Как Россия не села на нефтяную иглу при Николае II

Борис Романов
Эта статья была написана мной в 2011 году. Сейчас, в октябре 2014-го, когда "тучные годы" нефтедолларов закончились, когда тренд падения цен на нефть стал очевидным, - теперь полезно вспомнить стратегическое решение проблемы "нефтяной иглы" более чем столетней давности, в царской России конца XIX века. Тогда у Николая II хватило ума и стратегического мышления, чтобы прислушаться к советам учёных и экономистов, предупреждавших царя об опасности зависимости экономики страны от цен на нефть и необходимости модернизации промышленности, и во время принять необходимые меры, провести необходимые реформы, которые уже через несколько лет позволили вывести экономику России из мирового кризиса, а затем (в 1907-1914 гг) обеспечили бурный рост всех сфер хозяйства и экономики, обеспечили Русское экономическое чудо того времени.
Этот ценнейший опыт царской России был забыт в СССР в 1970-х годах; экономика СССР села на нефтяную иглу и развалилась в середине 1980-х. 
Напомню, что с 1973 года, когда в мире резко подорожала нефть, СССР сел на нефтяную "иглу", начав зарабатывать на этом деле баснословные шальные прибыли. Между тем, напомню, что с 1965 г. премьер А.Н. Косыгин начал разработку экономических реформ, которые могли бы, возможно, модернизировать страну. Восьмая пятилетка (1966—1970), прошедшая под знаком экономических реформ Косыгина, стала самой успешной в советской истории и получила название «золотой». Но с 1973 г. реформы Косыгина были решительно свёрнуты. Кремль (Брежнев и Политбюро КПССС) решили, что "светлое будущее" на много лет им гарантировано. Между тем у населения нашей страны были совсем иные настроения. Воочию наблюдая прогрессирующий маразм генсека и растущее лизоблюдство его приближённых, люди постепенно утрачивали веру в социализм и в то, что его можно совершенствовать в лучшую сторону. В 1984 г. цены на нефть рухнули. Вскоре развалился СССР.

Цены на нефть вновь начали расти в начале 2000-х. И история удивительным образом повторяется. Напомню, что премьер М.М. Касьянов в 2000 г. начал готовить серьёзные экономические и административные реформы. Период 2000-2004 гг. по темпам роста экономики был лучшим в истории новой России. Но Касьянов был досрочно отправлен в отставку, его реформы были свёрнуты, и стратегическая ставка вновь была сделана на нефть, а не на модернизацию страны. Кремль (Путин&Co) повторили роковую ошибку Брежнева и тогдашнего Политбюро....

Между тем, в истории России был период, когда власть была умнее:   


КАК РОССИЯ НЕ СЕЛА НА «НЕФТЯНУЮ ИГЛУ» ПРИ НИКОЛАЕ II 

Спрос на нефть во всем мире начал быстро расти с середины XIX века и многократно ускорился к концу того века, с началом бурного развития техники, машиностроения и энергетики.
Первая разведочная скважина на нефть промышленным способом была пробурена на Абшеронском полуострове в 1847 году, первая эксплуатационная скважина была пробурена  на Кубани в 1864 году. В США первая скважина была пробурена в 1859 году. За весь период с начала промышленной добычи нефти (с 1859 года) почти всегда первые два места занимали США и Россия. Сначала Россия была на втором месте, то в 1898 году она догнала и обогнала США и четыре года (по 1901 включительно) была на первом месте. Мировой финансово-промышленный кризис 1899-1903 г. тяжело ударил по России, но способствовал техническому перевооружению (модернизации) промышленности – об этом мы еще расскажем в дальнейшем.
Основанное в 1879 году «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» вело нефтедобычу и нефтепереработку в Баку, создало собственную транспортную и сбытовую сеть, включавшую нефтепроводы, танкеры, вагоны-цистерны и нефтебазы с причалами и железнодорожными ветками. Интересно, что первое нефтеналивное судно компании братьев Нобель получило имя «Зороастръ» – по имени легендарного пророка и основоположника древнейшей в мире религии огнепоклонников и жизнелюбов зороастрийцев,  древние башни которых сохранились в регионах нефтедобычи. На всех предприятиях братьев Нобель обеспечивались лучшие в мире условия для рабочих (высокая зарплата и социальная защита, хорошее жилье, и больницы, возможности образования для детей, и даже спортивные площадки). 
Наука о нефти была заложена в России в 1880-е годы Д. И. Менделеевым, В. В. Марковниковым, Л.Г. Гурвичем и затем (в начале XX века) Н.Д. Зелинским и С.С.  Наметкиным. Большой вклад в технологию нефтеперерабатывающей промышленности внесли еще в XIX веке выдающиеся русские промышленники и предприниматели, как В.И. Рогозин. Выдающийся изобретатель В. Г. Шухов был автором проекта и главным инженером строительства первого российского нефтепровода (1878), заложил основы конструирования нефтепроводов, нефтехранилищ и оборудования нефтепереработки, а в 1891 году построил первую в мире промышленную установку термического крекинга нефти.

ТЕХНИКА И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
С другой стороны, конец XIX — начало XX века во всем мире и в России также были отмечены бурным развитием техники. В 1890 году немецкий инженер Рудольф Дизель развил теорию экономичного и эффективного термического двигателя. Он получил патент на свой двигатель 23 февраля 1893. У себя на родине (в Германии) Р. Дизель не нашел признания,  сразу же нашел применение и был оценен во многих странах  – мы еще вернемся к этой теме чуть ниже .
Царское правительство принимало энергичные меры для развития отечественной промышленности. Активно привлекались капиталы иностранные (главным образом французские и бельгийские), которые особенно много содействовали развитию южнорусской металлургической промышленности. Отечественным промышленникам предоставлялись от казны разного рода льготы, ссуды и пособия; металлургическим заводам казна весьма щедро платила за железнодорожные рельсы, и заводы процветали на громадных казенных заказах. Некоторые отрасли промышленности казна брала под свое особое покровительство.
По абсолютным размерам своего производства Россия к началу XX века сильно отставала от передовых капиталистических стран, но по темпам развития в 1890-е годы она значительно их превосходила. За десятилетие 1890—1899 годов выплавка чугуна увеличилась в Англии на 18 %, в Соединенных Штатах на 50%, в Германии на 72 %, а в России на 190%; в 1880 году Россия занимала в мировом производстве чугуна седьмое место, в 1895 году—пятое, в 1900 году — уже четвертое, уступая лишь трем названным выше странам. За то же десятилетие добыча каменного угля возросла в Англии на 22 %, в Германии на 52 %, в Соединенных Штатах на 61 %, в России на 131 %. Добыча нефти в России составляла в 1885 году 115 миллионов пудов, в 1900 году — 631 миллионов пудов, в 1904 году — 656 миллионов пудов. И, напомним, в конце XIX века Россия вышла на первое место в мире по объему добычи нефти.

УКАЗ НИКОЛАЯ II об ОГРАНИЧЕНИИ ЭКСПОРТА СЫРОЙ НЕФТИ
Нефть могла со временем стать одной из основных статей экспорта царской России, но, по советам Витте и Менделеева Николай II в 1896 году ввел существенные ограничения на экспорт сырой нефти — именно для развития отечественной нефтеперерабатыващей промышленности и машиностроения.
А ведь цены на нефть в 1892—1896 годах росли (с 20 до почти 40 долларов  за баррель — и это были еще те доллары, во много раз более «весомые», чем нынешние), и если бы не думал Государь о будущем России и не прислушивался к советам Витте и Менделеева, Россия упустила бы тогда исторический шанс начать рывок в машиностроении и многих других отраслях промышленности.
В результате этого решения почти вся нефть из Баку шла не на экспорт, а на переработку в центральные районы России, стимулируя развитие всех видов транспорта и машиностроения.
Не все знают, что качество русских машинных масел и других продуктов нефтепереработки в 1900-х годах было лучшим в мире, и даже мировой лидер нефтепромышленности  «Стандарт Ойл» (империя Рокфеллера) писал на таре и рекламе своих машинных масел «Качество русских масел»! Как мы упомянули ранее, одним из флагманов российской нефтепромышленности была компания «БраНобель» (братьев Людвига и Роберта Нобелей). Именно они уже к началу XX века полностью вытеснили с российского рынка «Стандарт Ойл» и начали экспорт русских нефтепродуктов (керосина, масел, бензина) в Европу — не сырой нефти, а продуктов ее переработки в России! Не все знают и о том, что Альфред Нобель (в конце XIX века уехавший в Швецию и занявшийся там производством динамита) позже вошел в русский «БраНобель», и Нобелевская премия появилась сначала в этой компании (первая премия была присуждена трем русским инженерам-нефтяникам), и что именно доходы «БраНобель» стали основой знаменитого премиального фонда уже самого Альфреда Нобеля.
А если бы царская Россия экспортировала всю сырую нефть, не бывать бы этому, не произошло бы и русского экономического чуда 1907—1914 годов. Конечно, основным предметом экспорта в царской России было зерно и другая сельскохозяйственная продукция, но тем более важным и правильным оказался указ государя по ограничению экспорта нефти 1896 года. Для сравнения — за последние десять лет (1999—2009) в России не было построено ни одного нефтеперегонного предприятия: нефтяным компаниям экономически невыгодно разрабатывать новые технологии и строить заводы.
Ну а в России начала прошлого века значительно увеличилось  и производство предметов широкого потребления.

НЕФТЕХИМИЯ, МИРОВОЙ КРИЗИС И РУССКОЕ ЧУДО 1907-1917 гг.
Напомним, что 1900-1903 годы — это период крупного мирового финансово-промышленного кризиса, который сильно затронул и царскую Россию. Его последствия в нашей стране были полностью преодолены только к 1909 году (в том числе и по добыче нефти).
Тот кризис развивался примерно так же, как и нынешний (начавшийся в 2008 году), ударив сначала по биржам и фондовым рынкам, затем по банкам и кредитам, затем по ценам на энергоносители (уголь и нефть), затем по реальной экономике. Разорились сотни предприятий, безработица стала массовой. В России кризис был значительно осложнен еще и Русско-японской войной, террором и революцией 1905—1907 годов. И тем не менее к 1909 году кризис в России был преодолен. Этому поспособствовало несколько причин: проведение Витте реформ до начала кризиса; ограничение Николаем II экспорта сырой нефти еще в 1896 году (в самом начале мирового нефтяного бума); а также то, что в разгар кризиса Государь не побоялся провести необходимую для модернизации страны либерализацию государственного строя и начать новые реформы в промышленности и сельском хозяйстве.

Вернемся теперь к техническим изобретениям конца XIX — начала XX века. К началу 1897 года Рудольф Дизель построил первый функционирующий образец своего двигателя, названый «Дизель-мотором», и 28 января того же года он был успешно испытан. Первый корабль с дизельным двигателем построен в 1903 году. В 1908-м построен первый дизельный двигатель малых размеров, первый грузовой автомобиль и первый локомотив на дизельном двигателе. С начала  XX  века начинается и стремительное развитие авиации.
В 1898 году на Путиловском заводе в Петербурге инженером Густавом Тринклером был построен первый в мире «бескомпрессорный нефтяной двигатель высокого давления», то есть дизельный двигатель в его современном виде с форкамерой, который назвали «Тринклер-мотором». При сопоставлении двигателей постройки «Дизель-мотора» и «Тринклер-мотора» русская конструкция, появившаяся на полтора года позднее немецкой и испытанная на год позднее, оказалась гораздо более совершенной и перспективной. «Тринклер-моторы» не имели воздушного компрессора, а подвод тепла в них был более постепенным и растянутым по времени по сравнению с двигателем Дизеля. Российская конструкция оказалась проще, надежнее и перспективнее немецкой.
В 1898 г. Эммануил Нобель (сын Людвига Нобеля) приобрел лицензию на двигатель внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля. Двигатель приспособили для работы на нефти, а не на керосине. С 1899 г. Механический завод «Людвиг Нобель» в Петербурге развернул массовое производство дизелей. В 1900 г на Всемирной выставке в Париже двигатель Дизеля получил Гран-при, чему способствовало известие, что завод Нобеля в Петербурге наладил выпуск двигателей, работавших на сырой нефти. Этот двигатель получил в Европе название «русский дизель».  Задел по дизельным моторам, достигнутый в России к 1917 году, позволил затем в СССР развить и самое передовое танковое моторостроение, в т.ч. и дизельные моторы для прославленного Т-34. 
Первый российский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен и публично продемонстрирован в 1896 году Яковлевым и Фрезе. Впоследствии в России появился ряд частных автофирм, из которых наиболее крупными и оснащенными были Руссо-балт (Русско-Балтийский, РБВЗ) (1909—1918) и Пузырев (РАЗИПП) (1911—1914). Однако, первые серьезные усилия по созданию национального автомобилестроения царское правительство предприняло уже в разгар Первой мировой войны, когда в 1916 году были выделены казенные средства для строительства шести автомобильных заводов. Из-за революций 1917 года (Февральской и Октябрьской) строительство ни одного завода не было завершено.
В 1915 Н.Д. Зелинский успешно использовал окисные катализаторы при крекинге нефти. В 1918—1919 годах он разработал метод получения бензина крекингом солярового масла и нефти; реализация этого метода в промышленном масштабе сыграла затем важную роль в обеспечении бензином Советского государства. Первый центробежный насос для добычи нефти был разработан в 1916 Российским изобретателем Армаисом Арутюновым. В 1923 году Арутюнов эммигрировал в США, и в 1928 году основал фирму Bart Manufacturing Company, которая в 1930 была переименована в «REDA Pump» (аббревиатура от Russian Electrical Dynamo of Arutunoff), которая многие годы была лидером рынка погружных насосов для нефтедобычи.
Имел отношение к достижениям нефтехимии и двигателей нового типа и мощный технический прорыв, который  совершило в 1910-х годах русское судостроение (в рамках стратегической программы модернизации военного флота, развернутой после Русско-японской войны). Паротурбинный эскадренный миноносец «Новик» – первый корабль серии из 53 эсминцев, один из лучших кораблей этого класса периода Первой мировой войны, был заложен в августе 1910 года на верфи в Петербурге, спущен на воду в 1911 году. Примерно в эти же годы первые паротурбинные эсминцы, использующие в качестве топлива нефть вместо угля, были построены в Англии и США.  «Новик» стал образцом для строительства эскадренных миноносцев в СССР. «Новик» находился в боевом составе советских ВМФ (Балтийского флота) вплоть до своей гибели 28 августа 1941 года. 

P.S. Подробнее обо всём этом можно прочитать в книге "Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала". Предварительный заказ книги можно сделать на Ozon.ru:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/7328775/

 Лицензионный диск DVD с документальным фильмом "Император, который знал свою судьбу" можно заказать через интернет в магазине Буквоед:
    http://www.bookvoed.ru/item861527.html