Проверки на дорогах

Юрий Комболин
Лет пятнадцать назад мне пришлось ехать пассажиром грузовой автомашины от Норильска до Дудинки. Мороз был под 50. Водитель, с которым мы только что познакомились, накинул на меня тулуп и заботливо укутал им ноги. Я подсчитывал в уме, хватит ли всей моей наличности, чтобы рассчитаться за дорогу и этот комфорт, но он, будто подслушав мои мысли, сказал, что денег не возьмёт, а пригласил меня, чтобы в дороге веселей было. С тем и тронулись.
Земля, промерзая, парила. Голая тундра с редкими хилыми лиственницами тонула в молочном тумане. Шедшие где-то далеко впереди машины на пригорках пробивали светом фар эту мертвенную дымку, и тогда казалось, что там, у горизонта, идёт бой.
За разговором дорога действительно показалась недолгой. Глаз уже отметил вдали зарево электрических огней города, когда справа полыхнул явный язык живого огня: что-то горело. И на фоне пламени просматривалась человеческая фигура. В каком-то замысловатом танце она двигала руками, выплясывала ногами – ну, чисто шаман. Только бубна не хватает. А пламя съёжилось и погасло. Человек исчез. И только полярная ночь и молоко тумана.
Мой водитель и собеседник затормозил, молча открыл дверцу и выпрыгнул – растворился.
Через минуту он объявился так же внезапно. Залез за сиденье, достал канистру литров на пять с какой-то жидкостью и вновь исчез.
Спустя какое-то время мы тронулись. Свет фар выхватил стоящий у обочины ЗИЛ, водитель которого помахал нам рукой.
- У мужика двигатель стал греться. Он капот поднял, оказалось - вода выкипела. А тут ведь, как заглушишь мотор , сразу сливаться надо. Хорошо он нас по свету фар заметил – дождался. И запалил в ведре бензин, чтобы увидели. Я ему свою воду запасную отдал, всегда с собой вожу.
- А если бы не было?
- Тогда дождался бы, пока он снег не натопит. У нас ведь тут всё суровое: и природа, и отношения между людьми. Не помоги я ему – может погибнуть. И мне тогда здесь не жить и не работать. Даже, если с ним ничего не случится, но узнают, что не помог, - всё равно не жить.
Вспомнились мне эта поездка и разговор во время недавней беседы с дальнобойщиком. Говорили и о бандитах, и о ментах, что, оказывается, почти одно и то же на трассе, и о помощи в дороге.
Рассказал он о последней поездке в Магнитогорск.
- Шёл я налегке, без прицепа. Дорога пошла по холмам: подъём, спуск – значит, город уже близко. На одном из склонов заметил машину. Она явно не могла забраться: колёса пробуксовывали. Водитель махал рукой из окна кабины.
Когда я поравнялся с ним, он прокричал, что требуется помощь. Сам не может даже из кабины выйти, машину несёт назад.
Забрался я на горку, размотал свой трос, достал его, соединил и затащил мужика. Он посетовал, что только передо мной фура проехала, водитель которой притормозил, но помочь отказался, сославшись на то, что торопится.
Я предложил ехать вместе. Миша, так звали водителя, согласился – всё легче вдвоём, тем более эти горушки ещё до места должны были встретиться.
Пару горок миновали благополучно. Смотрим, в ложбинке фура стоит. Миша говорит, что это тот самый, который в помощи отказал. Глянул я на номера – московские. Эти всегда только за деньги делают, а уж если запчасть какая, такую сумму заломят, хоть стой, хоть падай.
У него колесо спустило, а домкрат на морозе отказал. Я Михаилу сказал: ты как хочешь, а свой не дам. Ну, и Миша не дал, хотя москвич хорошие деньги сулил. На трассе так: ты не помог, и тебе не помогут, и ничем эту помощь не купить.
Удачи нам на дорогах.

Колонка редактора. Газета «5 колесо», №44, 1998 г.