Фу, ты ну - ты... Чудеса!

Лина Лавочкина
     (Сказы малышам)

С  ДАВНИХ – ДАВНИХ  ВРЕМЕН  ЛЮДИ СЧЕТ ДНЕЙ ВЕДУТ.

Если ходишь ты в садик
Иль за партой сидишь,
То знаешь твердо,
Что каждый день из минут, часов состоит
И что через 5 дней "рабочих"
2 дня отдыха следуют.

А теперь спрошу у тебя:
" 5 плюс 2, сколько будет?"
Ну, конечно, верно ответил ты – 7 дней…
Под общим названием  ("фамилией" их) – НЕДЕЛЯ.
И у каждого дня свое " имя" есть.
Давай вспомним их вместе…

ПОНЕДЕЛЬНИК – день первый недели;
За ним (ВТОР) ник – день (втор) ой наступает;
(СРЕД)а – день в (сред)ине недели,
По счету он третий;
День (ЧЕТВ) ертый так и назван  (ЧЕТВ) ерг;
За ним день (пят) ый – (ПЯТ) ница шагает.
И все эти 5 дней
Папа, мама и ты на работу спешите.

А вот СУББОТА (день шестой) да ВОСКРЕСЕНЬЕ –
Будто праздник в семье –
Нет нужды вставать рано
И развлечься позволено…

Итак, что мы знаем о неделе?
Да, что состоит она из 7 дней,
Что начинается (обязательно) с понедельника,
Завершается же (только!) воскресеньем;
Да, что коротка она
И пролетает так быстро, как пушинка,
Как шарик воздушный… на сильном ветру.

Для счета же времени более долгого
Предки наши уже давным-давно
Ввели понятие МЕСЯЦ, ГОД, ВЕК (он же - столетие)…
Наблюдая за небом, за жизнью его,
Посчитали количество дней (примерно, 5 недель),
За которое Луна обегает Землю;
 И решили назвать его МЕСЯЦем.

А дням- месяцам бега Земли вокруг Солнышка
Дали название ГОД.
И что интересно: в каждом году умещаются
Зима и весна, лето и осень,
И ровно 12 месяцев, шагающих четко
Друг за другом, будто солдаты в строю.

ЯНВАРЬ впереди года всего;
Это он каждый Новый Год открывает
Ароматом хвои, блеском игрушек на елке.

За ним ФЕВРАЛЬ - лютый месяц зимы;
В краях северных и на землях иных
В белый снег все вокруг одевает.

Когда ж Солнышко  ярче, теплей
И на носик веснушки уселись,
То весна  пришла:
МАРТ (он маме праздник приносит),

АПРЕЛЬ и МАЙ – пора ранних цветов
И забот садоводам.
               
      А что ИЮНЬ, ИЮЛЬ, да и АВГУСТ,
Чем нас  эти месяцы радуют?
Да, ведь это Лето – пора отпусков
И, конечно, семейного отдыха.

А там уж и ОСЕНЬ стучится-
Плодов, фруктов полна.
Да, с морозцами первыми ранними;
И месяцев в ней тоже три:
СЕНТЯБРЬ  (в первый день его
Дети в школу идут… после летних каникул),
ОКТЯБРЬ и НОЯБРЬ.
А за ними ДЕКАБРЬ –
В нем начало зимы и конец года каждого.

Вот так год и прошел
Пока с названиями
Да порядком месяцев разбирались.
А закончится год один,
За ним (с января!) год другой наступает;
И каждый под номером – числом своим;
Вот, к примеру, сейчас
(Ты, конечно, знаешь) – 2011-й.

Ну, вот видишь, как просто мы добрались
Сквозь дебри отдельных денечков
Аж до целого года.
А чтобы лучше запомнилось все,
О чем здесь мы говорили,
Возьми “КАЛЕНДАРЬ”;

В нем найдешь ты…
Года число, название каждого месяца,
Посчитаешь количество дней в году,
Увидишь сколько их в каждом месяце…
И много еще ты узнаешь
О днях года любого.

 А если нет под рукой календаря
И нет компьютера,
И (бывает!) забыл число дней нужного месяца,
Не отчаивайся – определить его
Проще простого:
Сожми ручку в кулачок
И поверни его так,
Чтобы согнутые пальчики снизу,

А четыре косточки – “бугорка” сверху были.
И при этом помни,
Что на “бугорках” “сидят” братья- месяцы в 31 день,

А в промежутки – “впадинки” между ними
Спрятались месяцы с меньшим количеством дней.
“Счет” начинай с  “бугорка” мизинца –
На нем ЯНВАРЬ сидит,
А во  “впадинку” рядом ФЕВРАЛЬ провалился.
Дойдешь до 4- го  “бугорка”,
На котором 2 месяца (июль и август)
Вместе уселись,
Развернись на нем на 180(градусов)
И “шагай” тем же путем, но назад;
Счет закончишь декабрем, на “косточке”.

И еще запомни (очень нужное):
В каждом месяце любого года
Число дней постоянное;
В 7 – ми месяцах (что на  “бугорках” разместились)-
В январе, марте, мае, июле, августе, октябре, декабре их 31;

В 5- ти месяцах (что во “впадинку” попали) их меньше –
В апреле, июне, сентябре, ноябре их 30,
А в феврале их 28 (или29)

А вот дни недели
В одну и ту же дату различных лет… разные.
Вот, к примеру, 8 марта ( “мамин день” )
В 2010 году он был в понедельник,
А в 2011 – м выпал на вторник.

Вот, пожалуй, то главное,

Что с малых лет желательно
( Пригодится) знать о счете времени.

  До свидания. Успехов тебе
  И “кучу” здоровья впридачу.
    
                21.07.09г.



  О ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ ПРОЧИТАЙ,
  ЧТО ПОВЕДАЮ.

Со взгляда первого, Земля наша,
Словно мячик, круглая, “гладкая”
И к тому ж, голубая она и подвижная,
Будто с давних времен в нее батарейка вставлена:
Все бежит она вокруг Солнышка
И при этом еще волчком вертится
Вокруг оси своей (мысленной, людьми придуманной),
Что пронизывает ее будто палка сверху вниз –
С полюса Северного до полюса Южного.
Чтобы легче, быстрее  понять, где полюса расположены,
Посмотри на яблочко: там, где хвостик – плодоножка его,
У Земли полюс Северный; весь в снегу, во льдах океана Ледовитого.
А с другой стороны (где цветочек рос) – полюс Южный;
И тоже во льдах – в ледниках древних, толстых,
Острова спаявших в плато мощное;
Антарктида название его.

А посмотришь на карту Земли
( А кому повезет, то и сверху, из Космоса)
И увидишь много воды – океанов  голубые просторы
И средь них, словно 6-ть лебедей, континенты –
Тверди массивы огромные плавают;
И у каждого свое имя  - название есть:
Евразия, Северная и Южная Америка,
Австралия, Африка, Антарктида;
А на них – горы, равнины

И тоже...вода – моря, реки, озера.
И воды на планете так много,
Что три четверти площади “шарика” она заливает.

А теперь пару слов о строении Земли.
Слой КОРЫ – тверди, сверху будто скорлупа яйца
Шар Земной покрывающий, уж не так и мал –
35-70 километров толщены его отделяют нас от мантии –
 Жидкой огненной массы, что выходит (бывает) наружу
Из трещин, из жерл вулканов – Кракатау, Этны, Везувия…
А в самом центре Земли, в ее чреве,
Разместилось ядро –“ реактор термоядерный ”;
Он тепло дарит Земле изнутри 
И ей силу дает…притянуть, удержать на себе,
В атмосфере своей и даже в Космосе
Предметы разные и нас с тобой,
Чтоб не разлетелись от нее в края далекие
И чтоб ходили по ней, не подпрыгивая, как астронавты по Луне
(Знать, видел ты по “телеку ” это),
И чтобы все, что есть, так и жило, росло и цвело,
Чтобы видом своим да и запахом душу радовало.
И чтоб было у нас в изобилии…
Продуктов, домов, одежды, мебели, цветов
      Да, игрушек красивых и красивых же книг,
Знания нужные дарующих.

                07.09г. 


            ПРО ЛУНУ РАССКАЖУ, ЧТО ЗНАЮ.

      И случалось тебе ( в чем уверена так,
Будто рядом с тобою стояла)
Провожать, и не раз, Солнца диск золотой
За Земли край далекий;
А через час – другой купол неба чернел
И зажигались на нем “точки” маленькие:
Вот одна, вот другая, а потом еще и еще
И так много их засияло…
И плывет средь них, тихо вынырнув из-под дали Земной,

Луна – Месяц большой;
Круглый, важный такой он по небу плывет,
Светом Солнышка весь окутанный.
Но бывают дни ( ночи, коль точнее сказать)
Когда спеси в нем поубавилось

И вовсе не видно на небе его
Иль согнулся он “ в три погибели”
И похожим стал на бычьи рога,
Что повернуты то в правую,
То в левую стороны.

               
И причуду такую люди с древних  времен замечали за ним
И решили: коль “рожки” вправо повернуты – убывает он;
А вот когда они тонким серпиком засияли в ночи,
Развернувшись в левую сторону,
То на рост пошел Месяц  славный наш
И расти ему много дней подряд
Пока вновь в круг сияющий не превратится… ОН,
А точнее, ОНА – Луна.

И тут, по – путно, хочу подсказать тебе
Как, лишь взглянув на Месяц,
Распознать в какую фазу нацелился он-
Толь на рост идет,
Толь на убыль его (ее ль?) “потянуло”.
Ты приставь (ну, конечно, мысленно)
К концам рожек Луны хлыстик, палочку ль,
И если сольются они в букву “Р” (русской прописью),
То растет она…
И даст света в ночах близкобудущих,
 И заглянет в окошко твое-
Навестит, поприветствует да и дальше пойдет путешествовать,
Что б светить, освещать океана гладь
Морякам – людям отваги немерянной;
А тому, кто в ночи в парк забрел,
Светом призрачным и таинственным
Превратит цветник, кусты и деревья вокруг

В сказку, чудес, красоты полную.
А зимой, в пургу беспросветную,
Светлое пятнышко, в небесах на миг показавшееся,
Будет будто круг спасательный в водах бурных морских,
Надежду на жизнь, на спасение дающий.

Вобщем, как не крути, все ж без Месяца
(Вот ведь сила стихов, “гравитация” их
Александра Сергеевича Пушкина
И через течения веков, на поколения вперед неослабно действует!),
То бишь, без Луны, ну, никак нельзя…
Всем земным существам.

И коль есть интерес, по – возможности,
Ты поглядывай вверх, в небеса над собой;
Поверь ты мне на слово,
Для здоровья полезно
Увидеть по -  утру в синей глуби их
Солнца диск золотой, над верхушками дерев показавшийся,

Легкий белый пушок облаков,
Стайку птиц, самолета полет…
А в ночи,… в ночи сказочно все:
Черный купол небес, будто мага накидка,
Блеском звезд и планет щедрой рукой весь усыпан.

А вглядишься в них и увидишь ты
( Коль фантазия есть) среди хаоса
“Построения” различных фигур
И вокруг огненных точек десятки, сотни;
А со слов астронавтов,  до 3-х тысяч их на небосводе Земли
В ночь погожую разглядеть можно… без оптики.

Ну, удачи тебе, любознательный.
И еще “ два слова”, вдруг понадобятся…
Астрономом стать, астрофизиком, астронавтом, космогеологом…
Да, любая специальность по Космосу –
Дело стоящее, перспективное, увлекательное и очень нужное –
Говорю тебе от души от всей.
                28.07.09г.
               

 О СОСЕДЯХ НАШИХ ПО “ДВОРУ” КОСМИЧЕСКОМУ –
                СИСТЕМЕ СОЛНЕЧНОЙ.

Пригласить хочу тебя в путешествие…
Нет, не в горы высокие, не в леса дремучие,
Не по водам океанов могучих.
Полетим мы, дружок, коль захочешь,
Мыслью нашею, взглядом внутренним
В просторы Космоса великие, неохватные;
Но лишь в тот край его,
Что все же ближе к  “Дому” нашему.
Полетим с тобой к тем планетам,
Что, как Земля, вращаются вокруг Солнышка;
Того Солнышка, что так радует нас,
Что с облаками в прятки играет:
То зайдет за них, а то вынырнет,
Тепло, свет вокруг разливаетю.
А планет таких 9
И каждой хочется в лучах Солнышка побаловаться.

Ты представь себе двор… просторный, пустой
(без деревьев, песочниц, качелей…);
Ну, не успели еще пообжить новоселы его
И есть где нашей фантазии разгуляться.
И вот, в центре  “двора” стоит  “папа” – Солнце имя его,
А вокруг 9  “деток” бегут и при этом еще и вращаются.
И всех любит, ласкает теплом, светом своим Солнце яркое;
Но, как строгий отец, от детишек порядка требует:
Каждый твердо знать должен дорожку свою
И только по ней бегать.
Ближе всех бежит по дорожке – орбите своей,
К Солнцу – батюшке прижимаясь,
Младший, шустренький братец МЕРКУРИЙ;
За ним, на расстоянии не малом,
По “кругу” плывет – движется сестрица ВЕНЕРА ,
А затем уж ЗЕМЛЯ …
В платье шелковом цвета нежного голубых васильков.
               
Ну, а дальше место выбрали  “братья” следующие:
Марс, Юпитер, Сатурн да еще 3 “братишки” –
Уран, Нептун и затем уж Плутон – планета… малая.
И вот тут ты подумал, небось:
“Не так просто  “имена” их запомнить…”
Соглашусь я с тобой…
Но ведь как не крути, а надо –
Это ж "родiчи" наши ближайшие.

Ну, а дальше лететь – в гости попасть
В “Дом” к соседям по нашей галактике
По названию  “МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ”,
Что как город большой – мегаполис,
Где “домов” – звезд, планет и не счесть…
Но до них доберемся попозже;
А теперь отдохнем (ты согласен со мной?),
Чтоб в дорогу силенок набраться.            
                27.02.2009г.



      О КОНСТРУКЦИИ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ…
( о твоей, моей и других людей –
О теле нашем сказ мой нынешний).

Как живешь, мой читатель?
Очень хочется знать, как успехи твои в детском саду,…
А может за партою?
Встал сегодня, наверное, в рань рассветную,
Чтоб поймать в ладони Солнца первый луч,
Поиграть с ним да и выпустить,
Чтоб к другим  полетел – их порадовать?

Расспросила тебя; ты ответил мне…
Ну, и ладненько.
А  теперь пригласи в компанию кого-то из взрослых.
Согласись, вместе легче мир познавать
И этот сказ понять будет легче.
               
Начинаю я с удивления:
Как же много нас на Земле живет – миллиарды!
И на вид все разные.
Кто черный весь, а кто белый иль “ желтый ”;
По цвету глаз мы тоже различные:
Синеглазые, кареокие, черные глазки есть
И зеленые… тоже случаются.
Есть мужчины средь нас, есть женщины;
Дети, взрослые есть, есть и старенькие.
Кто длин и тощ, а кто будто мяч надут.
Кто работает, а кто учится.
По характеру не одинаковы мы;
Судьбы разные…
Да , немало чего сыщется в каждом такого,
Что не как у других.
А короче: на первый взгляд мы очень разные;
И все же, не звери – люди мы,
А все вместе мы Человечеством называемся.

И что роднит нас всех?
Все едим, все пьем, все рождаемся и  “уходим”  все.
Ну, а главное в нас - “схема” общая,
По которой конструкция нашего тела “составлена”.

“И что тут дивного?” – спросишь ты,
Посмотрев сразу же в зеркало.
Все, что нужно, есть, все обыденно.

В том и дело, что привыкли мы
В жизни пользоваться безрассудно тем,
Что досталось легко, что дано безвозмездно.
Призадумайся, прочитав до конца строчки следующие.

Голова у нас одна –
Центр мыслительный единственный;
Био “компьютером” (мозгом) снабжена она.
А зачем их две?
Чтобы спорили меж собой,
Словно Владимир Вольфович  с неприемлемым собеседником?

               
(А фамилию его не называю умышленно –
Обо всем говорит  имя – отчество;
И кто в мире не знает его,
Его говор, яркие мысли…).

Органы тела в одном экземпляре –
Промах в работе  “конструктора” –
Запчастей не вложил
(Двух сердец нам не дал да и печень единственная).
Знать,  расчет его был,
Чтобы долго мы тут не задерживались,
Чтоб поколениям другим -  “свежим” телом, умом
Место в жизни быстрей освобождали.

А вот уха два, да и глаза два.
А как иначе успеть услышать, увидеть вокруг происходящее,
Чтобы смочь уберечься от лиха – беды?

А еще, что важно – две ноги, две руки у нас.
Ну, представь себе, легко ль одной рукой управиться
Иль на одной ноге ( не дай, Бог, никому!)
Сделать то, что в жизни приходиться.
А беда коль пришла, не отчаивайся, верь,
Что обязательно найдешь свое место в жизни.
Ну, а ты, кто здоров, погляди вокруг,
Равнодушию не дай влезть в свою душу;

Помоги, чем можешь, страдающему;
Сердцем своим поддержи мысль, надежду его…
Да, о себе не забудь – хрупки телом мы,
Не долговечна наша конструкция.

Ну вот, в анатомию
(В морфологию ль?), мы заглянули;
Хоть не надолго, но с пользой, надеюсь.
По верхам? Так и что ж…
“Велика беда - начало”, - говаривали так мудрые.
А может, кто-то сейчас интерес проявил
Да  “подсказкою” этой воспользовавшись,
Направленье нашел – путь,
               
Что в жизнь поведет дальнейшую.

До свидания, мой друг, до следующего.



РАССКАЖУ – КА  Я ТЕБЕ О ЗУБКАХ НАШИХ.

Сколько их у нас, ты знаешь?
Коли нет, то посчитай;
А я подсказку дам:

У взрослых людей 16 сверху и 16 снизу,
А вместе их (сколько?) – 32 в челюстях прижилось.

А сколько зубок в ротике у сестрички иль братика,
Что только что родился, а, может, уже в ясли- сад пошел?
Коль любознательность проявишь – узнаешь,
Что как  грибы в лесу во рту растут они
В… начале нашей жизни;
С рожденья – пусто,
Чуть позже – парочка прорежется
И уж потом, спустя годочки, вся “грибничка’ прорастет.
Спроси у мамы, бабушки или у папы
Сколько было их, когда тебя “нашли”, и убедишься,

Что и у тебя все было точно так;
И это потому, что люди  (в этом! смысле) одинаковые:
Когда  “приходим” – впомине зубок нет,
А прорезаются они чуть позже.
И каждому из них свое название есть,
У каждого свое предназначение и место в челюсти.

“Так много их”, – покажется вначале;
 Но коль по полочкам  – предназначению разложить,
То убедишься – все создано разумно;
На всю ведь жизнь они даны.

Зубки чистить, ротик полоскать –
               
Уход за “лесом темным” с “грибочками” и их “грибничкой”
Нужен регулярный.

А если не беречь их с ранних лет –
Быстренько покинут ротик.
А чем жевать тогда?
Да, и красиво ль будет шамкать,
Как старый дряхлый человек?

Был случай в моей жизни.
Мала была тогда,
Но все запомнила на весь свой век…
Шла война.
Второй и страшный год ее катил… по людям.
И каждый думал о своих, о тех, кто “там”… воюет.
И часто мама вспоминала братьев.

В то утро летнее уральское случилось так,
Что на крыльце барака собралась
Воробышков – детишек стайка;
Один захныкал – зубик заболел…
И рассказала тогда мама
Из довоенной жизни эпизод …

Услыхала она однажды
Как младший брат (военный, лейтенант)
Сказал соседа сыну… очень важные слова:
“Зубы не нарастают вновь,… как волосы иль ногти;
Они даны нам на всю жизнь.
Следи за ртом! И помни:
За тебя никто этого не сделает –
Лишь ты хозяин их”.

                4.09.08г.






               
           ПОМОГИ СЕБЕ САМ.

Знаю, знаю я, дружочек,
Что не раз слыхал ты…
Про зарядку спозаранку
И про чистку зубок,
Про заправлену постельку
Перед тем
Как выйти на работу –
В ясли ль, в садик;
Ну, а кому –то в школу поспешить приходиться.
Все это важно, очень важно –
Сам, поди-ка, знаешь.

Но хочу я, по секрету, тут тебе поведать,
Случай был со мною в детстве…
Хорошо запомнился.

Дело было ранним утром;
Небо чуть забрезжило;
В доме тихо – не проснулись еще дети, взрослые.
Да, сказать по - правде,
Так кому захочется
В зимний холод, почти ночью,
Из тепла “выныривать”.

Одеяльце теплой крышей “домик” мой – кроватку
Принакрыло и согрело… Солнышком тем жарким,

Что на Юге ( в Узбекистане ль, в Казахстане,
А, может, и в Туркмении)
От восхода до заката золотило лучиком
Каждый куст хлопчатника,
Чтоб в коробочках своих он
Много – много хлопка –ваты дал бы людям.

А она, уложенная слоем,
В ярких красок ситец – атлас
И по-верху простеганная,
Зябкой ночью
               
Отдала бы деткам, взрослым свое тепло, энергию.
Отвлеклась маленько я…

Вобщем, “дело” было зимним утром;
Я в кроватке нежилась.
Пятый годик шел тогда мне –
Взрослая…почти что
(А тебе, коль нет секрета,
Сколько уже “стукнуло”?
Знаешь где живешь, когда родился?
Как твоя фамилия?);
Понимала без подсказок,…
Где стоит чашечка с водичкой,

Где горшочек прячется…
И что того – другого мне давно уж хочется.

Да, такая лень (болезнь ли – оспою болела я) одолели,
Что встать не получалось;
Все дремалось и дремалось (а может бредилось?)
И казалось…будто лето, будто жарко
И родная бабушка, на ручки  взявши из постельки,
На горшок усаживает…

А проснувшись, поняла, вдруг,
Что лежу вся в сырости…
От позора, от тревоги тут же я расплакалась.
Да, бабули голос тихий,
Взгляд всепонимающий успокоили:
“Ну, что ты, милая, бывает,
Не от лени, по болезни
Грех такой случается.”

И с тех пор урок тот горький
Нет – нет да и вспомнится.
Поняла я ( много позже,
А лучше бы… по – раньше,
С ранних лет бы лучше):
Чтобы лень – порок липучий
От себя прогнать по –дальше,
               
Силу воли – кнут могучий, воспитывать надо.
Знаю, понял мою мысль ты.
И коль с ней согласен, так вперед!
Успехов в жизни! И здоровья тоже.

                6.02.2011г. 




ТЫ ВЗГЛЯНИ ПОВНИМАТЕЛЬНЕЙ НА ЗЕМЛИ ПРОСТОРЫ
              и откроешь в них много дивного.

На сей раз приглашаю тебя я
В “полет” над планетой Земля,
Чтоб заглянуть по –пути, мимоходом,
В пару – тройку ее поясных(!) уголков
И хоть чуточку познакомиться с их красотами.

Полетим мы с тобой курсом не реальным, надуманным,…
Будто нет на ней океанов 5-ти,
Нет (Великого) Тихого, нет Индийского, Атлантического
И, понятно, нет Южного да и самого… Северного Ледовитого будто бы нет.

А есть лишь 6 континентов земных –
Антарктида, Евразия, две Америки да Австралия с … Африкой.
И есть…“САМОЛЕТ” – наша фантазия.
Итак, полетели?! С чего начнем?
Пожалуй, с Арктики… Согласен?

Внизу ледяные торосы
Сквозь снежную дымку местами видны;
А вон там что- то движется;… быть может медведь?

Вобщем, прямо скажу -
скучновато…
На “дворе” уж весенние месяцы, 
А тут… все бело,
И глазу не за что
 зацепиться.
               
Да, ведь вот как все дивно на Свете:
Тут лютуют морозы, метелица кружит,
А в другом месте  Шара – Земли уж весна или лето
И украшено все “морем” цветов всех оттенков палитры.

Красота – то какая!
Как продумано все, гармонично в Природе!
Если скажешь сейчас,… что тому объяснение скрыто
В наклоне оси Земной к плоскости Солнца движенья,
Соглашусь я с тобой, что … все, вроде б, и так, …
Да, ведь могло бы быть и иначе,…
Не окажись Земля на расстоянии “золотом”
От адского жара звезды – Солнца нашего…
На том и закончим “научный” наш разговор
И последуем курсом… фантазии.

“Пролетели” Приполярный Урал.
И глядишь, за ним и Северный… рядышком.
Позади уж зима – месяцы лютой погоды
И тьмы “первобытной” ночи,…
Когда лишь снега цвет белый и обильно его,
И всполохов сиянье в небе “гуляет” (бывает такое явление).
А сейчас настало тепло; ожило все вокруг, жить заторопилось,…
Что и понятно – за 3 месяца надо успеть
Прорасти, землю покрыть цветом крупным, ярким,
Красивым, как невесты, желанным;
А затем семя новой жизни дать.
И тут уж и время покоя настанет.

А теперь мы “летим” над просторами пояса умеренного,
Что полосой широкой Шар Земной опоясывает;
Где в течение суток (за 24 часа)
Есть достаточно времени
И темени ночи, и ясному дню
Да и каждому времени года –
Зиме, весне, лету и осени;
Где в теплое время года
Деревья в листву одеты,

А к зиме – холоду оголяются,
               
Чтоб укрыться пухом лебяжьим первого снега.
Где в Подмосковья массивах лесных
В весеннем свете, тепле черемуха
                в нежной белой пене;
Где  воздух  “духами” цветущей
                сирени наполнен,
А солнечным днем
Одуванчиков золотистых покрывало
Накрыло поляны…

А в Беловежской пуще,
Средь грабов, дубов, ольшаника               
редкостных зубров (еще!) увидеть можно.
А в Украины зонах лесостепной и степной…
Какое же там разнотравье еще сохранилось… местами:
Тысячелистник, ковыль, лебеда, щавель лесной, крапива…

А грибы в Черниговщины сосновых борах,
А во ржи васильков глазки синие…
А мак алый у подножия Димерджи,
Древовидный пион, фиалка в горах Крымских…

Да, уж что тут добавить – нет слов описать увиденные красоты Природы.
А наш “самолет” летит дальше;
И все ближе он к экватору –
К зоне – поясу субтропиков, тропиков… Африки, а затем и Америки.

Но пока что внизу просторы пустыни Сахара –
Всхолмления, пески… без конца и без края,
Песчаные бури; днем жара, а ночью довольно прохладно;
Безводье, лишь местами вода…
Да, живут  и здесь люди; детей растят,
Которые тоже здесь жить будут.
Берегут, видать, память – преданность к родной земле и к своим традициям.

Ну, а дальше маршрут наш над поясом тропиков…
Пролетим, не задерживаясь, над странами Африки
(Конго, Кения, Танзания) и направим свой взор
На лесные гущи – заросли Южной Америки,
В странах Боливия, Колумбия, Бразилия.
               
Жарко, парко здесь. Да, и то сказать,
Дожди ливневые чуть не каждый день с неба хлещут.
Не каждый сможет приспособиться к условиям этим.

И все ж, разнообразие жизни тут великое
И людей, и животных, и, конечно, растений цветущих и птиц…
К примеру, попугаев за 3 сотни видов
И средь них знакомые нам по картинкам,
По фильмам, по клеткам в квартирах
Яркокрасочные  какаду, ара, лори, эклектусы…
И есть редкостный – синий.

А цветы? Орхидеи, к примеру, родом …с этих мест
(Но прижились отлично в Московских и прочих квартирах)
Видов их, что считать и не счесть…
Лишь в природе их тысяч 35 оказалось
Да еще много тысяч гибридов.

Если спросят меня: “Но что в них такого особенного,
Что ажиотажа предметом стали?”
Отвечу: “Не знаю, что и сказать;… не видела даже  “Каталога”
И, вообще, существует ли он, тоже не знаю;
Из разнообразия их видела я не более десятка видов.
Но… Думаю так: секрет их таится в … диковинной конструкции цветка,
В среде обитания необычной, и, конечно же, в трудностях “промысла”.
Ведь иную “добыть”, не мало физических сил, мужества надо –
Разыскать ее в чаще лесной, снять со ствола дерева (порою) “тонкого”;
В пещеру проникнуть за ней, на склон горы взобраться… представьте, легко ли?”

И что еще сказать могу (читала…как-то), что аромата в них нет
И что растут не “общиной” (поляну устлавши собою…как ландыши, фиалки, ирисы,
 нарциссы…), а в одиночку;
И что есть средь них…одна – восторга предмет “потребительский” –
Ванильной она называется…
А насчет “промысла”…есть поговорка:
“Свято место пусто не бывает”; предприимчивые люди (с возможностями)
Индустрию создали по выращиванию цветов и продаже букетов;
А кто со скромным достатком,… тоже в бизнес “подался”…- в рощи, на поляны цветущие,
Чтоб на ветках мимозы, орхидеях, подснежниках сорванных зарабатывать.
               
А что жизни лишили, в мертвецов превратили тех, что в дом принесли,
(Да в вазы поставили их застывшее тело)…так кому мысль приходит такая…

Ну, вот здесь и “приземлимся” мы – отдохнуть уж пора…
На прощание прими пожелание:
Пусть краса расцветет в сердце, в доме твоем, добротою душа пусть наполнится…
Солнца, счастья тебе… даже в пасмурный день. Да и радости пусть прибавиться.

                4.04.2011г.




     ПРО ОЛЕНЯ СКАЗ, ПРО ВЕТВИСТОГО.

Конечно, слыхал ты,
Что живет на Земле животных множество.
И есть средь них олени,
Внешним обликом на лошадей похожие.
30 разных видов их, и у каждого свое название:
Олень Северный, лось (о них речь пойдет),
Косуля, лань; есть Пятнистый олень, Благородный есть…
Дальний Север – сторона ледяных краев да заснеженных
Оленям Северным (с них свой сказ начну) – дом любимый…

А если конкретней сказать,
Живут олени Северные на Урале, Аляске, в Якутии,
В странах полуострова Скандинавского.
Да вот, что еще интересно ( вроде б, к слову пришлось):
Там, в Лапландии, на Финском севере, и Дед Мороз живет;
И зовут его там…Еулу-Пукки.

Пасутся олени на тундры просторах стадами многочисленными.
Холодные ветры обдувают их, метель снежная застилает глаза…
Да не страшны им зимы лютые – ведь одеты они в шубы теплые;
Важно, чтобы пища была, чтобы  ягель – мох под копытами расстилался в обилии. 

Бывала я в краях северных и видела там оленя…по кличке Ветвистый.
Уж не так и большой, запряжен он был в сани – нарты;
Морда в инее, тяжело дышал-               
Разгорячен он был ездой… не быстрою, но, видать, не легкою –
Вез детишек он, а рядом бежал (шел ли?) взрослый мужчина.

В одночасье собрались люди; полюбоваться пришли видом сказочным –
Большим  “кустом” рогов на голове оленя.
Тяжело оленям, наверное, такой вес костей носить,
Потому (слыхала я) и сбрасывают их ежегодно;
А с приходом весны уже опять одеты в рожки, в новые…

А вот лося ( еще сохатым его называют)
“Живьем” лишь мельком видела ( на поляне лесной он стоял и листву щипал)
Да читала о лосях такие слова:
Живут они группами малыми в чащах лесных
Европы, Азии, Америки Северной.
Рождаются весною раннею и через время недолгое на ножки встают,
Вслед за мамой – лосихой плетутся;
А пройдет пара лет – рослыми, сильными станут.
Да, и то сказать, длиной взрослый лось до 3-х метров,
Ростом (баскетболист позавидует) за 2 метра,
Вес за пол тонны бывает.
А рога у самца,будто листья  кактуса опунция ,… “ветвятся”.

Вот, пожалуй, все…
И поставила бы я тут точку,
Да вопрос хочу задать, очень маленький:
Как с зарядкой у Вас обстоят дела?
Знать, не ленитесь по утрам вставать,…чтоб выносливым быть, спортивным,
И чтоб услыхать о себе фразу лестную:
“Словно лось лесной он могуч, силен…”

А теперь скажу: “До свиданье.
Будьте счастливы, не балуйтесь;
А коль шалить начнете –
Знайте меру в том.”

                23.01.08г.




               
              О ДЕДУШКАХ ВСПОМНИМ

по случаю навстречу бегущего Нового года.
Дедушек много на свете
Было когда – то, есть сейчас и впредь будет;
Ты видишь и знаешь, конечно,
Что каждый мальчик, взрослея,
Кому – то  становится папой,
А позже стареет и дедушкой его называют.

Есть среди них
Наши родные, любимые дедушки
И есть дедушки “общие”,
Что один для детишек всех;
Но таких, к сожалению, не много.
Хочу напомнить тебе об одном =
О всемирно известном любимце.
О ком?  Даю подсказку…

Живет он далеко – на севере Финском,
Где морозы, бураны,
Где пасутся олени…на белом снегу;
Приходит к нам в ночь,
“Дверь” открывающую на пороге стоящему Новому году;
С бородой и усами седыми,
В красной шубе до пола,
Белым инеем усыпанной
По подолу и вороту…

А самое главное –
В мешке он приносит
Кучу подарков детям.
И зовут его…Как?
Да, разными именами –
Дедом Морозом – в России,
Еулу – Пукки на его Родине,
А в странах иных – Санта Клаусом.

И как успевают
Он и его внучка Снегурочка
               
В одну ночь побывать
На бесчисленных елках домашних
И на елке в Московском Кремле -
На главной елке России!

А елка там высокая пушистая;
Великое множество разных игрушек на ней…
И столько блеска, огней,
Столько радости в зале,
Что по телевизору смотришь
И хочется с хороводом детишек
Нарядных, праздничных
Вокруг елки пройтись.

Когда видишь в тех стенах,
Сияющих золотом, хрусталем
Праздника торжество,
К примеру, вступление в должность
Главы государства –
Слова благодарности в мыслях теснятся…

Хочешь знать… кому? Пожалуйста!
По телевизору, так думаю,
Нередко ты видел Его…

Родом он тоже с Севера,
Но только с Уральского;

Там родился, учился в школе, окончил УПИ,
Там на стройках работал.
А позже…
А позже был избран Президентом России.
Ростом высок, могуч телом,
Силы недюжинной –
Со спортом дружил он всю жизнь.

Он тот, по чьей воле, решению
Кремлевские залы вновь засверкали,
Заискрились блеском прежних времен…
А может, и ярче!?
               
( Не видела я  “до”,
А  “после” – лишь на телеэкране, на фото).
Так, кто он?
Конечно же, дедушка – Президент России I;

Борис Николаевич Ельцин.

А кто ж так умело, искусно
Работу выполнил?
Ясное дело, специалисты классные!
Их имена, к сожалению, не знаю я…

Лишь имя одно –
Реставратора главного
На слуху еще держится… -

Павел Павлович Бородин.

Как думаешь, заслужили
Труженики эти и их вдохновитель
Низкий поклон и память людей?

Я думаю,… да!
 
                30.12.2010г.




          ПРО КОЛИБРИ КРОХАТУЛИЧКУ
          И УДОДА – ДОБРА МОЛОДЦА. 

Перед сном ты, конечно, умылся,
Зубки почистил, одежду сложил куда следует…
А теперь садись поудобнее 
Да послушай мой сказ про колибри –
Птичек маленьких, выносливых.

Разных видов их свыше трехсот;
Есть “росточком” с пальчик мизинчик –
               
Сантиметров шесть и весом в граммулички;
Есть чуть большенькие.
И красивы они, что глаз не отвесть!
Но есть средь них чудо истинное:
Поглядишь – черна от головки до хвостика,
А встрепенется тельцем крохотным –
Так и вспыхнет ярким пламенем.

Расселились птахи эти
На двух континентах Америки –
От просторов полуострова Лабрадор
И юга Аляски ( что в Северной Америке)
До острова Огненная Земля –
Оконечности Южной Америки.

Что б наглядней представить ареал обитания их,
Взгляни на карту; советую.

Спросишь, чем питаются, где “работают”?
Да, куда прилетят, там и столуются.
А  “работа” их в том,
Что б  с цветов собирать дар вкусный –
Ароматный сладкий нектар
И, меж тем, опылять их,
Даруя этим жизни растениям будущих лет.

Хотя и велико разнообразие птичек колибри,
Но не так уж и много их на Земле живет:
Яркое, красочное оперение стало бедствием –
От людишек недобрых нет покоя им,
Птичка редкой стала;
В “Красной книге” МСОП несколько видов ее уже  “приписано”

Да, сказ – то мой про одну из них,
Нареченною рубиновогорловой  Крохатуличкой,
Что жила – была на Лабрадоре –
Полуострове дальнем, северном,
Лесотундрой да хвойным лесом покрытом.
Здесь и друга себе по душе нашла.
Зажили вдвоем дружно – весело;
               
Завели детишек – пташек маленьких,
Страсть прожорливых, бойких нравом, выносливых –
Вточь с родителей  “скопированных”.

Но не долго они пировали в том разнотравии;
Когда затянуло небо тучами и прохладою повеяло,
Да, и детки силушку в крылья накопили уже,
Собрались они, птички маленькие, тельцем хрупкие,
В путь – дорожку дальнюю, трудную-
В 18-ти часовой перелет безостановочный,
Где горы высокие, где ветры сильные,
Где бушуют волны морского залива широкого -  Мексиканского.

Долго-скоро ли,сложно-просто ли,
Да, нашли себе  пристанище
В вечнозеленых лесах Центральной Америки.
И тепло и сытно; а кустов – цветов тьма великая;
Сердцу радостно, желудку сладостно.

Перезимовали здесь и, дождавшись поры,
Полетели в дорогу обратную
На земли родные, незабываемые.
А в других краях (в Евразии, а,может, в Америке)
Жил да был на поляночке удод  - молодец.
Я видела его в стране…
Догадайся, в какой,…
Коль мала она так,
Что на карте иной и не сыщешь сразу;
Что полосочкой узкой, короткою
Обхватила – обняла воды средиземноморские.
Или вот еще дам подсказку тебе:
Слыхал, небось, не единожды ты
От бабушки или от дедушки поговорку меткую…
О золотнике, что хоть и мал,
Да, ведь дорог, дорог многим он.
То о ней, видать,
О Земле Святой было сказано.
Много дивного, необычного есть и было в ней;
А когда решишь путешествовать,
Не спеша, не второпях приглядись вокруг.
               
И увидишь ты на том клочке земном
И гору заснеженную, и море синее,

И леса хвойные, и пески пустыни
С селениями…в зелени, и все прочее необычное,
То, что предками давним – давними
Да, и нашими современниками было создано.

Так ведь, вот о нем, об удоде, все ж  продолжу я.
Птица редкая, красивая, просто… царственная.

И откуда такой оперения цвет:
Серо – бежевый да оранжевый
И полосочками черно – белыми  разрисована.
А  “корона” на головке ее… -
Словно в “царстве” фараоновом,
Жарких землях Египетских побывала она
Да увидела головной убор Правителя тамошнего.

Да, вот еще, что удивило меня в жизни птахи сей…
Как устанет день да стемнеет,
Да уляжется Солнца диск золотой
За долы – леса, за дома – башни высокие
И уйдет оно в другие края дальние,
Тотчас опустится с небес прохлада зябкая.
Да, не люба, видать она,
Удоду – молодцу и подружке его свет – удодице;
И, насытившись пищей разною,
Что в земле – траве находится,
Быстрым – быстренько зарываются
В песок  тепленький и ночуют в нем,
Сторожа себя  “одним глазиком” от врагов.

 И живут они,
 Людей радуя трудолюбием и “разумностью” ( ? ):
Потрудясь чуть – чуть, “перерыв берут” –
Берегут себя, драгоценного;
Знают – ведают, должно быть, они,
Что не так длинна жизнь
               
И любить себя всем надобно
(Да, не забывать, при этом, о других).

И сознаюсь сейчас,
Что писала я по птичек тех
(Хоть ты верь – хоть не верь)
Почти год назад.
Тут и лето прошло, и зима промелькнула
Да, и мая конец  “за углом” уж стоял,
Когда услыхала я по  “телеку”,
Что удод избран был  (признан ли?)
Национальным символом государства Израиль.

Ну, вот и пришел конец сказу этому;
Сказу этому – не последнему,
Если будет спрос от детишек, от Вас.
И тогда уж я постараюсь рассказать
О других братьях наших меньших, бессловесных;

О тех, кто как мы пьют – едят
И детей растят, жизни радуясь;
А коль горе – боль придут,…
Тоже “слезы льют” и кричат как мы,
К милосердию призывая.

На прощание хочу сказать ( чуть перефразировав)
Слова давние, очень мудрые:
Сказка ль, быль, да в них…
“Намек– добрым молодцам урок”.

А теперь попрощаюсь и от всей души пожелаю:
Пусть приснится тебе небо гладь васильковая,
Солнца раннего луч золотой…
И трава, цветы, кусты разные,
Ароматом воздух наполнившие;
А над ними мотыльки расписные,
Стрекозы в крылышек тонком, прозрачном ажуре;
На полянке белые журавли,
Воронье по луже прохаживается.
А у веток кустов, с цветами на трубочки похожими,
               
Носик – клюв засунув в них,
Малютки колибри машут крылышками,
Будто вертолет лопастями.

Спи спокойно. И пусть сны красивые, тебе желанные,
Явью станут в жизни реальной.



     ПРО ВОРОНУ СКАЗ, ПРО СМЫШЛЕНУШКУ.

А теперь мой сказ про ворон –
Птиц разумных, проворных.

Разнообразие ворон не великое,
Всего 2 вида их на Земле живет;
По Европе всей, частично, по Азии
И Африке они расселились.

И какие ж они на вид? Интересно, наверное…
Да, не очень большие, но и не малые –
Почти полметра в длину,
Если с клювом и хвостом замерить.
Цветом черные и серые.
Ну, а главное в них - “интеллект”,
Способности необычные.
Любопытны они, крикливы, коварны;
Порою жестоки и … умны –
Сама в этом я убедилась,… случайно.

Однажды, теплым летним утром
На прогулке в парке была
В часы ранние, безлюдные;
И любовалась я дивным зрелищем –
Делом рук человеческих;
Как красивы кусты и трава,
Деревья мощью своей и ажуром крон восхищают;
Небо синее, чуть с белизною облачков, в высоте плывущих.
А Солнца диск лишь чуть виднеется,
               
Поднимается, не спеша обжечь мощью огненной красоту удивительную.

Да, и воздух свеж.
И приятно всем, здесь  живущим,
Побродить с утра по траве густой,
Поливом ранним обмытой.

И гляжу на все в восхищении…
Вижу сборище черно – серое:
Воронье слетелось сранья да по – свежу.
Одна по луже топает,
Другая стоит, вертя головой;
А вон та ходит важно в сторонке, за сородичами наблюдая.
А эта ушла далеко от других,
Чтобы успеть раньше всех насытиться –
Подобрать людские объедки,
Что от трапезы их вечерней остались.
А валялось не мало,
Что клевать можно было
( Да, что в мусорный ящик отнести было лень!);
Но хотелось, видно, ей  “по - человечески”, с комфортом поесть.
Две тарелки из пластика на том месте валялись;
Одна с крошками. Да, ведь как их склевать?
Не томя себя долгим раздумьем,
Подгребла ее клювом, лапой к высокой траве;
Уперла в траву, легонько ее наклонила
И крошки скатились на краешек;
Склевав их, важно двинулась к тарелке второй,
Что лежала…дном кверху.
И что ж сделала?
Ловко дернув клювом, лапою, перевернула ее.
Только…пусто под ней оказалось.
Ну, и как же она поступила, что думаешь?

Да, по – хозяйски (видать, в укор – науку
Людям… за мусор неубранный) –
Вновь перевернула тарелку, возвратила ее в исходное положение.
 Любо – дорого, поучительно наблюдать было за этой умницей.

А другая – то, что придумала…
               
Нашла хлеба кусок – сухарь совсем;
Принялась долбить, вертеть,  да успеха нет;
Взяла в клюв его, понесла к лужице, в воду бросила
И стояла – сторожила от подружек, что сразу же слетелись.
Поразмяк хлеб – на сухое место лапой сдвинула, принялась клевать.

А на- днях шел показ – рассказ
По телевизору про края суровые северные  -  про землю Канадскую.
Живут, работают там люди мужественные,
Что в буран – пургу да в мороз за сорокаградусный
По льду озерному возят оборудование мощное на карьер алмазный.
Но не о них мой сказ теперешний,
А о смекалке вороньей.

Послушай ( “интересно”, - говорю тебе уверено),
Как приспособились птицы эти
К жизни в краях суровейших
Да к прогрессу ( регрессу ли!?),
Что туда людьми “принесен”.

Как увидит ворона грузовик,
Что идет в направлении ей нужном,
Подлетает к нему и садится…

Точно на место, где теплый воздух вверх поднимается,
И путешествует, в струях его обогреваясь
И людей удивляя сообразительностью “человеческой”.
И невольно думаешь : “А не так уж и глупы
Наши “ братья меньшие”.



           СКАЗ ПРО ДРУЗЕЙ НАШИХ ВЕРНЫХ ЗЕЛЕНЫХ –
           про деревья, кустарник, траву.

Интересно услышать, знаешь ли ты
Что есть дерево, а что такое кустарник;
В чем их схожесть и в чем их отличие?
Вот, к примеру, береза иль та же сирень…
Как назвать их, чтоб правильно было –
               
Кустарник иль дерево?
Ошибиться в названии просто;
Да, ведь хочется грамотным быть
И не спутать, к примеру, лошонка с осленком,
Тигренка со львенком иль попугая… с совой.

Коль хочешь узнать, дочитай до конца, что написано.
Итак, начинаю рассказ о зеленых собратьях людей, о растениях.

Хоть весь век свой с землей они связаны,
Но как мы тоже дышат и пьют, и едят;
Даже чувствуют боль и плодятся;
И, коль волю фантазии дать,
То сходство и во внешности сыщешь.
Вот, к примеру, ДЕРЕВЬЯ.
Ну, хоть дуб, эвкалипт или ель
( В Новый  Год ты красою пушистой
И запахом чудным ее наслаждаешься).

Ноги есть у них?
Конечно же, есть – корнями зовутся,
Да только под землю ушли и прижились в ней;
Из нее воду пьют и питаются.
А как с “телом” – стволом дела обстоят?

И вот тут очень важно запомнить,
Что один(!) Он у дерева,
Что выходит от корня он вверх,
 “Руки” – ветви под Солнце подставив.
И тех  “рук”  у деревьев, т.е. веток скелетных
( Толстых, от ствола отрастающих)
Да, и веток по – мельче, с названием иным
(Второго, третьего и т.д. порядка ветвления)… много.

А у нас, у людей, сколько их? Потрудись, посчитай, коль не помнишь.

А что КУСТАРНИК?
От деревьев отличие его лишь в том, что ствола не имеет,
А ветви мощные ( и слабые тоже)
Из –под земли вырастают… “букетом”.
               
И мощью, и ростом они ( кусты!) по – слабее деревьев;
Большинство из них щедро одаривают нас
Красою цветения или ягодой сочной.
Тому примеров много – ты знаешь, видел сам:
Калина красная, душистая малина, розы, куст крыжовника
В “бусинках” ворсистых, полосатых;
А красная смородина? Ее сережки яркие,
Что творчество умельца, манят изяществом и красотою.

А вот ТРАВЫ… Что есть они?
Да, это луг в цветение,

Поле ржи, овса стебли золотые;
То и полынь, нарцисс
И алый, белый мак,
И рыжие головки зверобоя.
“Мир” травы – разнообразие (почти) неисчислимое

И так прекрасен, так необходим он нам,
Что жизнь без него мы и не мыслим.
Ну, вот скажи:
Ты сможешь без огурчика или помидорчика

Свой завтрак иль обед представить?
А кто не  “кланялся” ей, “травке”, в пояс,
Когда клубничку с кустика срывал

Иль василек, ромашку Луговую
В букет для мамы  собирал?
Бывало ж так с тобой,
дружочек… Правда?
А коль и не было, ты не и не грусти -             

Все это поправимо… при  желании создавать ( не созерцать !):
Вскопать весною грядочку, посеять семена или рассаду посадить,
Ухаживать ( полить, прополку сделать…) и летом, осенью
Дарами щедрыми цветов иль ягод “травинки” каждой насладиться.
Коли  “урок” усвоил – дерзай смелее; труд твой вознаградится…
               
Питомцами твоими, с виду молчаливо – безответными, стационарными,
А по – сути, живыми существами. Ты помни это… Пожалуйста, не забывай.
               
                1.02.2011г.



      ПРО ПТИЦУ ГОЛУБЯ РАССКАЗ КОРОТЕНЬКИЙ

Любопытно знать,
Соскучился ли ты по сказу…следующему,
Или занят был так,
Что некогда было думать про другие дела?

А я думала… и о ком еще рассказать тебе что – то новое?
О корове ли, что молоком поит,
О курице ль, что к яичнице яйца несет,
Или про рысь, акулу – океанов владычицу?

Да увидела я за окном голубя –
Птицу не редкую в городе;
И сам ты видел и, небось, не раз голубей
Во дворе своем, я уверена;
Все у жилья норовят поселиться они,
Чтоб отходами пищи нашей питаться.

А вообще семейство голубиное
Разнообразием своим не малое –
До 290 видов их только в “дикой” природе
(Среди них сизый голубь, вяхирь, клинтух, горлица…)
И еще за 400 домашних (декоративных, почтовых).
Какие они внешностью?
Не малы, не велики – размером средние,
Лишь один их вид – венценосные, за 0,8 метра.
Тут и сизые, и коричневые, да и всякие…“разноцветные”;
Кто с вихрем, а кто важно раздул грудку собственную.

А с “характером” как дела обстоят?
Да, ведь что сказать…
               
Вот, к примеру, горлица
Толь без “совести”, толь настойчивая и упорная:
Ну, так и лезет она то в окно, то в дверь;
На нее махнешь -  “ноль внимания”;
Знать, усвоила, намотала на…ум,
Что не так уж агрессивны к ней люди.
Хотя и есть средь нас (что грех таить!) те,
Что на стол кладут тушку голубя как… шашлык.
Да, не много их, вот таких людей,
А все ж больше тех, кто лелеет, растит,
Увеличивает племя птицы сей разнообразием…
(Словно мастера моделей одежды,
Что наряды нам демонстрируют
Да дивуют мир своей фантазией);
“Создают” они диковинных птиц,
Но и почтовым голубям – труженикам,
Что в войну спасали людей тысячи,
В их голубятнях тоже место есть.

Живут голуби парами – голубь с голубкою
И “деток” вместе растят на первых порах –
Примерно,  месяц  кормят творогом,
Что в горле – зобу у них образуется;
Затем дети идут “на хлеба собственные”,
А родители, тем временем, деток новых дожидаются;
Во время же свободное от семейных забот
В стаи кучкуются; и стай таких
Уйма целая по Белу Свету летает – мечется;
А когда день стемнеет да уж ночь придет,
Сыщут местечко уютное и заночуют до зорьки утренней.

Вот и узнал ты  кое –что (надеюсь, новенькое)
О птицах – голубях со слов сказа нынешнего.
А коль появилось желание познать глубже их жизнь –
Есть фильм большой, есть книжечки.
Прояви к ним интерес, терпение и узнаешь много неожиданного:
О выносливости, остром зрении да о памяти,
О крыле (его конструкции) да обо всем о том,
За что людьми знающими  идеальной летательной
Машиной была признана птица эта.
               
Успехов тебе (по)читатель мой.

                2009г.



                СКАЗ МОЙ СЛЕДУЮЩИЙ.

Свечерело уже. Ты поужинал, дела сделал…
Ну, садись теперь по –удобнее, да послушай,
Если хочется, сказ коротенький, что расскажу я тебе.
Будет он… Как ты думаешь, о ком мой сказ нынешний?
Да, не надо тебе “ломать” голову;
Уж сама я в нетерпении – так и рвется наружу
Сказ про … черепах.
Разнообразие их не малое…
И по месту – образу жизни и по “внешности” -
За 2 сотни видов их; есть сухопутные, есть пресноводные и морские есть.
Живут сухопутные в степях, пустынях
И несут на себе “крышу” дома собственного –
Роговой щиток, с позвоночником и ребрами сросшийся;
Называется он панцирем.
И не очень страшны им, наверное, в таком “жилье”
Ни Солнце жаркое, ни зубы иного зверя хищного.
И есть средь них черепахи особенные, редкие,
Слоновыми названные за вес, за размер их панциря –
До полутора метров длиною.
А живут они на островах океанских –
Галапагос, что в Тихом океане находятся,
И на Сейшельских островах, что разбросаны вблизи Африки
И купаются в голубых водах океана Индийского.
(Не поленись, взгляни на карту
И увидишь их вточь, где сказано).
И что еще дивно в черепахе Слоновой –
Без питья воды может жить долгое время.

Но самые крупные черепахи – морские кожистые,
Обитатели морей тропических;
Тело их без щитков, лишь кожей покрыто;
               
До двух метров длиной они и в 600 килограммов весом.
А не так давно, но не в наши дни,
Случай был такой: черепаха кожистая,
Весом за 700 кило ( с корову крупную!) в сетях запуталась;
Не легко пришлось рыбакам тянуть ее на судно.

А знаешь ли ты как на свет появляются эти рептилии?
Да, как курицы или страусы, или птицы иные – из яиц.
Много их закладывает черепаха – мать в ямку;
Полежат они там до срока – поры
И зашевелится песок – земля под ними
От десятков черепашек крошечных,
Что только – только из яиц вылупились.
И, коль сможется, проживет иная…
Сколько, думаешь? Да, сотни полторы годков;
Не в пример людям нынешним.

Завершаю сказ я с надеждою,
Что прослушав, прочитав ли его,
Ты подумаешь…как жизнь удлинить собственную.

А теперь прощаюсь с тобой. До свидания.
 
                2009г.
















                ОГЛАВЛЕНИЕ
               
1. С давних – давних времен люди счет дней ведут.               
2. О планете Земля почитай, что поведаю               
3. Про Луну расскажу, что знаю               
4. О соседях наших по “двору” космическому – системе Солнечной.               
5.      О конструкции человеческой...               
6. Расскажу – ка  я тебе о зубках наших...               
7.      Помоги себе сам.               
8. Ты взгляни по – внимательней на Земли просторы…               
9. Про оленя сказ, про Ветвистого               
10. О дедушках вспомним по поводу…               
11. Про колибри Крохатуличку и удода добра молодца               
12. Про ворону сказ, про Смышленушку               
13. Сказ про друзей наших верных зеленых…               
14. Про птицу голубя рассказ коротенький.               
15. Сказ мой следующий