Богословское письмо к сыну

Николай Губин
   Вот, сын, как и обещал ранее, посылаю тебе некоторые выдержки из  православных богословов, чьи труды сейчас издаются и в России, слава Богу!
Сначала Лосский Hиколай Онуфриевич (ум. в196о г в Париже), русский филосов и богослов.
"... Общее понятие, охватывающее все виды жизни:
добиологическую,
биологическую,
социальную,
планетарную,
вселенскую,
сверхбиологическую Божественную,
можно определить так: жизнь есть для-себя-сущая целестремительная активность субстанционального деятеля (Святый Дух) Сверхбиологическая жизнь Царствия Божия глубоко отличается от всех видов жизни царства психоматериального бытия тем, что в Царстве Божием   нет материальной телесности ... и здесь осуществляются лишь абсолютные ценности... таких функций,как питание, или половое общение , в этом царстве нет, точнее в нем существуют аналоги в виде взаимопроникновения всех тел ... отсюда и наша психоматериальная жизнь   абсолютна ценна лишь от части, именно потому, что в ней есть начальные аспекты осуществления сверхбиологических ценностей ... и имеет   объективное  значение лишь как высокоорганизованная ступень на пути к царствию Божию-сверхбиологической жизни субстанционального деятеля... прерогатива жизни есть не тенденция ПРИСПОСОБЛЕНИЯ к данной среде, а тенденция к ВЫХОДУ за пределы каждой среды, расширение ее и завоевание новой и в этом - стремление к абсолютному идеалу... стремление к выходу за пределы психоматериальной биологической формы к сверхбиологической - к Царствию Божию.."
А вот по Соловьеву ... эволюция природы есть создание предварительных стадии и условий целости мира, их всего пять:
- царство минеральное (или общее - неорганическое),
- царство растительное,
- царство животное,
- царство человеческое,
- Царство Божие... каждое предыдущее царство служит " материею" для следующего: оно вырабатывает орудия и органы, опираясь на которые следующее царство осуществляет более высокие, более ценные, более содержательные функции:
- неорганическое вещество-основа растительных функций,
- животные - для деятельности разума,
- люди - для Богочеловечества... весь этот про¬цесс эволюции совершается по воле Сверхмировой Божественной силы...
Это об объективностях.
А вот о субъективном.
Известный тебе  Николай Бердяев предостерегает: "... чрезмерная забота о субъективной стороне поведения, перенесение центра тяжести на свой внутренний мир, легко может привести к тому нравственному извращению, которое с дохристовых времен известно как фарисейство. Оно состоит в том, что человек делает "добро ради добра", а не из сострадания и милосердия. Это быстро приводит к тому, что желание быть "добрым", "праведным", "справедливым" подменяется желанием,- чтобы интеллектуальный образ, в котором мы представляем себя, был хорош и не противоречил требованиям религиозного догматического формализма"
Именно об этом Шеллер говорил: …Лучшие люди те, которые не знают, что они таковы... у них уважение к себе и суждение "я хорош" есть не цель хотения, а СЛЕДСТВИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ и следования внутреннему совещательному голосу (совесть), ставшему нормой бытия"
А вот Лев Николаевич Толстой,- у него более половины литературного наследия  посвящено исследованию Евангелие и социального учения Иисуса Христа, и через мысли которого я сам пришел к пониманию Бога
... в кругах некоторых сектантов часто встречается чрезмерное сосредоточение на цели быть нравственно добрым, нарушающее гармонию жизни... таковые отпадают от Церкви, сами не понимая этого,потому что не постигли ее мудрой снисходительности к грешникам и приспособле¬ния к слабости человека, выработанного с расчетом вести паству к порогу Царства Божия без болезненных надрывов в душе.... отпавши от Тела Христова в постижении Его милосердия. Таковые  усердные богомольцы   становятся неумолимо требовательными цензорами чужих нра¬вов, сурово и безоглядно вмешиваясь в чужую жизнь, что ведет часто к резкому отпору и еще большему ухудшению зла ... или же, сосредоточившись на своем собственном поведении, таковой
" праведник" с надрывом старается быть добрее, чем это соответствует его силам, тогда все дела его становятся слащавыми, лишенными непосредственности и зачастую много лицемерными..."
      Очень надеюсь,сын, что постижение и правильное понимание вышеизложенного рано или поздно сделает тебя по-настоящему образованным человеком…




Липецк
2006 г