Украинский кризис инноваций

Станислав Кушнаров
То, что на Западе называют критическими явлениями – у нас в стране является вполне привычным процессом. Украина в течении десятилетий нашла самый простой для себя способ «борьбы» с кризисом – привыкание к нему. И вот, экономические проблемы 2008 году – стали толчком, моментом осознания того, что из кризиса надо бы выходить. Однако время проходит, и страна начинает свыкаться и с этими толчками, и продолжает жить в состоянии осознания кризиса.
 Причина такого упорного консерватизма в отечественной экономике является фактическое отсутствие внедрения инновационных идей. Украинская экономика похожа на огромный копировальный аппарат, бесконечно снимающий копии с прошлого - эпохи позднего СССР и первого постсоветского десятилетия.
 Почему же инновации являются чуждым явлением для нашей страны? Этому есть две причины.
 Первая из них – банальная особенность украинского менталитета – ориентация на окружающих, проявляющаяся во всех сферах бизнеса: от частного предпринимательства до национальных корпораций. Идея копировать чужие дела – в нашей крови. Приведу простой пример. В некоем районе N один местный житель открывает ларёк на «пятачке» и покупает автомобиль в кредит. Через некоторое время его сосед, видя чужие успехи, в погоне за наживой тоже ставит ларёк – рядом с первым ларьком, и ждёт, когда у него накопится денег на машину. Но в результате - что-то не клеится, а у первого предпринимателя выручка падает на 50%. Третий сосед, видя, что данный бизнес «набирает популярность», ещё более уверенно ставит рядом третий ларёк и тоже ожидает прибыли. Как итог - у всех троих прибыль становится ещё ниже, и «первооткрыватель» идеи теперь вынужден продать бизнес (желающих его купить к этому времени становится ещё больше) и искать хлебов на новом месте. Так происходит практически в любом бизнесе уже более 20-ти лет.
 Вторая причина проблемы внедрения инноваций – небеспочвенная боязнь воровства идей. К сожалению, государственная политика не уделяет должного внимания защите интеллектуальной собственности. Среднестатистический житель Украины уверен, что с советских времён инновации интересуют лишь тех, кто специализируется на их кражах. Поэтому изыскатели, не имеющие финансовых возможностей воплотить свои находки, складируют их на пыльных полках «до лучших времён», вместо того, чтобы заработать хотя бы на идее, пока она актуальна. Эта тенденция - элементарный пример того, как в человеке собственническая жилка «усыпляет» жилку креативную.
 Казалось бы, наиболее реальный на данный момент способ лечения вялотекущего кризиса в Украине – приход инноваций из-за границы. Однако европейские новаторы в данный момент слишком изнурены экономической нестабильностью в собственных странах, для того чтобы доверять экономике Украины свои дочерние структуры.
 Таким образом, страна может уповать лишь на себя, и первой задачей на пути к обновлению и переформатированию застаревшей экономической модели в Украине должна стать реанимация прав интеллектуальной собственности. Причём не только в законодательном, а и в «просветительском» направлениях, поскольку букве закона украинец доверяет намного меньше, чем живому слову.
 Оздоровление бизнеса начнётся лишь с того момента, когда человек убедится в том, что создание идей помогает заработать больше, чем их копирование.