Лясим-трясим

Хачхарджи Константин
               

Я частенько, если вы заметили, ухожу в ретроспективу. Ну, что ж, сожалею, однако,  ничем не могу помочь: ведь я сам, как старая, заброшенная, ж/д станция, мимо которой все поезда уже давно прошли, остались лишь одни ржавые рельсы…

В бытность, во дни моего студенчества, у меня был приятель Лёва Тиктинский, симпатичный, как будто срисованный великим Рафаэлем, поэтому звал я его не иначе, как Лёва Сикстинский.

-Только при всех-то не надо, - просил Лёва.

Лёва родился в Одессе, что уже  освобождает меня от излишеств по поводу его юмора. Мне запомнился его старый, дореволюционный, еврейский анекдот.

-У еврея было пятеро детей, (куда же ещё!), а  дело бросать не хочется. Где выход? Жена посоветовала обратиться к равину. В очередную  субботу – мигом!

-Что стряслось, сын мой?

-Понимаете, реббе, у меня пятеро детей, наверно хватит, но "дело" в том, что  жена молодая, да и я ещё не старик, как быть?

-Вопрос, – проще не придумаешь, в Талмуде на  каждого еврея найдётся страничка, надо только её поискать.

Подошёл к шкафу, достал толстенную книгу, перелистывает. Вот же (читает):

-Если у еврея пятеро детей и больше иметь не хочет, но и «дело»  бросить – тоже, как-то не по душе, то этому еврею надо отрезать правое яйцо.

Так и поступили: отрезали ему, со слезами на глазах, правое яйцо. Но через год – снова ребёнок, шестой. О, зохун вэй, бегом к равину.

-Что не так, сын мой?

-Да, вот, реббе, родился шестой!

-Ничего, ошибки бывают и у пророков.

Достал Талмуд, долго листал: «вот то, что надо», читает:

-Послушай, что тут написано!  «Если у еврея было пятеро детей, а иметь их больше он не хотел и, если ему отрезали правое яйцо, а дитя рождается снова,  то этому еврею надо отрезать и левое яйцо».

Так и поступили. Скрипя сердце, отрезали ему и левое яйцо. Однако через год рождается седьмой ребёнок. O, main Gott, прямо беда! Галопом к равину!

-Что’, - есть новости, сын мой?

-Да ещё какие! Родился седьмой малыш, реббе! Что-то тут не так!

-Ой-Вэй! Ладно, будем разбираться.

Достал Талмуд, долго перелистывал страницы,  закрыл, постоял и снова давай с первой строки. Ходил туда-сюда, охал, под конец, взявшись за голову,  сказал:

-Плохи дела наши, сын мой. О, wei iz mir, тут есть скорбное для еврея разъяснение, вот, что написано: «Если у еврея было пятеро детей, и больше  иметь их он не хотел и, если ему отрезали правое, а затем и левое яйцо, а дети, как ни бывало,  рождаются вновь и вновь, то причина одна: значит, не тому еврею отрезали яйца!»

Чтобы заработать денежку на всякие «сердешные» развлечения приходилось нам, вынужденно, разумеется, разгружать на вокзале  ж/д вагоны. Приведу с вашего позволения один  из такого «разлива», вечерок с участием трёх  самозабвенных   парочек. В резгаре веселья, будучи в экстазе, чтобы лишний разок  покуражиться, Лёва сказал своей подружке, что ОН, видите ли, из Одессы. Та, как завизжит на всю «приёмную»:

-С обрезаными я дела не имею!

-Так, я необрезанный: я - из коминтерна!

-Покажи!

Лёва показал свой «товар», и с этого момента она всегда выбирала только Лёвушку, так как у него БОЛЬШОЙ был не один лишь shnobel…

На мой век, когда на каком-то партийном форуме, «вождь мирового пролетариата» Иосиф Виссарионович, то бишь Сталин, сказал, что, дескать, шахта – «это второй фронт», студентов с горного факультета в армию запретили призывать, но зато в программу обучения ввели спецпредмет «Военое дело». И под конец,  для успешного завершения «военного образования», нас вывезли  в песчаные дюны Ворошоловградской области.  В один из таких палёных дней полковник, разбив наш отряд на группы из четырёх «бычков» с картой и компасом,  вывел нас на дикое поле. 

-Сориентируйте карту на местность, - распорядился полковник.

-Есть, товарищ полковник! - доложили  «обречённые».

-Хорошо! Теперь, найдите на карте грунтовую дорогу, вон ту, которая справа от вас, и  скажите мне, куда она ведёт.

Лёва не сдержался, да как крикнет, как будто он на параде.

- Да, что тут искать, когда у нас все дороги ведут к коммунизму!

-Молчааааать!))))))))

Но, тут же, сник.   «В самом деле, ведь, как хорошо, что все мы организованно, строем, идём в своё светлое будущее», - смекнул  полковник, и на том выходку «школяра» оставил без последствий. Одессит сиял от остроты своей!

Учился Сикстинский тоже, как-то странновато. Математику, как всегда сдавал со второго, а то и с третьего захода, едва дотянув до тройки, тогда как Марксизм-Ленинизм – только на «превосходно»! Выбрав удачное время, я спросил его:

-Скажи мне, Сиктинский, на что это похоже с математикой не дружишь, а вот по «Мэ-эЛу» - одни пятёрки?

-Та шоб я не знал евреев?

Было ещё одно дело, когда  Лёву вызвали на допрос в обласное КГБ то ли по доносу, что слушает, мол, «Радио Свободы», то ли, что-то там  ещё, сам чёрт не разберёт. И загремел бы на нары, как пить дать, но Лёвушка так начал шпарить наизусть Маркса и Ленина, что его,  тут же,  выпустили с извинениями, - вот вам и марксизм: иногда помогает!

После института наши дорожки разошлись, но Земля, дорогие мои, круглая, и мы встретились через 46 лет на моём сакральном пути в Эрец-Исраэль.  14 апреля 2000-го года, всего лишь  на одну ночь, я остановился в старой Одесской гостинице «Нotel du Nord», она же «Северная», которая была построена аж! в начале 19 века. В городском справочнике, совершенно случайно, я ткнул пальцем на телефон Тиктинских.

-Боже, неужто  мой Лев? - подумалось мне, позвонил, и, точно, - ОН!  Мы встретились в отеле за бутылочкой коньячка, поговорили о былом, о нашей быстротечной жизни, то-да-сё. Где-то, в этом кругу проблем, я так-таки спросил:

-А как в Одессе  у тебя с марксизмом?

-Марксистом я был в стенах КГБ, а здесь я – морсист.

-Разъясни, что сие значит?

-Морс готовлю и продаю, как ни как, а всё же - свежая копейка!

-А в свободное время, чем занимаемся?

-В свободное время? В оный час  лясим-трясим.

-Тогда, милый Лёвушка, тряхни-ка  стариной, ну, хоть что-нибудь из этого цикла, добрэ, дружэ мiй?

У Льва покатилась ностальгическая слезинка. После короткой паузы, развеяв с ресниц грусть, кивнул поседевшей головой:

-Жена Сара занята кухней, муж в салоне сидит в кресле: читает газету. С улицы залетает малыш, лет семи, и прямиком к маме.

-Мам, я знаю слово из трёх букв!

-Не смей! – возмутилась Сара и огрела его мокрым полотенцем.

Мальчик залился слезами и – к папе.

- Ой-вэй, что за потоп, почём слёзы?

-Я сказал маме, что знаю слово из трёх букв.

-Ну, что тут страшного, что это за слово?

-Дом!

Сеня, как стрела слетел с кресла, и аллюр три креста (!) прямиком к Саре, и тем же полотенцем ба-бах (!) по попке.

-За что? (в слезах).

-Шоб ты о ДОМЕ думала!

«И вот тебе, второй, - зарделся Сикстинский, - под штофэ, так сказать»
 
-Кошка гналась за мышью, но та успела скрыться в норке. Тогда кошка подошла к норке и залаяла. Удивилась мышка: как это: кошка - и вдруг лает? Высунулась она из норы, тут кошка ее сцапала и съела. Потом облизнулась и подумала: «Не скажите, насколько всё же полезно и приятно знать хотя бы один иностранный язык»

На следующий день я вступил на палубу турецкого теплохода «Искандерум», который шёл курсом на землю Обетованную. На том и finita:  скрылся в дымке времён забавный мой Сикстинский….

Zol dih Gott  azoi gebn gezunt un nahes!