Истории Тель-Авива Квартал Надежды

Влад Ривлин
Продолжение. Начало здесь:http://www.proza.ru/2011/09/06/1182
В шестидесятых годах девятнадцатого века на Святую Землю стали прибывать колонисты из Германии. Это были глубоко верующие люди, которые стремились быть как можно ближе к Богу. А где к Богу можно быть ближе всего, как не на Святой Земле? В истории они известны как темплеры, от немецкого Tempel-Храм. Все они принадлежали к церкви, известной как "Храмовое общество" и считались сектой в лютеранстве.
Темплеры жили исключительно собственным трудом и в соответствии с христианскими заповедями.
После себя они оставили добротные дома, объединенные в целые кварталы, которые и сегодня считаются наиболее престижными районами  Иерусалима, Тель-Авива, Яффо и Хайфы. В Палестине темплеры проявили себя как искуссные садоводы, ремесленники, промышленники и фермеры.
Мыло из оливкого масла, которое варили темплеры на мыловаренном заводе в Яффо, пользовалось колоссальным спросом в Северной Америке и его производство стремительно увеличивалось из года в год.
Кроме садоводства и промышленности темплеры строили дороги, гостинницы и даже открыли первый в Палестине городской пляж в Хайфе, который посетил кайзер во время своего визита на Святую Землю.
Переселившись в Палестину, темплеры сохранили германское подданство, многие из них воевали в германской армии и в Первую, и во Вторую Мировую Войны.
В предверии Второй Мировой Войны британцы выселили из подмандатной Палестины большинство темплеров, как граждан враждебного государства, а оставшиеся были изгнаны уже после образования государства Израиль по решению израильского правительства "за связь  с нацистским режимом".   
История темплеров в Палестине- тема для отдельного большого рассказа. А здесь я хочу поведать лишь об одном фрагменте этой истории.
Темплеры старались селиться большими общинами, чтобы в случае необходимости защитить себя от местных бандитов или противостоять жителям арабских деревень, которые порой весьма ревниво относились к успехам пришельцев в освоении суровой земли.
Но были и смельчаки, которые не боялись основывать небольшие фермы вдали от городов и крупных общин своих земляков.
Именно такие смельчаки- несколько семей, объединившись, основали ферму вдали от древнего Яффо , на пустынных в то время землях вблизи арабской деревни Саламе. Свою ферму они назвали "Горой Надежды" (Хар Ха-Тиква). Благодаря трудолюбию земледельцев, ферма вскоре превратилась  в оазис среди пустыни вызывая удивление и зависть соседей. Но просуществовал этот оазис недолго. Однажды ночью на ферму напали грабители, которых в то время хватало в Палестине. Бандиты разграбили ферму, убили одного из фермеров и надругались над двумя женщинами.
После погрома устроенного бандитами, ферма прекратила свое существование. Но ее история сохранилась в названии одного из самых известных и проблемных кварталов города, который известен сегодня как "ХаТиква"- Надежда.
Насколько я успел заметить, жители Тель-Авива особой сентиментальностью не отличаются. И особенно это наверное касается жителей Южного Тель-Авива, где всегда хватало и хватает всевозможных проблем.
Но вот эта трагическая история фермы видимо затронула сердца тель-авивцев и они увековечили ее в названии одного из кварталов города. Сам квартал возник относительно недавно - в 1935 году. Селились здесь традиционно выходцы из восточных стран. Отношения у жителей Ха-Тиквы" с Тель-Авивом как-то сразу не заладились и где-то до середины шестидесятых годов прошлого века квартал жил своею собственной жизнью и заботился о себе сам. В самом начале сущестрвования этого квартала, продовольствием его жителей обеспечивали фелахи из соседней арабской деревни Саламе, которые продавали свою продукцию на ничейной земле между арабской деревней и еврейским селением. Так стихийно возник рынок известный сегодня под тем же названием что и квартал города-Ха-Тиква. Интересный факт: рынок возник в 1936 году, именно тогда , когда противостояние между евреями-иммигрантами и местными арабами вылилось в настоящую гражданскую войну, продолжавшуюся целых три года. В результате евреи боялись ходить за покупками в арабскую деревню, а арабы- продавать свои товары в еврейском квартале. Но кушать хотелось всем, независимо от вероисповедания , языка и этнической принадлежности. Так и возник этот знаменитый сегодня рынок. Арабской деревни давно уже нет, а рынок остался.
А во время первой арабо-израильской войны 1948 года жители Ха-Тиквы и арабской Саламе в течение нескольких месяцев вели друг с другом ожесточенные бои при поддержке военных формирований и регулярных армий с той и с другой стороны. При этом часть еврейского квартала оказалась на время занята ополченцами из Саламе. Но с подходом основных сил еврейских военных формирований ситуация изменилась и жители Саламе вынуждены были отступить из еврейского квартала и перейти к обороне. Защищались жители деревни отчаянно и им удалось отбить несколько атак на деревню. Но в конечном итоге, деревня была занята только сформированными элитными подразделениями израильской армии. Как утверждают израильские источники, при занятии деревни израильтяне не обнаружили в ней ни одной живой души. Защитники деревни либо погибли, либо отступили к Яффо и Лоду.
На землях деревни, занимавшей огромную территорию, были построены города-спутники Тель-Авива- Рамат-Ган и Гиватаим, а кроме того, разбит национальный парк и сафари. Та часть деревни, которая была ближе всех к еврейскому кварталу Ха-Тиква, стала его составной частью. О самой деревне здесь напоминает сегодня лишь название : "Дерех Саламе"- Дорога Саламе, соединявшая когда-то деревню с Яффо. Сегодня это одна из улиц города. Оставшиеся в Саламе дома прежних хозяев были разрушены , а на их месте построены новые.
А  сам квартал Ха-Тиква был официально принят в состав города лишь в середине шестидесятых годов прошлого века, но тем не менее сохранил свою самобытность и многочисленные проблемы. И если вы хотите познакомиться с городом поближе, а не только из окна экскурсионного автобуса или по красочным туристическим проспектам, вам стоит побывать и здесь.