Путь к либеральному иудаизму

Юрий Фельдман
                К вопросу о либеральном иудаизме.

                Всё течёт, всё меняется.

  Всё началось с эпохи праотцов, когда Всевышний повелел Аврааму переселиться в страну, которую он укажет. Почему Аврааму?
Потому что он, в отличии от многобожьях современников поверил в единого Бога. И Бог заключил с Авраамом союз, договор, согласно которому, в обмен на
веру, от Авраама пойдёт особое потомство, как свидетельство того, что Бог управляет миром. Земля, в которую велел идти,  называлась Эрец-Исраэль.
Потомок его, Иосиф с семьёй, в 16 веке до н. э. из-за голода уходит к галут, в Египет, где один из его сыновей Яков достиг величайшего положения. После периода благополучия в Египте, что повторялось в истории многократно, фараон стал притеснять евреев, превращая их в рабов, заставляя делать кирпичи. Тяжелая, отупляющая работа.
   Бог не покинул избранный им народ, и явился вождь – Моше Рабейну. Бог повелел ему вывести народ из рабства, из Египта. Пройдя тяжкие испытания, евреям удалось вырваться и в 1312 году до н. э. произошло важнейшее событие.  Бог через Моше передал Тору на горе Синай. С этого момента идёт отсчёт еврейской истории.
  40 лет евреи блуждали по пустыне, пока не вымерло поколение рабов. Даже Моше не было разрешено войти в Эрец Исраэль. Потом, как известно, были времена благополучия в царствования Давида и Соломона. Периоды расцвета сменялись временами бедствий и изгнаний, сперва в Вавилон с разрушением Храма, а в  70 году н.э. разрушение римлянами и второго Храма, уничтожение Израиля и рассеяние евреев по всему свету.
   В период средневековья евреи жили в Европе в гетто изолированно от мира.  Жили в постоянном страхе, в ожидании погромов. В огромном большинстве они, как и христиане, были глубоко религиозны.
  Но время шло, с ослаблением феодализма нравы смягчались. В 18 веке Мозес Мендельсон, скромный и мудрый, живший в Берлине еврей, перевёл Тору на немецкий, изучал языки, писал философские трактаты. Был принят в интеллектуальное немецкое общество, подружился с Лессингом. Первым стал называть себя немцем иудейского вероисповедания. Он искренне верил, что путём просвещения можно улучшить жизнь евреев и уничтожить антисемитизм христиан. И действительно, в 19 веке масса молодых евреев завоевали видное положение в обществе Германии и в Европе. Но антисемитизм остался.
В 1832 году в Висбадене раввин Авраам Гайгер основал учение об иудаизме, как о постоянно развивающемся организме. Не подвергая ревизии основные законы Торы, он считал возможным, в соответствием с веяниями века, либерализовать некоторые ритуалы.
В этом же году в Штутгарте была основана синагога, в которой с самого начала общиной руководил либеральный раввин D-r  Joseph Maier. Он был уважаем и пользовался большим авторитетом как среди евреев, так и в городе на протяжении 40 лет. Наша община до уничтожения синагоги в 1938 году и после войны до конца 40ых годов оставалась либеральной. Во время войны были депортированы и убиты почти все евреи. В конце 40ых большинство членов общины оказались ортодоксальными евреями из Польши.
  Теперь кратко, чем в основном, отличаются либеральные евреи?
Никоим образом не подвергается сомнению, что Бог един, и он создал мир и человека за шесть дней. Незыблимой остаётся Суббота и все законы, данные Моисею на горе Синай. Ритуалы же рождены временем и могут меняться. Значительно расширяются права женщин, и даже сексуальных меньшинств. Все равны. Не надо благодарить Его за то, что Он создал мужчину мужчиной. Мужчины и женщины  сидят в молельном зале рядом, вызываться к чтению глав Торы. Женщины, получив соответствующее образование, имеют право стать раввинами и канторами. Разрешено молиться не на иврите, а на родном языке. Можно песнопения сопровождать музыкальными инструментами
В Германии  либеральные общины существуют с1997 года. На 2005 год функционировало 11 общин. Это направление признано Центральным советом евреев в Германии.
 В штутгартской синагоге есть определённое количество евреев, находящих для себя приемлемыми законы либерального иудаизма, и желающих в рамках единой общины, более свободного, не ортодоксального религиозного вероизъявления. Это их право.
   Каждый владеющий компьютером может, войдя в Интернет, набрать всего два слова по-русски: либеральный иудаизм. Там вы сможете ознакомиться с 35ю основными положениями прогрессивного направления в иудаизме.
В этом 5772 году на Jom Kippur, наряду с ортодоксальным раввином, в штутгартскую общину впервые за несколько десятилетий для проведения службы приглашен либеральный раввин.