Эгоист

Николай Палубнев
Журналист Хаверчук часто сталкивался с людскими трагедиями. Помогал в силу возможностей, но сделанное старался тщательно записывать для потомков. И в последний раз, совсем недавно, дети М-ва на похоронах отца захотели передать Хаверчуку личный дневник умершего. Он много лет служил чиновником у губернатора. По общим вопросам. Пользовался уважением и такое несчастье – самоубийство.

Потом, уже дома, Хаверчук с трепетом открыл дневник покойного М-ва. Что ожидало журналиста? Жареные факты, сенсация, обыденные вещи, грязь?

Попытаемся по пунктам с необходимыми выдержками пересказать содержание скандального документа.

«Автобиография и самоанализ.

Я родился в бедной семье. В том, что я получил образование – только моя заслуга. Учителя и преподаватели не возлагали надежды на моё счастливое будущее. Недостатки воли и характера, отсутствие капитала для стартового взлёта никаким чудом не могли помочь мне стать большим человеком. Да, я и не хотел. Отношения с девушками были значительно важнее. Потом был завод. Комсомол. Партия. Понемногу я становился чёрствым к чужим бедам, заносчивее и больше недоверял людям. Так я стал эгоистом. Меня пугало, что больше никогда не буду тем добрым мальчиком, который помогал пожилым, давал милостыню бедным. И случись снова жизненная развилка, я выбрал бы другой путь. Меня предупреждали, что я могу трагично закончить. Вести бы мне простою жизнь. Работать инженером, рабочим, воспитывать детей. Но власть над людьми, решение трудных вопросов, возможность проявить себя – не давали мне покоя. И вот я здесь. На опасной должности со всеми вытекающими последствиями. В последние месяцы не совсем беспричинно, но неожиданно для себя плачу обильными слезами. Это не от отчаяния, я дохожу, что это последние эмоции, меня больше не будет.      





«Характеристики на меня от друзей.

Меня выручали часто. И друзья, и просто знакомые сослуживцы. Я им, конечно, благодарен.  Всегда был рад оказать ответную услугу. Но мне не хватало ответственности, любви к самому душевному движению. Эгоистически я не хотел жить только для себя. Пусть всё получалось, но мне было хорошо, когда у окружающих тоже было всё гладко. Особенно, если в этом была моя заслуга. Многим это не нравилось. Они не считали меня умнее, просто я не должен был лезть другим в душу.   



«Семья.
Мы поженились с Анной сразу после школы. Было тяжело, недопонимания, часто периодами жили отдельно, но всегда было больно находиться долго друг без друга, потом появились дети, я озлобился, меньше стал любить жену, говорят, что это было начало конца. 


«Отношения с начальством.
 Напрямую с президентом я никогда не общался. Не тот уровень. Но обо мне там знали. Не по случайному поводу. Решение сложных вопросов, несгибаемая воля в критических ситуациях. Получить бы приглашение в Москву, жизнь наладилась. Но от меня это меньше всего зависит. Продолжаю работать над завалами в области.

 «Межэтнические вопросы.
Сложны как никогда сейчас национальные отношения. Кавказские народы, среднеазиатские, беды и обиды. Я был правомочен решить этот вопрос. Не с помощью притеснения, мирным путём. Но были наложены ужасные тормоза – сращивание криминала с властью. А расстаться с жизнью я не хотел»

Интересен дневник любого человека. Мыслями, непохожим на всех мышлением, и мы вправе извлечь уроки из пусть одной, но такой важной жизни.