Первый директор Моссада

Лев Израилевич
С момента образования «ШАЙ» возглавляли Реувен Шилоах и Исер Беэр. Личности поистине удивительные, наделённые высочайшим интеллектом, непреклонной волей и железной целеустремленностью. Подлинные генераторы идей.

Они были беззаветно преданны своему народу, интересы которого не на словах, а на деле ставили намного выше своих. Что для сегодняшних израильских политиков бо-о-о-льшая редкость!

Буквально через пару недель после провозглашения еврейского государства его премьер Давид Бен-Гурион поручил Реувену Шилоаху решение государственной задачи чрезвычайной важности – сформировать израильскую службу внешней разведки.

Создание подобной организации в первые годы существования страны было задачей, безусловно, логичной и понятной. Без внешней разведки не может существовать ни одно государство. Тем более если оно еврейское, находящееся в плотном кольце более двух десятков мусульманских стран. Далеко-далеко не дружественных.

К этому времени начальник «ШАЯ» Реувен Шилоах уже давно состоялся не только, как профессиональный разведчик, но и как серьёзный специалист по арабским странам и Ближнему Востоку в целом.

Он в совершенстве владел английским, французским и немецким языками. Без акцента говорил по-арабски. В том числе на некоторых его диалектах. Разбирался в тонкостях Корана. Хорошо знал арабский быт и мусульманские традиции. Шилоах обладал фантастической работоспособностью. В общем, для решения поставленной задачи он оказался человеком, самым что ни на есть, подходящим.

Полтора года ушло у Реувена Шилоаха и Исера Беэра на реализацию этой невероятно сложной и кропотливой проблемы. Особенно если учесть, что всё это время продолжалась кровопролитная Война за Независимость.

13 декабря 1949 года Бен-Гурион подписал указ о создании Центрального Управления Безопасности и Разведки. А 1 апреля 1951 года управление было преобразовано в «Институт специальных задач», который во всём мире сегодня называют «Мосадом».

Так получилось, что дата его создания выпала на день смеха и шуток. Однако организация оказалась на редкость серьёзной. С ней стараются не шутить.

Первое время указ о создании «Мосада», как, впрочем, и вся деятельность спецслужб являлась глубочайшей государственной тайной. Дело в том, что Бен-Гурион был принципиальным противником публичной огласки даже самого факта существования служб разведки и безопасности. Прессу, разумеется, в ту пору к данному факту даже на пушечный выстрел не подпускали. Но потом политика осовременилась, и всё стало, как у людей.

Первым директором «Моссада» стал его создатель, отец израильских спецслужб, Реувен Шилоах. Краткую характеристику этого незаурядного человека я уже приводил. Теперь немного о его яркой, к большому сожалению, очень короткой жизни, протяжённостью всего в 49 лет.

Реувен Шилоах родился в Иерусалиме в 1910 году. В ультрарелигиозной семье потомственных раввинов. Его отец Ицхак Засланский, раввин иерусалимского квартала Меа Шаарим, по тем временам был человеком очень образованным. Жажду к знаниям он привил и своим детям: двум сыновьям и двум дочерям. Воспитывал их, к слову сказать, в традициях, далеко выходящих за рамки сугубо иудейских догматов.
               
Реувен учился в частной весьма престижной тогда еврейской гимназии. Благодаря феноменальной памяти он всё схватывал на лету. Знания давались ему очень легко. В 16 лет он закончил гимназию. На пару лет раньше своих сверстников.

И сразу же поступил… Нет-нет, не в Университет, а в «ХАГАНУ». Руководство подпольной еврейской армии быстро обратило внимание на образованного и смекалистого паренька. Ему стали поручать ответственные задания. Именно в это время Рувен получил подпольную кличку «Шилоах». Что в переводе с иврита означает посланец. В дальнейшем эта кличка превратилась в его фамилию.
 
У Реувена рано раскрылся природный талант разведчика. В 1931 году двадцатилетнему юноше доверили первую серьёзнейшую операцию. Сложную и очень опасную даже для более взрослых и зрелых разведчиков.

Еврейское Агентство, которое по-существу являлось тогда правительством еврейского населения Палестины, направило Шилоаха в Ирак для разведывательной работы. Там он провёл три года. Вначале работал учителем в средней школе. Затем ему удалось стать собственным корреспондентом издания палестинских арабов «Бюллетень».

По роду занятий Реувен часто бывал в самых отдалённых уголках Ирака. Объездил почти всю страну. В совершенстве овладел курдским языком. Завёл нужные связи. У него появились влиятельные друзья в различных сферах иракской жизни.

Реувен не только добывал и передавал руководству Еврейского Агентства ценнейшую информацию, но смог организовать и наладить в Ираке работу достаточно обширной агентурной сети. Поразительный успех для человека практически юношеского  возраста.
               
В 1934 году Реувен благополучно вернулся на родину. А из Ирака вплоть до начала Войны за Независимость от его агентов продолжала регулярно поступать так необходимая евреям информация. В том же году Шилоаху уже опытному разведчику поручают создание специальной разведывательной структуры в рамках «ХАГАНЫ». Вот тогда-то и была создана «ШАЙ» (Служба информации), которую он возглавил. В 1936 году Реувен женился на Бетти Бордан, работнице социального отдела Иерусалима.
               
Во время второй мировой войны Шилоах неоднократно бывал в воюющей Европе. Ему удалось наладить тесные связи с американской и британской разведками.

В 1943 году он принимал личное участие в подготовке и засылке в оккупированные фашистами европейские страны отрядов британских «коммандос». Это были молодые еврейские юноши и девушки из британской Палестины. Многие из них погибли в борьбе с нацистами, так и не дожив до счастливого дня провозглашения декларации о создании Государства Израиль.
 
После войны Шилоах опять в Европе. Теперь он занимается закупкой оружия и доставкой его в Палестину. Участвует в организации операций по нелегальной репатриации бывших узников лагерей смерти. Во время Войны за Независимость Реувен несколько раз встречался с иорданским королём. От имени руководства только что созданного еврейского государства вёл с ним сепаратные переговоры.

В 1949 году премьер-министр Давид Бен-Гурион назначает Реувена Шилоаха своим советником по безопасности. А вскоре он становиться послом Израиля в США. На этом ответственейшем посту он много сделал для улучшения отношений между еврейской страной и Соединёнными Штатами Америки. Шилоах был первым, кому удалось наладить тайное сотрудничество израильской разведки с американским ЦРУ.
 
С апреля 1951 года Шилоах – первый глава ведомства внешней разведки, превратившейся со временем в легендарный «Моссад». Именно в его бытность шефа Разведки произошло чёткое разграничения сфер деятельности трёх секретных служб: внешней разведки «Моссад», контрразведки «Шабак» и военной разведки «АМАН». Практически без существенных изменений рамки деятельности этих спецорганов существуют и поныне.
 
Став шефом «Моссада», Реувену невольно пришлось заниматься рутинными сугубо административными вопросами. Они отнимали у него массу сил и энергии. Но главное, отвлекали от решения основных профессиональных задач.

 А он был человеком исключительно дела. Бюрократическая суета, в конце концов, его доконала. К тому же в этот период у него разладились отношения с Бен-Гурионом. В сентябре 1952 года Шилоах по собственному желанию подаёт прошение об отставке.

А спустя семь лет, в 1959 году, Реувен Шилоах совершенно неожиданно умер. Официальная причина смерти – остановка сердца. Но существуют и другие версии. Одна из них – якобы, погиб при не выясненных обстоятельствах в автомобильной катастрофе. Но как бы там не было, умер Шелоах в самом расцвете творческих сил, не дожив до своего пятидесятилетия. Тем не менее дел, которые он совершил на благо своего народа, с избытком хватило бы на несколько более продолжительных жизней.