10 дней, которые потрясли мой мир

Вячеслав Вишенин
                В армии существует много видов поощрений. За хорошую службу солдату могут объявить благодарность или отпустить в увольнение, сфотографировать  у Боевого Знамени части или присвоить очередное воинское звание, наградить знаком «Отличник Советской Армии» или написать благодарственное письмо родителям. Но самым лучшим, самым желанным поощрением для солдата является краткосрочный отпуск на Родину.  Однако, его могут объявить только за выдающиеся заслуги: за безупречную службу и отличные показатели в боевой и политической подготовке, либо за какой-нибудь подвиг. Об отпуске домой мечтают все солдаты, но едут в отпуск один из 50-ти, а может и один из 100. Мечтал о таком отпуске и я. Служил нормально. Не выслуживался, но и старался без залетов. Политическую подготовку усваивал крепко, а огневую, строевую и физическую тоже тянул без особых усилий. Но, в принципе, так служили многие, поэтому на их фоне я и не выделялся. Часть у нас была хорошая. Почти каждый солдат и сержант имели те виды поощрений, о которых я написал выше. А вот в отпуск ездили единицы. Ну, какой, скажите, подвиг можно совершить в части, окруженной высоким каменным забором?

                Полтора года воинской службы прошли достаточно быстро и, довольно,  неплохо для меня. Я был на хорошем счету у отцов – командиров, имел кучу благодарностей за различные заслуги, в увольнения ходил достаточно часто. Родители мои получили благодарственное письмо от командования части за достойное воспитание сына. А меня самого назначили заместителем командира взвода, и присвоили звание сержанта. Так что грех было бы жаловаться на службу. До демобилизации мне оставалось полгода и я уже, в общем-то,  свыкся с мыслью, что в отпуск, как это ни жалко, я не поеду. Но тут… 1 мая 1987 года выпало на воскресенье. В части по такому поводу решили провести праздничный кросс на 3 километра. Командир части торжественно объявил, что первые три призера поедут в отпуск. Мы знали, что наш «полкан» - человек слова, поэтому воодушевление в тот день творилось невероятное. А меня так, вообще, будто бы волной накрыло. По всему телу пошли мурашки, а голова, казалось, лопнет от пульсирующих  вен в висках. «Отпуск!!! Вот он – совсем рядом! Какая невероятная удача – надо только поймать ее!!!».
               
                До армии я всегда был со спортом на «ты». Занимался легкой атлетикой, футболом, волейболом, баскетболом, шахматами, теннисом. Даже имел по каким-то из них спортивные разряды. Участвовал в городских и областных соревнованиях и иногда становился призером. Другое дело – армия. Здесь не так много времени уделяется спортивной подготовке. Есть, конечно, обязательные занятия, но они не такие активные и целенаправленные, как в спортивной секции. К тому же, многие занятия проходят формально, без плана и учета каких-либо результатов. И только если ты сам не поставишь перед собой задачу добиться конкретной цели – никто из тебя Шварцнеггера не сделает. Это, во-первых. А во-вторых, я прослужил уже полтора года, имел статус «деда», к тому же, был сержантом – «замком». Честно говоря, разленился последнее время, не всегда соблюдал режим, стал покуривать. В общем, жил довольно вольготной жизнью, как и полагается солдату второго года службы. Ну, и еще существовало мнение, что «дедам» по сроку службы не положено быть «впереди планеты всей», иными словами, много работать, проявлять инициативу. На это, мол, есть более молодые и более ретивые. Все эти мысли промелькнули у меня тогда в голове за несколько секунд. Попытать удачу или уже не стоит? Сохранить свое достоинство, статус «деда» или плюнуть на все и тряхнуть стариной? Журавль, что парил в небе, был так близок, что я решился.

                Помню, что бежал я, как давно уже не бегал. Летел, как на крыльях, одержимый одной мыслью об отпуске домой. Мои сослуживцы лишь улыбались мне вслед, видя, как несется на всех  на всех парах их сержант – дедушка, но сдержать мой напор и противостоять мне не могли. На этом кроссе я занял второе место, пропустив вперед лишь Якова Бэлэцэла, нашего лучшего бегуна части. И через несколько дней я уже ехал домой. Как я рад был увидеть своих маму с папой, как от счастья прыгала моя младшая сестренка, какой приятной была встреча с одноклассниками, какими невероятно прекрасными были прогулки по парку, шашлыки с друзьями, посиделки вечером под гитару. Какими сладкими были минуты, проведенные со своей девушкой – все это просто невозможно передать словами. Это были действительно 10 дней, которые потрясли мир. Мой внутренний, душевный мир. И оставили в нем массу самых замечательных воспоминаний.