Кулиги 2011

Сурен Парсаданян 2
               
                ***Эти заметки могут заинтересовать, пожалуй, только пенсионеров - дачников,проводящих, как мы с женой, все лето в деревне.И назвать их следовало бы, соответственно, "дневником дачника"            
 
     Записки этого сезона я хочу начать с того, что с нами в Кулиги не поедет Гера. Мне грустно об этом говорить, но с моей больной коленкой и другими возрастными проблемами, а также с трудностью её перевозки, содержания в мое отсутствие при поездке в отпуск, я стал искать возможность передать собаку в
«добрые руки».
     Еще в прошлом  сезоне  я пытался пристроить её в Кулигах, просил об этом  ребят из деревни: лесника Николая, строителей, но это не увенчалось успехом. После  я обратился с этой просьбой к  Титюшину, просил  узнать, не возьмет ли собаку сторож на участках  их дачи, обещал вознаграждение. И это вдруг сработало: приехал брат Титюшина и забрал собаку. Перед нашим отъездом был звонок от новых хозяев Геры, из которого можно было понять, что Гера в хороших руках. Стоит, правда , сказать, что эта операция не была бесплатной.
     Зато в этот заезд мы смогли привлечь к переброске нас и вещей в Кулиги Игоря  с его джипом. Раньше это не удавалось ввиду аллергии Игоря на собак. И еще, мы смогли запланировать и оплатить с Ириной путевку в Сицилию  в сентябре, не  думая  о том, куда пристроить на это время собаку. Так что переоценить  значение  обретенной нами свободы  трудно,  хотя я продолжаю  с болью  вспоминать  о Гере…
     И вот позади хлопоты  с очередными сборами вещей и проблемой укладки их в ограниченный  объём  автомобиля.  Мы подъезжаем к  нашей фазенде. 
     Она встретила нас  буйными травами высотой почти в мой рост: я забыл сказать, что из –за весенней простуды  или инфекции  мы, сначала Ира, а потом я переболели  то ли гриппом, то ли воспалением легких. Я особенно плохо в этот раз себя чувствовал, Мила  вызывала  «скорую помощь», а потом меня даже вызывали в тубдиспансер.  Подлечился я , думаю,  только проверенным способом с помощью  горячего молока с нутряным свиным жиром  пополам с  медом и порошком  какао. Этот рецепт моей матери всегда помогал.
     По всем этим причинам в этот раз мы оказались в Кулигах только в начале июня. В дом мы вошли без ключа: замок был взломан ещё зимой.  Перед нами Мила организовала заброску в Кулиги другой машиной кое каких  вещей:  более  современного  холодильника, шкафов из  старого кухонного набора. Воображение поражало  появившееся в главной комнате огромное кресло – кровать, разобранное  так, что я с трудом его восстановил.  Поражаюсь, как  приятели  Милы  сумели внести его в комнату.
     После установки привезенного холодильника и удаления на веранду старого, в чем  нам помог  Игорь, а также других, не столь объемных перестановок, я начал копать грядки,  прокосив только первые тропинки  и место для подъезда машины. В этих хлопотах  тоже принял участие Игорь  и его жена,  тоже Ирина. Она, кстати, является также и водителем джипа.
     С огородом мы сильно припозднились, но кое- что  посадить  удалось, не без пожертвований  рассады  соседями, в частности, Валентиной.  Из событий первых дней запомнилось  знакомство с  местным парнем  Максимом, которого мы принаняли  выкосить  участок,  что он и сделал с перерывами, запросив две  штуки.
     Запомнилась еще поездка  с  Ларисой  в  Углич, поход по магазинам  и новый для меня  гастроном  с  подходящим  названием  «Магнит». Он действительно  до сих пор притягивает меня в воспоминаниях.

      В Угличе я, кстати, купил еще и мощные  пробои  для висячего замка, которыми  я  смог заменить взломанные.
     К сожалению, с того раза мне не удавалось больше съездить в город, не приглашают наши автомобилисты. Близок локоть, да не укусишь...
     Запомнился эпизод моего вынужденного похода на крышу для починки отвисшей металлической обшивки. Она все время хлопала на ветру и я с трудом изловчился прибить этот лист, не упав с крутой крыши. И как только строители работают  на этих крышах?
     Подумав об этом, я понимаю сейчас, что надо было положить на крышу трап. Это такая доска с набитыми  поперек планками, разновидность лестницы.
     Сегодня 26 июля, живем в Кулигах уже больше месяца. Огород  наш подрос, кормит нас редисом и салатом. Редис даже посеяли вновь, вторую очередь. Поливаем, что занимает не слишком много времени: огород всего в три грядки.
     В часы досуга у нас в ходу картишки и кости. Еще удалось запустить для Ирины наш дачный комп, героически зимующий в Кулигах. Прошлым летом, когда еще не был куплен ноутбук, я  долго с ним мучался. Думал, что уже не налажу. Но в этот раз он одумался и позволяет хотя бы играть в картишки, что Ирина и делает.
     В играх у нас появился третий партнер,  Зоя, которую мы обучили играть в кости. Ей это очень понравилось и в семь вечера она уже ждет нас на нашей веранде. Игра идет с переменным успехом, но мне кажется, что я стал меньше проигрывать при наличии третьего  партнера.
                Грибные и  ягодные дела.
     Они пока оставляют желать лучшего: стоит слишком сухая погода. Волна колосовиков, увы, прошла для меня стороной. Пришлось только любоваться на трофеи  Ларисы и Аллы, в виде нескольких крупных белых. Мне из грибов удалось набрать один или два раза сыроежек, когда еще выпадали дожди. Настоящих грибов поймал только три: два подосиновых и подберезовый.
     С ягодами обстановка чуть получше, хотя они появились с запозданием и не в полном объеме. Первая моя попытка в конце июня закончилась лишь небольшой горсткой черники. Вторая и третья попытка  приносили  лишь по полтора кг, в то время, как мой прежний рекорд - 4,3 кг.
     Немного получше обстоят дела с ягодами на участке. Ирина  несколько раз набирала по литру смородины, теперь перешла на крыжовник. У неё, кстати, был и один выход , совместно с Зоей, за черникой.  Принесла литровую банку черники, но порядком намучилась. Больше пока не собирается.
     Из ягод она регулярно варит варенье. Пробовали даже сушить чернику, но  игра не стоит свеч.
                Борьба с травами.
     Она, наряду с заботой о полноте всех баков и ведер водой, составляет львиную долю моего трудового вклада в дачные дела. Правда походы на дальний колодец  взяли на себя Андрей с Сергеем. Они ездят к колодцу на машине и захватывают наши пустые баки.
     Что касается травы, то после  начального выкашивания участка наемными силами (парниша Максим), приходится регулярно подкашивать. Я даже специально доработал  вторую косу, сделав её наподобие серпана. Кроме участка  прокосил длинную тропинку к "детским рощам", тропинку к соседскому пруду, тропинку к дому Аллы. Здесь  пришлось подрубать излишне разросшуюся сирень, перегородившую дорожку к соседям.
                Смотрим  новости по ТВ
     К сожалению, новости эти безрадостные. Терракты, падения самолетов, крушения судов, межнациональные конфликты, все это в основном, приходилось на время наших летних  каникул. Последняя  трагедия с теплоходом  "Булгария" кажется, уже полностью исчерпала наше  доверие к перестройке. Запомнилось  высказывание  церковного  служителя  по связи с прессой, Чаплина, который не побоялся  сказать, что нужно менять государственный сторой, который допустил развал страны.
     По поводу  аварий самолетов Ту 134 при посадке, у  меня есть определенное мнение. Думаю, что тут возможно  виноваты  высотомеры  РВ-2, по которым ведется контроль высоты  при посадке наших старых самолетов
. Проверка  калибровки РВ-2 не проста, требует тщательного исполнения. Вполне возможно, что  без должного надзора высотомеры стали завышать измеряемую высоту, что чревато столкновением с землей при посадке.
     Что касается  гибели "Булгарии",то думаю, что не случайно катастрофа произошла  именно на просторах  водохранилища, размеры которого приближаются к морским. Здесь, по хорошему, речные суда  не должны плавать вообще, также, как не должны они выходить  и в открытое море.
     Сегодня уже 28 июля. Текущие дела  по Кулигам: вчера ходил по ягоды. Несмотря на сухость в лесу, принес 1,8 кг черники. За ней пойдет брусника, белые  ягодки которой уже появляются  в собранной чернике. Грибов практически нет совсем, как нет и дождей для них.
   Увы, после каждого такого выхода в лес я целый день прихожу в себя. Отдохнувшим чувствую себя только на другой день. Всю собранную чернику я приспособился быстро перебирать с помощью большого белого протвиня, на котором я  засыпаю порциями  ягоды, наклоняю противень и потряхивая, заставляю ягодки катиться к нижнему краю, где и вычерпываю их совочком. Листы и мусор катиться не могут  и в совок попадает только прикатившиеся ягодки. Очень продуктивный метод очистки ягод.На него меня натолкнул Коля -строитель. Народная мудрость, однако!
                Нелады с  компьютером.
     Этот текст  я пишу по памяти второй раз. Первый вариант, три страницы, был безвозвратно  потерян, думаю, что  виновата в этом  жара. Поскольку  одновременно  были сбои  в выполнении  команд  в Ворде.  Прибегал к режиму "Восстановление  системы". Теперь каждый раз с опаской открываю этот текст, боюсь его потерять. Не догадался прихватить с собой диски, на которые можно сбросить написанное, чтобы оно не пропало.
                Хитрая кошка.
     Наша Мила  любит кошек. И на лето она всегда старается их сплавить в Кулиги. В первые годы колонизации  фазенды здесь гуляло по три кошки зараз. Одну даже пришлось здесь похоронить. Одна  обзавелась здесь котятами, причем  для пущей сохранности поселилась с ними в пустующем доме. При отъезде пришлось  её  вытаскивать оттуда вместе с приплодом.
     Однако последнее время Мила наделяет нас на лето только одной кошкой, пережившей всех  своих товарок. Престарелое животное  уже не ловит мышей, как раньше, питается исключительно сухим кормом. Чтобы получить свежую порцию  в свое блюдце, она начинает виться вокруг моих ног и всячески ластиться. 
     Поев, кошка сразу просится во двор, ввиду  своего преклонного возраста: это , видимо, ей необходимо. Если ей остро необходимо выйти ночью, она научилась сама открывать  дверь. Когда она первый раз проделала этот финт ночью (несколько лет назад),  мы долго не могли взять в толк, кто это  проделывает. Было даже немного страшновато: просыпаешься утром, а дверь открыта неизвестно кем (!). Сейчас же я просто выставляю кошку на ночь на кухню.
                КОНЕЦ  ЖАРЕ!
     Природа над нами опять зло подшутила: жара продержалась больше месяца, мы с ней примирились и свыклись. А  жара прекратилась точно по календарю, с первых чисел августа,  в соответствии  с  песней: "Скоро осень, на улице август и в саду опадают цветы..."
     А нам, бедным, теперь уже и двадцать градусов - как мороз. Я сразу залез в свитер, но и в нем чувствую себя не комфортно.
     Поскольку природа  выдала вчера один  дождик, сегодня я  с утра прогулялся  в ближний лесок, в надежде хоть на какие нибудь грибы. Но не тут то было! Грибы в Кулигах напрочь перевелись!
     Сейчас в комнате 20 градусов, но Ирина спросила,  не хочу ли я протопить печь?  Я  гордо отказался...
     Мы попрежнему с семи часов  втроем, вместе  с "приходящей"  Зоей, садимся за тихие игры: кости, девятка, кинг и подкидной  дурачек. Только играем уже не на веранде,  а в комнате, хотя и в ней стало не жарко, даже свитер не спасает.  Чаще всего проигрываю я, но сегодня уже меньше. Даже в "Кинга" первый раз  оказался в  "плюсе". Думаю, что если одевать очки, как Зоя, может  буду проигрывать меньше: без них уже не совсем четко вижу обстановку на столе, особенно при игре в кости. Только не знаю, какие очки помогут, плюсовые или минусовые. Есть и те и другие, надо попробовать.
     При поискках  грибов - та же история: не четко вижу окружающую обстановку под  ногами, надо идти согнувшись. Но в минусовых очках ходить надо привыкать. Так сразу в очках ходить непривычно, спотыкаешься. А плюсовые очки годятся только вблизи, не дальше одного метра. Старость не радость!
      Сегодня 3 августа, обычный дачный день.  Посмотрим, как он прошел.
Как обычно, первым проснулся я. Было начало восьмого, когда я решил заняться  чем нибудь полезным  для  дачи. Выбрал сенокос двора. Он всегда актуален на участке и к тому же заменяет  зарядку. Второй день выкашиваю площадку, граничащую с точилинским участком. Попутно высвободил из высокой травы наши запасы перегноя, образовавшегося несколько лет назад из выгруженного на краю поля тракторной тележки с навозом. Теперь там черная землица, которую любят  наши худенькие овощи. Я уже дней десять назад подсыпал этот продукт кабачкам. Редиска же второго посева растет на слое этого перегноя с начала, но что то не очень  подрастает, в отличие  от соседей - кабачков, которым перегной ощутимо прибавил роста.
      В этих хлопотах подошло время обеда, как обычно, художественно оформленного Ириной. Основа оформления - свежие листья салата, которые Ира набирает к каждой трапезе. Раньше там фигурировала еще и редиска, но мы её уже доели и ждем новую.  Зато там прибавились  огурцы, подаренные добрыми соседями, Зоей и Ларисой, а также кабачки и патиссон, прикупленные у более далеких соседей из Ратманова через Ольгу.
      Перед обедом пришлось протопить немного печь, чтобы спать в теплой комнате. На дворе, правда  сегодня уже потеплело, но "пар костей не ломит".
      Дом держится по-прежнему на Ирине: вся кормежка, стирка, уборка. Поливаем грядки чаще мы вдвоем, но по её инициативе. Она же  ведет заготовку варенья, засолила несколько банок огурцов (дареных).
      В семь часов , как часы, пришла Зоя и мы провели традиционные "тихие игры", с переменным успехом. Мне все время кажется, правда, что женщинам кто то "сверху" помогает, нарушая теорию вероятности выпадения комбинаций в  костях (!).Но эти эмоции и придают игре в кости  притягательность.
      Сегодня, 5 августа, был день рождения  Зои. Ввиду аварийного состояния её домика, собирались у нас, используя её "домашние заготовки": плов и спиртное. Из последнего стоит отметить медовуху, правда, не её приготовления, а готовую, в оригинальной бутылке. Кроме красиво оформленных Ириной закусок стол украшал букет осенних цветов. Все это зафиксировано на фото вместе с именинницей. Зачитано также поздравление на актуальную тему:
                "Говорят, что дом у Зои               
                Стал совсем, как в мезозое
                Но вопрос решится скоро:
                Ей должны помочь саперы
                Их в Кулигах здесь собрал
                Зоин пленный генерал
                Тех саперов здесь не мало,
                Набралось уже "три пары"
                Ждут еще "один плюс пять,"
                Чтобы строить дом начать!"
Здесь я сыграл на терминах из наших баталий в кости: названиях комбинаций "генерал", "три пары" и "один + пять". Видимо, подспудно сюжет этот навеян прочитанным в детстве рассказом о буденновцах, за сутки отстроивших дом крестьянину взамен сгоревшего в бою с белыми. Тогда еще не было нынешних анекдотов про Василия Ивановича.. Этим праздником Зоя осталась довольна.
      Большая работа навалилась на меня неожиданно. Дело в том, что разросшиеся деревья около нашего дома стали наваливаться ветками  на крышу, угрожая её  повредить. На это обратила внимание Лариса, прогуливая Кузьку. Видно, со стороны улицы это было заметнее, чем нам со двора.В результате самое кустистое дерево пришлось спилить и по частям оттаскивать от дома. Большую же яблоню у колодца я пока подрезал, убрав ветки с крыши.
                Что читаем в Кулигах.
      Здесь уже собралась порядочная библиотека: много книг и журалов привезла Мила, часть приехала от нас, но самые большие поступления - от Сергея. Это регулярные пачки свежих газет, что позволяет нам быть в курсе событий в Москве и в мире. А в этот раз Сергей  подборосил  нам пачку детективных  романов. Три из них я уже  проглотил. Это "Быть подлецом" Стаута и два романа Агаты Кристи "Убийство на поле для гольфа" и "Смерть лорда Эджвера". Что я могу сказать? По моему, детективы эти подобны наркотикам: затягивают, а прочитал и хочется плюнуть: на что потратил время? Раньше, по моему, читать Агату было интересней. А Стаут - это вообще отстой: без конца сыплет новые имена персонажей. Запомнить их просто невозможно. Видимо, и переводы стали менее  качественными.               
       Из наших детективов мне запомнилась "Красная пплощадь" Незнамского и Тополя. Их стоит читать. Много узнаешь о наших правителях: Суслов, Брежнев, Андропов - главные действующие герои. Не зря роман почти целиком занял весь номер  "Невы" (№9, 1991г).
        Старые наши журналы вообще трудно переоценить теперь, особенно сидя в
 Кулигах....
       Сегодня 10 августа. Облачная погода с небольшими дождями стоит уже несколько дней и теплые денечки вспоминаются с сожалением. И когда только наука  дойдет до возможности правильно управлять погодой? Все хорошо в меру. И вообще, после дождей пора бы уже появиться грибам. Сходил сегодня на разведку в рощицу. Пока пусто. А вчера сходил за черникой. Ягода есть, но пока без изобилия, местами. Наскреб кило девятьсот вместе с корзинкой.  И то хорошо!
      На огороде, учитывая запоздалую посадку, не плохо. Появились маленькие кабачки, едим релиску второго посева (первая давно съедена).  Салат первого посева такой большой, что хватит с избытком до отъезда. Очень приличная свекла, а вот морковка  пока слишком маленькая. И капуста,  видимо, так и не даст кочнов. Её губят гусеницы белых бабочек, капустниц. Очень зловредные создания. Картошка  дружно цветет, а вот у Ларисы уже поспели  крупные  клубни розовой картошки  (Лорх?). А вот белые клубни маленькие. Лариса, кстати, сегодня ходила за  грибами, но вроде - тоже ничего.
      Много  зверобоя.  Первая партия  уже упакована. Но жалко проходить мимо обильных зарослей.  Сегодня повесил сушиться третью партию. Правда, вторую подарили мы  Зое. Партией я называю  количество зверобоя в пучках, полностью занимающее веревку между двух опор веранды.
       С радостью хочу отметить, что моя больная коленка уже не очень меня  допекает, позволяет  все же ходить в лес, хотя и не так свободно, как раньше. Днем  все время ношу двойной наколенник: снизу из шерстяных носков, а сверху, чтобы не сползала, аптечный  эластичный наколенник. Думаю, что  это дает свой эффект.
       На сегодня пока все новости. Закругляюсь: пришла Зоя, партнерша в вечерних  поединках!
       Прямо   перед крыльцом дома, на краю дорожки,  в одно прекрасное утро мы увидали вдруг порядочную кучу свежей земли. Автора мы не видим, но видимо  это крот. Землю я собрал совком в ведерко  и отнес под корень деревца калины, которое  я когда- то притащил из леса. Но трудолюбивый крот, польщенный, видимо вниманием к своему творчеству, на другое утро вновь представил нам такую же насыпь. И эта земля пошла под калину. Крот пошел на принцип и вновь накопал свою пирамиду. Землю я забрал и привалил это место плоским камнем. Не знаю, как, но крот обошел и это препятствие. И только когда пришла довольно холодная погода, он прекратил свои труды. Видимо, он трудился не для прокладки  кротового метро, а чтобы наладить вентиляцию своей норы в жаркую погоду!
      Наступившие "холода" (+20 гр) и ветер вынудили нас перенести "тихие игры " в комнату. Но был и положительный момент в этой смене погоды: почти совсем пропали оводы, комары и мухи. К тому же игра за большим круглым столом, на матерчатой скатерти и под абажуром, стала более приятной. К тому же повысилась и моя результативность игры в кости:  стал чаще выигрывать (!).
      Прошедшие дождики  взяли на себя функции полива и доказали, что дождь -лучший поливальщик. К тому же, как я считаю, решился наш давний спор с Ириной, которая ратует за поливку "под корень". Дождик, при всем старании , не способен обеспечить такой режим полива.
      Несколько слов о моей утренней зарядке в Кулигах. Во первых, здесь еще заметней её стимулирующее, бодрящее значение. Бывает, что я поленюсь и пропущу иногда утреннюю процедуру, так это сразу сказывается на самочувствии! На столбиках крыльца, а также на стенке на втором этаже, я сделал ременные петли, как на лыжных палках. Для зарядки они очень подходят. Если зарядка делается навеху, где только одна петля, второй рукой я держусь за палку, а на крылечке - продеваю обе руки в петли на столбах  и уж потом вволю вращаю голову, поясницу, махаю ногами  и т.д. При этом повторяю каждое упражнение  раз по 50 - 100.
       Отмеченное выше улучшение состояния моей коленки я во многм отношу к действию этих упражнений. Кстати о  болячках. Несколько минут назад пришла Зоя с жалобой на острую боль в локте. Ирина ей помогала: натерла локоть суставной пастой, завязала руку шерстяным платком. Зарядку  она не делает!
        В этот сезон у нас появился третий холодильник, так как Мила произвела такую рокеровку: поменяла у себя холодильник на более современный (по другой версии - дареный), переправила нам  в Москве этот холодильник, а мы, в свою очередь, переправили в Кулиги свой, вполне рабочий  аппарат и он то и стал "третьим лишним" в нашей фазенде. С некоторым надрывом мы смогли вытащить "устаревший" холодильник на веранду и там он простоял почти два месяца.  Тащить его в сарай  мы вдвоем не решались, остаить же на зиму на веранде значило обречь его на бесполезную порчу. Надо сказать, что такой прецедент уже был. Лишний холодильник у Андрея и Аллы (он к тому же был на 127в, ) они  отдали в "добрые руки" своей соседки, Лены Повалихиной.
       Наши же "излишки" я предложил  другим соседям. Сначала это был наш новосел  Саша Буров, который обещал подумать, потом Зоя тоже решилась на это мероприятие, как только  появится возможность транспортировать  агрегат в свою хижину. При этом она попросила не отдавать прибор в другие руки.
       Прошло довольно много  времени и вот Ирина объявила мне, что сейчас придут за холодильником. Явились Буров с незнакомым пареньком, погрузили его в свою коляску , вывезли на дорогу и вдруг неожиданно повернули не в сторону домика Зои, а к дому Бурова. Поскольку я обещал оставить агрегат для Зои, я порядком растерялся и стал спрашивть у Ирины, что теперь делать. К счастью, оказалось, что Зоя в курсе. Она просто не рассчитала, что в её хижину аппарат просто не может быть установлен, т.к. не пролезет в дверь. К тому же Саша Буров  обещал при появлении такой возможности вернуть прибор Зое.
       Относя потом забытые детали холодильника Бурову, я посмотрел его домик, купленный, кстати, у Титюшина. После капитального ремонта дом преобразился. Вместо старой и плохо горевшей "русской печи" появилась новая  "голландка",  улучшеный вариант нашей печи. Видимо, печь делал тот же печник. Сам дом, как и у нас, был поднят на несколько венцов, пол  перестелен, стены обиты "вагонкой", крыша покрыта добротным импортным шифером, заменены окна и отделана новая веранда. В доме появилась комната на втором этаже, по площади больше нашей, за счет того, что имеет площадь всего дома, от стены до стены. В довершение, снаружи Саша Буров завершает обивку дома свежеоструганными досками.  Дареный холодильник поместили на новой веранде. Она, кстати, закрытая и там холодильник вполне смотрится.
       Это, между прочим, второй наш холодильник в этом доме. Первый я отдал еще Титюшину. Не знаю, будут ли использовать его Буровы, но холодильник тоже был на ходу....
       Остается  теперь дожидаться, не перепадет ли нам что нибудь из излишков от других дачников, а не только  от  родной дочери. Но говорят, что добрые дела на небесах засчитываются...
                Старые  бумаги
      Не знаю когда мы вывезли в Кулиги эти старые бумаги, которые я обнаружил среди книг во второй комнате. Это чернобелые фото с трассы "Кохта - 2", статья и фото с экрана тепловизора времен моей работы во ВНИИПе, старые фотографии Милы, копии и даже оригиналы моих авторских свидетельств. Здесь я хочу привести только мой старый стишок, посвященный окончанию ремонта дома, найденный в этих бумагах. Он дает представление о состоянии дома в момент его покупки.
      "ПОДНЯТЫЙ  ДОМ. Сто лет стоял в Кулигах дом без капитального ремонта. Надежды нет и только слом ждал ветеран жилого фонда! Фундамент сгнил, просел фасад, скрипят полы, рассохлись рамы. В кривой стене дверной проем стал паралелограммом! Но тут сработал добрый рок, или рука хозяев новых, и бревна, купленные впрок легли рядком в венцах сосновых. Бригада сельских мастеров сумела обновить строенье и дом теперь опять здоров - Натала варит в нем варенье! И дому мы хотим сказать: - Стоять еще одно столетье!  Его хозяйке пожелать  здоровья, сил и долголетья!"
      Перед глазами встают новые венцы на кирпичных столбах, стены, поднятые домкратом, новые полы а затем и новый сруб примкнувшего к дому "хозблока", груда старых бревен и строительного мусора,  сдвинутая  бульдозером на задворки, новая черепица  крыши.  Всего не перечесть, но хочется помянуть добрым словом  кулижских строителей, воплотивших в жизнь все это...,
       Дом стоит на прежнем месте, но не хочется думать о том, что дом пережил свою хозяйку, вложившую в него столько сил...
                Вести с игровых полей.
       О том, что мы играем  по вечерам в кости и в карты, причем с участием Зои, я уже говорил. Но, честно говоря, играть подряд месяц или полтора ежедневно мне стало надоедать. Что ни говори, возраст сказывается: память и внимание уже не те, что раньше. Начинаешь путать масть, не то сбрасываешь. Видимо, ослабевшее зрение тоже здорово мешает. В общем, мне надоеле вечно оставаться в дураках. Особенно часто я путаюсь в картах, когда играем в "кинга". Чувствую, это стало давить на психику. Надо, видимо, сделать большой перерыв, либо совсем выходить из игры.
       Немного легче мне дается домино. Пожалуй, им и надо ограничиться.....
                Жара вернулась.
       В предыдущих заметках я сетовал, что пришедшие холода нами переносятся с напрягом. Видно, в небесной канцелярии это услышали и вернули жару на всю европейскую, а может и азиатскую часть России. Сетовать на это я опасаюсь: мы с Ириной считаем, что жара все же лучше, чем  холод.
       Я уже пару дней  использую довольно таки прохладный душ, а сегодня было вообще приятно. Вода совсем комфортной температуры и жара не страшна.
       Огород поливаем, овощи набирают вес. Интересно, что преподнесет нам картошка: мы её, честно говоря, плохо окучивали. Кстати, может еще не поздно это поправить. Надо с утра заняться!
       Сегодня 17 августа. Время бежит, а про дела этого не скажешь! Только прочитав прошлое обещание, я вспомнил о забытой картошке. А она, бедная, так и стоит не "доокученная." Забыв об этом, я вместо тяпки взял в руки косу, чтобы немного привести в чувство отросшую траву. Потом поднабрал воду в опустевшие баки, принес пару ведер из колодца в дом для умывальника и уж не промню, что еще делал по мелочи. Но сегодня сделана таки одна большая работа: с подачи Зои, подкинувшей  нам немного собранных во дворе у Ларисы яблок, мы запустили свою сушилку, загрузив её этими яблоками, а для дальнейших заготовок я приволок от Ларисы большую корзину новых яблок.
       Процесс пошел!          
 Сегодня 19 августа. Сейчас вечер, 10.30. Мы только что закончили "тихие игры" в которых я, как обычно, почти везде был аутсайдером. Дамы же играют с переменным успехом.
       Погода стоит теплая, но вечером уже весьма прохладно. Приходится доигрывать в пальтишке, если играем на веранде. Потихоньку занимаемся сушкой яблок. Зоя принесла к нам свою сушилку, так что в "холодной комнате" кочегарят две пластиковые "домны"- сушилки. У нас польская, у Зои отечественная, больше и мощнее нашей польской. Сняли первые порции сухих яблок. Еще набрали с Ириной довольно много шишечек хмеля, который опутал кусты сирени в нашем дворе у колодца. У Ирины возникла идея набить ими подушечку. В комнате от них стоит приятный аромат.Меня сильно удивляет полное отсутствие в этом году яблок на наших деревьеях, в то время, как в пошлом году трудно было пройти, не наступив на опавшие яблоки.
       На огороде подрастают кабачки. Уже съели парочку. Подросла морковка, свекла. Капуста полностью испорчена гусеницами белых бабочек. Их в Кулигах особенно много, не знаю, как в других местах.
       Сергей завез мне в прошлый заезд кроме пачки свежих газет еще и книгу американца Тома Кленси, "Медведь и Дракон", в двух объемистых томах. Читаю с большим интересом про отношения России и Америки с Китаем. Сейчас я с большим интересом дочитываю первый том. Во втором томе, как я узнал, заглянув вперед, речь пойдет уже о нападении Китая на Россию. С целью отхапать у нас восточную Сибирь, где обнаружены большие эапасы нефти и золота. Книга читается с большим интересом. Напишу про неё подробнее, когда дочитаю. Пока могу сказать, что автор не жалует китайцев.      
 *Я прочитал дальше еще страниц 20 -30 и вижу, что сюжет с  критикой китайцев закручивается весьма круто. Дело явно идет к конфликту с Америкой.
       24 августа.  Давненько не заполнял этот дневник: не было особых новостей. Их и сейчас не густо. Погода стоит сухая и теплая, но уже не такая жаркая. А сегодня в сводке обещали ночью заморозки. Два раза подтапливал печь. Но в целом на погоду грех жаловаться, разве что на отсутствие дождей и грибов. Еще могу привести слова Зои: утром она видела лед на своем столе  во дворе.
       Последнее время я занимался доработкой моей каменной горки во дворе. Решил разбить вокруг неё цветник. Для этого вскопал вокруг горки землю, удалив из неё множество корней. Дальше занимался бордюром из булыжников, которые выложил вокруг вскопанного круга, в центре которого оказалась моя каменная пирамида - горка. И только потом пересадил сюда первые цветы, выкопав их из клумбы около дома. Это флоксы и еще несколько стеблей незвестных мне голубых цветков. Основные посадки цветов будут в следующем сезоне
       Досушили собранные у Аллы в саду опавшие яблоки ( с разрешения  хозяев).Получилось не меньше, чем в прошлом сезоне. В благодарность внедрил у Ларисы свое присповобление для удаления сердцевины яблок. Оно сделано мной в виде жестяной трубочки диаметром около 15 мм, которой я и удаляю сердцевину. вырезав  её в виде круглого столбика, проткнув яблоко по центру этой трубкой. В комплект входит еще съемный набалдашник, надеваемый на другой конец трубки, чтобы не повредить руку, и круглая палочка, которой выбивается из трубочки вырезанный столбик сердцевины. Продырявленное яблоко остается только разрезать пополам  вдоль отверстия и измельчить ломтиками для загрузки в сушилку. Поскольку у нас до сей поры продолжает стоять сушилка от Зои в дополнения к нашей, мы быстро пересушили полную корзину яблок и хозяйка  Ира решила, что яблок уже довольно. На очереди  сушка шиповника!
                Сегодня  26 августа, День Рождения  СЕРЕЖИ.
       Завтра он явится в Кулиги, поскольку сегодня пятница и он уже в пути, вместе с Андреем и Аллой. Я, кажется , не писал о том, что они  в позапрошлый заезд попали в аварию. Их сильно помяла врезавшаяся в задний бумпер машина, не успевшая затормозить перед машиной Андрея, который вынужден был тормознуть перед пропускавшей  какого то шального  пенсионера впереди идущей машиной. Типичная цепная авария. Машина Андрея в ремонте. В прошлый раз он вынужден был  приехать на старой. Хорошо иметь два авто!
       Посмотрим, во что выльется подоспевший к приезду день ангела у Сергея. Мы с Ириной приготовили ему бутылку сухого винца с закуской, литровой бутылкой со свежесобранной лично мною черникой, которой уже не так много в лесу.
       Наше основное занятия сегодня была реконструкция кухонного стола, замена полопавшегося пластикового покрытия столешницы.  Работа была не простая, поскольку целого куска пластика подобрать не удалось, пришлось комбинировать,подбирать  нужный кусок. Но оно того стоило, стол стал выглядеть вполне прилично.
       Из более простых работ можно отметить сегодня посев Ириной газонной травки на  цветнике у каменной горки. Я, в свою очередь, перекопал грядку под чеснок. Еще мне пришлось заняться заменой вконец проржавевшего ведерца (пивной бочонок из под чешского пива), аналогичной новой банкой, заготовленной еще пару лет назад. Поскольку черпать воду, опуская на веревке эту снасть в колодец удобнее, когда на  краю ведерка есть грузик, помогающий ему быстрее наполниться, я подобрал для него достаточно большое грузило.
       День, как и все предыдущие, закончился "тихими играми". Увы, шустрые дамы, как обычно, оставили меня в дураках. "Козел" был тоже в основном, не в мою пользу!
                Сегодня 28 августа 2011 г.  Воскресенье.
Сейчас вечер, мы только что закончили вечерние состязания. Сразу надо заметить, что в играх я был не  последним, а кое кого и обыграл в некоторых дисциплинах.
       А теперь вернемся к утру. День я начал в чужих владениях за сбором чужого шиповника  у точилинского дома.  Криминал?  Думаю, что нет, даже есть некоторая   польза для соседей, уже второй год не приезжающих на  свой участок, т.к. на нем останутся хоть какие- то  следы пребывания человека.
       В результате этой «благотворительной» акции  мы с Ириной  поставили на сушку  оба  сушильных агрегата, набив их крупными ягодами шиповника,  похожего  на мелкие помидоры.
       Развивая успех на хозяйственном фронте, я  перекинулся  на чесночную грядку, которую  я вчера вскопал под посев озимого чеснока, а Ирина выбрала корешки  сорняков. Сегодня мы закончили эту работу:  я приволок на грядку четыре ведра  перегноя,  а  Ира – ведро золы из дворовой  печи.  В таком виде грядка  теперь будет стоять до посева   «озимого чеснока».
       Вернувшись в прошедшую пятницу, должен сказать, что в это время нас чуть не постигла участь остаться без  телевизионных передач:  телевизор отказался включаться  с кнопки пуска, что с ним уже пару раз случалось в прошлом, но в этот  раз  он напрочь отказался работать, видно, замыслив уйти на пенсию.  Вскрытие  «пенсионера» обнаружило одну странность: к кнопке  «пуск» не подведено ни одного  провода!  Смешно?   
       Правда, было подозрение, что при нажатии кнопки  она , (кнопка), дотягивается до  установленной  на примыкающей плате  другой кнопки, которая, надо думать, и является  истинным выключателем агрегата.
       Сегодня вторник, 30 августа. Выглянул в окошко и, о радость, увидел мокрый сруб колодца и капель с крыши. Дождик! Мы ждем его уже около месяца в надежде на грибы. Боюсь сглазить!
       Сейчас только начало десятого, день только начинается. Вернусь к дневнику вечером....
        Вечер. Закончились игровые баталии. В этот раз я был не аутсайдером. Пустячек, а приятно!  Прошедший дождик вселяет надежды на грибы. Завтра стоит сходить хотя бы в "детскую рощу". Если грибы собираются появиться, они будут и здесь. Пора бы - сегодня предпоследний день лета...
       Что еще можно отметить в прошедшие сутки? Согласно приметам - дождь с утра - до обеда. Так в точности и  получилось.
       Стоит отметить  еще, что на днях мы получили заказанный в Ратманове мед. Трехлитровая банка - 1800р. Мед у Медведевых хороший, будем зимой гонять чаи!   Сегодня были и другие поступления: приезжала автолавка, наша кормилица  и поильница. Кстати, закончился привезенный от Милы месяц назад коньяк. Мы его употребляли в "нанопорциях", грамм по 10 к обеду. Теперь приходится переходить на "белую", в той же дозировке. Медицина против таких доз не возражает. Даже наоборот!
       Еще меня насмешила кошка. Она долго ластилась, чего -то от меня добиваясь. Не добившись понимания,  ушла во двор, хлопнув дверью. Я уже писал про её умение открывать дверь на выход из комнаты.  Правда, открыть дверь снаружи она пока не способна, но добивается этого, терпеливо скребясь, пока её не услышат. 
         Сегодня  3 сентября . Давно не заглядывал в свои записки, буду припоминать, что за это время происходило.  Среда, четверг были обычные будни , особенно ничем не запомнившиеся, кроме дождичка, давшего  некоторый импульс  для появления  небольшого количества грибов.  Зато в пятницу я решился на выход в лес за ягодой, в надежде, что она от дождя могла немного прибавиться. Наверное, так же  подумала и Зоя, которую я нагнал по песчаной дороге. Оказалось, что мы собрались посетить один и тот же участок леса.
       Надо сказать, что надежды на увеличения количества черники заметно оправдались  и  и я  первым начал сбор, а Зоя прошла вперед по просеке и я потерял её из виду.
       Пользуясь случаем, я собирал появившуюся чернику, пока не почувствовал утомления, пробыв в лесу дольше обычного. Затем, как  всегда  закрыв  ягоды в корзинке  слоем мха, чтобы они  не просыпались  в рюкзаке,  стал выбираться на дорогу.  Рюкзак с корзинкой ягод приятно оттягивал спину и тут я несколько  изменил ритуал  возвращения, прихватив по пути увесистый  камень  для пополнения  своей цветочной горки.  Камень уже прилично оттягивал рюкзак, но на подходах к деревне я вздумал прихватить  еще  один, причем поленился  укладывать его в рюкзак, а понес в руках, прижав к боку.  Видимо,  я несколько превысил свои возможности, так как придя в избу, сразу повалился  на кровать, отложив переборку ягод на потом. В довершение ко всему,  у меня вдруг что то звонко  щелкнуло в  «здоровом» ухе  и я временно потерял  слух почти полностью. Он вернулся ко мне только после интенсивного  прочищения уха ваткой со спиртом.  Это меня насторожило  и расстроило, особенно, когда оказалось, что от тяжести  ощутимо болит  и бок, к которому я прижимал камень. Так что я должен дать себе слово  больше не  «выдрючиваться»(!).
       Из приятных новостей надо отметить приезд  Сергея с пачкой свежих газет и пакетом  со свежим хлебом и сладостями.  К тому же  Сережа сегодня подстриг меня,  ввиду предстоящего посещения Сицилии!  Правда, не знаю, пустят ли туда такого лысоголового  гражданина.
       Сегодня 6 сентября. В связи с путевкой в Сицилию отъезд из Кулиг намечается  в середине сентября. Начинаем потихоньку готовиться к отбытию. Вынул из колодца насос, благополучно пробывший там почти все лето. Раньше я не рисковал оставлять его в колодце, памятуя о том, что когда то в первые годы насос у нас ночью украли. Так что можно считать, что в деревне жизнь улучшается: меньше стали воровать (!). Действительно, хотя зимой избу вскрыли, но ничего не пропало, только икону, которую мы спрятали перед отъездом в диване, нашли и оставили на столе. Видимо, это были охотники за иконами, т.к. их не устроила наша ветхая икона с Сергеем Соровским. И на том спасибо, в том числе и этому святому, числящемуся покровителем наших мест...
       Сегодня также упаковали к отъезду все заготовки варенья, соленья (огурцы) и "сушенья" в виде сушеных яблок и шиповника. Ввиду скромных посевов на огороде и уезжать будет проще. Раньше овощи с огорода занимали больше места, а теперь почти все потребили здесь. Может, в Москву наберется с ведерко картошки и немного свеклы и моркови.
       Открыт пока вопрос с кошкой, которую нам на лето подкинула Мила. Её придется оставить на попечение Зои или Ларисы. Потом за ней обещали заехать Мила с Машей.
       Ради спортивного интереса я начал вскапывать под зиму дополнительную грядку рядом с действовавшими в этом сезоне. Земля поразительно усохшая и твердая, а трава на ней просто "древовидная", сплошной клубок корней. Попутно наткнулся в земле на огромные булыжники. Выкорчевал их для пополнения пирамиды  "Суропса" (!). О моих работах на ней я уже рассказывал. Кстати, от принесенных из последнего ягодного похода булыжников для этой же пирамиды, у меня еще не прошла болеть спина!
         Сегодня 7 сентября. Мой дурной комп съел у меня предыдущую запись. И неизвестно, почему. Теряет смысл вести дневник: стараешься, выкладываешься – и все псу ( или компу?) под хвост! Такое впечатление, что ему что-то не понравилось в этой записи. Поскольку, хотя и на нем стоит марка отнюдь не китайская, ноутбук сделан в Китае и его логику нам не понять!
       В пропавшей  записи я  рассказывал о результатах уборки картофеля. Он уродился  на площадке примерно 2 на 3 м, дав полтора ведра, не считая съеденного раньше. Можно считать – не плохо. Морковка вообще занимала около одного кВ. метра, но тоже вся крупная и кормила нас всю осень. Что то даже можно захватить в Москву.
        Аналогично можно сказать и про свеклу, про кабачки и укроп: кормили нас всю осень и еще останется для Москвы.
       Опустевшие участки огорода и вскопанную дополнительную грядку я закрываю от сорняков скошенной травой. Будем надеяться, что весной на них сорняков будет поменьше.
      В лесу появилось немного грибов, но с моими возможностями я не пытаюсь их собирать, нога и зрение не позволяют. Вот если бы прошли обильные дожди, тогда еще можно было бы надеяться на успех. Пока же грибов нам иногда подкидывает Зоя. Я же пока отважился пройтись по ближним местам, но результат  был даже не нулевой, а явно  убыточный: выйдя на поле с противоположенной стороны ближней рощи, я увидел, что оно практически непроходимо из – за буйного чертополоха. Грустное зрелище, до слез жалко пропавшую  землю. Из за белого пуха чертополоха земля похожа на хлопковое поле. Колючий сорняк этот совершенно нельзя косить на корм скоту! 
       Сегодня 10 сентября, суббота. Первым делом посмотрел, виден ли автомобиль Андрея: они обычно приезжают ночью в пятницу.  Авто на месте!
       Вчера Ирина уточнила  с Игорем срок приезда  из  за нами.  Это будет среда, 14 сентября. Молодые только что вернулись из отпуска, как обычно, из Аше. Среда – это значит, что следующий заезд Андрея мы уже не увидим, поэтому корм для кошки  Мила должна была передать с этим рейсом, иначе кошка будет без нас на диете: Мила вчера улетела в отпуск, попросив подержать кошку в Кулигах  до начала октября. Этим любезно согласилась заняться Зоя, а мы с Ириной должны пока завершить подготовку к отъезду.
       Думаю, что эта запись в кулижском дневнике – последняя в этом сезоне. Если нужно будет продолжить,  это можно сделать уже на «зимних квартирах». Хотелось бы, чтобы это были описания удачных и завершающих выходов в лес за появившимися после обильных дождей  грибов. Хотелось бы найти в это время хоть один белый, чтобы вспоминать о нем всю долгую зиму!
       Сегодня 14 сентября. Пишу уже на своем рабочем месте в Москве! Немного странно : утром были в деревне, а сейчас уже на старом месте, за московским столом!
       За нами вчера приехали Игорь с женой на своем джипе. Хочу доложить, что мы успели захватить пропавшие грибы. Как будто что то меня подтолкнуло пойти в лес, но не за черникой, а именно за грибами. Черника уже не поддается сбору, как я сразу увидел, войдя в лес. Грибы тоже не сразу стали попадаться. И вдруг пошли! Да такие хорошие подберезовики! Набрал во все наличные емкости: корзинка, коробка и пакет. Так увлекся, что перестал следить за ориентировкой. Опомнился уже в незнакомых местах. Как назло, день выдался пасмурный, солнца совесм не проглядывает, компаса не взял.
       Проплутал таким макаром довольно долго, потихоньку впадая в панику и часто меняя направление. Потом все же собрался, с трудом прикинув, где должно быть солнце и куда нужно держать курс. Когда вышел на укатанную, но незнакомую дорогу, немного расслабился. И тут же сильно заболела коленка: я пошел не в легких резиновых сапожках, а в кирзовых, довольно тяжелых, не хотелось разувать Ирину.
       Зато дома с гордостью предъявил добычу, которую Ирина вместе с подаренными Зоей толикой пожарила, положила в коробочки и привезла в Москву. По дороге Игорь не выдержал и прикупил пакет грибов, отдав за них полштуки. Я прикинул, что моя добыча потянула бы на целую штуку!
       На этой приятной ноте можно и закончить записки этого деревенского сезона. Впереди нас ждет  еще скорая поездка в Сицилию!