Как я поняла фильм Спящая Красавица

Рина Колич
Для начала хотелось бы отметить, что идея фильма в разы сильнее её исполнения.
Фильм крайне эпатажный и чуть ли не до порнографического уровня откровенный, но на все это можно смотреть с отстраненностью посетителя музея античной скульптуры. Слишком откровенно, но эстетично.
Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Сама Джулия Ли, режиссёр данного киношедевра, утверждает, что эта работа — результат «исследование психологии современного поколения двадцатилетних, которые плывут по течению и пребывают в полном равнодушии ко всему, что их окружает в жизни». И лично я именно это в фильме и увидела, именно это и отметила, ещё до того, как воспользовалась помощью кинопоиска и почитала рецензии.
Главная героиня фильма, студентка по имени Люси — символическое воплощение образа современной Спящей красавицы. Даже первые буквы имен героини, — настоящего и того, которое ей дадут в закрытом клубе, Люси и Сара (SL), — являются двумя первыми буквами английского слова «sleeping», на русский язык переводимого как «спящий».
Само строение фильма является имитацией сновидения. Например, отсутствие саундтрека, эффект затемнения при смене эпизодов, — разве это не напоминает сон, когда нам снится то одно, то другое, и нет возможности вспомнить, чем же связаны эти эпизоды, что происходит между ними?

Если быть честным, то главная героиня спит весь фильм, а не только тогда, когда её опаивают неизвестным зрителю наркотиком и укладывают в постель со стильным дизайном. Причем спит она, конечно, не буквально, аллегорически. Она спит, поскольку только спящему или мертвому человеку настолько безразличны свои судьба и текущая жизнь, свои близкие и друзья, — все, что его окружает. Причем сном этим проникнута вся её жизнь, также спят её мораль и нравственность, спит её совесть, спит её любовь к окружающим. Я бы даже сказала, что Люси живет абсолютно без морали: она никого не любит, иначе труп её друга не разлагался бы две недели в собственной квартире, иначе она помогала бы матери-алкоголичке, иначе не спрашивала бы у каждого встречного-поперечного: «ты женишься на мне?», иначе не спала бы с кем попало за деньги в туалете ночного клуба. Она не любит даже себя и свое тело, что подтверждает один очень яркий диалог в фильме:

- Твоя вагина — священный храм…

 - Моя вагина не храм!

 Все правильно, более того, как ни одна часть её тела не является храмом, так и всё тело целиком. Её тело не храм для души. Её душа и её тело — одна сплошная помойка, в которую она интенсивно умудряется сорить сама, да и окружающим охотно разрешает её изгадить вконец.

Природа всего этого безразличия в отсутствии страха смерти. «Страх смерти — самая популярная ложь!» — произносит героиня и запивает эту фразу глотком чего-то высокоградусного. По словам Франсуазы Дольто, «страх смерти — это, в сущности, страх жизни». Поведение Люси только подтверждает это изречение. Не боясь смерти, она вольна делать все, что ей заблагорассудиться: много пить, несмотря на неудачную генетику, употреблять наркотики, отдаваться незнакомым мужчинам и женщинам за деньги и соглашаться на другие совершенно неадекватные способы дохода, в частности. Не то, чтобы Люси хотела умереть, она просто не осознает, что такое смерть. И насколько близко к этой грани она ходит. Что такое смерть на самом деле, ей суждено увидеть только в самом конце фильма.

Но без страха смерти и вкус жизни не почувствовать. Несмотря на то, что Люси на трех работах зарабатывает достаточно денег, разве она тратит эти деньги на повседневные нужды? Разве мы видели, что героиня ест? Она пьет, причем только алкоголь. Разве мы видели, чтобы героиня, как любая другая девушка, покупала бы на эти деньги новую одежду? Нет, она ходит в явно старой заношенной одежде, причем в ней же имеет обыкновение спать. Она не тратит деньги на мобильный и на проезд. Она снимает первую же попавшуюся квартиру по объявлению, без осмотра, то есть, ей безразлично даже то, где и как она будет жить. Таким образом, если оправдывать безнравственность Люси тем, что ей просто очень нужны деньги, получается логическая неувязка. А, спрашивается, зачем? Может быть, она посылает их маме с алкогольной зависимостью? Очень вряд ли, Люси предпочитает скрываться от неё всеми способами, даже не сообщая рабочий номер телефона. Может быть, она откладывает их на курс дезинтоксикации для своего друга-наркомана? Да она так хочет, чтобы он выздоровел, что даже делает ему завтрак из смеси мюсли с водкой, и так его любит, что о его смерти никто не знал две недели. Получается, что деньги-то Люси и не нужны вовсе. И не сказать, что Люси в восторге от того образа жизни, который она ведет. Получается, что ей все-таки действительно всё равно. Единственная тайна, которая якобы будоражила Люси — что с ней делают, пока она спит под действием наркотика, — судя по записи с установленной девушкой камеры слежения, в итоге оказывается ничем, пустышкой. Она все также спит, и никто её не трогает. Люси спит в течение всей жизни, и её сон подобен смерти.

На мой взгляд, в итоге мы получаем очень символичный образ, удачно раскрытый благодаря мастерству актрисы и оригинальному видению режиссёра. Символ именно Спящей красавицы, которая только внешне и красива, а внутри мало чем отличается от трупа того дедушки, с которым ей пришлось проснуться. Красота Эмили Браунинг, — актрисы, сыгравшей Люси, — очень выигрышно подчеркивает контраст между ангельской внешней красотой девушки и уродством её внутреннего мира.

Этой своеобразной, пиковой эстетикой пронизан весь фильм. Нужно иметь очень необычное чувство прекрасного, чтобы понять то, что я имею ввиду. Но в те моменты, когда в кровати с безупречно подобранным стильным постельным бельем, над телом совершенной белокожей девушки склоняется смуглый, покрытый сетью сосудов старик с избыточным весом, когда он покрывает этого ангела нецензурной лексикой, просто пропитаны этой необычной эстетикой. От черного к белому, от уродливого к прекрасному, — вот в чем тут эстетика контраста.

В целом, фильм стоит того, чтобы его смотрели. Но ориентирован он явно не на широкого зрителя, ибо даже приученную думать публику оставляет в состоянии лёгкого недоумения.
Картина вышла очень тяжелая, символически и психологически неоднозначная, оставляющая после себя послевкусие кошмарного сновидения.

Спокойного сна вам, дорогие зрители.

__________________________________________________

Реценщия была написана для сайта "Кинопоиск".
Речь идет о фильме "Спящая красавица", Австралия, 2011 год, реж. Джулия Ли