Русский язык

Валерий Мухачев
Помню, как трудно шло обучение нас в начальных классах. Мы ведь обучались в послевоенное время. Победители с сорок восьмого по пятьдесят третий год двадцатого века были просто нищими. Лично я с трудом осваивал азы грамоты. Но самым поразительным для меня был тот факт, что я выполз в лучшие ученики. Сегодня я выглядел бы дремучим среди мастеров клацать на клавиатуре детей.

Тогда мы все в годы войны мало ели, мало развились и были очень низкорослыми.
Память у всех нас с первого класса до четвёртого развивалась с таким же трудом, с каким мы все росли. Но у нас была учительница, которая никогда не кричала, не возмущалась. На лице её всегда было ровное выражение, улыбка её редко посещала. Голос был без нервных подъёмов, но и без плаксивых ноток.

В общем, на учительницу нам повезло. Я тогда не знал, почему учительница меня выделяла среди учеников. Только выйдя на пенсию, поразмыслив над всей судьбой моей семьи, до меня дошло, в чём была эта причина. Оказывается, мой отец был выдающимся спортсменом. Представляете, у физически развитого атлета и такой сын - заморыш!
Я тогда перебирал фотографии, на которых отец то пересекал первым финишную ленту на лыжах, то прыгал в высоту выше моего роста сегодня! Учительница довольно часто приходила к нам в гости и, глядя на меня, всё переживала, что я совершенно не расту.
Вероятно, моя мама, благодаря моему отцу, тоже была знаменитой. Ведь она была женой великого спортсмена! Мама просила меня слушаться учительницу и выполнять все её требования. И я старался. Удивительным образом я выучил таблицу умножения настолько прочно, что мог её автоматически использовать при счёте.

И вторым моим подвигом было безошибочное написание диктантов. Непонятным образом правописание вкладывалось в мои познания настолько легко, что это было для меня необъяснимо.
После начального образования появилось много учителей. Все они требовали знать именно их предмет, не имея в виду своих коллег. Обучение для меня сразу стало заходить в тупик. Если мне нравилась учительница, этот предмет у меня сложностей не вызывал.
Но нелюбимая учительница рушила мои познания автоматически! Единственный предмет - русский язык в нашем классе вели замечательные учительницы. Они, как я полагаю, все получили образование в то время, когда ещё их обучали выпускницы
старой, дореволюционной школы, имели твёрдые знания и несли их нам в самоотвеженном труде.

Ведь учителя имели грошовую зарплату. Любовью к детям страдали не все учителя.
Особенно пострадала школа отсутствием хороших учителей по физике, математике.
Отличники из Пединститутов могли устроить свою жизнь гораздо лучше в заводах, Научных институтах и лабораториях. И только литераторы не имели широкого выбора в жизни.

Да и на филологическое отделение поступали люди, не имевшие тяги к точным наукам,
В редакциях газет и журналов и рабочих мест было мало, и специфика работы журналиста не всех устраивала. Так что место учительницы в школе и было последней инстанцией для талантливых выпускников.

У меня успехи в литературе были просто комическими. Теоретические знания я никак не мог запомнить, путался при объяснении у доски и получал тройки. За сочинения моей любимой оценкой были тоже только тройки. Когда же я писал диктанты, получались только пятёрки! Литературного таланта у меня не наблюдалось до одного случая.
Я ведь писал правильно интуитивно, не опираясь на свои тройки по теории. Так, однажды меня интуитивность-то и подвела. Я писал в классе сочинение на заданную тему, и совершенно стал сомневаться, как правильно написать один глагол.

Недолго думая, я пошёл в обход, заменил глагол на предлинное предложение, в котором и обошёл препятствие. Так это предложение ввело учительницу в такой ступор! Она не поленилась это предложение прочитать вслух с необычайным выражением!
Я заслужил уважение учительницы не только этими пятёрками по диктантам одним этим предложением. Но именно оно и привело меня к мысли, что неплохо бы что-нибудь написать и самостоятельно!

В "Проза.ру" я, конечно, попал случайно. А может и нет. Но здесь-то меня и стало коробить, что многие писатели пишут с ошибками! Поражает, что некоторые даже просят не судить их строго, так как они себя писателями не считают!!

Однако они, видно, не подозревают, что их читают все иностранные государства, окружающие Россию! Кто же из нас не знает, как трудно даётся русский язык не только узбеку, таджику, грузину, поляку! И, тем более, американцу, французу и немцу!
И вот они читают наши "вирши"! И выясняют, что сами русские не знают русский язык!
Господа! Товарищи! Правила русского языка простые, если вы хорошо кушаете!
Мы в молодости не могли выучить эти правила по причине недоедания! Но мы старались писать правильно. Уж постарайтесь не ронять престиж России своими ребусами!

Ижевск, 2011 год