Вера прощение

Леонид Аронов
Этот рассказ создан по заголовку, который предложила учительница русского языка и литературы.

В русском языке многие слова многозначны.  В данном произведении слова заголовка имеют смысл: вера — то или иное религиозное учение, религия; прощение — милость к провинившемуся; помилование.

Елена Тихоновна Сомова крестьянским трудом вырастила одиннадцать детей. Муж  не помогал и материально не обеспечивал семью. Непомерную силу ей давали беспредельная любовь к детям и добродушное всепрощение тех, кто огорчал.

Одногодки Лена и Рома были соседями; вырастали, можно сказать, на глазах друг друга; годовалыми, держась за ручонки, учились ходить и с тех пор играли вместе и постоянно бывали друг у друга, одновременно начали учиться в одном классе, за одним столом. Вместе они ходили и возвращались из школы. Девочке нравился аккуратный,  рассудительный одноклассник Рома. Она запомнила несколько случаев, когда он, по её мнению, совершал мудрые поступки. Вот один из них. Как-то во втором классе, когда им было по восемь лет, на перемене шалун бил учебником по голове девчонок и мальчишек. Кто-то злился и лез драться с обидчиком, кто-то бежал жаловаться учительнице. Сомов Рома погладил себя ладонью по ушибленному  месту головы, улыбнулся и произнёс: «Вот и чудесненько. А то я задремал, меня ударили по затылку,  я и проснулся». В этот момент его чёрные глаза по-доброму сияли, и он был великолепен. Во время учёбы в средних и старших классах носил её портфель по дороге в школу. Рома экономил деньги, которые ему давали родители на обеды,  покупал  Лене сладости. В старших классах, будучи подростком, танцевал только с ней, быстрее всех отвечал на вечерах на вопросы викторины, получал призы и отдавал подруге. Девчонки едва скрывали по этому поводу зависть. В глазах учеников и педагогов Рома выглядел рыцарем. Постепенно их дружба переросла в жгучую любовь. «Потерпим до свадьбы, Всему своё время», — повторял он. Жители села  считали  их идеальными женихом и невестой и предсказывали счастливую семейную жизнь.
Спустя два месяца после окончания школы, когда Лена и Рома достигли совершеннолетия, родители для них организовали грандиозную свадьбу, на которой присутствовало более ста человек. Лена взяла его фамилию и стала Елена Тихоновна Сомова. Родители с её и с его стороны сложились деньгами, купили для них добротный домик с мебелью и дворовыми постройками. После свадьбы и первых брачных ночей счастливая, романтическая пора в жизни Елены Тихоновны закончилась и началась жизнь, в которой для проявления любви к близким людям ей потребовались невероятно большие душевные и физические силы.
Огорчил Лену супруг на третий день семейной жизни. Было восемь часов летнего вечера. Рома попросил: «Погладь мне рубашку, брюки и дай немного денег. Я пойду к друзьям». Новобрачную очень удивила такая просьба мужа. До свадьбы он все вечера проводил с ней и не скучал, а теперь, видите ли, ему потребовались друзья. Лена выполнила его желание, словно домработница. Супруг, нарядный, красивый, ушёл. Она осталась одна. От тишины и одиночества зашумело в ушах. Супруга, рассердившись, хотела   тоже нарядиться и пойти куда-нибудь, но передумала и принялась наводить в доме порядок, определять для каждой вещи  постоянное место, чтобы можно было сразу взять в руки то, что потребуется. Смотреть телевизор и читать не захотелось. Новосёлка выключила везде свет и вышла на крыльцо.
Начиналась звёздная тёмная ночь. Дом располагался в глубине проулка. Перед домом — обширный пустырь. Далее тёмной полосой обозначались сады, за которыми прятались дома. Тишина. Лена присела на крыльцо, всматривалась в густо расположенные мерцающие бело-синие звёзды. Не было луны. Молодой хозяйке на миг показалось, что она совершенно одна во всей безбрежной вселенной. Мысли одна за другой замелькали в её голове. «Почему он ушёл и хочет вечер провести без меня? До свадьбы такого не было», — такие слова повторялись в её мышлении то и дело. Вспомнился забавный случай на свадьбе.  Однокашник Фёдор  Фёдорович Федотов танцевал с ней, облачённой в белое свадебное платье,  и  тихо спросил:
— Разрешишь мне открыть тебе свою заветную тайну?
— Я слушаю, — принимая забавную школьную игру, ответила она.
— Я люблю тебя. Я всегда любил тебя, но не смел подойти к тебе, чтобы не мешать твоей дружбе с Ромой — это моя роковая ошибка: за своё счастье надо бороться. Он не любит тебя. Ты с ним хлебнёшь горя.
— Почему, Федя, ты так думаешь?
— Я так не думаю. Я то, что говорю, твёрдо  знаю: Рома никогда никого не полюбит. Он любит самого себя, и все его поступки связаны с желанием казаться лучше других. Ваше соседство не переломило его характер. Ну что ж, Лена, бежим, пока не поздно.
— Я что: ветреная кукла и  побегу за тем, кто меня позовёт? У меня своё мнение и убеждение. Я  Рому знаю с первых младенческих шагов. Он хороший человек. Я на провокацию не  поддамся и ни с кем другим связываться не стану.
— Тогда прощай, — подавленно, угнетённо ответил Федя, не проронил больше ни одного слова, по окончанию танца подвёл её к новобрачному мужу, смешался с  гостями и вскоре исчез из поля зрения Лены.
Её мысли прервал тарахтением и светом фары кто-то проехавший мимо по ухабам на мотоцикле. Стало ещё темнее. Лена заметила, что звёздное небо повернулось по отношению к тёмной полосе садов. Молодая хозяйка огляделась и подумала: «Наверное, прежние жильцы этого дома были ленивы — ничем не приукрасили уголок природы возле своей усадьбы. Я весной посажу липу, берёзу, каштан, рябину, черёмуху, жасмин и фруктовые деревья. Как можно жить в сельской местности и не наслаждаться весной запахом цветущих  деревьев и кустов?!» Много вспоминала и передумала новобрачная жена. Звёздное  небо ещё повернулось на заметный угол. Лена, съёжившись от ночной прохлады, продолжала сидеть на крыльце. Бесшумно, внезапно из ночного мрака появился Рома в белой рубашке, поднялся на крыльцо, присел рядом с супругой и сентиментально произнёс:
— В хорошем, тихом месте находится наш дом. Очень редко кто-нибудь пройдёт мимо  или проедет на чём-нибудь. И города с их заводами очень далеко от нашего села, — помолчал, вглядываясь в небо, обнял, поцеловал жену и обыденно сказал: пошли спать.
Супруга рассердилась: она тосковала минувший вечер, а ему до этого никакого нет дела. Потом у неё мелькнула мысль: «Наверное, так и должно быть». Лена скривила в сомнении губы, развела недоумённо руки, нехотя встала, вошла в дом, заперла на засовы дверь. Спустя несколько минут супруги вдвоём легли спать.
Рома ещё в школьные годы посещал курсы шоферов, недавно получил права и был с испытательным сроком принят на работу. Через три месяца испытательный срок закончился, и ему выделили большую грузовую машину, стали доверять дальние поездки. Он зажил в своё удовольствие: работа  нравилась — целый день за рулём, дома любимая жена встречала и во всём угождала ему. Рома вечера проводил с друзьями. Все домашние дела выполняла супруга, даже же наняла мужиков распилить, поколоть и уложить в сарае дрова. Вот и зима наступила. Выпал снег. Лена надевала зимние сапожки, чтобы сходить в магазин за продуктами. Рома был дома, и она решила немного покапризничать, чтобы супруг поухаживал за ней, проявил заботу, так как у неё был большой срок беременности, присела на стул, вытянула ножки в  не застёгнутых сапожках и плаксиво попросила:
— Рома, милый, застегни, пожалуйста, на мне сапожки.
— Что-о-о?! Ты хочешь меня превратить в раба?! Не выйдет! — муженёк ладонью не очень сильно ударил жену по щеке  и удалился проводить,  по обычаю, свободное время где-то на стороне.
Лена опустила  ноги на пол, прижала ладонью ушибленную щёку и задумалась. Почему  её семейная жизнь складывается не так, как ей мечталось? Что делать? Устроить скандал? Шуметь истерично? И, вообще, как любить такого мужа? Не в её характере были скандальные разборки. Долго она сидела на стуле, смотрела в заиндевелое окно и ничего толком не придумала. Сама застегнула сапожки, надела пальто и пошла в магазин за продуктами.
В конце марта заканчивался седьмой месяц беременности Лены. Свекровь, Мария Николаевна, привела молодожёнам в утеплённый сарай трёхнедельную красную, с белыми пятнами телушку и, сияя от доброжелательности, радостно сказала:
— Вот вам подарок от  нашей семьи. Вырастите её — у вас своя коровушка, значит, обеспечите себя мясом, молоком, сметаной, сыром и маслом. Ты, конечно, Леночка, умеешь ухаживать за животными, но я, позволь мне, покажу тебе как её надо поить. Сейчас согреем молоко, которое я принесла.
На газовой плите слегка нагрели молоко, залили в бутылочку, потом надели на бутылочку соску. Свекровь взяла телушку за подбородок и засунула ей в рот соску. Телушка начала жадно пить молоко, время от времени ртом поддавать соску.
Мария Николаевна предупредила сноху, чтобы та одна ни в коем случае не поила коровьего детёныша, так как  телята игривые, могут, балуясь, безрогой головкой боднуть в живот. Для взрослого человека это совершенно не опасно, но для беременной женщины такой удар может оказаться роковым.
На ночь Лена должна была ещё раз покормить тёлочку, и попросила мужа, только что вернувшегося домой, подержать за шею подарок свекрови.
— Я — держать телёнка?! Никогда в жизни! Моя мама всегда одна справлялась с домашними  делами. Сама напоишь, а я лягу спать. Завтра мне рано вставать для поездки в очень дальний рейс, — и супруг ушёл во вторую комнату.
И пришлось Лене одной поить тёлочку. Такими муж завладел правами — ничего не делать дома.
В начале апреле Лена достала саженцы различных деревьев и сама высадила в два ряда в метрах десяти от крыльца. В конце апреля посадила большой огород картошки. В мае разместила грядками купленную  на базаре рассаду овощей.
До Лены докатилась молва: одинокая, лет под сорок, женщина, проживающая на другой улице, забеременела от Ромы и сделала аборт. Супруга, молча, перенесла измену мужа и не сказала не единого слова в упрёк.
По предположению врачей в конце мая Сомова должна была родить, но на эти   дни  супруга командировали на несколько суток в  рейс. Товарищи по работе предлагали Сомову поехать вместо него. Себялюбивец не мог отказаться от поездки, умчался в дальние края. И когда Лена с дочкой выходила из роддома, среди встречающих не было мужа. Заранее договорились: если родится девочка, то имя ей дать Маша.
Рома холодно относился к дочери, не брал малышку на руки, не любовался её доверчивыми глазёнками. И после работы супруг не изменил свою привычку: отдыхать вне дома. Для Лены смыслом  жизни стала любовь к дочурке. Молодая мама успевала ухаживать за ребёнком и делать всё, что полагалось, по дому.

Машеньке исполнилось шесть месяцев, когда её мама почувствовала другую беременность, и спустя семь с половиной месяцев родила сына. Назвали Колей. Хлопот у Елены Тихоновны прибавилось. Мать не роптала на свою судьбу: любовь к детям давали ей силу и энергию. Молодая женщина, казалось, не знала усталости. Она надеялась, что с рождением сына у Ромы пробудятся отцовские чувства. Но этот эгоист был равнодушен и холоден к семье, как ледяная глыба.
На селе разразился  очередной скандал: девятнадцатилетняя Галя Захарова забеременела от Ромы Сомова. Её родители, отец, с большим животом, и мать, полная, высокая ростом, явились к Елене Тихоновне и  потребовали от неё «утихомирить» своего мужа. Сомова с негодованием ответила:
— Я-то тут причём? Галя, я убеждена, знала, что Рома женат и имеет двух детей, всё же приходила на свидание и ложилась в его какую-то  постель. Пусть сама с ним и разбирается. Мой муженёк умеет  забывать о своей семье, отдаёт мне только часть своей зарплаты, остальное расходует на любовниц и умеет понравиться женщинам. Если им нравится сожительствовать украдкой, то с них и спрос.
— И вы ему прощаете супружескую неверность?! — сердито спросил толстопузый Захаров.
— Я всегда всё прощаю. Моё сердце никогда не посещает зло. Если что-то происходит, значит, так и должно быть.
— Но почему?! — в один голос вскричали супруги Захаровы.
— А что толку в том, если я начну мужа ругать? Разве Рома от моих слов изменится к лучшему? Каким его воспитала мать, таким он и останется на всю жизнь.

У Елены Тихоновны шесть детей. Старшей дочери Машеньке 12 лет. Мама сумела организовать быт в семье, как в рабочей бригаде: каждый член семьи знал четко свои обязанности и добросовестно их выполнял. Держали лошадь, две коровы, по три-четыре бычка, две свиноматки; выращивали по триста-четыреста вёдер картошки. Имели по полсотни кур и два десятка гусей. Успевали на зиму запасти достаточно сена для всех животных. Муж давал очень мало денег, государственные пособия на детей были невелики. Однако, благодаря хозяйству,   денег  хватало и прокормиться, и одеваться, и снабжать учеников всем, что требовала школа. Купили очень дёшево заброшенный дом, и из него пристроили к своей хате третью комнату с печкой. Теперь их жилище по фасаду стало длинным. Каждому ребёнку приобрели небольшие столики, чтобы дети имели  свои места для рисования, чтения,  письма и выполнения   домашних заданий.   Все малыши в семье Сомовой умели читать до достижения шестилетнего возраста. Накопили денег на приобретение легкого трактора. В апреле Елена Тихоновна отдала деньги  мужу, попросила купить в городе трактор и пригнать во двор. Рома с энтузиазмом пообещал, что к полудню железный конь будет стоять возле дома, и рано утром уехал. В полдень он, немного подвыпивши, появился в дверях дома, держа в руке продолговатый чёрный футляр, радостно воскликнул:
— Смотрите, что я привёз! Подзорную трубу! Я случайно её увидел в антикварном магазине и не удержался — сразу купил!
— А трактор? — спросила супруга и почувствовала, как неровно забилось сердце.
— Ты думаешь эта вещь дешёвая?! Еле-еле хватило денег, чтобы за неё заплатить. Осталось немножко на дорогу и бутылку пива.
Елена Тихоновна обмякла, присела на стул. Дети в один голос запищали: «Мамочка! Не ругай папу. Мы теперь будем всё вокруг разглядывать через подзорную трубу, через которую, наверное, глядели морские пираты!»
Факт,  что Рома вместо трактора купил очень дорогую старинную позолоченную подзорную трубу, явился предметом  насмешек над Сомовым и сожалением его жены.
Тракторист  холостяк Фёдор Фёдорович Федотов прославился в селе философом — зимними вечерами читал философскую литературу. С зарплаты покупал одну-две бутылки водки, приглашал друзей и организовывал споры на какую-нибудь тему, сам высказывал мысли, прочитанные в книгах. Он возмущался поступком Ромы, купившего вместо трактора игрушку — подзорную трубу, и рассуждал о том, что эгоисты — безответственные люди и всё делают для своего внезапного желания, не считаясь со своими обязанностями.
Федя случайно встретил Елену Сомову у сберегательной кассы, где она получила пособия на детей, взглянул ей в глаза, не успев скрыть свои чувства. Женщина заметила в его  блестящих зрачках что-то жгучее, вздрогнула и подумала, что он, наверное, сумасшедший. Федотов прохрипел:
— Помнишь, я тебе говорил: хлебнёшь горе  с Ромой. Разведись с ним и выходи за меня замуж. Со мной ты станешь любимой женой  и достойным человеком. Я всегда тебя любил. Я пытался завести знакомство с другими женщинами и не смог. Видимо, моя такая участь — любить тебя.
Елена Тихоновна ничего не ответила, боком-боком прошла мимо него.
— Что поделаешь: тяжёлый хомут шею греет, — пробурчал Федотов и пошёл своей дорогой.
В то лето, когда Машеньке шёл 18-ый год, а самой младшей Гале — два года и четыре месяца, Елена Тихоновна растила семерых детей. В поликлинике ей сказали, что у неё беременность два месяца. «Такова моя доля — иметь восемь детей», — смирилась женщина и, домой вернувшись,  начала готовить бельё для восьмого человечка. В прошлом году пристроили ещё одну комнату с печкой. Её жилище своей длинной выделялось среди других домов улицы.
В хозяйстве всё ладилось: лошадка принесла очередного жеребёнка, корова — двойняшек бычков, свиноматки — много поросят, все хорошо росли. Куры неслись и выводили цыплят, гуси — гусят.
Дети охотно помогали ухаживать за животными, птицей и огородами, и имели достаточно времени, чтобы позагорать и искупаться в реке, почитать книжки.
После всех работ Елена Тихоновна отдыхала, сидя на крыльце. Дети-подростки ушли к своим сверстникам. Малыши играли под красивым каштаном. Мимо проходила Грачиха, старая вдова. Жуткая выпала ей доля: от врождённой болезни сердца в двадцать семь лет умер сын. Следующие похороны — от пристрастия к алкоголю скончался зять. В автомобильной катастрофе погибла дочка, оставив двух внуков. От мужской болезни умер супруг. Внуки выросли,  женились, обосновались в дальних городах.
Грачиха заметила на крыльце сидящую Сомову, подошла к ней, без приглашения присела рядом. Елена Тихоновна содрогнулась от предчувствия неприятной беседы с горемыкой-вдовой. Грачиха поправила чёрный платок на голове, заговорила:
— Что, милая, опять собираешься рожать?
— Что поделаешь — буду рожать.
— Рожай, рожай, миленькая женщина, и благодари Бога. Известно всем,  что ты терпишь беспутного мужа, тяжким трудом растишь детей, за это Бог бережёт всех твоих родных. А у меня никого не осталось, только холмики на могилах, над которыми я плачу. Знаешь ли ты, что твоя старшенькая дочка — твоя гордость и помощница, беременная?
— Беременная?! Не может быть!
— Раз такое случилось, значит, может быть, — произнесла зловещая вдова, поднялась и, не простившись, ушла.
Сомова со следующего утра  начала наблюдать за старшей дочерью и сразу же поняла, что, наверное, Машенька беременная. Вечером, когда дети уснули, Елена Тихоновна подошла к старшей дочери и позвала:
— Машенька, я купила коробку конфет, да закружилась, забыла про неё. Пойдём на кухню, попьём чаю.
Они прошли на кухню, вскипятили воду в электрическом чайнике, заварили чай  с мятой в фаянсовом чайнике и минут через пять пили чай с шоколадными конфетами, неторопливо беседуя о домашних делах. Спокойно, будто речь пойдёт о пустяках, мама спросила:
— У меня беременность два месяца, а у тебя?
— Тоже два месяца, — ответила дочка, спохватилась, заплакала, сквозь слёзы  выкрикнула: — Мамочка! Ты меня будешь ругать?!
— Ни в коем случае. Скажи, что думаешь предпринять?
— Я записалась на аборт.
— Я, как мать, категорически запрещаю тебе делать аборт. Не бойся: рожай!
— Ты, мама, родишь, и я рожу. У нас будет много детей, как мы справимся с  такой оравой?
— Не гневи Бога! Будут дети — вырастим. У нас осталось много всякой одежды для  малышей и пелёнки.
И мама с дочкой долго мирно и тихо разговаривали, строили планы на будущее. На кухне было уютно. В комнатах спали ещё шесть детей. Самой младшей Гале — два года и четыре месяца.
На следующий день Елене Тихоновне пришлось улаживать ещё одну неприятность: вскрылось, что пятнадцатилетний сын Коля ворует деньги дома и в школе. Мать купила всем детям мороженое и одно лишнее. Выбрала момент, когда все питомцы чем-то занимались, и не заметно для других домочадцев, отозвала Колю в садочек и под грушей сказала:
— У продавца не было сдачи. Пришлось купить ещё одно мороженое. Бери, покушай, ты у меня трудишься по дому, словно взрослый мужик — и за себя, и за горе-отца. Спасибо тебе, сынок.
Подросток скушал мороженое. Мама, внешне спокойная, по-деловому спросила:
— Я несколько раз замечала, что не хватает денег. Думала, что плохо  считала. Коля, ты почему воруешь деньги?
Сын смутился и, чувствуя, что во рту пересохло, откровенно признался:
— Мама. Почти все ученики в нашем классе имеют ноутбуки, а у меня — нет. Я хочу  накопить деньги и купить его.
— Ты, Коля, так и сказал бы: что тебе требуются то-то, мы обязательно выкроем деньги и купим нужную тебе вещь. Осенью сдадим быков, и я дам тебе такую сумму, которую ты попросишь. То, что ты взял у меня, я тебе прощаю. Если ты воровал у других — верни каждому и извинись. Всё. Решено. Поговорим о другом. У каждого человека должна быть цель в жизни. Ты кем мечтаешь стать?
— Я  хочу быть офицером.
— Каким офицером: боевым или пузатым? — уточнила мама.
— Конечно, боевым, — не задумываясь, с ухмылкой знающего человека ответил сын-подросток.
— Тогда, не теряя времени, начинай претворять свою мечту в быль — приступай к занятиям физкультурой и спортом. Боевые офицеры — физически развиты и выносливы в любых ситуациях, потому что постоянно  закаляются, — посоветовала Елена Тихоновна и после непродолжительной паузы спросила: — Я что-то в последнее время устаю и еле-еле успеваю всё делать. Как ты думаешь, сынок, что мне поможет быть более расторопной?
— Не знаю, — скривил губы подросток.
— Зато я знаю, чем могу помочь сама себе — с завтрашнего утра начну заниматься бегом и гимнастикой. Кстати, тебя приглашаю в напарники.
— Ты шутишь, мама?!
— Нисколечко. Если ты хочешь поступить в военное училище, то приготовься выполнить все контрольные гимнастические упражнения, которые предлагают абитуриентам. И пробежать придётся не малую дистанцию. Уложишься во времени — примут, не уложишься — отчислят. Что касается меня, то лёгкая гимнастика  снимет усталость и придаст мне бодрость. Я, повторяю, завтра с утра побегу.
Сын подозрительно всматривался в лицо матери, стараясь заметить хоть малейшую усмешку. Мама была очень серьёзна. Такой серьёзной сын не представлял её.
В пять утра мама подоила корову и выгнала в стадо. Потом с Колей и Машей управилась со всеми утренними делами. Сын недоверчиво смотрел на мать. «Пойду, переоденусь», — заявила хозяйка,  стремительно вошла в дом и вернулась одетая в кофточку, в лёгкие брюки и тапочки. «Ну, что, бежим?» — позвала она и направилась за огороды. Коля всё ещё  не верил, что мама побежит, и, нехотя, поплёлся за ней. Они вышли на тропинку в зелёной траве. «Сегодня, для начала, как полагается, пробежим немножко — вон до того столба и обратно. Это будет метров восемьдесят», и она неторопливо побежала. Подросток — за ней. После бега там же, за огородами, выполнили простенькие гимнастические упражнения. На следующее утро Коля попросил:
— Мама, пожалуйста, я один побегу.
— Согласна. Только далеко не убегай, а то с непривычки надорвешь своё сердце. Я подожду, и мы обязательно проделаем лёгкие упражнения.
Сын обрадовался, рванул с места и быстро побежал, скрылся за ближайшими кустами, минут через семь вернулся запыхавшийся. Они выполнили школьный комплекс гимнастических упражнений. С тех пор Коля каждое утро пробегал всё увеличивающееся расстояние.  Кроме того, во дворе сделали турник, и подросток упражнялся на нём, что в дальнейшем ему пригодилось при поступлении в офицерское мореходное училище. Однажды он спросил маму:
— Вот ты всё убеждаешь меня, что у каждого человека должна быть цель  в жизни. А у тебя, мамочка, есть какая-нибудь цель?
— Сынок, моё самое высшее назначение в жизни — это дети. Если  у каждого ребёнка хорошо  сложится судьба, значит, я свою цель  достигла.
В  середине января Елена Тихоновна с дочкой Машей были доставлены в родильное отделение больницы. Мама в три часа ночи благополучно  родила мальчика. Это были у неё восьмые роды. Женщина нашла в себе силы, чтобы присесть на кровать к дочери и уговаривать, не бояться родов. В эти же сутки, в три часа пополудни Маша произвела на свет девочку. То-то было радости!
 Через день в больнице жестокое событие возмутило медперсонал и пациентов: девятнадцатилетняя женщина, оставив записку, что ненавидит своего ребёнка, оставила его в больнице на попечение государства. Сомова возмущалась и не могла придумать мотивов, чтобы оправдать такой поступок. Её материнское сердце наполнилось жалостью, и Елена Тихоновна потребовала, чтобы подкидыша показали ей. Её просьбу выполнили. Многодетная мать только взглянула в яркие глазёнки несчастного новорождённого, прижала к груди и заявила, что усыновит его, пусть оформляют соответствующие документы.
В последний день января был сильный мороз. Тихо падали редкие снежинки. У двухэтажной больницы, фасад которой  покрашен в серые и белые цвета, собралось много народу встречать мать и дочку Сомовых с тремя грудничками. Шесть детей Елены Тихоновны, сбившись в кучку, с нетерпением смотрели на дверь. Коля держал в одной руке букет, в другой — за руку в варежке младшую сестрёнку Галю, которой было чуть больше трёх лет. Среди встречающих находились главы администрации села и района, корреспонденты местного телевидения и газеты. Вчера было опубликовано сообщение в местной газете, что Сомовы: мать и дочка рожали в один день и ещё заберут себе на воспитание из больницы брошенного мальчика. И вот появилась мама, Елена  Тихоновна, в сером пальто, в белом пуховом платке, а на руках у неё, завёрнутые по-зимнему в белых пододеяльниках  тёплыми одеялами и перевязанные синими лентами, два крошечных мальчика. Вышла Маша, облачённая по-молодому, в тёплую курточку, и  прижимала к себе свёрток с дочкой. Провожать счастливых  рожениц вышли врач и медсестра. Встречающие радостно приветствовали маму и дочку с грудничками. Удивила и рассмешила народ Галя. Малышка вырвалась из руки брата, подошла к медсестре, подёргала её за подол пальто. Женщина, согнувшись в пояснице, наклонилась и ласково спросила:
— Чего тебе, крошка?
Галя ответила:
— У мамы два ребёнка, у Маши — один, принесите  и мне мальчика.
Кто слышал её просьбу, чуть не лопнул от смеха.
По распоряжению местных властей для встречи Сомовых был выделен автобус. Их семья расположилась в тёплом чистом автобусе и поехала домой.
По своему недружелюбному обычаю Рома не встречал жену с дочкой у роддома, явился домой ближе к полуночи, скользнул недовольным, холодным взглядом по трём грудничкам в кроватках и злобно, гневно прошипел:
— Сейчас даже школьницы знают, как жить с мужем и  не иметь детей. Если вам нравится рожать — рожайте! Меня это не касается.
Елену Тихоновну слова мужа обожгли, словно кипяток. Супруга, сдерживая свои эмоции, с минуту помолчала, подумала и потребовала:
— Забирай свою одежду и уматывайся к своим любовницам. Мне некогда за тобой ухаживать и угождать тебе во всём.
Жена торопливо покидала в  кучу у двери верхнюю одежду и бельё супруга, показала пальцем на дверь и решительно сказала:
— Пошёл вон!
Рома злобно заскрипел зубами, схватил жену за борт халата и крикнул:
— Я тебе покажу сейчас, кто в доме хозяин!
Рядом с мамой встали Коля, Маша и куча малышей.
Рома осознал, что он здесь чужой, свирепо пробурчал: «Чёрт с вами», надел пальто, шапку, схватил в охапку свои шмотки и ушёл навсегда.
На крестины к Сомовым пришло много народу с подарками. Дали немало денег. Малюток нарекли: Дима, Игорь и Алёна. У них было две мамы. Они звали: мама Лена и мама Маша. В любви, в дружном труде на подворье, в учёбе в школе замелькали годы. Троим младшим детям исполнилось по пять лет. Маша заочно приобретала специальность агронома, работала в крупной сельскохозяйственной ферме, вышла замуж, перешла жить к супругу. Алёнка осталась у бабушки, или как малышка называла, у мамы Лены. Сбывалась мечта Коли — он учился на  морского  офицера.  Часто к Сомовой наведывался Федя-философ, помогал по хозяйству и всё настойчивей предлагал ей выходить за него замуж. Дети привыкли к нему и всегда с нетерпением ждали его прихода. Если он задерживался, малыши спрашивали у мамы: « Когда придёт дядя Федя?» Летом  она согласилась стать его женой. Собрали родных и знакомых отметить это важное событие. Под стоящими в один ряд липой, каштаном и рябиной мужчины весело, с шутками, прибаутками из свежих сосновых досок сколотили длинный стол с лавками. Женщины приготовили обильное угощение. В торце стола посадили мать. Все десять детей, от мала до велика, расположились по обе стороны к матери. Коля, находящийся на каникулах, встал, держа стопку с водкой в руке, дождался тишины и от  чистого сердца сказал:
— Спасибо тебе, мама, за твою мудрость. Помнишь, я был подростком и совершил очень скверный поступок — своровал у тебя, то есть у своей семьи,  деньги. Ты простыми словами, по-деловому объяснила, что так делать нехорошо, и я никогда больше в жизни не воровал. Я мальчиком был несобранным, ленивым, малоподвижным. Ты личным примером показала мне — надо бегать, заниматься гимнастикой. Я по утрам бегал на небольшие дистанции, а по воскресеньям — пробегал до десяти километров. У нас во дворе был турник, и я выполнял на нём сложные упражнения. Мне всё это помогает в моей военной учёбе. Кто не знает, тому скажу: для экипажа подводной  лодки подбираются люди по состоянию здоровья даже из нескольких областей. Я  считаюсь  пригодным для службы на атомной подводной лодке, и, возможно, буду на ней служить.  Желаю тебе, мама здоровья и долгих, счастливых лет жизни.  Желаю и Вам, Фёдор Фёдорович,  счастья, здоровья и долгих лет жизни. И от всех детей просьба к вам обоям: уважайте друг друга, внимательно прислушивайтесь к словам друг друга и тогда в вашей жизни будет то, что коротко называется счастье. Счастливы будут  и все Сомовы. За что и выпьем.
Взрослые выпили спиртное, дети пили лимонад, компот и хорошо покушали.
Второй держала речь Маша:
— Я присоединяюсь к тому, что сказал мой младший брат и хочу обратить внимание всех своих сестёр и братьев, вспомните: хоть один раз наша мама нас ругала, в чём-то упрекнула, за что-то наказывала, хотя мы, дети, много раз огорчали и обижали её? Она прощала нам все проступки. Мамочка, я желаю тебе и Фёдору Фёдоровичу всего самого хорошего, самого светлого и хочу, чтобы ты нам объяснила, почему ты так нас воспитывала?
Взрослые выпили по второму разу, закусывали и шумно вспоминали, кто, в чём провинился перед матерью, и как она спокойно на это реагировала.
Настал момент и мама, сидя, заговорила:
— Дочка правильно заметила: я никогда никого, ни детей, ни взрослых, не ругала, ни в чём не упрекала за то, что меня огорчали или совершали неблагопристойные поступки. Почему? Я поступала так, как подсказывало мне сердце. Потом пришла к убеждению, что без злости, без мести, по-доброму спокойнее жить  и добьёшься желаемых результатов.  Теперь, благодаря жизненному опыту, моё  убеждение переросло во что-то наподобие религии. Да, у меня  своя вера прощение. Однако имейте в виду: того, кто провинился и не догадывается извиниться за это,   может простить  единственный человек во всём мире: только мама. Между собой, с чужими людьми будьте принципиально честными, уважительными.  А сели случайно кого-то заденете, то имейте мужество перед ним  доброжелательно извиниться.  Впрочем, зачем сейчас я это говорю? Я каждый день вам внушала, как общаться с родными, с учителями и с чужим человеком.  Желаю всем вам, безусловно, здоровья, успехов в жизни, в работе и в учёбе и, самое главное, любить родных и быть любимыми.
Все присутствующие за столом с уважением выслушали и запомнили содержание её небольшого высказывания. В конце августа Коля уехал продолжать учёбу в  морском училище.
Дом Сомовых принял нового человека — Федю-философа.  Месяца через три хозяйка, которой   на тот момент шёл 44-ый год, почувствовала себя непонятно плохо, обратилась к сельской молодой  врачихе. Та предположила, что у пациентки воспаление аппендицита. Елену Тихоновну немедленно доставили в хирургическое отделение больницы. Вместе с ней поехал и Федя-философ. Мужчина в отчаянии ждал в коридоре, что скажут врачи о жене, и боялся, что не сбудется его мечта любить Лену. Появился улыбающийся хирург в белом халате и чепчике. Обеспокоенный Федя не придал значение сияющей улыбке врача, тревожно спросил:
— Она будет жить?
— Не только будет жить, но сама даст жизнь другому человечку.
— Как? — не понял Федотов.
— Очень даже просто: она в положении.
С нетерпением спешу сообщить читателям: всё обошлось благополучно, и Елена Тихоновна, познав счастье любимой жены, воспитала и последнего ребёнка — девочку и дожила до законных внуков от неё. А вообще-то у Сомовой старушки, вырастившей 11 детей, было   много внуков, внучек,  правнуков и правнучек.