Моя память в местах моего детства

Александр Богданов 2
***
Зачарованно, с сачком в руке бегу, бегу в своем зеленом солнечном раю  за диковинной бабочкой.

Она перебирает цветки, держит меня на расстоянии.

Зачем она мне? - но, нет же! - за нею! - все дальше и дальше.

Ах, вот еще одна!

Они дружно взвились высоко надо мной - таким смешным и глупым со своим марлевым сачком в разочарованных руках - среди цветов и травяного буйства, под сводами вековых тополей, под голубым  веселым небом.

***
- Людка! Валька! В «классики» играть будете?! Чур первая!!

Я шкет, мне пять или шесть, и до сего времени моими друзьями по уличным играм были одни девочки.

Да и вокруг - лишь соседские мамки с их малолетними дочками да моя старшая сестра со своими подружками.

И еще моя мама.

В общем, тогда меня окружали одни женщины.

Они же меня и обожали, и обижали как надоевшего щенка.

И Людка, и Валька – все мы жили в одной коммунальной офицерской квартире и были обречены играть вместе.

Я настолько соподчинился им, что и говорить стал о себе в женском роде.

Однако, когда мы играли «в семью» и они спорили, кто будет «мамой», а кто «дочкой», то роль отца семейства доставалась мне без обсуждений.

А когда приходила пора «укладываться спать», и «мамаша», ложась, снимала трусики и звала меня, то я должен был тоже ложиться и смотреть на две сомкнувшиеся припухлости, похожие на разрез внизу живота.

«Дочка» тоже подсовывалась и, когда раздвигала свои «створки», обнажая нечто несуразное, то «желание» у меня возникало одно – скоре-е «идти на работу».

Я изображал будильник, семейка наша изображала раннее утро - все, потягиваясь и почесываясь, расходились «на работу».

Из песни слов не выкинешь: похоже, девочки уже тогда неплохо разбирались в «правилах» той игры.

Однако, офицерские семьи на месте не задерживались.

Вот и Валька с Людкой - мои первые «жены» - вдруг исчезли из моей жизни, как и появились.

Так почему-то – «вдруг» - все и происходило.

А потом этого «вдруг» становилось все меньше и, однажды, вовсе не стало.

И мне уже больше никогда не приходилось быть в том первобытном своем состоянии, когда я просыпался и с нетерпением вскакивал, боясь пропустить, прозевать что-то такое, что уже есть, а я этого еще не знаю, и то потому только, что лежу в постели, а надо быстрее вскакивать, чтобы не пропустить это «что-то»!

И ведь оно всегда происходило, и обязательно - вдруг.

***
Именно так, откуда ни возьмись, подкатил однажды к подъезду грузовик с бебехами (словечко моей мамы), оттуда выпрыгнули, как черти, солдатики и в один миг перетащили эти "бебехи" на четвертый этаж.

А с ними появился в нашей квартире и Борька.

Борьке - десять.

Белобрысый, крепкий – он гонял по округе на своем "орленке", как вольная птица, и восторг мой от Борьки был огромен.

Видимо, такого обожающего его существа у него в жизни не было еще и поэтому он позволял мне быть его "хвостиком" и таскаться за ним повсюду.

Иногда, усадив меня на раму своего велика и отчаянно пыхтя мне в затылок, он крутил педали, азартно накручивая круги по гаревым дорожкам военного гарнизона.

А моя переполненная до краев душа готова была покинуть меня с криком «Ура!».

Я обожал Борьку.

Даже при том, что он мог в любой миг вскочить на свой велик и исчезнуть, оставив меня одного млеть от восторга и обожания.

***
В нашей большой, густонаселенной женщинами и малолетними детьми коммунальной квартире, мужчины - наши папы – были для нас, детей, доступны только по воскресеньям.

Потому что и уходили на службу они, и приходили со службы, чаще всего, когда мы, дети, спали.

И вот приходило наконец долгожданное воскресенье.

Пробудившись раньше своих еще нежившихся в постели родителей, и, зная уже, что будить отцов непозволено, мы, детишки, кучковались где-нибудь в коридоре или на кухне, поминутно проныривая в приотворенную дверь: а не проснулись ли они, наконец?

Но, нет! и тягостное ожидание снова продолжалось.

Пробуждение начиналось с позывными звуками очень популярной тогда музыкальной радиопередачи «С добрым утром!».

Пропустить эту веселую радиопередачу было невозможно, и квартира быстро оживала.

Я обожал, когда папа брился, - в белой нижней рубахе, в офицерских брюках-галифе со спущенными подтяжками.

За столом перед маленьким зеркалом - раскладушкой он в специальной чашечке разводил пенку, кисточкой наносил ее себе на щетинистую кожу и аккуратно безопасной бритвой проводил по мыльной целине обнажая гладкие борозды.

Мой папа! - от него так вкусно пахло! - и свежестью мыла, и табаком.

***

Ах, какой же прекрасный начинался день!

Какое солнце кипело в огромном окне!

Но вот с улицы в открытое окно раздаются знакомые мне голоса пацанов, и я уже лечу по лестничным маршам и, едва успевая видеть в мелькающих мимо окнах этажей синее небо над верхушками тополей, затем – их блистающую на солнце зелень,  пулей вылетаю из подъезда, да так, что дверь едва не уносится с петель, и, с лету включаясь в происходящее, я, с полным знанием существа дела, ору:

- Не бреши, Юрка! Танки еще вчера вернулись!

И - Юрка:

- Айда на танковую!

- Через болото не пройдем, гати затопило, там вчера деревенские чуть не утонули!

- Я знаю, как пройти, мне Генка рассказал!

И вот уже мы, как одержимые размахивая руками, перебивая друг друга и  предвосхищая события, несемся прочь от дома - в сторону офицерских огородов, мимо старого заброшенного песочного карьера, к насыпной дороге, которую мы называли танковой.

Никогда еще я не был на танковой дороге!

Настоящей!

По которой всю ночь на бешенной скорости неслись настоящие танки!

Сердце колотилось.

Из наших глоток вырывались вопли восторга от затеянного, но страх уже подбирался и шевелился где-то под ложечкой, голосом мамы требуя остановиться, не лезть в болото.

Очень скоро наши босые ноги захлюпали в заболоченной траве: мошки, блошки, стрекозы.

А еще - то тут, то там - мерещились диковинные и страшные обитатели болотных царств.

В небе носились встревоженные чибисы.

Вода уже подобралась к животу и спасать и подтягивать трусы было некуда.

Но, самое жуткое ощущалось под пятками и пальцами ног.

Мы шли гуськом, молча, сопя и не оглядываясь.

Я замыкал шествие.

Позади меня зловеще и сухо смыкались жесткие травы.

Какое-то время казалось, что еще можно вернуться.

За спинами старших ребят я все равно не чувствовал себя в безопасности, хотя идти первым было еще страшнее.

И вдруг Юркин вопль:

- Змея!!

И что за сила подхватила и вынесла нас из болота прямо на дорогу!

Это Юрка первым увидел танковую дорогу сквозь заросли и, как настоящий предводитель, подхлестнул нас жутким страхом, за которым последовал взрыв восторга и воодушевления.

Мир засиял и заискрился всеми цветами радости, а мы, перекрикивая друг друга, долго вопили, потешаясь над собой и друг другом!

Вот оно: мы - на танковой дороге!

Запах машинного масла и свежие еще следы траков, впечатанные в дорогу и подсыхающие на солнце после ночного ливня.

Рев и лязг танков, крупнокалиберные пулеметы, пушки, пыльные шлемы и чумазые лица танкистов на башнях - было от чего сойти с ума.

Наши души насытились.

Пора было возвращаться.

Никакая сила теперь не могла бы загнать нас снова в болото.

Мы пошли через ближнюю деревню, потом - вдоль железной дороги.

А мама, ведь, ни-че-го не знала, какая опасность только что была пережита ее сыном!

Но, что было думать об этом, когда все было так прекрасно?

Последний отрезок своего пути, от станции, мы проделали понурыми, с голодным блеском в глазах.

Предстояла «разборка».

Хорошо, если - с мамой.

С папой хуже.

Сердито сдвинутые брови мамы разрывали мне сердце меньше, чем ремень в руках папы.

Всяко бывало.

***

- В черной-черной комнате, что за черной-черной лестницей, жила девочка. И у нее не было ни мамы, ни папы, - только братик младший. Когда их мама умерла, то перед смертью наказала девочке: «Никому не открывай комнату! А то погубишь и себя, и братика". Девочка очень любила братика и была ему как мама. А когда она уходила в магазин, то наказывала братику не выходить за дверь и никому не открывать. И вот, однажды, она пошла, а дверь закрыть забыла...

Мы сидим за сараем на бревнах и, не отрывая глаз от Гали, дрожа от ужаса, слушаем ее страшные истории.

И откуда она их знает столько?

Галя рассказывает и палочкой чертит на земле треугольник, проводя по многу раз по его сторонам и старательно выгребая из луночек песок.

Когда Галя доходит до того места в рассказе, когда должно вот-вот случиться самое страшное, и мы, замерев и разинув рты, уже готовы ко всему, - так хочется узнать, чем же все закончится, - она говорит, что продолжение будет завтра, и, даже встает, зачеркивая туфелькой свой треугольник.

Такой расклад нас не устраивает.

Визжа и воя от нетерпения мы «уговариваем» ее продолжать.

Галя, подумав немного, соглашается и садится на место.

- И слышит мальчик, что кто-то стучится в дверь...

Тут я слышу мамин голос, - она кричит в форточку: «Са-а-ша-а! Домой!».

Ах, Галя-Галя, скорее!

Но, Галя не торопится: она старше нас, и ей еще можно гулять, сколько захочется, - лето ведь.

А мама снова: «Быстро домой!».

Делать нечего, и я, стрелой (так давно хочу писать!), и чтобы не нарваться на мамин грозный взгляд, влетаю в черный проем подъезда и, прыгая через две ступени, взлетаю прямо в ее руки:

- Господи, что за дитя! - если бы не позвала, он ночевал бы там на улице!

Нет, мамочка, ни за что!

Я прямиком лечу к унитазу, потом - к умывальнику, и - за стол, на котором, уже стоят тарелка, булка, кружка.

Как же я хочу есть! И я - ем.