Публикации в Ближнем Зарубежьи

Алик Малорос
     Ну какой же автор не обрадуется, увидев свой стих, статью или рассказ в местной русскоязычной газете, или журнале, или в вестнике своей общины? Главное назначение «русских» газет и журналов в Ближнем Зарубежьи – это обеспечение русскоговорящего населения рекламой. Похоже, именно реклама здесь, в Зарубежьи сеет разумное, доброе и вечное. Ну пусть не вечное, но настойчиво-назойливое, иногда даже нужное. На газетной полосе гордо заявляют о своём существовании «русские» магазины, врачи разных специализаций, адвокаты, фирмы услуг, гадалки и прорицатели, и даже «диспетчеры» космической энергии, нахально выхватывая жезл управления миром у Господа. А Он снисходительно посматривает на похвальбу этих мальчишек-магистров, справедливо полагая, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы глаза не выкололо. И не только себе, но и окружающим. Впрочем, советы магистров от космоэнергетики настолько туманны, что не только в глаз, но и в бровь не попадают, и за глаза свои можно быть спокойным.

     С этой рекламой да с программами телевидения из бывшего Союза места для литературных опусов остаётся немного, а пишущих стихи и прозу – прорва, всех не опубликуешь. Чтобы отобрать достойные публикации сочинения, редакции прибегают к нескольким безотказным приёмам:

1. Конкурс произведений
2. Платная публикация
3. Публикация известных, маститых авторов

А давайте подробнее рассмотрим достоинства и недостатки этих методов.

Конкурс произведений

     Эти конкурсы хороши, ведь они позволяют отсеять опусы, не соответствующие девизу, духу и букве соревнования. Тут играют роль срок присылки, размер произведения, содержание. Введение требования на отсутствие ненормативной лексики сразу отсекает несдержанных авторов. Опоздал с присылкой рассказа или стиха, и лишился права участвовать в конкурсе. Написал слишком длинно – исключён из числа соревнующихся. Не отразил девиз конкурса в сочинении – и жди следующего раза. Но вот автор, который выполнил все эти требования, написал, успел, соблюл все правила. И даже заплатил организационный взнос.

     Победителем конкурса стать почётно, иногда даже денежный приз для первых двух-трёх лауреатов предусмотрен. Но встаёт законный вопрос: а судьи кто? Как правило, организатор конкурса и занимает почётное председательское кресло, так сказать, место верховного судьи. Места народных, или присяжных заседателей занимают приятели судьи, активно интересуясь процессом соревнования. Увы, зачастую ни судья, ни заседатели, или члены жюри, не являются литераторами. Ведь маститые писатели и поэты не рвутся в жюри конкурса, для них это просто потеря времени. Вот и получается, что дюбители судят любителей. Так что не обессудьте достойные, если вы не победили: выигрывает «лотерейный» принцип, слепой случай. Иногда и личные знакомства с членами жюри помогают, личные контакты и симпатии. Антипатии напротив, вредят, не позволяют, не пущают.

Платная публикация книги

     Несколько проще обстоит с платной публикацией. Уже существуют услуги для публикации поэзии, прозы; для автора сделают книгу его сочинений, оформят, как надо. И сколько нужно экземпляров напечатают, лишь бы автор заплатил. Другое дело, кто эту книгу читать будет. Конечно, первые читатели – дети, родители, друзья и знакомые. Жёны тоже ревниво перечитывают написанное:

-А кто эта сероглазая незнакомка с бесконечно добрыми и ласковыми глазами и руками,- думает жена. –У меня глаза отродясь коричневые. Ишь, что удумал, вертопрах!-

Пожилые мужья более снисходительны к жёнам с загулявшей фантазией. Одна такая дамочка прилюдно на конкурсе поэзии заявила в стихах, что ищет свою Большую Любовь. А поскольку эти её стихи никакого призового места не заняли, то муж -лопух трогательно утешал её прямо на людях.

      Дети снисходительно почитают книгу своего родителя, родительницы, подивятся, откуда что берётся, и что это их приземленный папаша с лысиной и брюшком мечтает о прелестных юных незнакомках. А мамочка-то, мамочка, оказывается, тоже того... загуляла, по меньшей мере в мыслях. И, не найдя в писаниях родителей той живительной струи, которая заставляет читать, читать книгу, рассказ, стих до конца не отрываясь, отложат, не дочитав, нерукотворный труд их родителя, чтобы больше никогда его не открывать.

     Ну, а чужие и подавно читать не станут: имя «нераскрученное», никакой рекламы (денег жалко! А ну как никто не купит книжку, и плакали наши денежки). А сто-двести экземпляров уже оплачены, присланы и стоят-пылятся в пачках в коридоре. Ну две-три книжки детям, десять-двадцать знакомым и друзьям удалось навязать, ещё пару-тройку снести в русскую библиотеку имени русского великого классика, когда-то проездом бывавшего в этом городе Зарубежья. А что с остальными книгами делать? Центральная библиотека имени, пардон, Ленина в Москве что-то заказа на сочинения само(вы)родка не прислала, да и Питер тоже не чешется. И наш пис-сатель в задумчивости трёт свою лысину:

-Может, отослать им книгу в подарок, хотя бы в запасниках будут держать, а когда-нибудь кто-нибудь откроет, и найдёт скупо рассеянные по страницам золотые крупинки моего опыта? Так ведь за пересылку платить придётся. И так уйму денег стоило эту книгу издать.-

Платная публикация рассказа, или стиха в газете или журнале


     Некоторые газеты и журналы публикуют сочинения за деньги: сколько строчек, столько и плати, как за объявление. А ведь сочинение рассматриваемых авторов и есть самореклама, дескать, смотри, каков я, как могу писать, рифмовать, мысли мудрёные закручивать. Только ведь настоящая коммерческая реклама действует по принципу «Клиенты станут счастливее, а мы богаче», где условно счастье клиента и безусловно богаче «продавец счастья». А писательская самореклама действует наоборот, ибо пишущий стал счастливее от самореализации, а стали богаче издатели. 

Публикация известных авторов

     Публиковать известных авторов – почти беспроигрышный вариант. Но уж совсем «раскрученные» авторы имеют своих издателей, «облизывающих» таких писателей, как муравьи опекаемых тлей на малиновых листьях, снимая свою «десятину», «двадцатину», или даже «тридцатину» от продажи книг. На долю же зарубежных издателей, разных фондов русских классиков, русских библиотек в Зарубежьи, газет и частных журналов остаётся публиковать писателей «второй волны». Или к юбилеям давно почивших классиков. Но горе достойным, не сделавшим себе имя -  им нет ходу. Их время ещё не пришло. И может никогда не настать, если не рискнуть, и за свои средства не издать свою книгу (или за деньги спонсора). А тогда – читай выше раздел,  озаглавленный «Платная публикация книги». И не жалуйся, что при жизни ни дохода, ни славы...

13 сентября 2011 г.