Урок аксакала

Лев Израилевич
Самые радужные воспоминания об Узбекистане сохранились у меня от посещения базаров. Я видел эти красочные зрелища в Бухаре, Самарканде, Нукусе, но чаще всего бывал на ташкентских рынках. Домашние и коллеги по работе всегда поручали привести что-нибудь из восточных сладостей: курагу, урюк, сушёную дыню или кишмиш.
 
Посещал базары я не только ради покупок, но и просто, дабы поразвлечься. Мне, жителю средней полосы, было интересно наблюдать такое изобилие экзотических овощей и фруктов. Особенно в период года, когда даже безвкусные парниковые огурцы в Минске купить можно было далеко не всегда.

Восточный базар не шёл ни в какое сравнение с серенькими минскими колхозными рынками. Чисто внешне крытый Комаровский рынок в Минске выглядел, конечно, красиво. Я бы даже сказал помпезно. Однако внутри этого сооружения оригинальной конструкции всё было буднично и заурядно.

Разница заключалась не только в ассортименте, качестве и, естественно, цене сельхозпродукции восточного производства, представленной на прилавках. Существовала она и, так сказать, на эмоциональном уровне.
   
Больше всего мне доставляла удовольствие шумная, весёлая атмосфера, существовавшая на восточном базаре. Там у меня даже в будние дни всегда появлялось ощущение праздника или, по крайней мере, воскресенья. Интересно было наблюдать необычно темпераментный и колоритный процесс обмена товара на деньги. Громкий витиеватый спор о цене.

Первый урок по части не таких уж простых, как вначале показалось, взаимоотношений покупателя и продавца преподал мне старый узбек на Элайском рынке в Ташкенте. После того, как я купил у него килограмма три отличной золотистой кураги, аксакал вдруг неожиданно изрёк, что я скучный покупатель.

Он не сказал жадный, привередливый или что-то ещё в этом роде, а именно скучный. И это меня слегка озадачило. Я стал оправдываться. В качестве аргумента заявил, что купил относительно много товара. При этом совершенно не торговался. Однако именно этот факт и послужил причиной столь невысокой оценки моих покупательских талантов.

Старик произнёс фразу, которую я хорошо запомнил. Смысл её можно, пожалуй, передать так. На Востоке люди ходят на базар не только за покупками, но и пообщаться, показать себя, послушать других. Ну, а где, как ни у прилавка в ходе торгового диспута продавца с покупателем, можно лучше всего продемонстрировать на людях свой ум и красноречие?

В дальнейшем я пытался применять мудрый совет аксакала. Особыми практическими результатами, честно сказать, похвастаться не могу. Максимум чего удавалось добиваться, так это небольшой щепотки сухофруктов или микроскопического кусочка сушёной дыни. И всё-таки определённое удовольствие, от самого процесса торговли я, несомненно, получал.