прохожий

Юлия Пальцева
падал снег. Последний в этом феврале.
Только он не знал об этом.

Эльза уже зажгла лампадку и помолилась на стоящие в небольшой комнате образа.
Скоро ли он.Кто мог это знать.
И вдруг...первая снежинка легонько легла на стекло.
Он всегда приходит с первым снегом.
В ту же минуту раздался стук в дверь.
Она накинула серую шаль на плечи и даже не
глядя в дверной глазок смело распахнула дверь.в дверном проеме стоял человек средних лет с густой бородой.
Одет он был крайне просто и бедно.
-ну здравствуй Пахом.
-здравствуй Эльза.
-я долг принес.
-это хорошо а то у меня что-то совсем
ничего не осталось.
-вот.
Пахом протянул Эльзе ладонь на которой лежала старинная золотая монета.
-Спасибо Пахом.мне приятно что ты
 вернул ее.
Она мне очень дорога.Досталась от
 прабабушки.
Эльза протянула руку и взяла монету.
-это...-Пахом замялся.-Эльза я тебе вот чего сказать хочу.Пожар будет.
Эльза поморщилась.Каждый раз одно
 и тоже.
Каждый год он приходит и говорит про пожар.
Просит плату за то чтобы ее защитить.
Пахом знахарь в деревне в которой жили еще родители Эльзы.
В детстве она проводила там много
времени
и дружила с мальчиком Пахомом.Все дразнили ее за необычное имя.А Пахом заступался.
Он знал что имя ей дали такое неспроста.
Его мать местная знахарка рассказывала
 что когда Эльза родилась хотели родители назвать ее Машенькой.
Но шел через деревню человек прохожий.
Постучался он в дом родителей Эльзы
 и говорит:люди добрые можно я у вас
переночую?В те времена часто так делалось.И
 он остался ночевать.А утром встал и говорит:за доброту вашу дам совет
:будет у вас дочь и чтобы избежала она
 большой беды назовите вы ее именем первой встречной а крестите как пожелаете.
Да только никому не говорите и ей не велите говорить.
И ушел.Родители так и сделали.
А первой встречной оказалась Эльза-дочка обрусевшего немца.
она в деревне проездом была с отцом.а отец у нее был инженером.
И очень Эльза была гордая ни с кем и говорить то не хотела.
Вот такая история.
Пахом все это знал.
А жизнь текла.Уже успела Эльза и замужем побывать и развестись.
И остаться одной в небольшой квартирке на окраине города.
И вот три года назад явился к ней Пахом.
Как разыскал неизвестно.Ну накормила она его
приветила. А он ей и говорит:Беда Эльза.Пожар будет.Я теперь знахарем в деревне.Приснился мне про тебя сон что сгоришь.
Чтобы предупредить пришел.
Ты чтобы беду отвести дай мне золота а я поколдую да и беду то отведу.
Ну дала она ему монету.
С тем и ушел.
А через год пришел.
И монету возвращает.
Нет говорит не получилось навсегда отвести.
Только на год.
Ты дай мне еще раз эту монету и попроси
о помощи еще год защищать буду.
Ну дала.Ушел.
А сейчас вот пришел третий раз.
-Эльза дай монету третий раз да скажи тебя как крестили?
-Пахом да ты ж знаешь что мне об этом говорить не велено.
Пахом разозлился сжал монету в руках.
И вдруг за окном послышалась песня.Пели
тонким голоском старательно выводили каждое слово.
И от песни этой было странное ощущение и тепла и холода одновременно.
Пели:
Эльза не придет к тебе
Эльза это имя носит.
Неспроста.
Есть другая Эльза.
И защита будет от нее
чужой судьбе.
И придет защита когда никто
об этом даже не попросит.


Песня замолкла.Эльза повернулась к Пахому.
Тот исчез словно испарился.
Но раздался стук в дверь.Эльза уже дрожа всем
телом заглянула в глазок.
Там стоял какой то мужчина.
И вдруг...она узнала Пахома.
С трудом переборола себя и открыла дверь.
Он был одет по другому и без бороды.
-слушай!еле тебя нашел.так долго добирался.
Ну привет привет! Я видел сон.и чувствую что должен рассказать тебе.
Представляешь из за этого приехал.ъ
Эльза усмехнулась.
-Про пожар?
-да нет.а что был пожар?
-это я так.ты рассказывай.
Эльза уже мысленно готовилась побежать за святой водой которая стояла у нее в спальне.
-придет к тебе человек лицом как я только у него борода.и будет просить золото.Три раза.
И при этом будет заставлять тебя говорить
:помоги или что-то в этом духе.
Еще спросит имя при крещении.
Так вот ты не давай ему золота.
Если дашь все три раза он власть получит над тобой.
И погубит он тебя и твой род.хотя видел я и еще одного человека.
Он сказал мне что защитит тебя.
Но все равно мне не по себе вот я и пришел к тебе.
-поздно.он уже тут был.
-и что?
Да ничего.Вот у меня монета осталась.
Эльза показала монету.
-ну вот и умница-улыбнулся Пахом.-а то пришлось бы мне за ним идти.
Ну все бывай.и еще знай:я добро помню.
Благодари своих родителей.хорошо я у них тогда переночевал.
Пахом стремительно скрылся за дверью.
А Эльза заперла дверь и мысленно поблагодарила родителей.за все.
Как потом выяснилось Пахом из деревни никуда не уезжал ни в тот вечер ни в другие.
А кто тогда посетил Эльзу неизвестно.