Тайна гранитной плиты Владимир Пузиков

Цепочка Памяти
31 декабря 2010 года автор ознакомился с протоколом допроса полицейского Н.М. Сатина. Следствие по его уголовному делу раскрыло полную картину расстрела евреев осенью 1942 года в селе Благодарном. Этой теме посвящен предлагаемый рассказ.

 Фашистские оккупационные власти на занятых территориях в первую очередь жестоко расправлялись с евреями, как местными, так и беженцами, не успевшими уйти вслед за отступающей Красной Армией. Затем разыскивали и уничтожали коммунистов, комсомольцев, советских работников, партизан и подпольщиков.

 Для развертывания террора в занятых районах оккупанты в своем распоряжении имели приказ, подписанный 23 июля 1941 года фельдмаршалом Кейтелем.
 Из приказа: «…Учитывая громадные пространства оккупированных территорий на Востоке, наличных вооруженных сил для поддержания безопасности на этих территориях будет достаточно лишь в том случае, если всякое сопротивление будет караться не путем судебного преследования виновных, а путем создания такой системы террора со стороны вооруженных сил, которая будет достаточной, для того, чтобы искоренить у населения всякое намерение сопротивляться…».   

 16 сентября Кейтель отправил в войска еще один засекреченный приказ. Из пункта № 1 приказа: «…Немедленно принять самые суровые меры для утверждения авторитета оккупационных властей и предотвращения расширения (подпольного) движения. При этом следует учитывать, что на указанных территориях человеческая жизнь ничего не стоит и устрашающее воздействие может быть достигнуто только необычайной жестокостью. В качестве искупления за жизнь одного немецкого солдата в этих случаях, как правило, должна считаться смертная казнь для 50 – 100 коммунистов».   

 В сентябрь 1942 года в зоне действия партизанских отрядов в селе Величаевском было распространено воззвание оккупантов к населению. 
 Вот его содержание: «…Партизаны – твои враги. Кто партизан приютит, поддержит или, зная про их нахождение, не заявит об этом, будет казнен. Село, поддерживающее партизан, будет спалено, имущество населения – конфисковано, староста – расстрелян. Твоя собственная выгода, если ты доносишь – ты получишь высокую награду деньгами или землей».   
 Оккупационным властям в их карательных операциях оказывали содействие местные полицейские. Зачастую, они проводили массовые аресты евреев, розыск руководителей-коммунистов, партизан и расстреливали задержанных без следствия и суда.
 
 В 1977 году секретарь ЦК КПСС М.А. Суслов вручал городу Ставрополю орден Октябрьской революции, приуроченный к 200-летию города.
 В то время я работал первым секретарем Благодарненского райкома комсомола и присутствовал на краевом мероприятии.

 Затем М.А. Суслов встретился с автором книги «Партизанский заслон» А.Л. Попутько, бывшим редактором Благодарненской газеты «Путь Ленина» в 1954 – 1955 годах.

 Суслов одобрил работу авторов книги, вспомнил несколько эпизодов партизанских боев, резко отозвался о предателях. В частности он сказал: «…К сожалению мы понесли немалые потери из-за предательства отдельных отщепенцев, за что я, как руководитель партизанского движения, получил партийное взыскание от ЦК ВКП(б)». 

 ***

 В нашем районе на службу в немецкую полицию поступили не менее ста человек. Это оценочные данные, так как списков не сохранилось. По морально-этическим мотивам фамилий полицейских называть не будем, за исключением лиц командного состава и ранее упоминаемых в печати.

 13 октября 1942 года смертельно раненого начальника полиции Шаронина увезли в больницу села Петровского, где он и скончался. На следующий день районный комендант Герман Пфейфер подписал приказ о назначении новым начальником полиции Лысоченко, а его заместителем Алексея М. Николая Сатина назначили начальником полиции села Алексеевского. Бывшего начальника – Паршинцева освободили от должности, как не оправдавшего доверие властей. Василия Кувардина за помощь в ликвидации разведгруппы Михаила Коробко наградили немецким велосипедом.

 В сорок третьем, под старый Новый год, оккупанты, а с ними и местные полицейские, спешно уходили из района. Н. Сатин добрался до Ростова, потом через Украину в Польшу. В городе Кракове он работал на ремонтном заводе, но пришла победоносная Красная Армия и Польша стала свободной.

 С друзьями Сатин перебрался в Закарпатье, почти год промышлял разбоями в группе «лесных братьев», а когда их «прижали» войска НКВД – тайно ушел в Молдавию. Устроился работать на завод, «выправил» нормальные документы, подумывал жениться. В 1959 году ему исполнилось 44 года. 

 Но бывших полицейских разыскивали органы госбезопасности. Однажды, в выходной день Николай шел по городу, на душе было тревожно. Он курил, периодически сплевывал в сторону, и в это время оглядывался назад: «Нет ли слежки, хвоста?» Этот прием у него был хорошо отработан за пятнадцать лет скрытной жизни.
 Неожиданно, сзади к нему подошел человек, спросил:
 - Сатин?
 - Да, Сатин… - машинально, непроизвольно ответил Николай. Потом он долго будет укорять себя в проявленной слабости, ведь можно было ответить по-другому. – Нет, не Сатин. Вы ошиблись.
 - Пройдемте со мной!

 Николай рванулся, хотел убежать, скрыться в толпе. Но крепкие пальцы агента госбезопасности намертво сжали левую руку выше локтя.
 - Не рыпайся! От меня еще никто не уходил.
 А потом предупредил, тихо, но уверенно:
 - Шаг влево, шаг вправо, стреляю на поражение.

 Позднее, 23 – 24 ноября 1959 года в селе Благодарном, во время суда над Сатиным работник госбезопасности скажет редактору районной газеты А.Ф. Гринько: «…Сатин долго у нас был в разработке, но мы никак не могли его выследить. А подвела его привычка: через каждые двадцать – тридцать шагов оглядываться назад».

 ***

 В спецвагоне под охраной, более двух недель в пути до Ставрополя, было время Н. Сатину поразмышлять о прожитой жизни.
 Ранняя весна 1929 года. Предыдущие два года выдались неурожайными, голодными. Колхозы только начали организовывать. Советские активисты, комсомольцы делали подворные обходы, проверяли наличие зерна, разыскивали спрятанные и реквизировали, так называемые «излишки».

 Полевые работы еще не начались, да и лед на Мокрой Буйволе не стаял, Николай играл с друзьми на речке, домой пришел затемно.
 Мать была чем-то расстроена, заругала Николая:
 - Худоба не поена… А ты все бегаешь…
 - Я быстро управлюсь! Скажи, что случилось?
 - Комсомольцы нынче ходили… Сначала в доме все перерыли, на чердаке смотрели, в печь, трубу заглядывали. Потом на огород пошли, в землю штырями тыкали, искали спрятанный хлеб. Забрали полмешка ячменя, ведро проса и чашку фасоли. И дядя твой – Василий, тоже ходил. Совести у него нет, родню обыскивать!

 Не простил Николай дяде нанесенную обиду. Осенью 1942 года, уже в ранге полицейского, постучал рукояткой плетки в ставню окна председателя колхоза «Ударник полей» коммуниста Василия Яковлевича Сатина. 
 Василий вышел на улицу, спросил:
 - В чем дело?
 - Собирайся?
 - Куда и зачем?
 - На кладбище! Там расскажу! Не ушел с партизанами, думаешь отсидеться? Не вышло!
 - Николай, не балуй! Мы – родня!
 Группа полицейских, под руководством Н. Сатина, привели В.Я. Сатина на верхнее кладбище и хладнокровно расстреляли, забросали тело камнями и не разрешили родственникам провести захоронение.

 В 1935 году Николая призвали в Красную Армию, но служить он не хотел, конфликтовал с офицерами, ходил в самоволку, за что часто помещался на гауптвахту.  В солдатском кругу отрицательно отзывался о советской власти, в 1937 году получил два года дисциплинарного батальона за антисоветскую агитацию. Потом ему пришлось дослуживать, так что, демобилизовался Николай перед войной, озлобленный на все и на всех. По причине судимости на фронт не был мобилизован.

 Вспоминал Сатин и о расправе над главным зоотехником Каменнобалковского мясосовхоза Н.Е. Кривиченко. В сентябре 1942 года ездил он в совхоз, чтобы договориться с управляющим отделения Алексеем Жаровым об обмене нетели на дойную корову. Да сослался тот, что главный зоотехник запретил разбазаривать совхозное стадо. В то время Н.Е. Кривиченко уже разыскивался районной полицией за попытку перегнать совхозный скот в тыл, за реку Терек. Вскоре он был схвачен по доносу предателя и подвергнут допросам и истязаниям в районной полиции.

 Начальник полиции Шаронин поручил своему заместителю и Сатину отвезти арестованного в поселок Каменная Балка и устроить показательный расстрел. Полицейские привезли Н.Е. Кривиченко в совхоз утром, закрыли его в кабинете конторы, а сами зашли в ближайший двор, заставили хозяев выставить на стол самогон и хорошую закуску. Изрядно охмелев, вечером согнали к конторе около 20 человек женщин и детей из соседних дворов, зачитали приговор. Вспомнив о несостоявшемся обмене нетели на корову, Сатин лично расстрелял главного зоотехника. Люди с проклятиями в адрес убийц и рыданиями разбегались по домам. Сатин закурил, с удовольствием посмотрел на свою работу, снял с убитого ботинки. 

 Под стук вагонных колес Сатин с ужасом представлял, что ему придется отвечать за участие в убийстве партизан Коробко и Гриценко, истязания гражданок Смирновой из Благодарного, Шипуновой из Алексеевского. И уж никак не отвертеться ему от массовых расстрелов евреев на каменном карьере и аэродроме.

 ***

 Почему евреи появились в нашем районе? За что их преследовали и уничтожали фашисты? Попробуем ответить на эти вопросы. Но, говоря о евреях, затронем только исторические факты, не касаясь религиозных и идеологических аспектов.

 Евреи – семитский народ. После второго разрушения Иерусалимского храма римским императором Титом в 70-м году новой эры, затем после подавления еврейского восстания в 132 – 135-м годах, их начали изгонять из Палестины. Расселялись евреи сначала в соседних странах, а затем перебрались в Европу и Азию. Много их осело в Польше, а позднее – и на Руси. 

 Главные занятия евреев составляли торговля, ростовщичество (выдача кредитов под проценты), ремесла, врачевание. Умение «делать деньги», «…используя для этого бедственное положение людей, поразительное знание психологии, слабостей отдельного человека, сплочённость между собой, высокая плодовитость, всё это вызывало ропот населения, а богатство многих евреев – зависть».

 После смерти великого князя Святополка Изяславича в 1113 году на евреев за ростовщичество обрушилась ярость киевлян. Евреев изгнали из города, что было отмечено в летописи: «С сего времяни жидов на Руси нет, и когда который приедет, того народ грабит и убивает».

 Древние книги сохранили ответ 33-летнего царя Ивана IV-го Васильевича на вопрос о том, что делать с евреями, плененными в 1563 году в городе Полоцке: «Согласных креститься – крестить! А несогласных утопить в реке Полоть».

 Но, уходя от преследования католиков, евреи из Польши стали переселяться в западные области Малороссии, Литвы и Белой Руси.
 Расчетливые и дружные евреи быстро брали верх над местными христианскими купцами и ремесленниками, которые не ладили между собой. В финнансовых операциях провести или обмануть еврея было невозможно.

 Разоряя конкурентов по торговле и ремеслу, обманывая при расчетах кресстьян, евреи тем самым вызывали у населения ненависть, которая заканчивалась очередными погромами.

 Известный историк Н.И. Костомаров писал: «…Ничто так не тяготило и не оскорбляло русского народа, как власть иудеев. Паны, ленясь управлять имениями сами, отдавали их в аренды иудеям с полным правом панского господства над холопами. И тут-то не было предела истязаниям над рабочею силою и духовною жизнью холопа. Отдавать имения на аренды казалось так выгодным, что число иудеев арендаторов увеличивалось все более и более, и Южная Русь очутилась под их властью.

 Иудеи… брали в аренды церкви, налагали пошлины за крещение младенцев, за венчание, за погребение и, наконец, вообще за всякое богослужение».
 Когда в Малороссии в 1648 году разразилось восстание под руководством Богдана Хмельницкого, «самое ужасное остервенение показывал народ к иудеям: они осуждены были на конечное истребление, и всякая жалость к ним считалась изменою. Свитки закона были извлекаемы из синагог: казаки плясали на них и пили водку, потом клали на них иудеев и резали без милосердия…».

 По приблизительным оценкам историков в то время в Украине «…погибло до ста тысяч евреев, не считая тех, которые померли от голода и жажды в лесах, болотах, подземельях и потонули в воде во время бегства».
 В царствование Петра I евреям было дозволено приезжать в Россию лишь на короткое время для торговли на ярмарках.

 В результате нескольких разделов Польши между Пруссией, Австрией и Россией (1772 – 1795 гг.) около 700 тысяч евреев оказались на территории Российской империи. В последующие годы в состав России вошли территории: Крым, Бессарабия, Черкессия, Дагестан, Северный Азербайджан, Грузия, Средняя Азия, где иудеи проживали этническими группами. Таким образом,  половина евреев всего мира стала жить в России.

 О их быте, хозяйственной деятельности осталось множество воспоминаний. Так, французский офицер - участник Отечественной войны 1812 года делился впечатлениями о коммерческой деятельности евреев: «…Гвардейцы сбывали добытые в Москве ассигнации. Я еще не знал ассигнаций, и только раз видел синюю бумажку, стоимости которой не знал никто из нас. Лишь впоследствии, когда я ознакомился с этими денежными знаками, я понял, насколько чудовищно солдаты обмануты были евреями в Орше при размене денег...»

 А.Е. Розен в книге «Записки декабриста» писал: «…Среднее сословие – купцы, ремесленники, трактирщики – состояло из многочисленной массы жидов-торгашей, неутомимо деятельных. Ни днем, ни ночью, во время частых моих переездов и переходов, я ни разу не видел спящего жида. Питается он бедно, луком и блинами, терпит ругательства и побои, готов бегать целый день за пятак. Главный его двигатель – деньги. С помощью их откупается он легко, когда сам попадется в беду. Жиды потакают беспечности крестьян, давая им взаймы деньги, а в долг – водку, чтобы после жатвы содрать с них по сто процентов и больше,  потом разорить совершенно».

 После убийства в 1881 году царя Александра II начались еврейские погромы, которые к окончанию гражданской войны (1918 – 1920 гг.) унесли до 250 тыс. человек. К 1921 году 700 городов и сел России были очищены от евреев, а их недвижимая собственность и имущество разграблены. 

 Стараясь выжить, сохранить нацию, с началом погромов евреи стали в массовом порядке эмигрировать. Российскую империю покинули почти 1,7 млн. иудеев. Более 85 процентов беженцев поселились в США, остальные в Германии, Великобритании, Канаде, Южной Африке и Аргентине.

 Евреи приняли активное участие в Октябрьской революции, в партии большевиков их состояло более 2 тысяч человек. Большевики резко осудили погромы, чем привлекли евреев на свою сторону. Идейный вдохновитель социалистической революции В.И. Ленин к евреям относился благосклонно. Его дед по материнской линии Александр Бланк был евреем, принявшим православие.

 В мае 1934 года на Дальнем Востоке в долине Биры и Биджаны была создана Еврейская автономная область. Однако евреи переселяться в искусственно созданную автономию не желали, максимальное их число не превышало 30 тысяч человек.

 Накануне Великой Отечественной войны, в результате передела территорий, заключения пакта Молотова – Риббентропа, в СССР оказалось 5,2 миллиона евреев, треть евреев всего мира. Около 500 тысяч евреев были мобилизованы в Красную Армию, из них 200 тысяч погибли на фронтах. 130 евреев удостоены звания Героя Советского Союза.

 Из короткого обзора понятно, что евреев преследовали во все времена, в том числе и в России. Однако, колоссальный ущерб еврейскому народу нанес Адольф Гитлер. Планомерное уничтожение евреев нацистами (Холокост) во время Второй мировой войны унесло на территории Польши и западных областей СССР по учетным данным – 4,6 млн. человек. В концлагерях был налажен строгий персональный учет, на каждого человека заводилась карточка с отметками о прибытии и убытии. Сейчас эти документы рассекречены.

 ***

 По сведениям В.М. Забелина в период оккупации в Благодарненском районе уничтожены 223 человека, в Бурлацком – 112 чел.
 24 августа 1942 года 26 евреев схваченных в селе Алексеевском были расстреляны в развалинах старой мельницы. В январе 1943 года обнаружены: «…в юго-западной стороне от села Благодарного одна яма и в северной – четыре, в них найдены останки 67 мужчин, 102 женщин и 18 детей».

 В селе Спасском были расстреляны 44 беженца. Директор СШ № 5 Кремень Яков Абрамович поставил на месте захоронения памятник.
 Непосредственными участниками репрессий в нашем районе были местные полицейские, в том числе Н. Сатин. В начале апреля 1959 года его доставили в Ставрополь.

 7 апреля следователь следственного отдела Управления КГБ при Совете Министров СССР по Ставропольскому краю ст. лейтенант Лукинов приступил к допросам Сатина. Начались очные ставки, экспертизы и прочее.

 Сформировалось следственное дело № 24242 по обвинению Сатина в совершении преступлений в период фашистской оккупации. В советское время дело хранилось в архивном отделе краевого Управления комитета государственной безопасности.

 Следствие установило, что в конце сентября – начале октября 1942 года Благодарненской районной полицией были арестованы советские граждане еврейской национальности, более ста человек. Их них: сорок – мужчин, остальные – женщины и дети. Они были беженцами из западных областей Советского Союза, оккупированных фашистскими захватчиками.

 Арестованных граждан обыскали, изъяли у них ценности и вещи, затем мужчин отделили от женщин и детей, поместили в разные помещения.
 В аресте евреев Сатин участия не принимал. А когда он прибыл в полицию, то увидел, что все полицейские были одеты в новую одежду, каждый имел карманные или наручные часы. Со слов полицейских П. и Р. все вещи были изъяты у евреев.

 Через несколько дней, вечером, по приказу начальника полиции Лысоченко мужчин-евреев вывели из камер, во дворе полиции построили их в колонну по четыре, и под охраной двадцати полицейских, вооруженных винтовками, повели к железнодорожному вокзалу станции «Благодарное».
 Во главе колонны шли Лысоченко, немецкий комендант и его переводчик.

 Сатин давал показания: «…В колонне было примерно сорок человек граждан еврейской национальности, все были мужчины. В числе конвоирующих полицейских был и я. Припоминаю полицейских… (Названы имена и фамилии десяти полицейских)». 

 Арестованных закрыли в железнодорожную электростанцию, затем по 7 – 8 человек под охраной переводили через железнодорожное полотно, и в районе аэродрома расстреливали. Расстрелом евреев руководил начальник полиции Лысоченко. Обреченных людей ставили у ямы, против каждой жертвы становился полицейский с винтовкой, по команде «огонь» производили выстрелы, тела сваливали в ямы.

 Все полицейские были «повязаны кровью», так как каждый участвовал в конвоировании и расстреле еврейских граждан, и никому не удалось уклониться от участия в этой жестокой акции.

 В ноябре 1959 года в доме учителя села Благодарного состоялся суд. Председательствовал на заседании суда М.Г. Лаврентьев. Государственное обвинение представлял помощник прокурора края А.М. Половинкин, общественное – М.И. Мартынов, начальник штаба партизанского отряда «Максим».

 Н. Сатина приговорили к высшей мере наказания. Но он подал кассационную жалобу. 11 марта 1960 года районная газета «Путь Ленина» опубликовала информацию под заголовком «Изменник Родины расстрелян»: «…Как уже сообщалось, краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело изменника Родины Сатина Н.М., совершившего в период временной оккупации территории Благодарненского района немецко-фашистскими захватчиками тяжелые злодеяния, приговорил его к смертной казни – расстрелу. Верховный суд РСФСР оставил в силе приговор по делу Сатина, а Верховный Совет РСФСР отклонил его ходатайство о помиловании. Приговор в отношении Сатина приведен в исполнение».

 ***

 8 мая 2010 года по инициативе местного отделения партии «Единая Россия» на городском кладбище, расположенном по ул. Чапаева, был установлен мемориальный знак.

 Надпись на плите гласит: «Здесь захоронены останки советских граждан, расстрелянных в сентябре – октябре 1942 года в селе Благодарном немецко-фашистскими оккупантами».

 В общем, надпись на плите верно характеризует ситуацию осени сорок второго: «Война… Оккупация… Нацистский террор…». Выступающие на митинге говорили о том, что сотрудниками немецких карательных органов и полицейскими на северной окраине села Благодарного было расстреляно около 30 – 40 человек советских граждан еврейской национальности.

 Только, почему-то, слова «еврейской национальности…», «…и полицейскими» в текст на плите не включили, и теперь надпись скрывает негативное для советского социалистического строя и коммунистической идеологии явление: измену, предательство, службу в пользу врага, участие полицейских в карательных акциях. А также, идеологию фашизма – геноцид по отношению к еврейскому народу и другим «низшим расам».

 Со словом «…и полицейскими» мемориальный знак был бы ближе к исторической истине. Тем более, ни у кого нет сомнений, что эту группу беженцев-евреев расстреляли наши местные полицейские.


 К памятному знаку возлагались живые цветы. У евреев это не принято, у них на кладбище приносят камешки.

 10 марта 2011 г.
© Copyright: Владимир Пузиков, 2011
 Свидетельство о публикации №21103311672
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении правил
Автор текста Владимир Пузиков:
http://www.proza.ru/2011/03/31/1672