Маркиз

Софья Хрусталёва
    Отец принёс домой месячного котёнка. Нашел его на улице, громко  мяукающего. Блошливого. Почти с остекленевшими глазами, затянутыми мутной плёнкой. Мама почему-то была против беспризорника, пререкалась с отцом, что, мол, котёнок напустит блох по квартире. Но отец пошел с сиротой  в ванную, минут через двадцать вышел, держа в  белом полотенце  блошливую находку. Из полотенца торчала  голова бежевого цвета с голубыми глазами, с тёмными подпалинами  над глазами, на носу, на ушах. Скачущих блох, правда, - не наблюдалось.
- Маркиз!...– широко улыбнувшись, произнес отец. Сиамских пород... Прошу не обижать. Он будет у нас жить. Мама махнула рукой и ушла на кухню, разогревать ужин…
Родители жили на втором этаже хрущёвского пятиэтажного дома.. Маркиз рос... За это время под окном выросла берёза выше третьего этажа. Маркиз- с балкона, слегка примеряясь, прыгал на берёзу, ловил зазевавшихся воробьёв.  Спускался на землю, гулял и опять таким же путём забирался на балкон. Всё было хорошо. Свой двор  кот знал как свои четыре лапы. Отец, как с человеком, разговаривал с котом, тот что-то урчал в ответ, мурлыкал, тёрся об ноги, забирался на спину, укладывался  меховым воротником вокруг шеи отца.

Шли годы. Когда папа заболел, кот лежал всё время на его груди. Лёгкие у отца болели. Но за неделю до смерти отца, кот уже не  ложился на грудь, а сидел напротив на стуле и подолгу наблюдал за ним. Когда отец открывал глаза, Маркиз что-то мякал. Отец  подмигивал коту одним глазом, и опять закрывал. Мама уходила на кухню и там потихоньку плакала.

         Маркизу исполнилось тринадцать лет, когда умер отец... Похоронили.
Но я жила со своей семьёй в другом районе… Час пути от порога до порога. Мама осталась одна. Часто звонила ей с работы, но и она  погрузилась в тоскливый сон. Приходилось вечерами после работы приезжать, готовить ей ужин и уезжать к мужу и внукам. Мама почти не подходила на звонки к телефону. Ко мне она переезжать не желала. Я волновалась, приходилось опять мчаться к ней. Маркиз меня встречал своим каким-то странным мяуканьем, урчанием: то ли он говорил «Привет!», то ли он спрашивал «Где так долго была?». Мама кормила  кота рыбой, все тринадцать лет. Как повинность, несла на себе обработку рыбы от чешуи, от внутренностей, тщательно мыла её, ножницами резала на части, накладывала коту в  его плошку. Больше Маркиз ничего не желал есть. Он был упитанный в меру. У него была лоснящаяся, похожая на норку, шерсть. На каждое слово мамы кот подмякивал, подмуркивал. Общался… вообще-то. Часто сидел напротив  двери и  ждал чего-то. Наверное, хозяина, который уже никогда не войдёт в это помещение.

Наступила весна. Мама в своей квартире одна. Рвусь на два дома. Приближается сезон детей вывозить на съёмную дачу. Пора уже. Мама не хотела кота эвакуировать за пределы его родного дома - на дачу.  А я не могла маму оставить в квартире одну, без присмотра, мотаясь с работы  к внукам на дачу. Решила и её вывезти на дачу. Она категорически не хотела кота брать с собой, а просила меня заезжать после работы три раза в неделю,  оставлять ему еду, и не закрывать форточку на балкон, чтобы Маркиз мог свободно выгуливаться. Ну, поездила я  две недели так, измоталась.  Маркиз как сел на балконе, так и всматривался на дорогу, теперь уже, наверно, и хозяйку высматривал. Есть ничего не хотел, мухи через форточку залетали, на его рыбу садились,лакомились. Вот-вот червяков наплодят.
        "Нет, надо кота везти на дачу… Это не дело мотаться туда-сюда" - раздумывала я.
       Тут мой муж тёщу и детей привёз с дачи на помывку в ванне.  Посидели они дня три в городе, пора возвращаться на природу.
       – Маркиза надо брать с собой, пусть там свежим воздухом дышит, да на глазах будет – озвучила я приговор...Купила шлейку для кота.  В субботу на такси все поехали на дачу, вместе с Маркизом. Из загорода я ездила на работу. Полтора часа туда, полтора - обратно. Маме приказала крепко-накрепко Маркиза со шлейки не отпускать. Везде с собой его брать на улицу, на скамейке посидеть, на травке пасти, по пятам за ним ходить, на шлейке водить пописать и по другим нуждам. Но кот - не собака, не коза, не корова… Пастись не привык... Дня не прошло.
       Вечером вернулась с работы. Мама расстроенная,...Маркиз ушёл.
- Как ушёл? – сделав круглыми глаза, испуганно возмутилась я…Дети плачут..,Маркиз ушёл, Маркиз ушел, пропадёт теперь…
       - Не плачьте, - говорю, – сейчас напишем объявление, развесим на каждом столбе, на каждом углу, на каждом дереве дачного посёлка. Посёлок бооольшооой. Не у всех тут такие  маркизы живут. Сразу нам и принесут нашего кота, прямо в руки отдадут.  Но сначала я сама ринулась на поиски.
      - Когда ушёл?…  - Часов в одиннадцать утра - ответила мама...А я вернулась из города после работы в семь часов вечера. За это время животное могло бы и по шпалам  до города добраться; да наверняка, уж… и спит дома. Только дороги-то он не знает обратной. На такси везли. Но сама пошла, на всякий случай - тут, по  растущим вблизи тропинок кустам искать, да среди грядок глазами "прошупать". Темнело уже, а я всё кискала, да маркизила. Ни ответа, ни привета. Даже собаки местные не лаяли, не иначе прислушивались, чтобы потом  сцапать кота. Да, в темноте не видно слёз моих. Себя мысленно  ругаю,- "зачем привезли кота"? Тринадцать лет  жил-поживал в своём доме. Нигде не был. Собак в глаза не видал. Как дорогу-то к городскому дому сможет найти?  Уложила всех своих спать, обещав, - найду Маркиза,  и… села за написание объявлений.
       Пишу крупно: "Пропал сиамский кот. Голубые глаза. Кастрированный. Тринадцать лет. Умный. Кличка – Маркиз. Ест только рыбу под названием хек, очищенную от всех  костей и чешуек, разрезанную на мелкие части. Собак в глаза не видел. Нашедшего или знающего его место нахождения, прошу сообщить или вернуть за вознаграждение, по адресу... Если пожелаете оставить у себя - погибнет от тоски по дому. Кот нуждается в специальном лечении".

...Кому нужен будет больной кот, - подумала я вслух, складывая многочисленные исписанные одним текстом бумажки. До утра писала, благо на следующий день суббота была. Утром, ни свет ни заря,  развесила почти на каждых стволах деревьев, растущих по пути к платформе; и там, где с детьми дачники и местные жители гуляют – в парке; и по посёлку. И к реке, какие тропки тянулись- на кустах цепляла.

Долго висели  объявления. Никто не снял ни одного. А может никто и не читал. А только не принесли нам Маркиза. Ездила я в городскую квартиру несколько раз, с утешительной мыслью, вдруг Маркиз уже  в форточку влез, да поджидает меня со словами:"здрасьте-здор0во! А я вота… тута!".
      
Теперь внукам моим уже  больше в два раза лет, чем тогда Маркизу было. Но всё мне кажется, что кот бродит по тем дачным участкам, или идёт по шпалам в город. Заберётся по белоствольной берёзе, а с неё - на балкон. Да в форточку мягко прыгнет, тот самый, тринадцатилетний, кастрированный, с голубыми глазами, самый лучший сиамский, добрый, разговаривающий на кошачьем языке – кот,  которого не смогла я уберечь после смерти отца. Ах, отец, не курил бы ты много - пожил бы ещё долго... С такими мыслями долго втихаря ревела. Кого было жальче - на могла сказать.

Пятиэтажные хрущёвские дома уже давно начали сносить. Это уже в наше время, но кошек  никаких мастей не заводим. Если собачку иногда какую приютим,  да я сразу объявления развешиваю. Однажды на объявление отозвался и приходил хозяин,потерявший свою собаку. Нашёлся. Но это другая история. А другую собачку мы - приютили,  никто не нашелся, десять лет  живёт. Умнаааяяя! Но и это отдельная история. 

Маркиз поселился в моей памяти, да в моём сердце живёхонек, здоровёхонек. И умрёт он, видно, теперь только вместе со мной. Внуки забыли эту историю. Прошло 30 лет. Но и сегодня мне кажется, что Маркиз сидит среди кустов в чужом палисаднике и ждёт, когда я его найду. Но он сидит в моём сердце и своими голубыми глазами сверлит его.

Осталась только давнишняя фотография Маркиза, сидящего на кузове белого  "Москвича-пикапе" папиной машины. Если в своём альбоме попадается на глаза  фотография Маркиза, то - прошу прощения у Маркиза, что не уберегла его.
И слёзы неудержимо катятся по щекам  каждый раз. Не преувеличиваю это состояние души. Мне и самой уже стукнет двадцать второго августа дата. С тех пор кошек на держала, но подкармливаю во дворе.
      
По идее, потерянных собак чаще находят. Или они сами находят свой дом, через несколько часов, дней, если вдруг уловят знакомый запах.
Но это уже другие истории...Всё же иногда записываю их сюда.



https://stihi.ru/2020/06/12/5473


на фото копия Маркиза,
но взят из Яндекса.