Кафе на Французской Ривьере

Надежда Карманова
Надежда Карманова - Юрий Басин

      Мне снился песчаный берег, длинные набегающие волны. Сильный встречный ветер стремился сорвать и унести моё платье. Навстречу мне бежала собака, оставляя следы на влажном песке. Я узнала пса - это был наш Патрик. Я его позвала. Он подбежал ко мне, и попытался положить лапы мне на плечи. Я увернулась, он оббежал меня по широкой дуге, и понёсся обратно. Потом снова вернулся с радостным лаем, как будто звал меня с собой. И так несколько раз. Потом я потеряла его из виду. Он больше не возвращался.
      Наверное, я слишком рано проснулась, надо было дождаться его возвращения, надо было пойти за ним...

      Первый раз я увидела Патрика на таком же, как во сне, песчаном пляже Рижского взморья в конце сентября 19… года. Он меня тогда изрядно напугал. Благодаря Патрику мы познакомились с Алексом. Мы так никогда с ним официально и не поженились, хотя прожили вместе почти пятнадцать счастливых лет. За год до своей смерти Алекс, как будто предчувствуя свой уход, настоял, чтобы его квартира на Большой Конюшенной, в которой мы с ним жили, была оформлена на моё имя. Уже шесть лет его нет, я живу в типовой "двушке", перешедшей мне от родителей, а нашу квартиру сдаю за приличные деньги. Это позволяет мне заниматься тем, что мне нравится, я даже иногда могу позволить себе некоторые излишества. Впрочем, излишеств давно не хочется.
      Все мои друзья и подруги остались в прошлой жизни. Дружбу надо поддерживать, а у меня не было на это сил. Все они были в основном из круга Алекса - его деловые партнёры по бизнесу. Кто я, а кто они. Была еще Алевтина, Аля. Мы с ней дружили со студенческих лет, потом она вышла замуж и уехала. Мы иногда разговариваем по Скайпу, но и только. Недавно она звонила, звала отдохнуть вместе в Европе, но я, сославшись на страшную занятость, вежливо отказалась. Я никого не хочу видеть, вообще никого. Хочется куда-нибудь сбежать, чтобы никто меня не знал, не задавал дежурных вопросов, чтобы ни одного знакомого лица.
      Случайно ткнула курсором в какую-то ссылку, и попала… на Французскую Ривьеру. Много-много великолепных фотографий. Особенно понравилась одна: столики в ряд, а за ними песчаный пляж и море. И никого нет. Вот куда я хочу!

      Во второй половине сентября пляжи пустеют - высокий сезон закончился, но ещё тепло, хотя купаться не хочется. Городок Теуль-сюр-Мер на Лазурном берегу. Открытое кафе, столики практически на пляже, и ни одного знакомого лица - всё как я мечтала.
      - Bonsoir, madame.
      - Bonsoir, monsieur.
      Расположился за соседним столиком. Надеюсь, он больше не скажет ни слова.
      - Извините мою дерзость, вы из России?
      - Как вы догадались?
      - У вас в руках русская книга. Не удивляйтесь, в это время здесь русских больше, чем французов. Вы из Москвы?
      - Из Санкт-Петербурга.
      - Я надеялся развлечь вас беседой с соотечественником.
      - Развлечь? Вряд ли вам это удастся. Самое лучшее, что вы можете сделать - это помолчать.
      - Можно развлечься молча. Например, партией в шахматы. Вы играете в шахматы?
      Шутник, однако. Зря он это сказал.
      - Ну что ж, попробуем. Надеюсь, вы уступите мне белые без жеребьевки?

1. с4 с5 2. g3 g6 3. Cg2 Cg7 4. Kc3 Kc6 5. a3 a6 6. Лb1 Лb8 7. b4 cb 8. ab b5 9. cb ab 10. Kh3 Kh6 11. 0-0 0-0

      - Мы с вами разыграли классическое английское начало. Вы намерены предложить мне ничью или хотите проанализировать позицию дома на доске? Сейчас у нас примерно равные шансы, и самое время остановиться. До свидания, monsieur. Провожать меня не надо. Надеюсь, я отбила у вас охоту блистать своим интеллектом перед незнакомыми дамами.
                ***
     М-да, здорово она меня! А ведь и в самом деле в этой партии самый достойный выход - ничья. Она однако сильно играет! Ну, я не гроссмейстер, но всё-таки мастер спорта по шахматам, а она играет пожалуй не слабее меня. Как же я опростоволосился, не спросил, как её зовут? Может быть, мне повезёт, и я встречу её здесь завтра в это же время.
     Вообще-то я ехал сюда для того, чтобы побыть одному, подумать над своей книгой. Знал, что в это время здесь спокойно, малолюдно. Заговорил с ней потому, что меня сразу привлекло её лицо. Первая мысль была: именно такое лицо должно быть у героини моего нового романа. Теперь у меня есть зацепка, я знаю образ героини, а характер выстроится сам собой. И вот что! Надо обязательно познакомиться с ней поближе, разговорить её, и может быть она сама в разговоре подскажет мне черты характера героини, и даже беседу с ней можно будет использовать для диалогов.
                ***
     Почему я всех встреченных мною мужчин сравниваю с Алексом? Разве у меня не было мужчин до Алекса? Вот сегодняшний мой собеседник, он ведь очень необычный человек. Он молниеносно среагировал в шахматной ситуации, хотя английское начало не самый популярный дебют. Алекс бы так не смог. Вообще-то Алекс и не был шахматистом, то есть не занимался шахматами как спортом, в отличие от меня. Он был игроком по жизни, ему нравился риск, азарт, кураж. А в шахматы он играл слабо, на уровне максимум второго разряда. И при этом мне всегда было сложно с ним играть - он был неудобным партнёром, его невозможно было "просчитать". Играя с ним, я из выигрышной позиции часто скатывалась в безнадёжный эндшпиль. А он смеялся и говорил: "Ты садишься играть, а я - выигрывать!"
      Опять все мои мысли крутятся в прошлом. Зачем надо было для этого ехать в такую даль?
                ***
      - Добрый вечер, madame. Я проанализировал дебют, так блестяще разыгранный нами вчера, и решил принять ваше предложение ничьей.
      - Добрый вечер, monsieur. Но позвольте вам заметить, что вы не можете принять предложение, которого я не делала. Если помните, последний ход сделали вы - короткую рокировку. Значит, только вы можете предлагать ничью. Если я сделаю ход, я не предложу вам ничью. Итак?
      - Вы совершенно правы. Madame, я предлагаю вам ничью!
      - Monsieur, я принимаю ваше предложение!
      - Чудесно! Признаться, я вчера предложил вам сыграть в шахматы просто в качестве замены разговора, и не ожидал, что вы окажетесь таким сильным противником. Вы - мастер спорта по шахматам?
      - Нет, всего лишь кандидат в мастера.
      - Вот это да! А я мастер, и оказался чуть ли не слабее вас.
      - Бывает. Не огорчайтесь.
      - Я вовсе не огорчён. Вы разрешите к вам присоединиться? Давайте познакомимся. Меня зовут Алексей. Вот моя визитная карточка.
      - А меня зовут Вероника. О, так вы писатель! Я не читала ваших книг.
      - Ничего удивительного. Я пишу в основном в жанре фэнтези, а это чтение для молодёжи.
      - Мне жаль, что я не могу изобразить восторженные массы ваших юных читательниц.
      - И слава Богу! Давайте просто поговорим о чём-нибудь.
      - Как вам угодно. Только я плохой собеседник. И не отвечаю на вопросы "как там, в России".
      - Хорошо-хорошо, я не буду задавать вам никаких вопросов о России. Я хочу предложить вам игру. Не шахматы, совсем другую. Сегодня в кафе довольно оживлённо. Вон сидит одинокий мужчина с тяжёлым взглядом. Кстати, он вас очень внимательно разглядывал, пока вы не смотрели на него. А вон там молодая пара слева от него, почти у самой стойки бара. Давайте каждый из нас придумает и расскажет о них историю: кто они, что делают на Ривьере. Вы кого выбираете?
      - Мне приятнее эти молодожёны.
      - А почему вы решили, что они молодожёны?
      - Сама не знаю, просто женское чутьё подсказывает мне, что их отношения гораздо глубже и прочнее, чем у просто влюблённой пары. И более того, я почему-то уверена, что они никогда не разойдутся.
      - Ну всё-таки, на чём основана ваша уверенность? Что вы видите такого, чего не вижу я?
      - В них есть что-то, что бывает только у членов одной семьи, выросших вместе. Какая-то синхронность мыслей, что ли? Обратите внимание, как они двигаются, как смотрят по сторонам. Вот он проследил глазами за полётом чайки, и хотя она смотрела в другую сторону, она тоже сразу перевела глаза на чайку. Они как брат и сестра, хотя они даже не одной национальности.
      - Как вы это определили?
      - Ну она же определённо русская, хотя такие милые рыженькие девушки встречаются в России не часто. А он прибалтийского или скорее скандинавского типа. Она видимо художник-дизайнер по одежде, и её дорожный жакет и юбка - авторские. Смотрите, как они ловко на ней сидят. На любой другой женщине они будут как на корове седло.
      - У вас потрясающая наблюдательность! А кто он по профессии?
      - Но это же детский вопрос! Смотрите, рядом с ним на столе дорогая профессиональная фотокамера, и она лежит так, что он может в любую секунду взять её, и начать ею снимать. Он фотограф-профессионал. Впрочем, хватит задавать мне вопросы! Извольте рассказать историю того мужчины.
      - М-м-м, ну что вам сказать. Довольно заурядное лицо чиновника среднего ранга. Может быть, это бывший советский партийный чиновник, который успел что-то отхватить от большого пирога, и даже сумел успешно вложить свою долю в дело. Разбогател, вовремя сориентировался, и слинял на Запад. Теперь живёт на доходы от акций. Не роскошно, но вполне по своим потребностям. Вряд ли он живёт здесь на Ривьере, здесь жить дорого. Но где-то скорей всего на юге Франции, это видно по его одежде и свободным манерам. Он не скован, он здесь дома. И на лице нет следов забот, значит он рантье.
      - Вы меня потрясаете своей проницательностью! Впрочем, вы писатель. Но это вступление. А где же сама  история?
      - Сегодня тёплый вечер. Вы не хотите прогуляться по набережной? Там и продолжим.
      - С удовольствием. Пойдёмте.
      
      - Я постараюсь рассказать его историю от первого лица: "Моя праздная жизнь во Франции началась в конце 90-х, примерно за год до дефолта. Тогда только ленивый не зарабатывал деньги. Мне удалось провернуть пару крупных операций с продажей за рубеж нескольких тонн очень дорогих металлов из продукции Норильского горнорудного комбината, потом ещё кое-что по мелочи. По мудрому совету тёщи (дай ей Бог здоровья!) я прикупил акций нефтяных компаний. Накануне дефолта, когда очень сильно запахло жареным, я уехал из России, и не собираюсь туда возвращаться. Моя жена удовлетворилась всем моим движимым и недвижимым имуществом в Москве, и дала мне полную свободу. Её я тоже надеюсь никогда больше не видеть, равно как и её нового мужа - моего бывшего друга и компаньона. Теперь я добропорядочный рантье, с удовольствием проживающий остаток жизни на берегу тёплого моря. Вот только... хотя это неважно".
     - Потрясающе! Очень сильно! Вы замечательный писатель! Я даже пожалела, что не читаю книг в жанре фэнтези. А других книг вы не пишете?
      - Вероника, мы ещё об этом поговорим. А пока напоминаю вам, что вы ещё не рассказали историю той молодой пары.
      - Хорошо. Они познакомились так: он помог ей в затруднительной ситуации.
      - Спас её от хулиганов?
      - Возможно, но если вы и дальше намерены иронизировать...
      - Нет-нет, больше я не произнесу ни слова!
      - Так вот, он помог ей в затруднительной ситуации. У них нашлись общие интересы, и довольно скоро они сблизились. Оба - сильные личности, но в семье лидером скорее всего будет девушка - у неё явно сильнее энергетика, да и темперамент без скандинавской флегмы. Но девушка умна, поэтому не станет демонстрировать своё лидерство. К тому же она образована и хорошо воспитана - это видно и по жестам, и по выражению лица, и по всей манере её поведения. В некоторой холодноватости мужчины тоже есть свои плюсы - такие натуры постоянны и надёжны в любви, из них получаются хорошие мужья и отцы. Поверьте, он сумеет направить в нужное русло её горячий нрав. Они очень гармоничная пара, и дополняют друг друга почти идеально. Вы заметили, что мужчина смотрит на всё как бы её глазами? Очевидно, он инициатор путешествия, он бывал здесь не раз, а теперь показывает всю эту красоту своей возлюбленной, и радуется её радости. Скорее всего, здесь они проездом на машине - молодёжь вообще предпочитает путешествовать именно так: взять напрокат машину, и колесить по всей Европе. Постойте, пожалуй, я не права: машина у них своя, профессиональный фотограф обычно возит с собой много всякого оборудования. Скорее всего, они едут из Марселя вдоль побережья, и ближе к Италии их ждут великолепные виды. Всё у них будет хорошо, через пару-тройку лет у них появится ребенок, а то и двое. Девушка уже готова к материнству. Помните, был такой старый советский фильм "Никто не хотел умирать" с молодым Донатасом Банионисом? В нём есть эпизод, когда молодая женщина спрашивает мать: как понять, любовь это или нет? И гениальный ответ: если хочешь родить ребёнка от этого мужчины, значит ты его любишь. Ну вот, примерно так.
     - У вас получился психологический портрет, а не история. Вы часом не психолог?
     - По первому образованию я учитель русского языка и литературы, а второе высшее у меня действительно психологическое. Правда, я мало работала в школе, а по второй специальности не работала вообще. Последние несколько лет я была бизнес-тренером, но уже давно не работаю.
     - Вы получили богатое наследство?
     - Я потеряла близкого человека.
     - Извините меня за бестактность.
     - Извинения принимаются, и не будем больше об этом. А вы знаете, я сразу подумала, что вы имеете отношение к писательскому труду, только сначала решила, что вы журналист.
     - Почему вы так подумали?
     - Стала перебирать профессии, которые бы вам подошли. Такой подход к определению личности незнакомого человека был частью моей недавней работы. Вы коммуникабельны, не глупы,  без смущения заводите разговор с незнакомыми людьми, наблюдательны, хорошо держите удар, правда последнее скорее относится к спорту.
     - Вы правы, я начинал как журналист.
     - А здесь, во Франции, вы просто отдыхаете?
     - Отчасти да. Дело в том, что наступает момент, когда начинаешь переосмысливать свою жизнь. Да, я успешный писатель, меня издают. Две моих книги даже взяты за основу телесериалов. Но всё это не то. Мои книги - ширпотреб для развлечения публики. Я давно уже задумал написать хороший, добротный роман. Поверьте, у меня есть что сказать людям.
    - Верю. И понимаю. Знаете, Алексей, подобные кризисы не только неизбежны, они благотворны для творческих, думающих людей. Вот если бы вы почивали на лаврах и были довольны собой, было бы гораздо хуже. Посмотрите на ситуацию другими глазами, всё новое рождается в муках.
      - Вероника...
      - ...вы можете звать меня Никой, так называют меня друзья. Простите, я вас перебила.
      - Ничего. Ника, я приехал сюда, чтобы в одиночестве обдумать свой новый роман. Когда я увидел вчера вас в кафе, моя первая мысль была: вот героиня моего романа! Лицо, движения, всё сразу укладывается в образ, который у меня бродил где-то на подходе. Не скрою, я решил познакомиться с вами поближе, чтобы развить этот образ, получить в общении с вами материал для романа. Но благодаря нашему разговору у меня возникла другая мысль. Я понял, что мне необходим взгляд со стороны, именно ваш взгляд - незаинтересованный и острый.
      - Почему именно мой? У вас наверняка есть друзья, читатели-почитатели. Жена, наконец. Или подруга.
      - Жены давно нет. Друзья - да, друзья есть, но это совсем другое. Их советы мне не помогут. Я вижу, что мне невероятно повезло. Всю жизнь я был атеистом, но теперь я не могу объяснить нашу встречу иначе, как проявлением Божественного Провидения. Я предлагаю вам сотрудничество.
     - В чём оно должно выражаться? Я - не критик, читаю в основном классику и тех современников, которых не успела прочитать.
     - Всё это не имеет никакого значения. У вас есть жизненный опыт, образование, литературный вкус. Вашей задачей будет прочитать и высказать мне своё мнение. Поверьте, это очень важно для меня. Вы уже, сами того не заметив, помогли мне. Соглашайтесь!
     - Предложение интересное, я должна подумать. Дело в том, что при таком сотрудничестве есть вероятность, что я очень скоро перестану быть непредвзятым читателем, и примкну к полчищу ваших поклонниц. Я ещё не прочитала ни одной строчки из написанного вами, а вы мне уже симпатичны.
     - Тем лучше! Значит, вы будете доброжелательным читателем.
     - Вы начинаете противоречить сами себе. Не заметили?
     - Неважно. Удача не стучится дважды в одну и ту же дверь! Подумайте сами, мы не можем расстаться просто так, если судьба свела нас при таких странных обстоятельствах. Мы не простим себе, если упустим этот шанс.
                ***
     Навстречу нам бежала собака, оставляя следы на влажном песке. Я позвала её "Патрик!". Она подбежала ко мне, и положила лапы мне на плечи, точно так, как когда-то Патрик. Шедший за ней старый француз сказал нам:
     - Bonsoir, madame, monsieur. Pardonnez-moi, mon chien est si mal eleve!      
     - Bonsoir, monsieur. Ce n’est rien.
     - Какой забавный пёс! Очень похож на Патрика.
     - Ника, вы не испугались? А кто такой Патрик?
     - У нас когда-то была такая собака. Я с ней познакомилась таким же образом на пляже. Только это было далеко и давно. А на днях я видела её во сне. Алексей, я согласна. Я тоже начинаю верить в Провидение и Судьбу...