Ранние записи А. Сергина

Александр Михайлович Сергин
  8. 09. 70г.
   Человек - продукт общества. Оно (общество) держит человека в своих рамках; оно не мешает ему упасть ниже себя, но и мешает (в разное время по-разному) возвыситься над ним так, чтобы двигать его вперед. Это требует борьбы. Поэтому все великие люди, ускорившие движение истории всегда революционеры, борцы. Никогда не было, нет и не будет человека, который по своему развитию опередил свое время, ну скажем, на несколько веков. (Все это я пишу к проблеме становления личности.) Это об обществе в целом.
   Лев Толстой видел прогресс общества и человека в нравственном самоусовершенствовании. Почему это признается сейчас не совсем верным, почему Толстой сам запутался в конце концов в этом нравственном самоусовершенствовании? Ведь эта цель в принципе верна. Дело в том, что понимать под нравственным самоусовершенствованием.
   Во-первых что такое "нравственное". Нравственность - это понятие в различное время различное, хотя есть еще революционная нравственность. А Толстой понимал под этим духовный рост, достижение идеалов, которые подсказало ему его же общество, ограниченное своими интересами. Можно, конечно спорить о абсолютной нравственности. (Здесь уже должны быть затронуты вопросы о корнях искусства, религии.) В конце концов Толстой подошел к богу. Это не тот бог, который уже "был". Это особенный бог и это очень сложно. Пока конечно, нет времени...

*********
   Больше половины моих одноклассников приехало назад. Гм!!! - Это создает даже некоторое впечатление о том, что я правильно сделал, никуда не поступав. Сквернейшее вречатление! Ни в коем случае не следует унижаться до того, что называется "как все". Дурацкое понимание коллективизма.
   Вчера прочитал в газете, как одна медсестра десять лет поступала в медицинский институт. Боже мой!!! Это или тупица, или, что вернее, психологически сломленная неудачами. Глупо думать, что ты не поступил из-за нехватки одного-двух баллов. Вдвойне глупее думать так, не поступив во второй.

12.01. - 71г.
   Чтобы я только ни..., ради одного; чтобы было лето и дней двадцать безделья. Как же это было здорово, когда я целый месяц после экзаменов пропадал на речке! Как хорошо было загорать, лежа в лодке, или просто, заплыв на середину, смотреть в небо и думать о чем-то приятном: волны покачивают мягко, лицо тихо погружается в воду, но стоит шевельнуть ногой и я опять лежу спокойно на воде, потом я разом переворачиваюсь на грудь и, ныряя, плыву к берегу. Хорошо! И я был совершенно счатлив. Придет ли когда-нибудь опять такое время!?    
   О, Лазурное царство! Я видел тебя... во сне.

28.02 -71г.
   Сегодня перед сном вспоминал поход по Уралу и стало так хорошо и приятно, что встал, взял тетрадь и сейчас, лёжа в постели, вспоминаю и пишу.
   Я помню, как будто это было вчера, все подробности нашего пятидневного путешествия. Это лучшие дни в моей жизни, которые нельзя забыть.
   Помню в первый день, когда мы выплыли из ..., был сильный ветер, и наш ... плыл, зарываясь в волны; я сидел на носу, свесив ноги, и они то погружались в воду, то повисали в воздухе; было прохладно, нас то и дело обдавали брызги, и нам было весело.
   Потом мы поставили палатки (я помню даже запах леса и мази от комаров), таскали дрова для костра и пили чай из шиповника.

25. 04. - 71г.
   Читал отрывок из "Былого и дум", главу 41 - раздумье по поводу затронутых вопросов. Если я бы был писателем, то я написал бы историю моего понимания любви и самой любви (в будущем, может быть.) Для этого надо было бы охватить всю жизнь от самого  раннего детства, и особенно отрочества, в эти годы жизнь - это поэзия, ведь она еще не испорчена окончательно обществом. Жизнь в эти годы воспринимается образами, чувства возвышены, чисты и прекрасны.   
   Иногда я чувствую, как чувствовал в детстве. Но чувство это так неуловимо и так быстро проходит, что остается только боязнь окончательно потерять его и сожаление о нем. Люди, став взрослыми, забывают свое детство, может быть потому, что иначе их жизнь была бы вечным сожалением.

26. 05. - 71г.
   Сегодня у десятиклассников был последний звонок. Вот и уходят из школы последние, с кем я жил в школе. Теперь, кроме учителей, школа мне чужая. Как быстро летит время! И как страшно, что попусту.

3. 07. - 71г.
  Вот уже 4 дня, как я нахожусь в училище. Впечатление прескверное и увеличивается потому, что нахально крадут книги. Особенно жалко, что стащили программы. И это кандидаты, это, которые ставят себя эрудитами, музыкантами и пр. Нет, хоть я и знаю, что я сюда не поступлю, но ни один из них не вызвал у меня ни зависти, ни желанием стать таким. Многие из них видны насквозь: один дурак, другой умный, но я для себя интересней. Конечно они тоже обладают своим внутренним миром. Ну и что же из этого? Какое мне дело до этого, потому что я жить с ними не собираюсь.
...
   Гражданская жизнь по своей природе исключительна. Это и есть жизнь, как она понимается. В армии половина времени тратится на муштру. Половина - это у политработника. А у пехотного офицера - все. Если науки вечны, потомучто они изучают вечный мир, то армейская наука - это искусственно вызванная опухоль, которая со временем исчезнет, а следовательно исчезнет память  о всех служаках. Конечно, косвенно это способствует прогрессу человечества. Но что будет, скажем, через тысячу лет... Разве не исчезнет память о даже Великой отечественной войне? Исчезнет. Исчезнет потому, что память существует постольку о ком-либо и о чем-либо, поскольку существует влияние этого чего-либо на человеческую жизнь.

19.07 - 71г.
   Прошло уже около двадцати дней и мое отношение к училищу постепенно меняется. Я ознакомился со всем, привык и даже уже хочу поступить, тем более что я получил 9 баллов за сочинение и историю.
   Завтра будет экзамен по географии и, кажется, если я получу тройку, то все равно пройду по конкурсу.

19.09. - 71г.
   Итак, прошло два месяца как я снова взял эту тетрадь, что бы поведать "себе в будущем" свои сегодняшние злосчастия.
   Короче говоря я застрял в училище крепко. Застрял...- раньше мне это слово казалось волшебной музычкой, а теперь скрипом гробовой доски.
   Я не только застрял в училище - это было бы полбеды, - но и в армии, минимум на два года. После того, как я принял присягу, мне два пути - или продолжать морально терзаться в училище или идти в армию. Что лучше не знаю, но оба варианта конечно плохи.
   Как я жалею, что не привел в исполнение мой первоначальный замысел: завалится на экзаменах и поступать в гражданский вуз.
   Меня мучает, если откровенно сказать себе, то, что мне уже 18 лет, я старею, а счастливого будущего не вижу...

3.10 - 71г.
   Сегодня воскресенье. Все пошли в город, а меня почему-то не включили в списки увольняемых, и я теперь сижу за клубом у дерева. Впрочем, я рад хотя бы и тому, что наконец за долгое время могу побыть один, сам с собою.
   Итак, я уже четвертый месяц в училище и до отпуска осталось тоже 4 месяца. 
   Сижу и вновь и вновь вспоминаю всю историю с ЛВВПУ, - как хотел сначала идти в армию, работал, как наткнулся на объявление, как потом готовился и наконец поехал и как приехал в училище.
   Сборы дома, а потом меня усадили в самолет и я покатил сначала в Москву. Лететь было интересно, потом Внуково, Львов и... ночевка на КПП ни о чем не подозревавшего, но уже начинавшего догадываться мальчика.
  ... В училище же я живу по принципу, чему бывать, того не миновать. Здесь нет возможности заниматься любимым делом или просто ходить в город, что дает большую моральную устойчивость -т.е. я знакомлюсь с большим городом, я живу полной интересной жизнью. Но это превращается в некое заточенье, как, например, сегодня.
  В рамках же моих возможностей здесь меня ничто не увлекает сильно, даже учеба.
   Единственное что должно быть интересно, это то время, когда я окончу училище и стану офицером, хотя здесь мне ясно не совсем все, а во-вторых это будет не скоро.

16.01 - 72г.
   Итак, кончается мой первый семестр в училище. Еще каких-то 15 дней и я, дай боже, еду в отпуск.
   Интересно, как меня встретят и как я встречу всех наших и вообще, как мне покажется гражданка.
   Неужели я наконец-то буду дома! Неужели я смогу читать, что хочу, делать что хочу, есть что хочется или просто пойти куда хочу?!
   Я замучил себя мечтами о предстоящих днях, я даже заранее жалею, что так мало дней отпущено мне судьбой для такого блаженства.
   Надо позаботиться сейчас, как распределить и провести эти дни, чтобы они прошли как с белых яблонь дым.

6. 03 - 72г. Каникулы мои пролетели давно, иногда кажется, что их вообще не было.
   Послезавтра мне исполнится 19 лет. Я этому верю и не верю. Куда же я потратил эти годы.

6. 09. Вот я и на втором курсе. Поднабрался опыта в курсантской, точнее армейской жизни. Все привычно, все что нужно - знаю, т.е., что не нужно для гражданского человека.
   Но по-прежнему непрестанно мучаюсь неопределенностью. Своим положением. (Нет, положение - то определено дальше некуда.) Что же неопределено?

10. 10. Моя программа, причем генеральная, такова: как можно систематически и глубже изучать общественно-политические предметы (и особенно философию и ин. яз), так как они дают ключ к какому-то пониманию жизни. Военные науки (не вообще, а например устр-во танков и т. п.) важны мне как офицеру, для понимания военных вопросов.
...