Особенности национального авиастроения

Николай Кладов
Особенности национального авиастроения.
(Особенно некоторые особенности)

7 сентября 2011 самолет  ЯК-42 с хоккейной командой на борту  сделал неудачную попытку взлететь, находясь на 400 метров за пределами ВПП (взлетно-посадочной полосы) аэродрома. Оставим и мы за пределами этой статьи рассуждения и домыслы о странном  совпадении времени и места этой трагедии и проходившего в Ярославле международного форума.

Самолеты типа ЯК-40 м ЯК-42 производились на Саратовском авиационном заводе.
Завод был основан в 1929 года и делали там комбайны.
Первый  самолет серии «ЯК» разработанный коллективом во главе с авиаконструктором А. С. Яковлевым и взлетел в 1940году.
С началом войны  саратовские авиастроители делали для фронта истребители.
В 1943 немцы разрушили 70% производственных площадей. Коллектив завода продолжил работу под открытым небом. Одновременно с этим восстанавливались корпуса, шла реконструкция, создавались поточно-конвейерные линии, и после 80 суток напряженного труда выпуск самолётов достиг прежнего уровня.
 Всего за время войны завод выпустил свыше 13 тысяч истребителей Як-1 и Як-3.

Но ни какие немецкие бомбардировки в своих разрушительных действиях не смогли сравнится с отечественной «приватизацией» 90 - тых годов, в результате которой Саратовский авиационный завод перестал существовать.
И это при том, что на заводе уже запускали очень перспективный проект - дисковый
летательный аппарат  « ЭКИП».
Новый  самолет был разработан конструктором  Л.Н. Щюкиным еще в 1980 году.

Финансирование проекта было открыто в 1993 году. Разработка и запуск этого нового самолета (в г. Королеве) были внесены отдельной строкой в государственный бюджет 99 года.
Но на юге  стали происходить  неуправляемые военные  события и все усилия руководителей страны были надолго отвлечены на успокоение вооруженной религиозно-национальной истерии.
"Первым делом самолеты" никак не получалось...и хотя деньги до цехов не дошли
на заводе однако  ЭКИП  смогли  успешно испытать в модели и даже собрать два летательных аппарата в полный размер.
Новая разработка  имела разные запатентованные модификации и обещала основные преобладающие характеристики:
- высокая грузоподъемность (до половины общей массы) за счет большой подъемной силы
- маневренность и низкие взлетные и посадочные скорости – самолет мог садится без аэродрома и  даже на воду.
- продолжать полет он мог  при одном маршевом двигателе.

     Деньги, выделенные на этот проект ушли, проект остановился.
     Проектом заинтересовались китайцы и американцы.
     Руководитель авиационного завода в Саратове А.Ермишин в 2000 вылетел в Америку для переговоров. Там было предложено и финансирование и строительство.
     Но обязательное условие с нашей стороны об одновременном строительстве завода и в России было отвергнуто.
     Разработчик самолета А. Щюкин еще некоторое время пытался организовать производство, занимая деньги,но к 2007 году Саратовский завод и проект прекратили свое существование и в итоге был разобран на металлолом.
     Инженеры и сборщики стоят сегодня на рынке - крутятся как могут.
Оставшаяся полноразмерная модель первого дискового самолета, которая в воздух так и не поднялась, стала экспонатом музея.