1. Casus ordinarius

Георгий Жаров
- Ты мне надоел. Надоел, словно я тебя знаю тысячу лет...Когда ты появился в моей жизни? Тогда, когда от меня ушла жена, или позже, когда умер мой отец и я остался совсем один?
     Мы сидели на летней терассе кафе и пили коньяк. Он смотрел на меня немного грустными глазами и молчал, изредка затягиваясь сигаретой, вытащенной из моей пачки, лежавшей на столике. Вокруг была ранняя осень, и песня Стинга  «Fields Of Gold», звучащая из полуоткрытой двери кафе, делала это молчание как-то по-особому тоскливым.
- Ты выбрал меня, – медленно произнес он, - Какое одиночество? Что ты понимаешь в одиночестве, настоящее одиночество как прохлада, оно освежает и трезвит. А у тебя есть друзья, ты мог бы встретить девушку, завести собаку, в конце концов, но ты выбрал меня, ведь я знаю тебя лучше других.
     Он отхлебнул коньяка из бокала и, вдохнув сигаретный дым, скучающим взглядом проводил изящную фигурку девчонки-официантки, снующую между столиками. Уже не первый год он доставал меня подобными разговорами, пропитанными нотками собственного превосходства.  Я всегда отвечал на его выпады, хотя, он, скорее всего и не прислушивался к моим доводам, но я привык к этой словесной дуэли и она мне даже нравилась. Словно редактор я выискивал ошибки в его сентенциях, надеясь разрушить их, но, на каждую разрушенную, у него находилось сотни новых доводов.
- И знаешь почему? – продолжил он, когда официантка скользнула через дверной проем в темноту зала, - Мужская дружба - это блеф. Мужчины по жизни - вечные соперники. Сильные самцы всегда противостоят друг другу. Подчиняются только слабые, а показывать свою слабость ты не любишь никому, даже друзьям, это во-первых. Чтобы вырастить преданного пса нужна ответственность и время, а у тебя никогда не было ни того, ни другого, это во-вторых. Что же касается женщин…тут все просто – сочетание первого и второго. Мне даже порой за тебя очень страшно - у тебя такая тяжелая жизнь, причем тяжелая, потому, что ты сам ее такой придумываешь... И только со мной, ты можешь быть самим с собой, мы с тобой друг другу параллельны. Тебе от меня ничего не нужно, и мне от тебя ничего не нужно – ни эмоций, ни времени, ни…
- Ничего, кроме моего коньяка и сигарет, - с раздражением оборвал его я.
     Он пил, ел за мой счет, курил мой сигареты, но при этом считал себя чем-то вроде моего благодетеля и наставника, а его пренебрежительный тон, с которым он общался со мной, вызывал у меня приступы раздражения, готовые выплеснуться настоящей ненавистью.
- Насколько я помню, в геометрии Лобачевского параллельные прямые пересекаются, а при пересечении и может произойти противостояние,
вплоть до столкновения...
     Он разбудил меня рано утром и притащил в это, вобщем-то уютное кафе, вся прелесть которого разрушалось его присутствием и чрезмерным пристрастием хозяина кафе к тоскливым романтическим балладам. Притащил просто так, без причины, потому что любил центр города, коньяк и эту романтическую лабуду. Кошмарный город. Почему-то сны здесь пропадают, или снится всякая муть…И я был даже благодарен, что он разбудил меня так рано. Какие сказочные сны снятся в деревенском доме под стук дождя по крыше...как в детстве. Вот если бы можно было управлять снами, это было бы счастье, ведь человек проводит во сне треть жизни., а я бы так проспал всю жизнь. Единственное, что лишает человека право выбора – это будильник в его мобильном. Хочешь возненавидеть любимую мелодию - поставь ее на будильник мобильного...
…Эта мысль пришла мне в голову, когда очередной интересный сон был прерван стандартным «дзынь» будильника. Интересные сны почему-то всегда снятся за несколько минут до его звонка. «Как было бы хорошо, если бы при пробуждении звучала какая-нибудь красивая мелодия...как на финальных титрах фильма». После непродолжительного выбора я поставил на будильник морриконовскую Chi Mai. Как прекрасно было пробуждение...первую неделю. Потом внутри поселился какой-то червячок раздражения...Теперь я вскакиваю на несколько минут раньше, чтоб успеть отключить будильник до его утренней песни. И смена мелодии мало что изменит...
- Ты как шулер, всегда передергиваешь…Друзья всегда придут на помощь в критической ситуации, но жизнь в основном состоит не из них, а из мелких неприятностей и небольших радостей, из-за которых ни один нормальный человек друзей тревожить не будет. С собакой ты пожалуй прав – брать ответственность за существо, которое тебе полностью доверяет, сложно…А вот насчет женщин, врешь…они никогда не задерживались в моей жизни только потому, что рядом всегда был ты.
- Не так важно, что люди, иногда пропадают из твоей жизни. Важно, что они появляются в ней вновь, - он даже зевнул, показывая, как мало его волнует мое мнение
- Ты уверен, что это всегда хорошо?
- А я и не говорил, что это хорошо...тем более, всегда...если человек хороший, то это , естественно, плюс, а если вновь появляется плохой...что ж, кто предупрежден, тот вооружен..а это уже не так плохо!
- Я немного о другом! Иногда нужно, чтоб некоторые люди, пусть даже и хорошие, оставались в прошлом. Теплыми воспоминаниями о том или ином этапе твоей жизни. Ведь вполне может быть так, что наши представления о них были, в некоторой степени, иллюзорными. Но прошло время, мы стали старше или просто поменяли свое мировоззрение. И в силу этого можем совсем иначе оценить того, кто вернулся в нашу жизнь...
- Да, это как перечитывать любимые в детстве книги - можно очень разочароваться....и все же, иногда они возвращаются независимо от нашего
желания и тут уж лучше знать человека, чем пребывать в неведении, рискуя нарваться на старые проблемы. – он попросил заказать еще коньяка и я, увлеченный нашим противостоянием, как всегда не смог ему отказать
- Очень часто люди не ощущают удовольствия от жизни только потому, что, достигнув одной цели, тут же стремятся к следующей. Одни живут прошлым, другие строят планы на будущее, но мало кто ценит настоящее, - произнес я, когда принесли очередную порцию и мы синхронно от хлебнули, оценивая качество принесенного напитка. Коньяк был так себе, средненький, но именно такие и нравились ему. На его лице расплылась улыбка гурмана.
- Ты снова заблуждаешься, - словно задумавшись на миг, сказал он. На самом деле это была игра – его речь всегда текла бесперебойно, как музыка в наушниках плеера, если, конечно, не считать мгновения, отданные им коньяку, - Как прекрасно идти по жизни вслепую, не зная, что преподнесет Судьба в следующее мгновение - поцелуй Удачи или удар пыльным мешком из-за угла...
- И что чаще преподносит?
- Как правило, Судьба, оправдывая наши ожидания, преподносит то, что больше ждешь...
- Софизм…наверное отсюда и пошло выражение "неожиданный удар Судьбы!"
- Удары Судьбы всегда ожидаемы…"неожиданный удар Судьбы!" - оправдание для пропустивших его. А ты их часто пропускаешь из-за своей упертости в заблуждениях.
     Его менторский тон снова начал меня раздражать
- Отсутствие заблуждений делают жизнь скучной и унылой. Тому, кто знает, что Эльдорадо не существует, никогда не испытать радости его поиска. – поддел его я, зная о его любви ко всяким загадочным историям
- Смотря от чего получать удовольствие, От результата или от процесса...
- Конечно от процесса! Результат - либо награда, либо наказание.
- В этом что-то есть...
- Именно с этих слов начинается любое приключение... Поехали.
     Он жестом подозвал официантку. Хотя расплачивался всегда я, фразу «Пожалуйста, счет!» всегда произносил он. Это была часть ритуала – Бог, снизошедший до общения со смертными. Из раскрытых дверей донеслась «Blessed» Элтона Джона.
- Вот раньше были рыцари - Годфруа, граф Буйонский, Ричард Львиное Сердце. А сейчас... сэр Элтон Джон, - не смог не выпендриться он.
- Годфруа, если судить по фильму "Пришельцы", никогда не мылся и от него очень плохо пахло. А Элтон такой чистенький, серёжка брилиантовая в ухе, встряла, подошедшая со счетом молоденькая официантка
- Только у рыцаря должна быть своя Прекрасная дама, а дуэте Элтон Джон ( хотя, если мы говорим о рыцаре точнее будет сэр Ре;джиналд Ке;ннет Дуайт)
и Дэвид Фёрниш неясно, кто Прекрасная дама, - съязвил он в ответ. Ему было все равно, кого поучать, - Кстати, за свой хороший запах, мадемуазель, вы должны быть благодарны таким как Годфруа - в ХІ веке крестоносцы привезли из Иерусалима на юг Франции, в Грас, жасмин и розы. В этом же веке, Авиценна открыл дистилляцию - один из способов получения чистых эфирных масел. Дорогие масла получают именно данным способом. Он, также, догадался смешать ароматические масла и растворить их в спирте. А потом парфюмеры придумали разнообразие ароматов и именно с целью заглушить запах немытых тел благородных господ...
     В такие минуты он был просто невыносим. Девчонка фыркнула, а мы направились вниз по бульвару к станции метро.

     В метро он был молчалив. Вероятно, шум вагонов мешал ему сосредоточиться на собственной значительности. Это позволило мне заняться разглядыванием попутчиков. Ничего особенного я не заметил – обычный набор раздраженных, уставших людей, порой читающих, порой дремлющих. У дверей стояла стайка девушек, старающихся перекричать грохот колес и искоса наблюдающий за ними парень в наушниках. Напротив, сидел мужик с таким кислым лицом, что захотелось текилы. Нет уж, лучше скривившаяся физиономия от лайма, чем от жизни. В жизни так мало настоящих, больших радостей, но много мелких удовольствий. Если не заморачиваться на качестве и брать количеством, то жизнь может быть очень приятной штукой. Я все чаще убеждаюсь, что тайна русской души заключена именно в любви к самокопанию. Даже если все будет нормально, русский человек всегда найдет проблему в себе, причем вселенского масштаба...а уж если есть какие-то неприятности, так это просто бальзам на душу.
     Но едва мы вышли и направились к дому, как он начал снова.
- «Когда обезьяна сошла с ума, - она стала человеком», - выдал этот любитель цитат, - Если следовать этой логике, то человек, сошедший с ума, превращается снова в обезьяну?
 - Твоя логика напоминает парадокс Можно построить такую логическую цепочку:
1. Сумасшествие - состояние психики, отличное от нормального/здорового.
2. Состояние психики человека отличается от нормального состояния психики обезьяны.
3 Следовательно обезьяна, сошедшая с ума, обладает человеческой психикой.
И соответственно, верно и обратное... 
- С другой стороны, - он был неутомим, - Честертон писал "Нормальный человек знает, что в нем есть что-то от Бога и что-то от беса, что-то от зверя, что-то от гражданина. Действительно здоровый человек знает, что он немного сумасшедший... сумасшедший уверен, что он совершенно здоров." Если опираться на это, то можно прийти к выводу, что здоровый человек знает, что он немного обезьяна, в чем никогда не признается сумасшедший. Только почему именно ПАРАДОКС? Неужели на самом деле таких взаимозависящих явлений нет?    
- Парадокс в том что нет обратной зависимости в цепочке обезьяна - безумие - человек...Ведь выдрессированную обезьяну, подражающую действиям человека, можно считать формально безумной, поскольку состояние ее психики явно отличается от состояния психики дикой особи (вспомни орангутана из рассказа Э.По "Убийство на улице Морг" ). А безумие человека имеет множество причин (травма, стресс, болезнь), но никак не связано с дрессурой. Создавая обратную цепочку человек - безумие - обезьяна, мы допускаем в этом случае предвзятость отбора выборки между независимыми параметрами, хотя, человек с нарушенной психикой может своим поведением напоминать животное, в том числе и обезьяну...
     Твою мать… похоже я начал заражаться от него словоблудием!
     Дома он потребовал коньяка для смазки своих натруженных голосовых связок. Налив себе четверть стакана, он развалился на диване. Глухая злоба начала закипать во мне – видимо он совершенно не собирался уходить и оставить меня в покое хотя бы в этот вечер. В висках запульсировала кровь. Чтобы как-то отвлечься от боли, я машинально выдавил из себя:
- Сколько людей, столько и психов.
- Ты хочешь сказать, что мы с тобой тоже... не совсем дружим с головой?
- Не так кардинально, конечно...скорее, мы отличаемся от нормы...Это как шкала градусника - есть ноль, есть плюс и есть минус. Норма - это ноль, точка отсчета отклонения от нормы.
- И как далеко мы ушли от ноля? И в какую сторону?
- То, что я в плюс, не сомневаюсь. А вот насколько далеко....И в ту, и в другую сторону дорога бесконечна - каждый сам выбирает свой отрезок пути.
     Боль в висках начала стихать. Видимо, как всегда, помог коньяк.
- Идеальный человек тот, в котором добро уравновешивается со злом,  - он налил себе еще. С такими темпами бутылка скоро опустеет!
- Напоминает статую правосудия, - снова съязвил я, - Но возможно ли такое в жизни?
- Практически нет, поэтому идеальных и встретить невозможно. Человечность - слишком тонкая прослойка между ангелом и зверем внутри нас, - он явно наслаждался коньяком, а еще более, собой.
 - От животных нас отделяет не наличие разума, а осознание собственной смертности.
- Большое количество людей - адреналинозависимые, им нравится "игра со смертью", - он взал бутылку и долил остатки себе в стакан, и вдруг, словно опомнившись - Принес бы лимона…
     И откуда он знает содержимое моего холодильника? От нахлынувшей злости я чуть не задохнулся. Сердце бешено забилось в груди. Он ведет себя как хозяин.
- Именно потому и зависимые, что знают, чем рискуют, - я сказал это из темноты коридора, направившись за лимоном, чтобы он не заметил ненависти, горевшей на моем лице.
- А почему же тогда наркоманы и алкоголики не осознают , чем рискуют? Или ими становятся те, кто стоит ближе к животным , чем к людям?
- Не стоит оскорблять животных, сравнивая их с людьми. История падшего ангела повторяется в каждой человеческой жизни. Ангел становится демоном, ребенок - взрослым. А в животных нет алчности, жестокости, злобы...только жизненная необходимость. – рука с ножом дрожала от желания вернуться в комнату и вонзить нож ему в грудь.
- В адреналиновой зависимости, - я вернулся в комнату, - важно осознание реальности происходящего, а алкогольная и наркотическая - это побег от нее. Держи тарелку с лимоном. Если из этого мира убрать Любовь, единственным истинным чувством, оставшимся у человека, будет Ненависть
- Мне кажется, чувство голода - самое сильное. Когда нет любви, - он высасывал ломтик лимона, причмокивая, словно оголодавший вампир.
Это было последней каплей для меня
- Я все таки считаю, что чувства - состояние души, а не тела и голод всего лишь определенная физиологическая реакция организма, - глухо произнес я. Удушье вновь нахлынувшей ненависти сковало грудь, сердце бешено стучало в груди.
- А еще я разграничиваю чувства и эмоции. Вот Любовь - это чувство, а радость - эмоция... Например, к конкретному человеку можно испытывать только одно чувство единовременно, но это чувство может быть по разному окрашено эмоционально.
- То есть ты хочешь сказать, что человек ИЛИ любит, ИЛИ ненавидит? А равнодушие - не чувство?  - я словно сомнамбула снова вышел в коридор и направился в кабинет отца, ставший после его смерти моим любимым пристанищем, с его глубоким креслом и зеленой лампой на старом, покрытым сукном столе.
- Равнодушие - это пустота, которую каждый заполняет как может...А к одному человеку действительно можно испытывать только одно чувство,
правда, оно может менять свою эмоциональную окраску. Ведь Любовь и Ненависть - это крайние состояния, а "от Любви до Ненависти один шаг",
заполненный эмоциями, - донеслось из комнаты
- В таком случае, я нахожу вышеприведённый афоризм слишком категоричным. Там на выбор любовь и ненависть. А ведь можно же жить и без того, и без другого. Бездушно или на эмоциях, - я снял со стены двуствольный отцовский «Винчестер» 410 калибра и достал из ящика стола патроны с картечью. Сердце билось в груди как птица в клетке. С трудом переведя дыхание, я переломил ружье и вставил в него два патрона.
- Бездушная жизнь - это не жизнь, а существование. А эмоции - дорога к любви или ненависти и тот, кто живет на эмоциях, рано или поздно
приходит к тому или другому.
- Я тебя ненавижу! Лучше быть одному, чем с тобой! – я вошел в комнату.
     Он смотрел на меня немного грустными глазами и молчал. Пустая бутылка стояла на журнальном столике.
- Ты никогда не будешь один. Я всегда буду с тобой…
- Уже нет! – ответил я и, направив ружье в его сторону, нажал два курка одновременно.
     Я не слышал выстрела. Только его глаза удивленно раскрылись, словно он узнал обо мне что-то новое, чего не знал раньше, и он начал заваливаться назад…

   «Сердце массой 364г 10х12х7см, в полостях жидкая кровь. Эпикард без кровоизлияний. Клапаны сердца тонкие, без деформации. Наибольшая
толщина стенки левого желудочка - 1,4 см, правого – 0,2 см. На разрезах мышца сердца красновато-серо-коричневая, местами с бледно-сероватым
оттенком, без четких границ. Во всей толще мышцы сердца прослеживаются множество мелких полосчатых сероватых рубцов. В просвете венечных артерий и аорты темная жидкая кровь, во внутренней оболочке различные по величине и плотности желтоватые бляшки, более выраженные в брюшном отделе и режутся с хрустом. На поперечных разрезах устья венечных артерий сужены на 1/5 просвета за счет полулунных серо-желтых бляшек. Тромбов в просвете венечных артерий не обнаружено.»  Следователь повертел отчет судмедэспертизы и красными, воспаленными от недосыпа глазами посмотрел на эксперта.
- Ну и?..
- Сердечно-сосудистая… Основная причина смерти мужчин среднего возраста. Никакого криминала.
- Все там будем, - произнес следователь, - Но почему тогда он стрелял в зеркало?
- Кто знает, кто знает… Вопрос из категории «без ответа», -  ответил эксперт и зачем-то добавил, - доктор МакДугал в 1906 году провел ряд экспериментов, в результате которых сделал вывод, что душа человека весит 21 грамм.
- А вы знаете, я со времен академии, с занятий по баллистике помню, что заряд картечи в патроне 410 калибра тоже весит 21 грамм.
     Они немного помолчали, задумавшись каждый о своем. Затем следователь убрал отчет, погасил зеленую лампу на старом, покрытым сукном столе. Они вышли из кабинета, прошли анфиладу коридоров и окунулись в темноту ночного города, направившись вниз по бульвару к станции метро.