Живая изгородь

Лидия Петренко
                ЖИВАЯ ИЗГОРОДЬ

      Мой дачный участок ничем не огорожен. Всё на виду! Его душа, как и моя, распахнута всем – и соседу, и просто проходящему мимо человеку. Но ворота и калитку муж поставил, чтобы условно обозначить границу участка, и ставить во двор свою «Дэушку». Это я так его машину обзываю, марки «Део Нексия». Калитка и ворота не глухие, всё проглядывается через решётку. Вон банька во дворе виднеется. Вон колодец с фонарём наверху. Беседка с витыми столбами и резьбой вдоль крыши, увитая душистой каприфолью. Цветущие пионы, ромашки, васильки, лилии, всевозможные мхи, лианы хмеля, лимонника, высокие, ухоженные грядки и парники – всё можно увидеть, если пожелаешь. Я ведь и сама люблю заглядывать в чужие дворы. И в каждом что-нибудь для себя перенимаю. Например, вертушки от кротов как-то увидела в одном из дворов. Двухлитровые пластиковые бутылки в центре разрезаются на четыре части, загибаются в одну сторону. В донышках бутылок просверливаются отверстия и надеваются эти вертушки на металлические пруты, воткнутые на грядках. Если ветерок дует, вертушки вертятся, земля под прутами вибрирует, и грызуны убегают с участка. А коль бутылки цветные да прозрачные – ещё и украшают двор!

     Так вот, если калитка у нас распахнута – мы дома, если задвинута на штырёк – отсутствуют хозяева. Но соседям позволено заходить во двор в любое время, так как вода в нашем колодце очень вкусная. Даже из маленьких соседних садоводств приходят люди, хотя имеют свои колодцы. Из них вода только для полива идёт. А нам повезло! Напали на жилу, где бьют несколько родничков с изумительно чистой живой водицей. На наших болотах это редкость. Пейте на здоровье! Ведь чем больше разбор воды, тем свежее будет – не застаивается она.

     Но не об этом я вам хочу рассказать. Без ограды очень удобно! А то понастроили глухих заборов, не войти, не выйти… У меня же с четырёх сторон шестисоточный участок обрамлён канавкой, которая выполняет функцию дренажа при весеннем таянии снега или длительных дождях. А если нужно зайти пообщаться с соседями – переступи канавку и ты уже в гостях! Прохожие видят мои цветы и при случае могут попросить сорвать несколько приглянувшихся цветков. Я с удовольствием раздаю по букетику душистых садовых ландышей, растущих в тени огромного калинового куста, старушкам, идущим на автобусную остановку. Они, как и я, любят цветы, да сил растить уже нет...

     С новенькими дачниками могу поделиться понравившимися им цветами-многолетниками или разросшимся кустиком сирени. Мне ведь тоже в своё время другие соседи давали всё то, что растёт у меня сейчас. Уже более двадцати лет у нас дача. Всё разрослось и теперь я сама раздаю людям усы клубники, луковицы тюльпанов и нарциссов и всевозможные мелколуковичные цветики. Рука не поднимается просто выбрасывать их, а торговать ими я не умею, как другие старушки. Не моё это. А участок ведь не резиновый. Я и так удивляюсь, тому, что как много всего на нём растёт!

       По обе стороны от ворот вдоль дороги у меня красуются два роскошных куста белой сирени. Сейчас она цветёт. Аромат бесподобный! Никаких духов не надо! Вожусь на грядках, а сама наблюдаю, как останавливаются проходящие мимо люди, наклоняют цветущие кисти и вдыхают их аромат. Потом они заговаривают со мной, а я предлагаю им отводки сирени, чтобы посадить на своих участках. Однажды подошла женщина и попросила у меня набрать цветков для приготовления настоя лечебного. Неужели откажешь больному человеку? Да ради Бога, рвите, сколько нужно, лишь бы помогло!..

      Затем распускаются заросли мелкой белой дикой розы – чудесной ароматной изгороди, шиповник с крупными малиновыми цветами, украшает ожерельем мой двор. Между этими кустами я посадила пять клёнов, крону которых я формирую в виде шара. Они напоминают мне южные платаны. Только у настоящих платанов висят на длинной плодоножке плоды округлой ёжиковидной формы. А на моих «платанах» «растут» еловые шишки! Дочка как-то предложила для прикола привязать. И вызывают эти шишки и улыбки, и вопросы у проходящих мимо. – «Это так надо?» - спрашивают, - «Надо!» - отвечаю, улыбаясь им. И все эти кусты и деревья ограждены двухлитровыми пластиковыми бутылками из-под лимонада. По верёвочке, ровненько вкопала я их плотно друг к другу горлышками вниз, а донышками в виде цветочков вверх и так красиво получилось, бутылки-то разноцветные!..

     А ещё у ворот у меня стоит на пеньке лесовичок, сделанный из корня вишнёвого дерева, которое я выкорчевала в своё время. Глазки, нос и рот из пуговок цветных сделала. Лохматенький сторож у ворот стоит, улыбается белопуговичными зубами… С ним рядом даже фотографироваться стали! Хочу ещё рядом поставить в травку пару мухоморов – миски старые уже есть. Выкрашу их донышки красной краской, белые горошины нарисую и поставлю на ножки рядом с чучелкой-лесовичком…

                30.05.2011.