будут ощущать себя единым целым".(иер.Алексий Тимаков(храм Зосимы и Савватия, г.Москва)).
     Потом читаются отрывки из Нового Завета и наступает еще один трогательный момент. Новобрачные трижды пьют из чаши с красным вином. Тут символика прозрачная. Отныне всё у них должно быть общим – одни желания и намерения, и всё они должны делить пополам: счастье и несчастье, радости и скорби, труд и покой. Вспомним здесь, что именно брак в Кане Галилейской был отмечен первым чудом Христа.На свадьбе вдруг не хватило вина.  Сама Божия Матерь просит Его помочь в этой ситуации ( ведь для жениха на восточной свадьбе такое происшествие - позор). На что Спаситель отвечает: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» (Ин 2:4). Однако Она подзывает служителей и говорит им, чтобы они сделали то, что им скажет Иисус. И Христос этого позора не попускает. Он повелевает наполнить кувшины водой и, почерпнув, принести распорядителю пира. Архитриклин, отведав содержимое и оценив, говорит с особой похвалой: "всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе" (Ин 2:10). Таким образом, мы входим в Евангельское пространство,где присутствует на пиру Сам Бог, и жених и невеста вкушают то самое вино, благословленное Господом.
     Венчание приближается к концу. Священник соединяет руки супругов и трижды обводит их вокруг иконы посреди храма. Кругообразным движением они показывают, что хотят вечно хранить свой брачный союз и как бы дают обет не расторгать брака. Число Три – символ Бога в Трех Лицах, Который становится Свидетелем их обета . Таинство совершилось. С молодых снимаются венцы. Они целуют друг друга, заявляя перед всеми о своей взаимной любви, и обряд венчания заканчивается. 
     Многие пары думают, что с этой минуты им уже не нужно самим ничего делать - они автоматически "освятились" и их брак будет безоблачным праздником жизни: если у них не было детей, то они сразу появятся, если дети болели, то они сразу станут абсолютно здоровыми, если преследовали неудачи на работе, то они превратятся в сплошные удачи... На самом деле с этой минуты как раз и начинается полная трудностей и скорбей христианская жизнь, цель которой ведь не в том, чтобы пройти по жизни смеясь - нет, совсем наоборот: мы должны претерпеть очень многое, чтобы очистить душу свою, приготовить её к самому главному "экзамену" - смерти, переходу в жизнь вечную. Милостивый Господь, зная это, облегчил нашу задачу. Он сказал: "Нехорошо Человеку одному.Создам ему помощника."(Бытие2:18) Мы с мужем венчались не сразу - на четвёртый год совместной жизни, поэтому по собственному опыту  я знаю: венчанным парам Господь реально помогает "выжить" в самых трудных ситуациях. Каждая христианская семья хранит где-то в глубине своих сердец воспоминания о чудесных событиях  своей жизни как отсветах блаженства, которые неуклонно вели их к Небесам. Вот так, помогая друг другу, и должны муж  и жена пройти эту жизнь, преодолеть все трудности деторождения и воспитания детей, детские болезни, травмы, собственные болезни и скорби, бедность и богатство, радости и несчастья, и всё это для того, чтобы заслужить вечное блаженство. Ожегов перевёл это слово с русского на русский так: "Блаженство - Полное и невозмутимое счастье". И действительно, земное мимолётное счастье, и то даёт нам моменты высокой радости, когда мы причащаемся или соприкасаемся со святыней, в минуту рождения наших детей, в хорошие мгновения простой человеческой жизни. Какова же тогда та  непрестающая радость, что ждёт нас в Вечности? 
     И вот тут, возвращаясь к началу нашего разговора, я хочу на одном сказочно-прекрасном примере показать, каков настоящий венец христианского брака - рассказать самую волнующую и волшебную любовную историю из всех, когда-либо услышанных. Это история жизни князя Петра и княгини Февронии Муромских. Впервые я столкнулась с этой историей ( а поскольку они святые, то это житие) на аудио-кассете, в пересказе для детей. И восприняла поэтому как настоящую добрую сказку, которая  и есть один сплошной намёк на то, как надо жить, чтобы умереть в один день. А надо, оказывается, изначально не стремиться к выгоде и искренне желать помочь людям в беде, не обращать внимания на злословие и гонения, быть всегда простой и естественной во всех своих словах и поступках, нелицемерно любить своего мужа и идти за ним даже  в изгнание, помогать ему и в княжении, и в опале, быть кроткой и смиренной, мудрой и жертвенной. Удивительно, но в этом житии главной героиней стала именно простолюдинка Феврония, а не князь Пётр. Оказывается, от жены, от женщины и зависит, насколько долго и счастливо будут жить супруги, а в конце концов и то, умрут ли они в один день, как Петр и Феврония. Приняв постриг под конец своей земной жизни, они находились в разных монастырях. Когда Петр почувствовал приближение смерти, он послал к Февронии напомнить об их обещании друг другу. Феврония вышивала воздУх и хотела было сначала закончить своё рукоделие, но потом воткнула иголку в неоконченное шитьё и кротко пошла за мужем в последнее путешествие.  Но самое интересное, что удивительной смертью не завершается житие. Когда гробы их разделили и поставили в разных соборах, они чудесным образом троекратно воссоединялись, пока народ не понял, что нужно исполнить волю иноков и похоронить их вместе, в одном гробу. Да и почему же не исполнить?! Люди в своей узости не могут понять, что плоть супругов и есть по-настоящему плоть едина, что разделять то, что Господь соединил, не просто не имеет смысла, а даже противно Богу.  Ведь "И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости", - полагал Иоанн Златоуст, утверждая, что "любовь изменяет само существо вещей". И не так уж важно, что они стали иноками, важнее то, что они любили друг друга, потому что, по слову апостола, "любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится".