Давным-давно

Алексей Максимов 3
            

 
     Давным-давно в одной из окраинных русских земель правил князь Светозар. Он был храбрым воином и обладал такой богатырской силой, что никто не отваживался сразиться с ним в честном бою.
     Много лет Светозар и его дружина оберегали границу русских земель от набегов кочевников и отрядов разбойников, но однажды князь заболел и долгое время не вставал с постели. Прознали про то степные кочевники и решили напасть на русские княжества, собрав несметные полчища конных воинов.

      В жаркий полдень прискакал к  Светозару дозорный с донесением, что войско кочевников движется к границе русских земель. Осерчал князь на коварных  вождей  кочевых  племен, еще недавно заверявших его в своей дружбе. Велел оседлать коня, надел тяжелые воинские доспехи, да только не смог подняться в седло — до того истощила болезнь его силы. Тогда послал он гонцов в соседние княжества с просьбой прислать полки и дружины, чтобы общими силами разгромить врага на подступах к русской земле. Но другие князья испугались идти на помощь, узнав, что Светозар болен и его покинула богатырская сила.
   
      Собрал тогда князь воевод и старцев, стали они совет держать. Советники князя считали, что надо укрыться за стенами крепости. Авось, отобьемся, говорили они, или беда обойдет стороной. 
      Выслушав подобные речи, князь спросил:
      — А как же жители других поселений княжества? Оставить их на разорение степным стервятникам?
      Один из воевод предложил призвать в  дружину охотников, пахарей, ремесленников и купцов  — всех, кто может держать оружие. Князь не ответил, о чем-то думая. Советники князя тоже помалкивали, понимая, что и в этом случае войско князя не будет достаточно сильным, чтобы выдержать натиск многочисленного, как саранча, противника.
      Тут поднялся с лавки скрюченный годами старик с бородой ниже пояса, оперся руками на деревянную клюку и сказал:
      — Вся надежа на тебя, светлый князь. Ни один из витязей не может сразиться с тобой и устоять перед силой, которой наградила  тебя  природа.         
      — Была сила, да вышла вся,  —  печально  вздохнул Светозар.
      — А ты не кручинься, — посоветовал седовласый старец. — Сила к тебе возвернется, если ты попросишь о том  матушку нашу природу. 
      — Как это? — удивился князь, сжимая пальцы на рукоятке меча.
      — Отправляйся в леса за рекой, — ответил старик, — там укроешься от кочевников и избавишься от своей болезни.
      — Сбежать в леса и оставить народ в беде! — возмутился князь.
      — Люди последует за тобой, — пояснил старик. — Лес укроет всех от степных разбойников.
      — Старик прав, — зашумели старейшины и воеводы. — В лесу кочевникам нас не достать... Устроим засады на тропах, ведущих в лесную чащу… Конный кочевник в лесу не воин…
      Светозар поднял руку и, когда шум утих, повелел:
     — Быть по сему!

     В тот же день разлетелись гонцы по селениям княжества, призывая людей уходить за реку в бескрайний дремучий лес.
      Когда скрылась в лесу последняя из повозок, переправилась через реку и княжеская дружина.
      Миновал месяц после исхода людей княжества в лес. Лазутчики доносили, что кочевники, словно смерч, пронеслись по селениям и, не найдя ни одной живой души, направились за добычей в другие славянские земли. Напоследок, предводитель кочевников приказал сравнять с землей крепость и городок Светозара  и  поклялся, что не выпустит  княжескую дружину из леса.

      А тем временем, князь по-прежнему был прикован  к постели тяжким недугом, с каждым днем ему становилось все хуже. Разыскали старца, сказавшего, что в лесу князь избавится от болезни, привели его в шатер Светозара.
      Посмотрел старик в исхудавшее, потемневшее лицо князя, достал из мешочка сухие травы и веточки и стал сжигать их над пламенем очага. Струйки дыма заструились к отверстию в вершине шатра, а старик что-то шептал им вслед. 
      Чтобы лучше видеть и слышать, князь затаил дыхание и приподнялся с медвежьих шкур.
      Склонившись над очагом, старик продолжал нашептывать. До ушей Светозара донеслись слова:
      — Великие духи леса, верните нашему витязю богатырскую силу. Пусть он сможет черпать ее из соков земли. Пусть вольются в него крепость и мощь столетних дубрав, гибкость трав, стремительность птиц, отвага и ловкость лесных зверей…
       Наконец седовласый старец замолчал и прикрыл руками глаза. Спустя минуту, подойдя к постели больного, устало сказал:
      — Духи леса меня не слышат. Мы для них пришлые люди. Надо идти к старому Улосу.
      Старец поведал  князю, что в чащобах леса издавна обитает невысокий ростом народец - племя охотников и рыболовов и что Улос — предводитель этого племени — дружит с лесными духами.
      — Если будет на то воля властителей  леса, ты  поправишься и вновь обретешь свою силу. Собирайся в дорогу, князь, да не бери с собой никого из воинов. Скоро начнутся дожди, а до стоянки племени Улоса несколько дней пути.

      Небольшой отряд из пяти человек, пробираясь сквозь чащу леса, держал путь на север. Сначала солнце оставалось у них за правым плечом, а к концу дня - за левым. Впереди вышагивал седовласый старик, опираясь на посох. Два дюжих молодца с плечами молотобойцев несли носилки с больным Светозаром. Двое других таких же крепких парней, отдыхая, шли рядом с носилками.
      Невеселые мысли одолевали князя. Далеко отсюда осталась река, за которой лежали угодья родного княжества, и там, где когда-то трудились люди, теперь поднимались к небу черные клубы пожаров, а кони завоевателей продолжали топтать славянскую землю.

       Князь вздыхал, гладил пальцами лежащий рядом с ним меч и старался не думать о том, что будет дальше.
      Как-то встретит их предводитель лесного народца? Сможет ли Улос помочь ему встать на ноги и поднять в руках меч, чтобы дать отпор вражескому нашествию?
      Ох, как трудно витязю чувствовать телесную немощь!  Понимать, что  не  может он вскочить на коня  и  помчаться  стремглав на защиту  отчей земли и отчего дома!
     Закручинился Светозар от подобных мыслей, да вовремя вспомнил слова отца своего князя Данилы о том, что пока в груди витязя бьется сердце, он не может считать себя побежденным, потому что витязи никогда не теряют веру в победу.

      Приободрился князь. Стал рассматривать местность, по которой шли его спутники: извилистые лесные тропинки, опушки рощ и дубрав, болота, поросшие серым мхом, деревья, вершины которых пронзали небо.
      Временами ему казалось, что диковинный лес тоже следит за ними, вглядывается в путников сотнями пристальных недоверчивых глаз. Но странное дело: непроходимые заросли векового леса не внушали страха, не казались враждебным миром, таящим в себе бездну опасностей, хотя старец рассказывал, что здесь обитает множество хищных зверей и коварных лесных существ. 

     К концу третьего дня пути лес расступился и они вступили в лощину, лежащую между двумя холмами. Впереди засеребрилась водная гладь, и старик сказал, что это Белое озеро, на берегах которого живут люди племени Улоса.
     Путники невольно ускорили шаг, все устали и жаждали отдыха.

     Проведя в становище лесного народа десять дней, князь стал выздоравливать. Случилось это не само собой, а благодаря чудотворной воде, которой поила его дочь Улоса - темноволосая красавица Юса. А где она брала эту воду, девушка никому не рассказывала, даже отцу своему и братьям.  Среди живущих в лесу охотников и рыболовов Юса прослыла искусной целительницей, а еще - колдуньей, потому что она умела угадывать желания и мысли  своих соплеменников.
      Не были для дочери Улоса тайной и желания заезжего князя. Только его здоровье пошло на поправку, как ему загорелось быстрее вернуться к своей дружине и к жителям княжества, которых он оставил на окраине леса.
     — Не торопись, князь, с отъездом, —  сказала Юса, когда в последний раз напоила его чудотворной водой. —  Хотя ты и выздоровел, но богатырская сила к тебе еще не вернулась.
      — Долго ли ждать мне этого часа?
      — Не знаю. Живая вода и другие снадобья тут не помогут. Только могущественные духи природы способны вернуть тебе богатырскую силу.
     — Что мне надо для этого сделать?
     — Попроси моего отца обратиться к властителям леса, - ответила девушка. -  Но запомни, что тебе нужна помощь  Лебедя, которого называют Белым драконом.
      Выслушав просьбу князя, Улос долго хранил молчание, склонив голову и рассматривая гостя из-под прядей седых бровей. Наконец произнес:
     —  Я и рад бы помочь тебе, князь, но не знаю, будет ли это угодно духам леса и дракону, который живет в глубинах нашего озера. Много слышал я о Белом драконе, а видел его всего  лишь раз, когда он спас меня от бушующего в лесу пожара. Я тогда был мальчишкой, но успел рассмотреть, как в небо взвился огромный белого цвета дракон, а затем по лесу пронесся такой мощи ветер, что порыв его затушил пылающий всюду огонь…
      Улос умолк, но вскоре продолжил:
      — Раньше здешним народом правил отец мой, он наказывал мне не тревожить дракона просьбами, если это не относится к делам нашего племени. Оставайся, князь, жить в лесу, сколько тебе захочется, может, станешь со временем родным для нашего племени человеком, возьмешь в жены любую из наших девушек, и лесные духи тогда, возможно, помогут тебе.

      После этого разговора встретилась князю Юса, лицо её было печально. Посмотрела она в глаза Светогору и  сказала:
     — Ведомо мне, что сказал тебе батюшка, и что решил ты вернуться к своей дружине, чтобы переправиться через реку и сразиться с войском кочевников. Ведаешь ли, что тебя ожидает, князь?
     — Знаю, — отвечал Светозар. — У противника многие тысячи конников, а у меня лишь небольшая дружина. Но пока в груди витязя бьется сердце, он должен сражаться, не признавая себя побежденным.
     Губы девушки дрогнули и прошептали:
      — Я поеду с тобой…
      — Не позволю. Не хочу, чтобы ты погибла.
      — А кто будет лечить раны витязя?  —  в глазах Юсы вспыхнули лукавые искорки, а потом потухли. — Обещай, что выполнишь мою просьбу, если я помогу возвратить тебе богатырскую силу…

      Силы небесные, духи лесные! Услышьте мольбу  красавицы Юсы  —  дочери лесного народа. Дайте витязю Светозару  силу, чтобы  изгнать врагов из родного края.
      Сотворите ради доброго дела чудо!

      В мире, где нет ничего невозможного, случаются  разные чудеса, о которых люди затем слагают легенды, да рассказывают в старинных преданиях.
      
      … Поздней ночью, когда луна явила на небе свой полный округлый лик, Юса привела Светозара к безлюдному краю озера.
      — Дед рассказывал мне, что в ночь полнолуния духи леса милостивы к просьбам людей,  - шепнула она на ухо князю. - Ожидай здесь моего возвращения, — девушка ловко спрыгнула с берега в небольшую лодку и отплыла в ней по отливающей серебром  воде.
     Вскоре глазам князя предстала удивительная картина: в лунном свете по глади безмолвного озера тихо скользила лодочка, а в ней, подняв лицо к звездам, стояла и пела девушка. Слова песни Светозар разобрать не мог, но видел, как Юса, не прекращая пения, бросала в воду венки, сплетенные из белых цветов. 
               
      Прошло не менее часа, прежде чем Юса вернулась к ожидавшему на берегу Светозару.
      — О чем была твоя песня, — спросил он. Но девушка не ответила.
      — Смотри! —  воскликнула дочь вождя лесного народа, указывая на озеро. — Он услышал меня!
       По гладкой воде вдруг побежала рябь. Затем к берегу понеслись одна за другой с каждым разом все более крупные волны.  И  вот, вдали от берега, взметнулась и тут же рассыпалась водяная гора, и князь  увидел  показавшуюся  из озера голову огромного зверя.
      — Это Белый дракон, — припав к груди князя, шепнула Юса. — Сейчас он превратится в белого лебедя! Когда Лебедь подплывет к берегу, проси его дать тебе силу, чтобы изгнать кочевников с захваченных ими земель.

      Именно так и сучилось! Только подплывший к берегу Лебедь сам обратился к изумленному князю:
      — Мне известно, о чем хочешь просить меня, витязь. Злые демоны — покровители разбойных степных племен — лишили тебя богатырской силы. Не тревожься, эта беда поправима. Духи Леса повелели вернуть то, что природа дала тебе от рождения. Протяни ко мне руки.
      Белый лебедь  коснулся  рук Светозара  крылами, и князь вдруг почувствовал, как вливается в него мощь и крепость столетних дубрав, гибкость трав, стремительность птиц, отвага и ловкость лесных зверей.
      — Я передал тебе силу дракона — стража Великого Леса,  — произнес Лебедь, глядя на витязя горящими, словно небесные звезды, глазами.  —  Теперь ты одолеешь любого врага, а мне суждено оставаться лебедем. Пройдут века, прежде чем Лес опять напитает меня могучими силами. Но когда-нибудь я снова стану Белым драконом.
      Лебедь уже отплывал от берега, когда Светозар услышал долетевшие издалека слова:
      — Прощай, витязь, и знай  — в этом мире нет ничего невозможного!
      Вернувшись с дружиной в родные края, Светозар в пух, и в прах развеял орду кочевых племен, а потом устроили пир на свадьбе князя и дочери Улоса.
      И жили князь с княгиней долго и счастливо, и было у них пятеро сыновей и три дочери...

     Вот такую историю услышал я в древнем селении, расположенном на берегу широкой реки.
     Возможно, все это вымысел, одна из многих сочиненных народом сказок. Может и так, да только местные старики рассказывают, что в раскинувшихся за рекой лесах имеется глубокое озеро с прозрачной, словно хрусталь, водой и что в солнечный день сквозь толщу воды можно увидеть остатки древних построек, стоявших когда-то на берегу. И озеро это исстари зовется в народе Белым озером.               
      А еще рассказывают, что в ночь полнолуния на озере можно увидеть скользящую по воде большую белую птицу с изогнутой как у лебедя шеей.
       «Да только это вовсе  не лебедь, — обязательно добавляет в этом месте рассказчик. — Потому что глаза у той птицы сверкают, словно звезды на небесах, а с рассветом она исчезает в бездонных глубинах озера…»
 
   Вот такую историю  рассказывают старики. А сказка это или одна из легенд  - то им неведомо. Давно это было: в те далекие, скрытые от нас времена, откуда берет начало история Земли русской.























 <a href=http://www.bombporn.net/ ></a>























 <a href=http://www.bombporn.net/ ></a>