Курганов череда молчание хранит

Вячеслав Кудяков
Курганов череда молчание хранит.
В курганах тех  погребены и слава и печаль.
Увы  навек.
Столетия мелькнув,  промчались словно миг.
Планета  вертится ,как прежде.
Тот ,кто вчера над миром власть имел…
Тот ныне прах и тлен, и всеми позабыт.
Никто не дорожит им больше на земле,
Не бередит младое  сердце звон  мечей.
И   не щемит  победы ратной слава.
Утихло все.
И не вернется из могил .
А было время. Слава их несла.
Как колесница золотая.
Но тучи собрались над Скифскою страной.
Темна и грозна сила этой тучи.
А в ней таится  пламень роковой.
Сжигает пламя все, что встретит пред собой.
Блеснет и снова в облаках укрыто.
От стрел , что мечет смерть , им не найти щита!
Как на ладони  войско и народ.
В степи безбрежной нет укрытия никому...
И враг безжалостен и груб.
Уж силы Скифов на исходе.
И ужасом покрылась степь.


Трава от страха сталась серой.
Все что цвело и радовало глаз.
Все превратилось в пыль… и кровь в степи лилась.
Свод неба почернел, от горя , стонов и мольбы.
Под небом этим мира больше нет- увы .
Сгорели хижины. Разрушены дворцы.
И  уничтожены   сокровища   несметны…




Скифы - общее греческое название населявших Северное Причерноморье племен северноиранской языковой группы (VII-III вв. до н. э.), вытеснивших киммерийцев и совершавших походы в Малую Азию, Сирию, Палестину (кон. VIIнач. VI в. до н. э.). Успешная война с царем Дарием I (514-513 до н. э.), деятельность царя Атея способствовали объединению Скифии от Азовского моря до Дуная (к 40-м гг. IV в. до н. э.). В 331 г. до н. э. скифы уничтожили осадившую г. Ольвию армию македонского наместника Зопириона. К кон. III в. до н. э. под натиском сарматов они отошли в Крым, где скифское царство просуществовало до 2-й пол. III в. н. э., когда оно окончательно пало под ударами готов. Деяния скифов, их материальная и духовная культура оказали значительное влияние на историю и культуру народов Юга России.
2 Мелюзина - фея, героиня кельтского фольклора, позже - латинской поэмы, французских, немецких и польских романов, которая периодически превращалась в полуженщину, полузмею, обитавшую в воде. "История благоприятна о благородной и прекрасной Мелюзине с польского на словенский (язык) на Москве преведеся преводником Иваном Руданским в лето 7185 (1677)" (см. рукописи: ГБЛ, Унд. 939. Л. 143; ГПБ, Q.XVII. 8; и др.).
3 Легендарный рассказ о происхождении скифов от Скифа, сына Геракла, и женщины-змеи Гилеи, впервые был зафиксирован Геродотом (Геродот. История. Л.: Наука, 1972. С. 189).
4 Вслед за А. Гваньини, А. И. Лызлов называет русских - "москва", украинцев и белорусов - "россиане", молдаван и румын - "волохи", а под словом "татарове" подразумеваются все кочевые племена Восточной Европы.
5 Перечисляются упоминаемые античными историками восточноскифские племена.
6 Легендарные библейские страны, местоположение которых толковалось по-разному: от Менгрелии на Кавказе - до Индии и Монголии (ср. л. боб.-7).
7 Вопрос о происхождении монголо-татар весьма сложен и до конца не выяснен современной наукой. В китайских источниках монголы и татары называются "да-да". Существуют версии, что монголы - одно из татарских племен и, наоборот, племенное название татар давалось монголами покоренным тюркским народам, и т. д.
8 Имеется в виду, видимо, Урал.
9 Имеется в виду, видимо, государственное образование в области Бактриана (верхнее течение Амударьи), существовавшее уже в 1-й пол. I тыс. до н. э. В VI-IV вв. до н. э. входило в состав державы Ахеменидов, покоренной Александром Македонским, после распада его империи составляло ядро Греко-Бактрийского царства (ок. 250-140-130 гг. до н. э.), а затем стало центром созданного кочевниками тохарами Кушанского царства (I-III вв. н. э.). Парфянское царство было основано вторгшимися в Парфию кочевниками саками (по Лызлову - сагами) из племени парнов (дахов) в III в. до н. э., вскоре ассимилированными коренным населением. В результате войн с Селевкидами Парфянское царство к кон. II в. до н. э. превратилось в мировую державу, включавшую в свои границы Месопотамию и почти весь Иран. Саки, разгромившие Греко-Бактрийское царство, в кон. II в. до н. э. заняли северные области Парфии. С переменным успехом Парфянское царство вело длительные жестокие войны {448} с Римом (I в. до н. э.- II в. н. э.), используя и помощь саков, пока в 220-х гг. н. э. не пало под ударами Сасанидов.
10 Сарматами называли кочевые ираноязычные племена, расселившиеся в IVIII вв. до н. э. на территории от Тобола до Дуная и объединенные в союзы племен - языги, роксоланы, сираки, аорсы и аланы. Со II в. до н. э. утвердили свое господство в степях Северного Причерноморья языги и роксоланы, однако оно было утрачено в связи с нашествием готов (III в. н. э.), а затем гуннов (IV в. н. э.). Часть сарматских племен была вовлечена в Великое переселение народов (отдельные их группы достигли даже Северной Африки). Другая часть осталась в причерноморских степях и смешалась со славянами. Третья часть племен закрепилась на Кавказе и в Средней Азии. А. И. Лызлов справедливо не соглашается с мнением ряда польских историков, рассматривавших сарматов как прямых предков славян. Он указывает на причину этой ошибки.
11 Сведения об амазонках   в основном по Хронике А. Гваньини. Этот весьма популярный в античной и средневековой историографии сюжет был одним из любимых в греческой мифологии. Он нашел свое отражение сначала в "Илиаде", а затем был зафиксирован в "Истории" Геродота.
12 Сказания  со сведениями об амазонках, издавна бытовавшими на Руси. Уже в Повести временных лет были приведены выписки из Хроники Георгия Амартола, византийского историка IX в.: "Другой закон у гилий: жены у них пашут, и созидают храмы, и мужские деяния совершают, но и любви предаются сколько хотят, не сдерживаемые своими мужьями и не стыдясь. Есть среди них и храбрые женщины, и женщины, умелые в охоте на зверей. Властвуют жены эти над мужьями своими и воинствуют, как и они... Амазонки же не имеют мужей, но как бессловесный скот однажды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются с окрестными мужчинами, считая то время как бы неким торжеством и великим праздником. Когда же зачнут от них в чреве, снова разбегаются из тех мест. Когда же придет время родить, и если родится мальчик, то убивают его, если же девочка, то прилежно вскормят ее и воспитают..." и т. д.
13 Рассказ об отрубленной амазонками голове Кира восходит к Геродоту (История, с. 79).
14 Автор "Скифской истории" цитирует А. Гваньини, придерживавшегося так называемой сарматской теории, согласно которой польская шляхта, в отличие от крестьян и горожан, происходила не от славян, а от сарматов, что, по мнению шляхтичей XVI и XVII вв., обосновывало их "природные" права и привилегии.