Сатори

Георгис Арина Вячеславовна

«В дзэне нет слов: если достигли сатори, вы достигли всего».
Дайэ
«Сатори — это познание индивидуального объекта, а также познание реальности, которая, если можно так выразиться, скрывается за ним».
Дайсэцу Тайтаро Судзуки

Сатори – это наивысшее благо. Сатори – это свобода. Сатори – это состояние безмерной радости и счастья. Сатори – это нечто воздушное и непередаваемое. А как вы думайте, почему так много людей испокон веков рвутся в буддийские монастыри? Зачем? Чтобы постичь Сатори, либо уйти в Нирвану. Чтобы слиться с Абсолютом. Называйте это как хотите. Сатори – это мягкая форма растворения в божественном. Нет точной схемы и формулы для Сатори. В своей энциклопедической статье я попробую изложить мои скромные изречения по поводу состояния Сатори, как его можно достигнуть и на что это похоже. Сразу же говорю, я не на что не претендую. Пишу, как могу и о чём хочу.

1.Историческая справка.
Немного из источников:
«Сато;ри (яп. ;, сатори; кит. ;, у; санскр. ;;;;;;, самбодхи — букв. «просветление») — в медитативной практике дзен — внутреннее персональное переживание опыта постижения истинной природы (человека) через достижение «состояния одной мысли» (санскр. дхьяна или яп. дзен). В медитативной практике дзен считается, что достичь состояния сатори можно, помимо медитативной практики, благодаря тривиальным, ординарным событиям и предметам. В японской буддийской традиции сатори используется наряду с термином «кэнсё» — яп. ;;, кэнсё:, «ви;дение собственной природы». [1].
Дайсэцу Тайтаро Судзуки  выделял следующие главные отличительные черты сатори / поскольку материал особо важен, я процитировала большой отрывок/:
1.« Иррациональность. Этим словом я хочу выразить то, что сатори не является выводом, к которому приходит разум; сатори отрицает все определения рассудочного характера. Тот, кто его испытал, всегда затрудняется дать связное и логическое объяснение».
2.Интуитивное прозрение;
3.Неоспоримость. Под этим я подразумеваю то, что знание, открывающееся в сатори, является высшим знанием, которое настолько неоспоримо, что никакие логические доводы не могут опровергнуть его. Оно носит непосредственный и личный характер, и полнота его неоспорима. Все, что может сделать здесь логика, — это объяснить его и установить связь с другими видами знания, которым наполнены наши умы. Таким образом, сатори — это некая форма восприятия, внутреннее восприятие, имеющее место в глубоких тайниках нашего сознания. Отсюда чувство неоспоримости, которое означает совершенство. Теплая вода или холодная, человек может узнать только тогда, когда он сам ее пробует. Все говорят, что, с дзэном дело обстоит точно так же. Ввиду того, что постижение дзэна является пределом человеческого переживания, его не могут отрицать те, кто его не испытал»;
4.Утверждение. То, что неоспоримо и совершенно, никогда не может быть негативным, так как отрицание не имеет никакой ценности в нашей жизни. Оно не ведет нас ни к чему, не является ни побудительной силой, ни успокаивающим средством. Хотя состояние сатори иногда бывает выражено негативными терминами, в основном это утверждающее отношение ко всем существующим вещам: оно принимает их такими, как они есть, независимо от их моральной ценности. Буддисты называют его «кшанти», «терпимостью» или более точно — «непротивлением», что означает принятие вещей в их высшем или трансцендентальном аспекте, где всякий дуализм отсутствует.
5.Чувство потустороннего. Это состояние сопровождается чувством совершенного освобождения и полного покоя — человек чувствует, что он достиг, наконец, цели. «Возвращение домой и спокойный отдых» — это выражение обычно используется последователями дзэна.
6.Безличный характер. Вероятно, самым замечательным аспектом этого переживания в дзэне является то, что в нем совершенно отсутствует личный оттенок в противоположность мистическим переживаниям христиан. В буддийском сатори нет абсолютно никакого намека на такие личные и зачастую сексуальные чувства, которые проскальзывают в следующих выражениях: «огонь любви, изумительная любовь, струящаяся из сердца, объятие, возлюбленный, невеста, жених, духовный брак, Отец, Бог, Сын Божий, дитя Божье» и т. д.
7.Чувство экзальтации. То, что это чувство неизбежно сопровождает сатори, вызвано тем обстоятельством, что оно представляет собой устранение ограничений индивидуального существования, и такое устранение — не просто отрицательное явление, но весьма положительное, имеющее огромную важность, потому что оно означает безграничное расширение индивидуальности.
8.Мгновенность. Сатори наступает внезапно и является непродолжительным переживанием. Фактически, если оно не внезапно и не кратковременно, то это и не сатори. Эта внезапность (дунь) и есть то, что характеризует школу Эно со времени ее основания в конце седьмого века. Его соперник Дзинсю настаивал на постепенном раскрытии сознания в дзэне. Таким образом, последователи Эно отличались тем, что защищали доктрину внезапности. Такое внезапное переживание сатори в один миг открывает перед человеком совершенно другие перспективы, и все существование оценивается с другой точки зрения». [2]

2.Как достичь Сатори? Этапы достижения Сатори:
Этап первый: медитативный. 
Если вы планируете в будущем выйти в Сатори, Нирвану, Слиться с Абсолютом, быть более умиротворённым, либо ещё чего-то этакое, надо много медитировать. Медитация помогает успокоить разум и постичь свою суть человеку. Медитировать можно разными способами. Углубляться не буду, существует огромное количество литературы по данному поводу, которую вы сможете приобрести в любом книжном магазине.
Этап второй: переходный: решение коана или парадокса как обязательное условие.
После медитации (концентрации на чём-либо) я советую вам перейти ко второму этапу. В нем обычно ученику предлагается решить коан, либо постичь суть парадокса. Он начинает постигать его. А это поверьте мне, задача не из лёгких. На этом этапе отсеиваются все, кто не желают думать, тем самым они отказываются от такого блага как Сатори, Нирвана и.т.д.и.т.п. Сами виноваты, хитрюшки. Размышление погружает человека в состоянии Сатори. И когда он приходит к осознанию (пониманию сути парадокса, постижению чего-то там), он может свободно уйти в Сатори.
Этап третий: нахождение в Сатори.
Как узнать, находишься ли ты в Сатори или нет ещё? Учителя дзен понимают, когда их ученики уходят туда. Почему так важен факт наличия реального духовного учителя (не выдуманного)? Потому что учитель может сберечь своего ученика от негативных моментов вхождения в Сатори (а они есть и их достаточно). Учитель контролирует своего ученика, чтобы с тем не случилось беды (один мой друг сказал, что учеников, которые халявят, бьют палками).
Духовный опыт по природе своей субъективен. Но я могу сказать несколько предположений, исходя из своего. Я человек не тщеславный, поэтому вовсе не планирую на истину в последней инстанции, на звание учителя дзен тем более не планирую. Пусть ребята работают спокойно, у каждого должен быть свой хлеб насущный, кем бы он ни был, уборщиком на заводе, или учителем дзэн.
Итак, мой субъективный опыт:
« Сатори – это необъяснимое и прекрасное состояние. Я сравнила бы его с солидной дозой кокаина (хотя не пробовала кокаин). Если ты попробовал хороший наркотик хотя бы один раз, то у тебя появляется прямая зависимость. Наркотики - средство позволяющее расширить сознание. Религия – опиум для народа. Ведь не просто так Марксу пришла такая идея в голову. Умным был мужик. Чем не наркотик? Так феноменально расширяет. Религия помогает человеку стать счастливым без наркотиков и алкоголя. Религия дарит человеку смысл жизни. Религия – это то, что наполняет человека неописуемым блаженством.
Когда я постигла Сатори, я не знала, куда деться. Мне было хорошо везде. Мир стал таким красочным. Мир изменился для меня, так как я изменилась. Я радовалась, когда смотрела на солнышко. Я радовалась, когда смотрела на тучки, которые летели по небу. Я гуляла на улице и РАДОВАЛАСЬ. Чувствовала себя воздушно. Дома были домами, церкви церквями, а небо небом. Сатори – это мягкий воздушный транс. Когда я была в Сатори, то мне было так хорошо,  я всё обо всём всё понимала. Вокруг меня происходили бытовые чудеса (тоже не буду углубляться, тема банальная). Но самое главное, что я почувствовала: это доверие мира ко мне и свободу, ощущение наполненности и счастье. И одновременно испытывая вышеперечисленную гамму чувств, я испытывала сильное умиротворение. Так вот, значит, зачем люди ищут себя во всём многообразии религий…».

3.Мифологема.
1.Миф о том, как Будда достиг просветления;
2. История блудного сына в «Саддхарма-пундарике»;
3.Притча о блудном сыне в «Новом Завете»;

4.Состояние/настой/. медитировать можно на следующие музыкальные композиции /список этим не ограничен, если вам что-то помогает достигнуть Сатори, что не входит в список, я рада за Вас/:
1.Валерий Кипелов  Я свободен;
2.Сергей Шнуров  Свобода;
3.Сергей Калугин Убить свою мать;
4.Сергей Калугин Млечный Путь;
5.Найк Борзов Я маленькая лошадка;
6.Агата Кристи Корвет;
7.Агата Кристи Он был старше её;
8.Gorilaz  I am happy;
9.Аквариум Растамы из глубинки;
10.Аквариум Северный цвет;
11.Ария  Потерянный Рай;
12.Флёр  Синие Тени;
13.Флёр Опьянённые нежностью;
14.Мумий Тролль Фантастика

Также рекомендуются следующие медитации /они не конечны, можете придумать свои и прислать мне, буду всегда рада новым оригинальным решениям/.
1.Медитация на световой шар над головой;
2.Медитация на точку, либо спираль;
3.Медитация на мандалы (по выбору, но я советую что-то; жизнеутверждающее и жизнерадостное);
4.Медитация на монотонные действия;
5.Медитация на шум компьютера;

5. Рекомендуемая литература для размышления.
1.Рамаяна.
2.Махабхарата.
3.Дао дэ цзин.
4.Плоть и Кость Дзэн. Коаны и притчи.
5.Литература по следующим темам: «Буддийская мифология»; «Буддизм, как религия»;

6.Ассоциации с мантическими системами.

1.Таро – Аркан XIX «Солнце».
2.Руны –  Руна «Соулу».
3.Астрология  –  Знак зодиака «Лев».

7.Аналогичные состояния (близкие либо тождественные Сатори по качеству).
1.Бодхи;
2.Катарсис;
3.Нирвана;
 
 Список используемой литературы.
1.Сатори Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Сатори.
2.Дайсэцу Тайтаро Судзуки  ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ САТОРИ http://www.tamqui.com/buddhaworld/Сатори
3.Джеймс Многообразие религиозного опыта.