Особенности национального авиастроения.
(Особенно некоторые особенности)
7 сентября 2011 самолет ЯК-42 с хоккейной командой на борту сделал неудачную попытку взлететь, находясь на 400 метров за пределами ВПП (взлетно-посадочной полосы) аэродрома. Оставим и мы за пределами этой статьи рассуждения и домыслы о странном совпадении времени и места этой трагедии и проходившего в Ярославле международного форума.
Самолеты типа ЯК-40 м ЯК-42 производились на Саратовском авиационном заводе.
Завод был основан в 1929 года и делали там комбайны.
Первый самолет серии «ЯК» разработанный коллективом во главе с авиаконструктором А. С. Яковлевым и взлетел в 1940году.
С началом войны саратовские авиастроители делали для фронта истребители.
В 1943 немцы разрушили 70% производственных площадей. Коллектив завода продолжил работу под открытым небом. Одновременно с этим восстанавливались корпуса, шла реконструкция, создавались поточно-конвейерные линии, и после 80 суток напряженного труда выпуск самолётов достиг прежнего уровня.
Всего за время войны завод выпустил свыше 13 тысяч истребителей Як-1 и Як-3.
Но ни какие немецкие бомбардировки в своих разрушительных действиях не смогли сравнится с отечественной «приватизацией» 90 - тых годов, в результате которой Саратовский авиационный завод перестал существовать.
И это при том, что на заводе уже запускали очень перспективный проект - дисковый
летательный аппарат « ЭКИП».
Новый самолет был разработан конструктором Л.Н. Щюкиным еще в 1980 году.
Финансирование проекта было открыто в 1993 году. Разработка и запуск этого нового самолета (в г. Королеве) были внесены отдельной строкой в государственный бюджет 99 года.
Но на юге стали происходить неуправляемые военные события и все усилия руководителей страны были надолго отвлечены на успокоение вооруженной религиозно-национальной истерии.
"Первым делом самолеты" никак не получалось...и хотя деньги до цехов не дошли
на заводе однако ЭКИП смогли успешно испытать в модели и даже собрать два летательных аппарата в полный размер.
Новая разработка имела разные запатентованные модификации и обещала основные преобладающие характеристики:
- высокая грузоподъемность (до половины общей массы) за счет большой подъемной силы
- маневренность и низкие взлетные и посадочные скорости – самолет мог садится без аэродрома и даже на воду.
- продолжать полет он мог при одном маршевом двигателе.
Деньги, выделенные на этот проект ушли, проект остановился.
Проектом заинтересовались китайцы и американцы.
Руководитель авиационного завода в Саратове А.Ермишин в 2000 вылетел в Америку для переговоров. Там было предложено и финансирование и строительство.
Но обязательное условие с нашей стороны об одновременном строительстве завода и в России было отвергнуто.
Разработчик самолета А. Щюкин еще некоторое время пытался организовать производство, занимая деньги,но к 2007 году Саратовский завод и проект прекратили свое существование и в итоге был разобран на металлолом.
Инженеры и сборщики стоят сегодня на рынке - крутятся как могут.
Оставшаяся полноразмерная модель первого дискового самолета, которая в воздух так и не поднялась, стала экспонатом музея.