Из грязи - в князи!..

Арчил Манджгаладзе
   Меня с детства учили, что все профессии почётны, и среди них  "старшая среди равных" - это  профессия педагога. К тому же,  от взрослых часто доводилось слышать , что они не верили, что их учителя, как  другие простые смертные, ходят в туалет. Мне, внуку сельского учителя, приятно было осознавать это превосходство преподавателей над прочими. Когда я пошёл в школу, понял, почему взрослые не могли поверить - в учительском туалете всё сверкало чистотой и пахло цветами, в отличие от общего ученического. Значит,и вправду не ходили!
   Так я рос, в уважении ко всем профессиям,  не испытывая  предубеждения к представителям самых разных специальностей : с одинаковым успехом  мог влюбиться в уборшицу  детского сада и директрису гимназии, в дворничиху и поэтессу, гувернантку и журналистку ... совсем  как Доминик Стросс-Кан, бывший директор-распорядитель Международного валютного фонда и один из претендентов на пост президента Франции, только, в отличие от главы МВФ, на меня женщины  ни разу не подавали в суд.  Именно вышеупомянутая демократичность и привела меня однажды в семью нашего  родственника, директора рынка, на крестины его внучки, к которому никто из наших не ходил. Только, не  помню , почему  не ходили - то ли он не приглашал , то ли им не нравилось сидеть  на краешке стула.
     Как известно, родственники делятся не на близких и дальних, или на бедных и богатых, а на любимых и нелюбимых. Так вот, Дядя  Миша, так его звали, принадлежал ко второй категории. И, несмотря ни на что, я пошёл. Человек специально поднялся ко мне  в редакцию, пригласил, вспомнил моего деда, долго хвалил его, нашёл, что я похож на дедушку, "как две капли воды".  Ну, как не пойти?!
       После церкви, по традиции,  сели за стол. Гости,  начальники из главка  и подчинённые Дяди Миши, все, были одеты одинаково, как спецагенты известных служб - в белые рубашки и чёрные креповые костюмы, и все - при галстуках. Как я  заключил из разговоров, большинство "белых воротничков" составляли мясники. Парни как парни, ничем не хуже других, например, журналистов, с которыми мне часто доводилось сидеть за одним столом : пили, веселились,говорили о футболе, о политике, пели,  читали стихи.  Застолье уже подходило к концу, когда один из гостей поднялся и попросил тост, за хозяина дома, хотя за Дядю уже пили. Он говорил минут 15 - 20. Я, как и все остальные,  слушал его вполуха, но концовку запомнил хорошо. "Кто был я до тебя ? Ничтожество, побирушка, посмешище!.. И остался бы им, не появись ТЫ, благодетель!  Буду умирать, не забуду  твои проникновенные, мудрые  слова : брось ты эту ерунду, делом займись, делом! Приходи ко мне, возьму в ученики, обучу, поставлю на ноги и выведу тебя в люди!" Благодаря тебе я стал человеком. Как говорится, из грязи - в князи! Нижайший тебе поклон за это, дорогой!
   Все участники застолья  поднялись и принялись аплодировать стоя ... Хозяин дома  также стоял и молча, скромно потупив взор, принимал благодарности.
    Когда гости расходились, я подошёл к нему и, прощаясь, между прочим поинтересовался, кем был тот человек  до встречи с ним, и каким образом  он вывел его в люди.
   - Кем был? Да был завучем средней школы в нашем посёлке, историю преподавал, -  презрительно усмехнулся хозяйн дома. - Я  в то время работал  мясником на центральном рынке,жалко стало парня, взял  в ученики, и, как и обещал,  вывел его в люди.  Сегодня он один из лучших работников в мясном ряду нашего базара. Дом имеет, дачу,прислугу,  машину...  Из грязи - в князи! - с нескрываемым удовольствием повторил он понравившееся изречение...
    Это происходило 30 лет тому назад. А в 93-ем, когда один мой сотрудник выдавал дочь замуж, и я поинтересовался, кем работает будущий зять, коллега гордо ответил:
    - Рэкетиром работает...