Чепуховинка

Арье Бацаль
                Корону сняв, царица Доброта
                Взамен её купила нищим хлеба,
                Но возвратилась к ней корона та
                Нетленным даром Неба.

      Я помню себя с четырёх лет. Что было до этого, тоже вспоминается, но смутно и не полностью. А с четырёх всё очень чётко. Помню, мы с мамой шли по парку, и моё внимание всё время отвлекалось на бабочек, на камешки у края аллеи, на лягушку, которая вдруг выпрыгнула из травы. Потом мама замедлила шаг и сжала мою руку. У неё было растерянное лицо. Навстречу шёл высокий дядя.
   - Мирьям, – дядя остановился, - ты ли это?! Привет! Сколько лет!
   - Привет, Ариэль! Как ты здесь оказался? 
    Я спряталась за маму и оттуда с любопытством поглядывала на дядю.
    - В больнице вашего города срочно понадобился нейрохирург, а он в отпуске. Вот меня и вызвали. - Он помолчал. - Как поживаешь, Мирьям? Это твоя девочка?
    - Моя.
    - Сколько ей? - его пристальный взгляд смущал меня.
    - Четыре годика.
    - А как её зовут?
    - Ариэла.
    - У неё моё имя, - отметил дядя, - и лицо тоже.
    - Это тебе показалось, - мама решительно взяла меня за руку. - А назвали её в честь бабушки.
    - Мирьям... - дядя хотел возразить, но мама прервала его.
    - Извини, Ариэль, я очень тороплюсь. Всего хорошего.
    Мы двинулись дальше. Я сразу же оглянулась. Он продолжал стоять на аллее, глядя нам вслед.
    - Не оглядывайся, это неприлично, - мама достала сигареты и закурила.
    Взрослые нередко недооценивают детей. Конечно, в то время мне было не по силам разобраться в их словах. Я сделала это позже, поскольку всё запомнила. А тогда меня удивили слёзы на мамином лице.
   - Почему ты плачешь, мама?
   - Что ты придумываешь? - возмутилась она. - Просто в глаз попала соринка.
   - Наверно, тебе попали соринки в оба глаза?
   - Ох, Ари, какая же ты нудная.
    Последнее слово было незнакомое. Возле дома нас ждал папа. Увидев меня, он присел на корточки, расставил руки, и я бросилась в его объятия. Мне было необходимо сообщить ему очень важные новости.
    - Папа, папа, ты знаешь, кто я?
    - Знаю. Ты солнечный зайчик.
    - Нет, папа, я нудная! – произведённое впечатление вызывало у меня восторг. - Я такая нудная!
    - До ужина вы можете погулять полчасика, - улыбнулась мама.
     Мы направились к парку. Мама всегда была задумчивой и часто курила. Ей приходилось делать усилие, чтобы оторваться от своих мыслей и поговорить со мной. А папа целиком был сосредоточен на мне. С ним гулять было значительно интересней.
    - Ты слышишь? - я остановилась у куста, из-за которого доносилось тихое повизгивание.
     Мы заглянули туда и увидели щенка. Он держал на весу переднюю лапку и жалобно скулил.
    - Это спаниельчик, - папа присел возле него на корточки. - У бедной собачки нет мамы, и болит лапка. Такая крохотная, ну просто чепуховинка какая-то.
    - Чепуховинка?! - в этом слове было что-то трогательное и доброе.
    Папины родители были из России, и он объяснил мне, что это русское слово означает нечто маленькое, незначительное, почти несуществующее. Потом он встал и взял меня за руку.
    - Папа, а как же Чепуховинка? У неё нет мамы, и болит лапка. Давай возьмём её к себе.
     Я смотрела снизу вверх глазами, полными слёз. Этого вынести он не мог.
    - Но что скажет мама? И кто будет за щенком ухаживать?
    - Я буду ухаживать, - в этом не было никаких сомнений.
    - Ладно, - пробормотал папа, - но мама будет против.
     Он взял щенка на руки, и мы пошли домой. Войдя в квартиру, я побежала на кухню.
     - Мама, мы с папой принесли Чепуховинку.
     - Хорошо, - она расставляла на столе посуду, - сейчас будем ужинать. Мойте руки и за стол.
     В это время в проёме кухонной двери показался папа.
     - Мирьям, мы тут с Ариэлой кое-что принесли, - вид у него был смущённый, почти виноватый.
     - Я уже знаю, чепуховинку. А что это такое?
     - Это щенок спаниеля. Его просто кто-то выбросил. Я постелил ему в прихожей газету.
     - Что?! - мама смотрела на папу остекленевшими глазами, в то время как щенок появился у папиных ног и сразу же заковылял к столу.
     - Вы что, с ума сошли?! - взгляд мамы остановился на мне. - Ариэла, быстро мыть руки.
     Она всегда отсылала меня, когда собиралась ругать папу. Но я лишь скрылась из виду и остановилась, вслушиваясь в их разговор.
    - Мирьям, я всё понимаю. Но Ариэла очень просила взять его с собой.
     - Ничего ты не понимаешь, Ешуа! - выкрикнула мама. - Собаку нужно кормить, купать, убирать за ней, делать прививки, выгуливать. Это всё равно, что второй ребёнок. Её нельзя оставлять одну дома, она загадит квартиру и будет скулить на весь дом. Соседям это не понравится. Ариэлу можно понять, она ребёнок. Но ты, взрослый человек, как ты мог так поступить?
    - Я и поступил, как взрослый, - тихо ответил папа. - Не мог же я преподать ребёнку урок жестокости. Она запомнила бы его на всю жизнь.
     - Нет, вы только на него посмотрите! - распалялась мама. - Послезавтра, в воскресенье, мы пойдём на работу, Ариэлу отведём в садик, а что делать с собакой?
     - Мы подумаем, - пообещал папа.
     - Он подумает! Бери щенка и неси его туда, откуда взял!
     Заливаясь слезами, я бросилась на кухню.
     - Папа хороший. Это я во всём виновата. А у Чепуховинки нет мамы, и болит лапка. Она же совсем крохотная. Разве её можно выбрасывать?!
    - Ну вот, - мама в отчаянии всплеснула руками, - не успеваю я слова сказать, как у тебя  появляется защитница. И так всегда. Да вы меня просто терроризируете!
    - Ну что ты, Мири, - папа незаметно подмигнул мне, - мы тебя очень любим.
    - Да, мама, - подтвердила я, - мы тебя любим.
    - Не подлизывайтесь, - она выдержала короткую паузу. – Поговорим потом. А сейчас за стол. Хотя... Это чудище тоже нужно накормить. А что ему дать?
    - Ужасному, злому, дикому зверю не больше полутора месяцев, - рассудил папа. - Чем питалась наша Ариэла в таком возрасте?
    - Ужасному, злому, дикому зверю нужно налить в блюдце молочка, - догадалась я.
     Мама так и сделала и, сверх того, накрошила в молоко хлебной мякоти. Чепуховинка стала жадно опустошать блюдце. Она даже опустила на пол больную лапку. Потом она облизалась, благодарно повиляла хвостиком и сделала возле блюдца лужицу.
    - Вот, - воскликнула мама, - это только начало прелестей, которые нас ожидают.
     В субботу мы отправились в парк на прогулку. Я несла Чепуховинку на руках, а потом отпустила. Но она, глупая, понеслась по аллее в противоположную сторону. Я догнала её у скамейки, на которой сидели дяди. Они смотрели на моих родителей и беседовали.
    - Смотри, Ури, какое вызывающее несоответствие, - заметил один из них. - Жена такая стройная и красивая, а муж невзрачный, какой-то никудышный.
     Он так говорил о папе, и его слова возмутили меня до глубины души. Мне хотелось закричать: "Неправда! Мой папа хороший. Он самый лучший!".
    - Видишь ли, Дани, - возразил второй дядя, - кроме внешности у людей есть ещё кое-что.
     Я, наконец, поймала беглянку и догоняла родителей. "Наверно, в этом всё дело, - думала я, - у папы есть ещё "кое-что", и этого "кое-что" у него много. Очень много. Поэтому он лучше всех".
     Впоследствии папа договорился с соседкой-пенсионеркой, у которой был пудель. Родители оставляли у неё нашего щенка, когда уходили на работу, и забирали после возвращения. За это ей немного платили. Через год мы решили отказаться от помощи соседки. Но она изъявила готовность ежедневно, в полдень, бесплатно прогуливать нашу собаку вместе со своим пуделем. Так Чепуховинка стала неотъемлемой частью нашей семьи и неизменной участницей прогулок и выездов на природу.

     В Израиле в любое время года можно увидеть цветущие растения. Но весной страна превращается в настоящее царство цветов. Воздух напоён ароматом цитрусовых садов, а гористую пустыню Негев покрывают красные каланиёты - разновидность анемонов. Полюбоваться этим зрелищем мы и отправились на автомобиле в одну из суббот. Папа с мамой на передних сидениях, а мы с Чепуховинкой сзади. Мне было уже двенадцать лет.
     Долина анемонов расположена недалеко от потухшего вулкана Большой Махтеш вблизи городка Ерухам. Мы съехали с дороги метров на десять, вышли из машины и любовались почти сказочным морем ярко-красных цветов. Потом решили перекусить. Мама стала разворачивать снедь, а я села на небольшой, гладкий камень. Он слегка покачивался, что мне даже нравилось. Но Чепуховинка моего выбора не одобрила. Она облаяла мой камень со всех сторон, а потом принялась стаскивать меня с него, ухватив зубами за полу куртки.
    - Чем-то Чепуховинка недовольна, - обратил внимание папа.
    - Она, как всегда, хочет сидеть со мной рядом, - нашла я объяснение, - а здесь места не хватает.
     На этом мы и успокоились. Но не Чепуховинка. Она отошла от меня на пару шагов и продолжала лаять обиженно и тревожно. И вдруг у мамы из рук вывалилось блюдце.
    - Змея! – мамино лицо застыло от ужаса.
     Я увидела её буквально в двух сантиметрах от своей голой ноги. Бежать было уже поздно. Она была жёлтая с черным протекторным рисунком на спине, длиной около метра и довольно толстая. Позже я узнала, что это ближневосточная гадюка Сефа. Весной у неё повышенная агрессивность. Я потревожила её, раскачивая камень, под которым она пряталась.
     Среди нас, застывших от ужаса, только Чепуховинка не растерялась. Она мгновенно вцепилась зубами в змеиный хвост. Сефа ответила ей молниеносным ударом в нос. Это позволило мне отбежать в сторону, а Чепуховинка отпустила змею, отскочила назад и жалобно заскулила. Змея же несколько секунд раскачивала приподнятой передней частью тела, затем начала медленно уползать под камень. Мы с папой бросились к Чепуховинке. У неё на обнажённом участке носа выступила кровь. Это было место змеиного укуса.
    - Мирьям, быстренько собери всю еду в скатерть и положи в
багажник, - распорядился папа. - Поедем в Ерухам. А пока мы попытаемся удалить яд.
     Я держала Чепуховинку, а папа пытался выдавить из ранки на её носу побольше крови. Но существенных результатов это не дало. Потом электрическим проводом, найденным в багажнике, мы  наложили жгут на верхнюю челюсть Чепуховинки повыше ранки. Минут через семь наша машина уже была на пути в Ерухам. В субботу ветлечебница не работала, и мы направились в полицейский участок. Там помогли нам дозвониться до квартиры ветеринара.
     С момента укуса прошло около часа, когда ветеринар начал осматривать собаку. Он сказал, что шансов практически нет, потому что змеиный укус тем опаснее, чем ближе к голове. Всё-таки папа уговорил его сделать инъекцию противозмеиной сыворотки. Мы возвращались домой, снабжённые инструкциями ветеринара. Чепуховинка без движения лежала на заднем сидении машины рядом со мной. Я держала ладонь на её распухшем, горячем носу и молилась.
    - Боженька, милый, хороший, добрый, пожалуйста, спаси Чепуховинку! Не дай ей умереть!
     Но часа через два Чепуховинки не стало. Пелена траура опустилась на нашу семью. Я возвращалась из школы в опустевшую квартиру, где не было уже мохнатого, ушастого друга, который радостно бросался ко мне, виляя хвостом и тыкаясь мокрым носом в мои руки. И дружба эта была непоказная. В решительную минуту Чепуховинка без колебаний отдала свою жизнь, чтобы спасти меня. Её гибель никак не изглаживалась из памяти. Смерть была постоянной и неотъемлемой частью жизни. Она присутствовала рядом и была непредсказуемой. Я не формулировала эти мысли в словах. Они стали частью моего мироощущения.
     Как-то вечером я готовила уроки. Потом сделала перерыв и отправилась на кухню. Мама стояла у газовой плиты, а папа менял прокладку водопроводного крана. Я молча достала из холодильника баночку йогурта, выпила его и пошла обратно.
    - Она почти не разговаривает, - донёсся до меня мамин голос. - Ходит, как тень.
    - Не может забыть Чепуховинку, - объяснил папа.
     Через несколько минут они постучали в дверь моей комнаты, вошли и остановились у порога.
    - Хочешь, Ари, мы снова заведём собаку? - это говорила мама, которая вечно ворчала, что Чепуховинка везде оставляет свои волосы и после прогулки лезет с грязными лапами на диван.
    - Нет, не хочу.
    - Почему?
    - Потому, что это будет не Чепуховинка.

     Я окончила школу с высокими баллами и по успеваемости и по психотесту. Передо мной открывались двери израильских университетов. Но сначала предстояла служба в армии. Перед моим отъездом родители устроили вечеринку и пригласили своих друзей - тётю Дафну и дядю Элиезера. Пришли и мои школьные друзья, включая Ноама. Он был признанным красавцем нашего класса. Девчонки заглядывались на него, а он на меня. Но его недвусмысленное внимание не вызывало во мне ответного чувства. Я вообще не любила красавцев.
    - Какую девчонку вырастили! - восхищалась тётя Дафна, глядя на меня. - Высокая, стройная, красивая. В кого же это ты такая?
    - Да, - поддержал её дядя Элиезер, - я тоже об этом подумал. Такая же задумчивая, как мать, и такие же манеры, как у отца, но, в основном, видимо, в дедушку, или в бабушку.
     В ответ на их слова папа улыбнулся, а мама украдкой бросила на него обеспокоенный взгляд.
    Девушки в израильской армии, преимущественно, выполняют функции, прямо не связанные с боевыми действиями. Я служила в штабе авиационной части и каждую субботу приезжала домой. Через год, в один из таких приездов, папа сообщил  мне, что мама серьёзно больна.
    - У неё злокачественная опухоль груди, - уточнил он. - Проблема в том, что она обратилась к врачу слишком поздно.
    - Что значит слишком?
    - Рак третьей степени. Врач сказал, со второй степенью ещё на что-то можно было бы надеяться.
    - Но почему, папа? Ей же всего сорок три года! - как будто мои слова что-то могли изменить.
    - Она очень много курила, - он достал из ящика стола бумагу. - Вот заключение врача. Тут есть графа "Ожидаемая продолжительность жизни».
     Там было написано "Двенадцать месяцев". Вот она, непредсказуемая смерть, которая всегда рядом. Вскоре мама вернулась от тёти Дафны, и я бросилась к ней на шею.
    - Что с тобой, доченька? Ты всегда такая сдержанная.
    - Просто, мама, я по тебе соскучилась.

     Прослужив год и восемь месяцев, я вернулась домой, и мы с родителями обсуждали, в какой университет мне поступать. Остановились на Иерусалимском Еврейском университете. Мне хотелось стать фармацевтом. К моменту моего отъезда на учёбу, мама уже перенесла операцию. Она носила парик, потому что курс химиотерапии вызывал выпадение волос. Я приезжала домой по субботам. И каждый раз к моему приезду мама делала тщательный макияж. Она не хотела пугать меня видом своего измождённого лица. Через три месяца, в связи с резким ухудшением состояния, её положили в больницу.
    - Папа, может мне не уезжать? - заколебалась я.
    - Нет, доченька, ты должна учиться. Если что, не дай Бог, я тебя вызову.
     Он позвонил уже в среду, сказал, что мама хочет со мной поговорить. Я приехала в четверг. Папа всё время был рядом с больной. На работе он взял отпуск. Моё появление её обрадовало.
    - Ешуа, раз Ари здесь, сходи домой, прими душ, позавтракай, - предложила она.
    Папа промолчал и вышел из палаты. Я опустилась на стул рядом с маминой койкой.
     - Меня подключили к капельнице, - она избегала моего взгляда. - Это наркотик, подавляющий боль. Его дозу будут увеличивать. Вот и пришлось вызвать тебя, пока я ещё хорошо соображаю. Мне необходимо рассказать тебе что-то очень важное.
     Я держала её за руку и никак не могла справиться со слезами. Мама начала спрашивать меня об учёбе, о друзьях. Она никак не решалась заговорить о том, что считала очень важным.
    - Ты хочешь рассказать мне об отце? - отважилась я прийти ей на помощь.
    - О каком отце? - испугалась мама.
    - О том, которого мы с тобой случайно встретили в парке, когда мне было четыре года.
    - Кто тебе сказал?
    - Никто. Просто я запомнила всё, что вы говорили, а став взрослой, кое-что поняла.
    - Это удивительно! - её глаза заметно оживились. - Но раз ты что-то знаешь, я расскажу. Его зовут Ариэль Гальпер, нейрохирург в иерусалимском госпитале "Хадасса". Он был красивый и очень талантливый. Я, молоденькая медсестра, сразу же потеряла голову. И у нас начался роман. Но потом, когда я забеременела, он дал понять, что о браке речи быть не может, и предложил помочь избавиться от ребёнка. А я, что называется, закусила удила. Прервала наши встречи, уехала в Беэр-Шеву и устроилась в здешний госпиталь "Сорока".
    Долго говорить мама не могла. Она закрыла глаза, а я сидела рядом, не выпуская её руку. Немного отдохнув, она продолжила.
    - Здесь мы и познакомились с твоим отчимом. Он монтировал медицинское оборудование в нашем отделении и не сводил с меня глаз. На следующий день принёс мне цветы.
    - Тебе он понравился?
    - Да. В нём было что-то очень надёжное. Но я уже никому не верила. Я прямо сообщила ему, что беременна. А он спросил, какие у меня отношения с отцом будущего ребёнка. И когда узнал, что их нет и быть не может, сделал мне предложение.
    - И ты согласилась?
    - Не сразу. А когда согласилась, поинтересовалась, не хочет ли он, чтоб я сделала аборт. Но он даже слышать об этом не хотел. И потом, в течение двадцати лет совместной жизни, был таким преданным, любящим, предупредительным. Его нельзя было не любить. А какой он отец! Мне казалось, ты его любишь даже больше, чем меня.
    - А нейрохирург знает о моём существовании? – робко поинтересовалась я.
    - Да. После встречи в парке мы виделись ещё один раз. Он приезжал по делам в нашу больницу.
    
     Мама умерла через четыре дня. От этого удара я не могла прийти в себя несколько лет. Возвращаясь к мыслям о ней, я каждый раз заново переживала историю её отношений с моим биологическим отцом. А ведь он находился в Иерусалиме, совсем рядом. Нет, особого желания знакомиться у меня не было, но взглянуть на него, наверно, следовало бы. Эта мысль постепенно обретала форму решения. Я уже была на третьем курсе университета. Узнать по телефону часы приёма больных доктором Ариэлем Гальпером не представляло большого труда.
     И вот я в больнице Хадасса, сижу в конце очереди из пяти человек. У каждого на руках результаты обследований. Доктор Гальпер должен определить, нужно ли их оперировать. Сначала в кабинет прошла симпатичная медсестра, моя ровесница. Потом появился сам доктор, статный, с проседью на висках и неопределённой улыбкой на лице. У него был мой овал лица, мои губы, подбородок. На первых двух больных ушло двадцать минут, и я, прикинув время, решила сходить в банкомат у входа в больницу, чтобы снять нужную сумму. К моему возвращению перед кабинетом уже никого не было. Может быть, последний больной как раз сейчас в кабинете? Я тронула дверь, заглянула в образовавшуюся щель и тут же отшатнулась. Доктор Гальпер и медсестра целовались, стоя посреди кабинета.
     Я брела домой, и никакого желания встречаться с отцом у меня уже не было. Он ведь тоже мною не интересовался. Я силилась разобраться в его личности, вспоминая черты и, в особенности, выражение лица. Похоже, то была улыбка Нарцисса. Скольким действительно красивым и талантливым людям не удалось избежать этого комплекса. И, очевидно, самолюбование так и не позволяет им достичь духовной зрелости.
     В пятницу я возвращалась в родной город. От автобусной станции дорога домой пролегала через парк. У входа на боковую аллею сидел на корточках парень и гладил по головке щенка. Что-то очень знакомое сладко заныло у меня под сердцем. Я подошла.
    - Его, наверно, кто-то бросил?
    - Очевидно, - парень взглянул на меня и сразу же отвёл глаза, - искалечили и бросили. А какой он красивый, ты видишь. Настоящий лабрадор.
     Щенок лежал на животе, неестественно вытянув передние лапы, и тихо скулил.
    - Что с ним? - я опустилась на корточки рядом.
    - У него повреждены передние лапы.
    - Боже мой, какой крохотный, - у меня навернулись слёзы, - совсем чепуховинка какая-то.
    - Что? Чепуховинка? Я его так и назову, если удастся выходить.
    - Как ты собираешься его выхаживать?
    - Мне бы только за машиной сходить, - он смотрел на меня со сдержанным восхищением. - Я хочу показать его ветеринару.
    - Сходи, а я побуду со щенком.
    - Спасибо, - обрадовался он. - Я вернусь минут через двадцать.
    Это был крепкий парень лет двадцати трёх, небольшого роста и неприметной внешности. Он вернулся  через двадцать минут и взял щенка на руки.
    - Мне тоже хотелось бы узнать, что скажет ветеринар, - робко промолвила я.
    - Тогда помоги мне. Пока я буду управлять машиной, щенка кто-то должен держать.
    Это был не очень убедительный аргумент, но я им воспользовалась. Между нами начиналась игра, у которой была своя логика. Вскоре мы добрались до ветеринара. Он осмотрел щенка и обернулся к нам.
    - У него раздавлены кончики передних лап, снизу имеются разрывы. Может быть, на них наступили, или наехали. Но суставы не повреждены.
    - Его можно вылечить?
    - Я обработаю и перевяжу ему лапы, сделаю укол и дам таблетки. Если за ним ухаживать, через недельку начнёт ходить и станет нормальной собакой. Но это стоит денег. Вы согласны?
    - Согласны, - произнесли мы одновременно и засмеялись, глядя друг на друга.
    - Ты возьмёшь его домой? - поинтересовалась я, когда мы вышли из ветлечебницы.
    - Нет. Домой не получится. Я отнесу его в контору автомастерской, в которой работаю.
    - А что скажет хозяин?
    - Это мой отец. Я с ним договорюсь. А Чепушинка потом станет сторожем и своё отработает.
    - Чепуховинка, - уточнила я. - Мне хотелось бы узнать, как у неё дела?
    - Пожалуйста. Моё имя Шалев. Запиши телефон.
    - А меня зовут Ариэла, - я записала его номер и протянула ему листок со своим телефоном.
 
     Наша квартира блистала чистотой. Папа делал всё, чтобы дом не потерял для меня привлекательности. Мы поужинали, и он стал расспрашивать о моей жизни в Иерусалиме.
    - А ты, папа, как справляешься? Нелегко же работать и самому вести домашнее хозяйство?
    - Я уже привык.
    - Папа, ты ведь совсем не старый. Мне хотелось тебе сказать, но нехватало решимости. Если ты захочешь как-то устроить свою жизнь, я отнесусь к этому с пониманием.
    - Спасибо, доченька. Но сначала ты должна окончить университет. Кроме того, я хотел бы выдать тебя замуж. А там посмотрим.
    - Замуж? Это может быть очень нескоро.
    - Почему? Тебе уже минуло двадцать лет. В таком возрасте девушке пора об этом подумать. Я помню, за тобой ухаживал Ноам, симпатичный парень. Вы не поддерживаете связь?
    - Нет. После школы он целый год звонил мне. Но я не подала ему никаких надежд.
    - А в армии разве за тобой никто не ухаживал? Там же столько замечательных ребят.
    - Да. Моего расположения добивался один молодой офицер, инженер-электроник. Девчонки говорили, красавец. Но он не вызывал у меня ответных чувств.
     В это время зазвонил мой сотовый телефон.
    - Извини, Ариэла, это Шалев. Я неплохо устроил Чепушинку в конторе, постелил ей старый коврик. Но накормить её никак не удаётся. Дал сосиску, а она только урчит, но не ест.
    - Во-первых, Шалев, она не Чепушинка, а Чепуховинка. Постарайся запомнить. А во-вторых, она слишком маленькая. Ей нужно молоко. Накроши туда немного хлебной мякоти.
    - Шалев? - удивился папа, когда я положила телефон. - Значит, есть у тебя парень?
    - Есть, - этот ответ был неожиданным даже для меня самой.
    - Ты можешь мне хоть немножко рассказать о нём?
    - Могу. Он здешний, лет двадцати трёх, ростом с меня.
    - Какое у него образование?
    - Очевидно, он окончил школу. Работает в автомастерской.
    - Что же ты в нём нашла?
    - Ничего особенного, папа, если не считать одной сущей чепуховинки. Он очень добрый.
    - Ты можешь нас познакомить?
    - Я постараюсь.
     Утром позвонил Шалев. Но я, увидев его номер, выключила телефон. Мне было стыдно за своё вчерашнее поведение. Нельзя так вешаться на шею малознакомому парню. Он, наверно, уже решил, что я у него в кармане. В течение субботы Шалев так же безответно звонил ещё несколько раз. Вечером я уехала в Иерусалим. На следующий день звонки продолжались, но я не дрогнула, хотя всё время только о нём и думала. Передо мной был мамин пример. Если девушка теряет голову, она совершенно безоружна. Так прошла неделя и наступила пятница. Я возвращалась домой через парк и вдруг у входа в боковую аллею увидела знакомую фигуру с крохотным щенком на руках. Неужели это судьба?
    - Здравствуй, Шалев.
    - Привет, Ариэла! Как хорошо, что я тебя встретил, - он заметно волновался. - Я решил, что ты в пятницу в то же самое время можешь опять здесь появиться. И не ошибся.
    - А зачем я тебе?
    - У тебя, возможно, есть опыт выхаживания щенков.
    - Шалев, мой папа большой специалист по бездомным щенкам. Я познакомлю вас. Пойдём.
     Папа открыл дверь и с интересом взглянул на моего спутника.
    - Здравствуй, папа! Я обещала показать тебе своего парня. Знакомься, это Шалев.
    - Ешуа, - папа пожал гостю руку.
    Я взяла щенка и отправилась на кухню, а когда вернулась, они оживлённо беседовали, сидя на диване. Папа устроил Шалеву настоящий допрос.
    - А где ты служил? – спрашивал он.
    - В воздушно-десантных войсках, бригада Гивати. Я участвовал во Второй ливанской войне.
    - Но после армии ты мог поступить в университет?
    - Насчёт университета не уверен, - признался гость, - а в колледж меня бы приняли. Но мой отец, офицер-резервист, тоже участвовал во Второй ливанской и был тяжело ранен. Года полтора он не мог работать, перенёс несколько сложных операций. Наш семейный бизнес, мастерская по обслуживанию автомобилей, оказался под угрозой. Мне пришлось заменить отца.
    - У вас большая семья?
    - Родители, две сестры и младший брат. А автомастерская - основной источник доходов.
    - Но как ты мог заменить отца? Эта же работа требует высокой квалификации.
    - Да, - согласился Шалев. - Но я, начиная с седьмого класса, каждое лето работал в мастерской и кое-чему научился. Да и отец помогал своими советами.
    - Нелегко было?
    - Разумеется. Я работал по четырнадцать часов в день, без выходных.
    - Работал? - не понял папа. - А сейчас что-то изменилось?
    - Конечно. Отец поправился, и теперь я надеюсь поступить в колледж.
    - Это было бы замечательно!
     Я принесла кофе и пирожные. Пригласила их к столу.
    - Вы давно знакомы с Ариэлой? – продолжал допытываться папа уже за столом.
    - Мне кажется, давно. Но мне очень хотелось встретиться с вами.
    - Зачем?
    - Чтобы попросить руки вашей дочери, - Шалев отодвинул чашку с кофе. - Я люблю её. Она очень, очень красивая.
    - Что?! Но ты должен поступить в колледж. Это моё условие, - и, спохватившись, папа добавил: - А что думает она сама?
     В этом представлении, поставленном самой жизнью, простой, маленький человек, в его роли был Шалев, сдавал свой главный экзамен на счастье. А я как будто находилась среди увлечённой публики. И вдруг из безответственной зрительницы мне пришлось превратиться в главную героиню, стоящую на сцене в ярком свете рампы. Я пыталась скрыть смущение под маской непроницаемости. Этот паренёк, добрый и надёжный, завораживал своей смелостью, столь неожиданно попросив моей руки. 
    - Я тоже хочу поставить условие, - мне удалось придать своему голосу холодный тон, - ты должен правильно произнести имя своей собаки.
     Папа смотрел с недоумением, в то время как Шалев сразу же принялся за дело.
    - Чепушиновка? Нет. Чепухошинка? Нет. Я сейчас. Че-пу-хо-вин-ка. Вот. Чепуховинка!
    - К сожалению, - я развела руками, - всё правильно. Мне просто придёться дать своё согласие.
    - Подождите! - папа, наконец, всё понял. - У меня в буфете стоит бутылка "Кьянти".
    Он в два счёта достал и откупорил вино, извлёк из буфета три рюмки и наполнил их.
    - Как жаль, что нет с нами мамы! - очевидно, в эту минуту он не мог не думать о ней.
    - Моя мама умерла два года тому назад, - объяснила я Шалеву.
    - Давайте всё-таки выпьем, - предложил папа после минутного молчания.
    Мы пили вино и закусывали тортом. Потом наступил час, когда Шалев стал прощаться. Я пошла его провожать. Мы вышли из квартиры, спустились этажом ниже и вдруг услышали папин голос.
    - Ребята! Вы забыли Чепуховинку!